Программа по развитию интеллектуально-одаренных детей Умники и Умницы

Программа "Умники и умницы" является программой по работе с одаренными, талантливыми обучающимися, которые имеют проявляют интерес к изучению отдельных предметов или другим видам деятельности (художественно-эстетическое, научно-исследовательское). Реализация программы расчитана на 3 года. Данная программа апробирована и является достаточно эффективным инструментом для организации целенаправленной работы по выявлению и развитию одаренных детей. Программа "Умники и Умницы" была рассмотрена и одобр...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 91»

Т.К. Якимова

«10» сентября 2011 года



Программа

по развитию интеллектуально-одаренных детей

«Умники и умницы»




Котова Елена Владимировна,

учитель биологии МОУ «СОШ №91»








Омск-2011


  1. Введение

Программа развития российского образования провозгласила целью - воспитание компетентной, творческой, готовой проявить свою индивидуальность конкурентно-способной личности. Тем самым, центральной стала не просто проблема обучения и развития подрастающего поколения, а самореализации личности в обществе. Без консолидации усилий социума, родителей и педагогической общественности этого достичь сложно, ведь полноценное развитие личности происходит в столь же полноценном общении. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными к познанию детьми является крайне необходимой. Одаренные дети в силу своих психологических личностных характеристик качественно отличаются от сверстников. Они не похожи и друг на друга, как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личным характеристикам. Социальная изоляция одаренных детей не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которые ставится ребенок. Требуется спокойное, конструктивное, человеческое отношение к таланту, как к равноправному члену гражданского сообщества, стремящегося к прогрессу: они нуждаются в сбалансированном интеллектуальном и социальном развитии.

«В современных условиях требует дальнейшего решения проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей в новых социально-экономических условиях, и в этой связи на государственном уровне должны оказываться содействие выявлению и развитию природных задатков детей на всех ступенях их воспитания и образования, а также адресная поддержка каждого талантливого ребенка».1
Целью федеральной подпрограммы «Одаренные дети» является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Перед школой в этой связи определяется целый ряд актуальных задач по различным направлениям работы: создание условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей; привлечение к работе с одаренными детьми различных специалистов - педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта и других специалистов; взаимодействие педагогов и других специалистов с родителями; повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными обучающимися.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, продуктивно мыслящего, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: "Способности - объяснение вашего успеха".

В системе работы школы накоплен определенный опыт по развитию интеллектуальных способностей учащихся. В школе имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. В школе реализуются программа развития образовательного учреждения «Школа социального развития», программа развивающего обучения, модульные курсы по различным предметам, осуществляющие дальнейшее развитие способностей учащихся; внедряются личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания. Традиционно проводятся предметные олимпиады, интеллектуальные конкурсы, турниры. Формируется система работы с учащимися, ведущими учебно-исследовательскую деятельность, через создание научного общества учащихся «Поиск» и проведение ежегодных конференций «Шаги в будущее», выставки детского творчества, конкурсы.

Цель программы:

Создание благоприятных условий для выявления, поддержки развития одаренных детей через оптимальную структуру школьного образования.

Задачи программы:

1. Совершенствование системы выявления поддержки и развития детской одарённости;

2. Создание системы внеурочной работы, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности; расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, конкурсах различного уровня;

3. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей, консультационной помощи родителям и педагогам, работающих с одаренными детьми.

4. Организация системы исследовательской работы учащихся, объединение усилий педагогов по формированию устойчивых навыков у учащихся, склонных к научно-исследовательской работе.

Сроки реализации программы «Умники и умницы»: 2011 - 2014 гг.





















II. Концепция программы «Умники и умницы».

«От одаренного ребенка - к одаренному взрослому» специалисту, способному принимать эффективные решения в производстве (М.А. Холодная). Реализация этой идеи возможна при создании условий для свободного проявления деятельности школьника и переходе к новым формам работы, средствам и технологиям обучения. Поэтому основная идея программы заключается в создании образовательного пространства для свободного проявления деятельности ребенка (И.Д. Фрумин) и формирования ключевых компетентностей.

По мнению Л.С. Выготского, образовательное пространство строится путем предоставления культурных, социальных и иных возможностей для реализации потенций ребенка. При этом возможность для его развития возникает только тогда, когда то, что предлагается ребенку, находит у него самого отклик, представляется ребенку естественным, переживается им, тогда образовательное пространство будет представлять собой сложную динамическую систему социокультурных ситуаций развития.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность - высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Под одаренностью понимаем качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.

Одаренные дети - дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности.

Одаренные дети:

· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

· имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

· испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими способностями.

