Программа элективного курса по биологии Генетика человека

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей естественнонаучного цикла______

«___» августа 2009 г..

Протокол №___ от «____»августа 2009 г.

«Утверждено»

на заседании педагогического совета

Протокол №___ от «__» августа 2009 г

Приказ №___ от «____»августа 2009 г

Рабочая программа

по элективному курсу

Генетика человека


для предпрофильной подготовки




автор: Клок Галина Давидовна

учитель химим высшей категории

МОСШ № 10












2008-2009 учебный год

Пояснительная записка

О, наблюдай творимое вокруг,

Смотри в себя - и замыкай сей круг,

Познай других - и свой познаешь дух,

Познай себя - и мир раскроешь вдруг

А.Чижевский

Учебная программа курса по выбору предполагает создание условий для повышения интереса учащихся к собственному здоровью, здоровью своего будущего поколения, как следствие повышение интереса и к предметам естественно-научного профиля, а значит формирование системы знаний о живых организмах и взаимодействии их с факторами окружающей среды, а также формирование специальных умений.

Содержание курса предполагает углубленное изучение предмет "Общая биология", в частности раздела генетики, т.е. формирование понимания природы человека (личности), как взаимодействия генетической и социальной программ при влиянии факторов окружающей среды.

В программе нашли отражение задачи, важные в настоящее время для биологической науки. Биология по праву признана наукой XXI века, и одним из знаменательных событий нашего времени является полная расшифровка генома человека, которая делает возможным исправление генетических дефектов, лечение различных заболеваний, продление жизни человека.

Генетика - один из фундаментов современной медицины, и её важнейшей задачей является информированность людей. Очень важной проблемой медицины является изучение законов, по которым наследуются различные болезни и дефекты у человека. В некоторых случаях элементарные знания в области генетики могут помочь людям, страдающими недугами, узнать, будут ли их дети испытывать аналогичные страдания. В процессе освоения программы обучающиеся узнают об основных наследственных заболеваниях, причинах их возникновения и признаках, расширить знания о медицинской генетике, проблемах генетической безопасности человека. Учащиеся смогут получить представление о профессиях и специальностях, как генетик, специалист по медико-генетическому консультированию, эколог по изучению влияния различных веществ в окружающей среде на человека, педагога-психолога.

В генетических лабораториях мира совершаются новые открытия, которые не успевают попасть в школьные учебники, поэтому одной из особенностей данного курса является формирование представления учащихся о перспективах развития современной биологической науки в целом и, в частности, молекулярной генетики. Кроме того, к особенностям данного курса можно отнести более подробное изучение методов генетики человека, которые вызывают, как правило, наибольший интерес, но в школьной программе освещены недостаточно полно.

Содержание курс носит предметно - ориентированный характер, предусматривает дифференцированное, личностно-ориетированное обучение. Курс состоит из 2-х частей: информационной (лекции разной дидактической конструкции, беседы, семинары, консультации), технологической (решение задач, кейсов, работа с проектами).

Цель курса: углубление теоретических знаний, полученных на уроках биологии; закреплении практических специально-предметных умений, формирование понимания природы человека (личности), как взаимодействия генетической и социальной программ при влиянии факторов окружающей среды.

Задачи курса:

  • формирование интереса к изучению генетики;

  • показать практическую значимость общей биологии для различных отраслей производства, селекции, медицины;

  • углубление знаний о практических методах генетики человека;

  • совершенствование умения ориентироваться в современном информационном поле, получение и отбор необходимой информации;

  • умение применять полученные знания на практике;

  • развитие творческих способностей и коммуникативной компетентности;

  • развитие умений прогнозировать влияние факторов среды на геном человека;

  • формирование экологической культуры человека, нравственных ценностей, содействие профессиональной ориентации.

Требования к освоению содержания курса:

Учащиеся должны знать:

  • особенности человека как объекта генетических исследований и об основных методах генетики человека;

  • особенности организации наследственного аппарата соматических и генеративных клеток человека;

  • понятие "геном человека";

  • механизмы наследования признаков у человека;

  • генетические основы онтогенеза человека;

  • природу мутагенов, в том числе антропогенного происхождения; о типах мутаций, встречающихся в клетках человека;

  • основные виды наследственных и врожденных заболеваний и заболеваниях с наследственной предрасположенностью, о профилактике этих заболеваний;

  • основные компоненты, составляющие экологическую культуру

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять механизмы передачи признаков по наследству;

  • составлять генеалогическое (родословное) древо и анализировать по нему характер наследования того или иного признака в ряде поколений;

  • решать генетические задачи,

  • выделять факторы, способствующие возникновению наследственных заболеваний, устанавливать взаимосвязь между мутациями и проявлениями наследственных заболеваний;

  • использовать ресурсы сети Интернет,

  • работать с учебниками, научно-популярной литературы, периодическими изданиями;

  • составлять схемы, конспекты, структурированные логические знаковые модели;

  • самостоятельно составлять генетические задачи по разделам «Законы Менделя», «Наследование, сцепленное с полом»,

  • проектировать.

