Программа элективного курсапо основам доврачебной помощи 8-9 класс

Предлагаемая программа охватывает основные вопросы углубления медицинских знаний, навыков по уходу за больными, навыки по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим людям. Ведь задача первой доврачебной помощи состоит в том, чтобы путем проведения простейших мероприятий спасти жизнь пострадавшему, уменьшить его страдания, предупредить развитие возможных осложнений, облегчить тяжесть течения травмы или заболеванияПолученные знания, умения  и навыки могут стать основой, на которой в дальнейше...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»

г. Бийск














Программа элективного курса

В рамках предпрофильной подготовки

по основам первой медицинской помощи

«Это должен знать и уметь каждый»

8(9) класс



Автор: учитель биологии

Титова Елена Васильевна





















Аннотация:

Курс позволяет реализовать предпрофильное образование учащихся в рамках предмета биология как компонента общего среднего образования. Изучая основы оказания первой доврачебной помощи, ученик приобретает навыки самостоятельной работы, практической работы, работы со справочниками, документами.

Происходит профориентационная работа с учащимися, у них появляется интерес к определенной профессии, расширяется их кругозор, формируется их представление о работе врачей, понимание происходящих процессов, развивается интерес к науке, воспитывается любовь к науке и человеку.

Пояснительная записка

Каждый учащийся при получении среднего образования должен иметь возможность расширить свои знания, кругозор, поднять свой культурный уровень вне зависимости от специализации, которую он выбирает. Предлагаемая программа охватывает основные вопросы углубления медицинских знаний, навыков по уходу за больными, навыки по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим людям. Ведь задача первой доврачебной помощи состоит в том, чтобы путем проведения простейших мероприятий спасти жизнь пострадавшему, уменьшить его страдания, предупредить развитие возможных осложнений, облегчить тяжесть течения травмы или заболевания. Особое внимание в курсе уделено развитию у учащихся умений распознать различные травмы и навыков оказания первой помощи. Полученные знания, умения и навыки могут стать основой, на которой в дальнейшем должно формироваться освоение основных медицинских дисциплин. Данный курс дает возможность ребятам подготовить себя к профессии врача.

Наибольшее внимание в курсе уделено:

- классификации травм и повреждений

- принципам и правилам, методам и приемам оказания первой медицинской помощи

- принципам ухода за больными

- особое внимание уделено культуре поведения и этике взаимоотношений между оказывающим помощь и пострадавшим.

Выполнение практических заданий повышает их ответственность, заинтересованность в своем конечном результате, развиваются коммуникативные способности учащихся при встрече со специалистами при проведении социологических опросов. Результатом работы является восприятие материала через собственный опыт делает полученную учеником информацию личностно значимой, формирует понимание реальной окружающей действительности, помогает в приобретении способов деятельности по получению знаний из различных источников, формирует интерес к предмету. Все это способствует адаптации ученика к сложным жизненным ситуациям. Помогает социализации.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, практический.

Курс базируется на основных учебных предметах, прежде всего на биологических дисциплинах и ОБЖ.

Курс рассчитан на 18 часов в 8 (9) классе средней школы.

Цель курса: формирование у учащихся понимания того, что от каждого может зависеть жизнь и состояние здоровья другого человека.

Задачи курса:

- в результате изучения курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения.

- приобрести навыки оказания первой помощи; навыки ухода за больными.

Учащиеся должны знать:

  1. Классификацию травм и повреждений.

  2. принципы организации оказания первой помощи.

  3. Способы предупреждения травматизма.

  4. Виды асептики и антисептики.

Должны уметь:

  1. Оказывать первую помощи при ранениях, кровотечениях и др. повреждениях.

  2. Классифицировать и определять вид и характер травм и повреждений.

  3. Оказывать помощь по уходу за больными.

Содержание курса:

  1. Введение (1 час)

Значение медицинской помощи правила ее оказания

  1. Первая помощь при травмах и несчастных случаях (11 часов)

- понятие о ране, классификация ран и их осложнения

- виды кровотечений и их характеристика

- правила наложения стерильных повязок

- первая помощь при кровотечениях (практическая работа №1)

- понятие о переломах и травматическом шоке

- первая помощь при переломах (практическая работа №2)

- классификация ожогов и первая помощь при ожогах (практическая работа № 3)

- первая помощь при прекращении сердечной деятельности и дыхания (практическая работа № 4)

- первая помощь при отморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении (практическая работа № 5)

- отравление, виды отравления.

- первая помощь при отравлениях (практическая работа № 6)

  1. Асептика и антисептика (3 ч)

- виды асептики, характеристика основных антисептических средств, антисептические препараты, основные методы применения антисептиков

- асептика помещений, контроль за стерильностью

- определение антисептических препаратов (Лабораторная работа №1)

  1. Основы ухода за больными (2 часа) экскурсия в стационар

- понятие о личной гигиене больного и ее значение в лечении

- уход за больными, их транспортировка

  1. Итоговое занятие (1 час)

Сдача зачета по данному курсу.

Учебно-тематический план


п\п

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма проведения

Форма контроля

1

Введение. Значение медицинской помощи

1

лекция

2

Первая помощь при травмах и несчастных случаях

11

2.1

Понятие о ране, классификация ран и их осложнения

1

лекция

беседа

2.2

Виды кровотечений и их характеристика

1

лекция

беседа

2.3

Правила наложения стерильных повязок

1

Практ.работа

2.4

Первая помощь при кровотечениях

1

Практ.работа

2.5

Понятие о переломах и травматическом шоке

1

лекция

2.6

Первая помощь при переломах

1

Практ.работа

2.7

Классификация ожогов и первая помощь при ожогах

1

Практ.работа

Лекция

2.8

Первая помощь при прекращении сердечной деятельности и дыхания

1

Практ.работа

2.9

Первая помощь при отморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении

1

Практ.работа

2.10

отравление, виды отравления.

1

лекция

2.11

первая помощь при отравлениях

1

Практ.работа

3

Асептика и антисептика

3

3.1

Виды асептики, характеристика основных антисептических средств, антисептические препараты, основные методы применения антисептиков

1

лекция

беседа

3.2

Асептика помещений, контроль за стерильностью

1

лекция

3.3

Определение антисептических препаратов

1

Практ.работа

4

Основы ухода за больными

2

4.1

Понятие о личной гигиене больного и ее значение в лечении

1

лекция

4.2

Уход за больными, их транспортировка

1

лекция

5

Итоговое занятие

1

зачет

Литература


  1. Адрианов В.Л., Веселов Н.Г., Мирзоева И.И. Организация ортопедической и травматологической помощи детям. - Л.: Медицина, 1988

  2. Анисимова В.С., Брунова Е.П., Реброва Л.В. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиена человека. - М.: Просвещение, 1987

  3. Гостишев В.К. Руководство к практическим занятиям по общей хирургии. - М.: Медицина, 1987

  4. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. - М.: Просвещение, 1989

  5. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена здоровья школьника. - М.: Просвещение, 1988

© 2010-2022