- Преподавателю
- Биология
- Программа по развитию интеллектуально-одаренных детей Умники и Умницы
Программа по развитию интеллектуально-одаренных детей Умники и Умницы
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Котова Е.В. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 91»
Т.К. Якимова
«10» сентября 2011 года
Программа
по развитию интеллектуально-одаренных детей
«Умники и умницы»
Котова Елена Владимировна,
учитель биологии МОУ «СОШ №91»
Омск-2011
-
Введение
Программа развития российского образования провозгласила целью - воспитание компетентной, творческой, готовой проявить свою индивидуальность конкурентно-способной личности. Тем самым, центральной стала не просто проблема обучения и развития подрастающего поколения, а самореализации личности в обществе. Без консолидации усилий социума, родителей и педагогической общественности этого достичь сложно, ведь полноценное развитие личности происходит в столь же полноценном общении. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными к познанию детьми является крайне необходимой. Одаренные дети в силу своих психологических личностных характеристик качественно отличаются от сверстников. Они не похожи и друг на друга, как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личным характеристикам. Социальная изоляция одаренных детей не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которые ставится ребенок. Требуется спокойное, конструктивное, человеческое отношение к таланту, как к равноправному члену гражданского сообщества, стремящегося к прогрессу: они нуждаются в сбалансированном интеллектуальном и социальном развитии.
«В современных условиях требует дальнейшего решения проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей в новых социально-экономических условиях, и в этой связи на государственном уровне должны оказываться содействие выявлению и развитию природных задатков детей на всех ступенях их воспитания и образования, а также адресная поддержка каждого талантливого ребенка».1
Целью федеральной подпрограммы «Одаренные дети» является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Перед школой в этой связи определяется целый ряд актуальных задач по различным направлениям работы: создание условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей; привлечение к работе с одаренными детьми различных специалистов - педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта и других специалистов; взаимодействие педагогов и других специалистов с родителями; повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными обучающимися.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, продуктивно мыслящего, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: "Способности - объяснение вашего успеха".
В системе работы школы накоплен определенный опыт по развитию интеллектуальных способностей учащихся. В школе имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. В школе реализуются программа развития образовательного учреждения «Школа социального развития», программа развивающего обучения, модульные курсы по различным предметам, осуществляющие дальнейшее развитие способностей учащихся; внедряются личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания. Традиционно проводятся предметные олимпиады, интеллектуальные конкурсы, турниры. Формируется система работы с учащимися, ведущими учебно-исследовательскую деятельность, через создание научного общества учащихся «Поиск» и проведение ежегодных конференций «Шаги в будущее», выставки детского творчества, конкурсы.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для выявления, поддержки развития одаренных детей через оптимальную структуру школьного образования.
Задачи программы:
1. Совершенствование системы выявления поддержки и развития детской одарённости;
2. Создание системы внеурочной работы, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности; расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, конкурсах различного уровня;
3. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей, консультационной помощи родителям и педагогам, работающих с одаренными детьми.
4. Организация системы исследовательской работы учащихся, объединение усилий педагогов по формированию устойчивых навыков у учащихся, склонных к научно-исследовательской работе.
Сроки реализации программы «Умники и умницы»: 2011 - 2014 гг.
II. Концепция программы «Умники и умницы».
«От одаренного ребенка - к одаренному взрослому» специалисту, способному принимать эффективные решения в производстве (М.А. Холодная). Реализация этой идеи возможна при создании условий для свободного проявления деятельности школьника и переходе к новым формам работы, средствам и технологиям обучения. Поэтому основная идея программы заключается в создании образовательного пространства для свободного проявления деятельности ребенка (И.Д. Фрумин) и формирования ключевых компетентностей.
По мнению Л.С. Выготского, образовательное пространство строится путем предоставления культурных, социальных и иных возможностей для реализации потенций ребенка. При этом возможность для его развития возникает только тогда, когда то, что предлагается ребенку, находит у него самого отклик, представляется ребенку естественным, переживается им, тогда образовательное пространство будет представлять собой сложную динамическую систему социокультурных ситуаций развития.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность - высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Под одаренностью понимаем качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
Одаренные дети - дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности.
Одаренные дети:
· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
· имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
· испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими способностями.
4. Дети с высокими лидерскими способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися:
-
групповые занятия с одаренными учащимися;
-
факультативы;
-
кружки по интересам;
-
интеллектуальные конкурсы;
-
модульные курсы по выбору;
-
участие в олимпиадах;
-
работа по индивидуальным планам;
-
интеллектуальные марафоны
-
научно - практические конференции, НОУ.
Этапы реализации программы:
Этап
Цели и задачи
Мероприятия программы
2011-2012 учебный год - проектировочный
Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Задачи:
-
Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
-
Разработка программы работы с одаренными учащимися.
-
Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
-
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
-
Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов
-
Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися
-
Описание системы работы с одаренными учащимися.
-
Разработка Программы "Умники и умницы".