Методы контроля достижений учащихся:

  1. Текущий контроль: фронтальный и индивидуальный опрос, тестирование, решение генетических задач, составление генеалогического древа и генетических задач.

  2. Итоговый контроль - защита проектов.

Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю), из них информационной блок - 4 часов, технологический блок - 13 часов. Рекомендуется проведение курса во втором полугодии.

Критерием успешности является оценка продукта проектной деятельности обучающихся, которая проводилась по следующим параметрам:


  • доклада

  1. Полнота представления проблемы

  2. Аргументированность

  3. Убедительность и убежденность

  4. Культура речи

  5. Манера

  6. Чувство времени

  7. Удержание внимания аудитории


  • ответов на вопросы

    1. Стремление использовать ответы для успешного развития темы

    2. Убедительность и убежденность

    3. Дружелюбие

    4. Полнота

    5. Аргументированность

Система оценивания - рейтинг по двухбалльной системе

соответствует

частично соответствует

не соответствует

2

1

0

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


  1. Введение (1 час информационного блока).

Формирование представлений о природе человека (личности) как взаимодействии генетической и социальной программ при влиянии факторов окружающей среды.


  1. Генетическая программа. Материальные носители наследственности (1 час информационного блока).

Хромосомный набор клеток человека. Кариотип. Кариограмма. Типы хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Геном человека. Системы работы гена (индуцированная и репрессированная).


  1. Методы изучения генетики человека (5 часа технологического блока).

Генеалогический метод. Родословные древа. Методика их составления. Изучение родословных некоторых европейских царственных фамилий, ведущих род от королевы Виктории. Цитогенетический метод. Культивирование соматических клеток, клонирование, селекция соматических клеток. Биохимический метод. Метод моделирования. Близнецовый метод. Популяционно-статистический метод.

  1. Природа факторов, влияющих на генетическую и социальную программы человека (1 час информационного блока).

Мутагены и канцерогены. Природа мутагенов. Влияние мутагенов на генетическую информацию человека, следствия. Значение мутаций в эволюции. Мутации, как причины наследственных болезней

  1. Наследственные болезни и их характеристика (4 часа технологического блока, работа с каталогом "Наследственные болезни").

Классификация наследственных заболеваний, причины заболеваний, клинические описания некоторых болезней: аутосомные ( фенилкетонурия, полидактилия), сцепленные с Х-хромосомой рецессивные (дальтонизм, гемофилия, миопатия Дюшена), сцепленные с Х-хромосомой доминантные ( коричневая окраска эмали зубов, витамин Д резистентный рахит), сцепленные с Y - хромосомой ( раннее облысение, ихтиоз). Хромосомные заболевания, связанные с изменением числа целых хромосом (трисомия - синдром Дауна, синдром Патау, синдром Эдвардса) и с изменением числа половых хромосом (синдром Шершевского-Тернера, Кляйнфельтера, трисомия Х). Геномные, связанные с изменением фрагментов положения фрагментов хромосом - делеция (синдром кошачьего крика).

  1. Болезни с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные) (1 час технологического блока, работа с каталогом "Наследственные болезни")

Ревматизм, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, псориаз, бронхиальная астма, шизофрения, особенности их проявления и профилактика

  1. Механизмы наследования различных признаков (наследственных болезней) у человека (2 часа технологического блока).

Решение задач на наследование аутосомно-доминантных и аутосомно-рецессивных признаков (менделеевская генетика: моно - дигибридное скрещивание, анализирующее скрещивание, неполное доминирование). Решение задач: на признаки, сцепленные с полом, комплементарность, эпистаз, полимерию, плейотропное взаимодействие генов.

  1. Работа с проектами по теме "Благополучие (генетическое, психическое, физиологическое, социальное) моей будущей семьи". Защита проектов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН.


Название темы

час всего

дата

теор.

прак.

форма

продукт

1

Введение.

1

1

лекция проблемного типа.

структурированный конспект

2

Генетическая программа. Материальные носители наследственности.

1

1

эвристическая лекция

построение логически-знаковых

моделей.

3

Методы изучения генетики человека

5

5

семинар

Краткий конспект, результаты (заключения) по каждому методу генетики человека.

4

Природа факторов, влияющих на генетическую и социальную программы человека

1

1

беседа с элементами поисковой деятельности

5

Наследственные болезни и их характеристика

4

4

дифференцированная работа

составление схем, работа с каталогом «Наследственные заболевания», раздаточным материалом

6

Болезни с наследственной предрасположенностью (мультифакториальные)

1

1

индивидуальная работа, беседа

структурированный конспект, работа с каталогом «Наследственные заболевания», с раздаточным материалом.

7

Механизмы наследования различных признаков (наследственных болезней) у человека.

2

2

консультации

Решение задач,кейсов

8

Работа с проектами по теме "Благополучие (генетическое, психическое, физиологическое, социальное) моей будущей семьи".

1

1

практическая работа проблемного типа, консультации

Работа над проектом

9

Защита проекта

1

1

защита проектов


© 2010-2022