4. Дети с высокими лидерскими способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;

  • факультативы;

  • кружки по интересам;

  • интеллектуальные конкурсы;

  • модульные курсы по выбору;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • интеллектуальные марафоны

  • научно - практические конференции, НОУ.

Этапы реализации программы:

Этап

Цели и задачи

Мероприятия программы

2011-2012 учебный год - проектировочный

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.

  • Разработка программы работы с одаренными учащимися.

  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.


  • Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов

  • Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися

  • Описание системы работы с одаренными учащимися.

  • Разработка Программы "Умники и умницы".

  • Согласование программы на МС и утверждение программы

2012-2013 учебный год - экспериментальный

Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

  • Диагностика склонностей учащихся, выявление одаренных детей.

  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения викторин, конкурсов, проектов.

  • Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с одаренными учащимися.

  • Адаптация учебных программ факультативов, модульных курсов.

  • Повышение квалификации педагогов.


  • Диагностика склонностей учащихся.

  • Создание банка данных об одаренных детях.

  • Научно-методические семинары для педагогов школы: "Исследовательская деятельность учащихся", «Психологические особенности и методические приемы работы с одаренными детьми», «Приемы целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики одаренных детей»

  • Заседания МО по вопросам:

1. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

2. Совершенствование способностей в совместной деятельности со сверстниками через самостоятельную работу.

  • Участие в научно-практической конференции «Шаги в науку».

  • Участие в интеллектуальных конкурсах, турнирах, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

  • Разработка и утверждение программ модульных курсов.

  • Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.

  • Участие во Всероссийской олимпиаде школьников

2013-2014 учебный год - переход в режим функционирования



Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации программы.

  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.

  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

  • Обобщение результатов работы школы.


  • Диагностика склонностей учащихся.

  • Участие в научно-практической конференции «Шаги в науку».

  • Участие в интеллектуальных конкурсах, турнирах, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

  • Работа по программам модульных курсов.

  • Разработка методических рекомендаций.

  • Анализ итогов реализации программы.

  • Обобщение результатов работы школы.

Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы

Педагоги, социальный педагог, педагог-психолог

Диагностика

Осуществление программы в системе внеклассной работы

Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской работы учащихся

Педагог-психолог, социальный педагог,

классные руководители, учителя-предметники

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

Диагностика.

Участие в мероприятиях школы и города.

специалисты ГОУ ВПО «ОмГПУ», БОУ ДПО «ИРООО», БОУ «ГПООЦ» и т.д.

Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Концепция модернизации образования на период до 2010 года

  • Муниципальная целевая программа «Одаренные дети», Омск, 2010.

  • Федеральная подпрограмма «Одаренные дети».

  • Федеральная целевая программа «Дети России» до 2020 года.

  • Положение о НОУ «Поиск».

  • Положение о проведении школьного тура предметных олимпиад.

  • Положение о проведении предметной недели (декады).

  • Положение о проведении школьного тура научно-практической конференции «Шаги в науку».

  • Положение о проведении конкурсов, викторин и т.п.

2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение

1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми.

2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

3. Разработка программ и проектов развития сферы внеучебной деятельности.

4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

5. Мониторинг работы системы.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы

Форма

Задачи

Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.

  • Повышение степени самостоятельности учащихся.

  • Расширение познавательных возможностей учащихся.

  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Школьная научно-практическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Организация исследовательской работы учащихся в школе

1 - 4 классы

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.

  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Выявление способных учащихся

Формы:

урок, внеклассная работа.

5-7 классы

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Творческое развитие учащихся.

  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок, внеклассная работа, предметные недели, школьные олимпиады, факультативы, научно- практическая конференция, кружки

8-9 классы

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

  • Формирование исследовательских навыков.

  • Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

урок, внеклассная работа, предметные недели, олимпиады, факультативы, научно-практическая конференция, НОУ, индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов, модульные курсы.

10-11 классы

Исследовательский этап:

  • Совершенствование исследовательских навыков.

  • Совершенствование информационной культуры учащихся.

  • Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Формы:

урок, внеклассная работа, предметные недели, олимпиады, факультативы, модульные курсы, НОУ, индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.






План основных мероприятий

по реализации программы «Умники и умники»


Мероприятия

Срок выполнения

Исполнители

Ожидаемые результаты

1.

Система мер по выявлению одаренных детей

1.1.

Разработка методических рекомендаций по поэтапному выявлению одаренных детей

По особому плану в течение периода

Педагог-психолог, социальный педагог, специалисты ЦДО «Эврика», МОУ «ГПООЦ».

Пакет методических рекомендаций и диагностических программ

1.2.