-
Согласование программы на МС и утверждение программы
2012-2013 учебный год - экспериментальный
Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
-
Диагностика склонностей учащихся, выявление одаренных детей.
-
Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения викторин, конкурсов, проектов.
-
Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с одаренными учащимися.
-
Адаптация учебных программ факультативов, модульных курсов.
-
Повышение квалификации педагогов.
-
Диагностика склонностей учащихся.
-
Создание банка данных об одаренных детях.
-
Научно-методические семинары для педагогов школы: "Исследовательская деятельность учащихся", «Психологические особенности и методические приемы работы с одаренными детьми», «Приемы целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики одаренных детей»
-
Заседания МО по вопросам:
1. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
2. Совершенствование способностей в совместной деятельности со сверстниками через самостоятельную работу.
-
Участие в научно-практической конференции «Шаги в науку».
-
Участие в интеллектуальных конкурсах, турнирах, проектных мероприятиях.
-
Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.
-
Разработка и утверждение программ модульных курсов.
-
Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.
-
Участие во Всероссийской олимпиаде школьников
2013-2014 учебный год - переход в режим функционирования
Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
Задачи:
-
Анализ итогов реализации программы.
-
Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
-
Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
-
Обобщение результатов работы школы.
-
Диагностика склонностей учащихся.
-
Участие в научно-практической конференции «Шаги в науку».
-
Участие в интеллектуальных конкурсах, турнирах, проектных мероприятиях.
-
Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.
-
Работа по программам модульных курсов.
-
Разработка методических рекомендаций.
-
Анализ итогов реализации программы.
-
Обобщение результатов работы школы.
Кадровое обеспечение программы
Группа
Функции
Состав
Административно-координационная
Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.
Директор школы
Педагоги, социальный педагог, педагог-психолог
Диагностика
Осуществление программы в системе внеклассной работы
Использование новых педагогических технологий
Организация исследовательской работы учащихся
Педагог-психолог, социальный педагог,
классные руководители, учителя-предметники
Специалисты, сотрудничающие со школой
Организация профессиональной помощи педагогам.
Проведение тренингов, круглых столов, встреч.
Диагностика.
Участие в мероприятиях школы и города.
специалисты ГОУ ВПО «ОмГПУ», БОУ ДПО «ИРООО», БОУ «ГПООЦ» и т.д.
Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе
Направление деятельности
Содержание
Информационное обеспечение
1. Нормативно-правовое обеспечение:
-
Закон РФ «Об образовании»
-
Конвенция о правах ребенка.
-
Концепция модернизации образования на период до 2010 года
-
Муниципальная целевая программа «Одаренные дети», Омск, 2010.
-
Федеральная подпрограмма «Одаренные дети».
-
Федеральная целевая программа «Дети России» до 2020 года.
-
Положение о НОУ «Поиск».
-
Положение о проведении школьного тура предметных олимпиад.
-
Положение о проведении предметной недели (декады).
-
Положение о проведении школьного тура научно-практической конференции «Шаги в науку».
-
Положение о проведении конкурсов, викторин и т.п.
2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)
3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).
4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.
Организационно-методическое обеспечение
1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми.
2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.
3. Разработка программ и проектов развития сферы внеучебной деятельности.
4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.
5. Мониторинг работы системы.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Форма
Задачи
Факультатив
-
Учет индивидуальных возможностей учащихся.
-
Повышение степени самостоятельности учащихся.
-
Расширение познавательных возможностей учащихся.
-
Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Школьная научно-практическая конференция
-
Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
-
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
-
Формирование информационной культуры учащихся.
Предметная неделя (декада)
-
Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
-
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
-
Развитие творческих способностей учащихся.
Научное общество учащихся
-
Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
-
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Организация исследовательской работы учащихся в школе
1 - 4 классы
Подготовительный этап:
-
Формирование навыков научной организации труда.
-
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
-
Формирование познавательного интереса.
-
Выявление способных учащихся
Формы:
урок, внеклассная работа.
5-7 классы
Творческий этап:
-
Совершенствование навыков научной организации труда.
-
Формирование познавательного интереса.
-
Творческое развитие учащихся.
-
Индивидуальная работа со способными школьниками.
Формы:
Урок, внеклассная работа, предметные недели, школьные олимпиады, факультативы, научно- практическая конференция, кружки
8-9 классы
Развивающий этап:
-
Совершенствование навыков научной организации труда.
-
Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
-
Формирование исследовательских навыков.
-
Развитие информационной культуры учащихся.
Формы:
урок, внеклассная работа, предметные недели, олимпиады, факультативы, научно-практическая конференция, НОУ, индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов, модульные курсы.
10-11 классы
Исследовательский этап:
-
Совершенствование исследовательских навыков.
-
Совершенствование информационной культуры учащихся.
-
Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.
Формы:
урок, внеклассная работа, предметные недели, олимпиады, факультативы, модульные курсы, НОУ, индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.
План основных мероприятий
по реализации программы «Умники и умники»
№
Мероприятия
Срок выполнения
Исполнители
Ожидаемые результаты
1.
Система мер по выявлению одаренных детей
1.1.
Разработка методических рекомендаций по поэтапному выявлению одаренных детей
По особому плану в течение периода
Педагог-психолог, социальный педагог, специалисты ЦДО «Эврика», МОУ «ГПООЦ».
Пакет методических рекомендаций и диагностических программ
1.2.
Проведение семинаров-практикумов с педагогами по вопросам выявления одаренных детей
В течение периода
Педагог-психолог, социальный педагог, специалисты ЦДО «Эврика», МОУ «ГПООЦ».
Компетентность специалистов в вопросах выявления одаренных детей. Адаптированные к условиям ОУ диагностические программы
1.3.
Создание и пополнение базы данных одаренных детей города
В течение периода
зам.директора по УВР, учителя-предметники, классные руководители
Созданная база данных одаренных детей. Механизм ее обновления
2.
Система мер по поддержке и развитию одаренных детей
2.1.
Информирование ОУ о возможностях участия в мероприятиях для одаренных детей на муниципальном, областном, всероссийском и международном уровнях
В течение периода
Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, руководители МО
Система информирования о возможностях участия в мероприятиях для одаренных детей
2.2.
Проведение школьного, окружного и городского этапов предметных олимпиад школьников
По особому плану в течение периода
Зам. директора по УВР
Победители школьного этапа. Участники областного и городского этапа предметных олимпиад
2.3.
Проведение школьного и городского этапов научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи
По особому плану в течение периода
Зам. директора по УВР
Победители школьного этапа. Участники городского и областного этапа НОУ
2.4.
Проведение интеллектуального Турнира имени М.В. Ломоносова
Ежегодно (октябрь-ноябрь)
Зам. директора по УВР, руководители МО
Победители интеллектуального Турнира имени М.В. Ломоносова
2.5.
Проведение школьного этапа международного математического турнира «Кенгуру»
По особому плану в течение периода
Зам. директора по УВР, руководители МО
Победители школьного этапа
2.6.
Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, фестивалей, турниров среди одаренных школьников
По особому плану в течение периода
Зам. директора по УВР, руководители МО
Система интеллектуальных и творческих конкурсов
2.7.
Разработка системы взаимодействия педагогов и школьного психолога с семьей одаренного ребенка
В течение периода
педагог-психолог
Пакет методических рекомендаций
2.8.
Организация и проведение конкурсов детского рисунка, фестивалей детского творчества, спортивных соревнований
В течение периода
зам. директора по ВР
Проведенные мероприятия. Выявленные одаренные дети
2.9.
Организация сетевых проектов с использованием возможностей Интернет
В течение периода
зам. директора по УВР, руководители МО, учителя-предметники
Организованные и проведенные сетевые проекты
2.10.
Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год
Ежегодно, август
зам.директора по УВР
Календарь массовых мероприятий
3.
Система мер по повышению профессиональной компетенции педагогических
кадров в работе с одаренными детьми
3.1.
Организация и проведение проблемных курсов и семинаров-практикумов для учителей
По особому плану в течение периода
Педагог-психолог, социальный педагог, специалисты ЦДО «Эврика», МОУ «ГПООЦ».
Образовательные программы. Профессиональная компетентность педагогов в вопросах обучения и развития одаренных детей
3.2.
Создание банка образовательных программ по работе с одаренными детьми, перспективных технологий обучения одаренных детей. Конкурс авторских программ по работе с одаренными детьми
В течение периода
Зам. директора по УВР, руководители МО
Банка образовательных программ по работе с одаренными детьми. Механизм ее обновления
3.3.
Издание материалов эффективного опыта работы с одаренными детьми
В течение периода
зам.директора по УВР
Опубликованные материалы по работе с одаренными детьми
3.4.
Размещение на образовательном сервере материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»
В течение периода
зам.директора по УВР
Размещенные на образовательном сервере материалы
Ожидаемые результаты
-
Созданная система выявления, поддержки и развития одаренных детей в г. Омске
-
Банк данных «Одаренные дети», включающий информацию об одаренных детях, о педагогах, работающих с одаренными детьми, о научно-педагогической литературе, о нормативном и методическом обеспечении деятельности, направленной на работу с одаренными детьми, о технологиях и программах для ранней диагностики способных и одаренных детей; методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
-
Эффективное межведомственное сотрудничество в работе с одаренными детьми и по повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми;
-
Расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей учащихся.
Литература:
-
Закон РФ «Об образовании»
-
Конвенция о правах ребенка.
-
Концепция модернизации образования на период до 2020 года
-
Муниципальная целевая программа «Одаренные дети», Омск, 2010.
-
Путь к успеху. Сборник программ по работе с одаренными детьми.// Авторы-составители: Дернова Т.В. и др. - Омск: департамент образования Администрации г.Омска, 2009
-
Федеральная подпрограмма «Одаренные дети».
-
Федеральная целевая программа «Дети России» до 2020 года.
1 Подпрограмма «Одаренные дети», разработанная к федеральной целевой программе «Дети России», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 172