Проведение семинаров-практикумов с педагогами по вопросам выявления одаренных детей

В течение периода

Педагог-психолог, социальный педагог, специалисты ЦДО «Эврика», МОУ «ГПООЦ».

Компетентность специалистов в вопросах выявления одаренных детей. Адаптированные к условиям ОУ диагностические программы

1.3.

Создание и пополнение базы данных одаренных детей города

В течение периода

зам.директора по УВР, учителя-предметники, классные руководители

Созданная база данных одаренных детей. Механизм ее обновления

2.

Система мер по поддержке и развитию одаренных детей


2.1.

Информирование ОУ о возможностях участия в мероприятиях для одаренных детей на муниципальном, областном, всероссийском и международном уровнях

В течение периода

Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, руководители МО

Система информирования о возможностях участия в мероприятиях для одаренных детей

2.2.

Проведение школьного, окружного и городского этапов предметных олимпиад школьников

По особому плану в течение периода

Зам. директора по УВР

Победители школьного этапа. Участники областного и городского этапа предметных олимпиад

2.3.

Проведение школьного и городского этапов научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи

По особому плану в течение периода

Зам. директора по УВР

Победители школьного этапа. Участники городского и областного этапа НОУ

2.4.

Проведение интеллектуального Турнира имени М.В. Ломоносова

Ежегодно (октябрь-ноябрь)

Зам. директора по УВР, руководители МО

Победители интеллектуального Турнира имени М.В. Ломоносова

2.5.

Проведение школьного этапа международного математического турнира «Кенгуру»

По особому плану в течение периода

Зам. директора по УВР, руководители МО

Победители школьного этапа

2.6.

Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, фестивалей, турниров среди одаренных школьников

По особому плану в течение периода

Зам. директора по УВР, руководители МО

Система интеллектуальных и творческих конкурсов

2.7.

Разработка системы взаимодействия педагогов и школьного психолога с семьей одаренного ребенка

В течение периода

педагог-психолог

Пакет методических рекомендаций

2.8.

Организация и проведение конкурсов детского рисунка, фестивалей детского творчества, спортивных соревнований

В течение периода

зам. директора по ВР

Проведенные мероприятия. Выявленные одаренные дети

2.9.

Организация сетевых проектов с использованием возможностей Интернет

В течение периода

зам. директора по УВР, руководители МО, учителя-предметники

Организованные и проведенные сетевые проекты

2.10.

Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год

Ежегодно, август

зам.директора по УВР

Календарь массовых мероприятий

3.

Система мер по повышению профессиональной компетенции педагогических

кадров в работе с одаренными детьми

3.1.

Организация и проведение проблемных курсов и семинаров-практикумов для учителей

По особому плану в течение периода

Педагог-психолог, социальный педагог, специалисты ЦДО «Эврика», МОУ «ГПООЦ».

Образовательные программы. Профессиональная компетентность педагогов в вопросах обучения и развития одаренных детей

3.2.

Создание банка образовательных программ по работе с одаренными детьми, перспективных технологий обучения одаренных детей. Конкурс авторских программ по работе с одаренными детьми

В течение периода

Зам. директора по УВР, руководители МО

Банка образовательных программ по работе с одаренными детьми. Механизм ее обновления

3.3.

Издание материалов эффективного опыта работы с одаренными детьми

В течение периода

зам.директора по УВР

Опубликованные материалы по работе с одаренными детьми

3.4.

Размещение на образовательном сервере материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

В течение периода

зам.директора по УВР

Размещенные на образовательном сервере материалы

Ожидаемые результаты

  • Созданная система выявления, поддержки и развития одаренных детей в г. Омске

  • Банк данных «Одаренные дети», включающий информацию об одаренных детях, о педагогах, работающих с одаренными детьми, о научно-педагогической литературе, о нормативном и методическом обеспечении деятельности, направленной на работу с одаренными детьми, о технологиях и программах для ранней диагностики способных и одаренных детей; методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

  • Эффективное межведомственное сотрудничество в работе с одаренными детьми и по повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми;

  • Расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей учащихся.











Литература:

  1. Закон РФ «Об образовании»

  2. Конвенция о правах ребенка.

  3. Концепция модернизации образования на период до 2020 года

  4. Муниципальная целевая программа «Одаренные дети», Омск, 2010.

  5. Путь к успеху. Сборник программ по работе с одаренными детьми.// Авторы-составители: Дернова Т.В. и др. - Омск: департамент образования Администрации г.Омска, 2009

  6. Федеральная подпрограмма «Одаренные дети».

  7. Федеральная целевая программа «Дети России» до 2020 года.


1 Подпрограмма «Одаренные дети», разработанная к федеральной целевой программе «Дети России», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 172


© 2010-2022