• Преподавателю
  • Биология
  • ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ Тема: «Класс Двудольные. Семейство Паслёновые. Общие признаки и многообразие растений семейства Паслёновые»

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ Тема: «Класс Двудольные. Семейство Паслёновые. Общие признаки и многообразие растений семейства Паслёновые»

Форма проведения урока -  комбинированный урок с использованием ИК технологии. Цели урока: продолжить формирование представления о  многообразии цветковых растений; познакомить обучающихся с  отличительными признаками растений семейства Паслёновые, сформировать общее понятие о них; воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы; развивать внимание, любовь к природе, интерес к истории растений. На уроке используется компьютер, проектор, экран, модели плодов и натуральные плоды. Восстановление опорных знаний проводится в форме тестирования по теме «Семейство Крестоцветные». Изучение нового материала  происходит по памятке «Схема описания семейства». Шестиклассники предварительно проводят исследовательскую работу и знакомят одноклассников с  некоторыми представителями семейства с помощью слайдовой презентации.  
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ

В 6 КЛАССЕ

Тема: «Класс Двудольные. Семейство Паслёновые. Общие признаки и многообразие растений

семейства Паслёновые»

Форма урока: комбинированный урок с использованием ИК технологии.

Цели урока:

  • продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений

  • познакомить обучающихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновые, сформировать общее понятие о них;

  • воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы;

  • развивать внимание, любовь к природе, интерес к истории растений.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, модели цветков, модели плодов и натуральные плоды (картофель, томаты, баклажаны, болгарский перец, горький перец).

Ключевые слова и понятия: отдел покрытосеменные, класс двудольные, семейство Паслёновые; правильный цветок, формула цветка, способы опыления и способы распространения семян.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Восстановление опорных знаний. Проводится тестирование по теме «Семейство Крестоцветные». Вместе с учителем проверяется работа.

ТЕСТ

по теме «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные»

  1. Отдел покрытосеменные растения делят на два класса:

А) класс крестоцветные и класс розоцветные;

Б) класс однодольные и двудольные;

В) класс цветковые и бесцветковые;

Г) класс семенные и класс споровые.

  1. К классу двудольных растений относят семейства:

А) паслёновые и лилейные;

Б) крестоцветные и злаки;

В) осоки и розоцветные;

Г) паслёновые и бобовые;

  1. Растения семейства крестоцветные распространены преимущественно:

А) в арктических областях;

Б) в тропических и субтропических широтах;

В) в умеренных широтах северного полушария;

Г) в умеренных широтах южного полушария;

  1. Цветки растений семейства крестоцветные:

А) правильные с двойным околоцветником;

Б) неправильные с двойным околоцветником;

В) правильные с простым околоцветником;

Г) неправильные с простым околоцветником.

  1. Формула цветка растений семейства крестоцветные выглядит так:

А) *Ч4Л4Т4+2П1 В)*Ч4Л4Т4П2

Б) *Ч4Л4+2Т4 П1 Г)*О4Т4+2П1

  1. Большинство растений семейства крестоцветные имеют плод:

А) боб или стручок; В) листовка или крылатка;

Б) стручок или стручочек; Г) семянка или зерновка;

  1. Корневая система у большинства растений семейства крестоцветные:

А) придаточная;

Б) стержневая;

В) мочковатая ;

Г) чаще всего мочковатая, но встречается и стержневая.

  1. Семейство крестоцветные также называют:

А) капустные; В) пастушьесумковые;

Б) левкойные; Г) редьковые;

  1. Корнеплодов не образуют:

А) хрен и рапс; В) редис и редька;

Б) репа и брюква; Г) турнепс и дайкон.

  1. К семейству крестоцветные относятся:

А) капуста савойская и горох посевной;

Б) редька дикая и горчица белая;

В) пастушья сумка обыкновенная и гречиха сахалинская;

Г) желтушник серый и лютик дикий.


  1. Изучение нового материала «Класс Двудольные. Семейство Паслёновые».

Учитель: сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с растениями класса двудольные, и узнаем о растениях семейства Паслёновые.

Как вы думаете, какая цель стоит перед вами на сегодняшнем уроке? (отвечают обучающиеся)

Учитель: совершенно верно, изучить особенности растений семейства Паслёновые, выяснить по каким признакам их объединяют в одно семейство.

Изучение нового материала (изучается по памятке «Схема описания семейства»)

  1. Название семейства.

  2. Примерная численность видов и родов растений, относящихся к данному семейству.

  3. Распространение (ареалы обитания).

  4. Жизненные формы растений данного семейства.

  5. Особенности строения цветка и соцветия.

  6. Типы плодов и семян, способы распространения.

  7. Особенности строения вегетативных органов.

  8. Примеры растений.

  9. Значение в природе и хозяйственное значение.

Общая характеристика растений семейства Паслёновые.

Учитель: это не очень многочисленное семейство. К нему относятся около 2,5 тысяч видов и 85 родов. Растения этого семейства распространены в основном в тропических странах Нового Света, но достаточное количество видов распространено в умеренных областях обоих полушарий.

Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезённые из дальних стран, как диковинные растения, они вначале выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоёвывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.

Жизненные формы растений данного семейства разнообразны. В умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянистыми растениями, изредка встречаются полукустарники, ещё реже - кустарники.

В тропиках, особенно в Южной Америке, преобладают лазающие кустарники, а так же встречаются и деревья.

Своё название семейство паслёновых получило от однолетнего травянистого растения - паслёна чёрного, о котором нам сегодня расскажут.

Строение цветка.

Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строение и являются, как и у многих других растений, ключевым параметром при определении семейства.

Давайте рассмотрим модель цветка картофеля (к доске вызывается ученик, который рассказывает о строении цветка картофеля и записывает формулу цветка)

Формула цветка - *Ч(5)Л(5)Т5П1 -

правильный цветок с двойным околоцветником, чашечка состоит из пяти сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков, тычинок 5 несросшихся, пестик один.

Обратите внимание на диаграмму цветка представителей семейства Паслёновые.

Учитель: обратите внимание на цветок картофеля. Тычинки у этого цветка крупные и плотно прилегают к пестику. Для чего может служить подобное приспособление, в чём заключается его биологическая роль? (отвечают ученики)

Ответ: расположение тычинок вплотную к пестику является приспособлением к самоопылению. У картофеля цветки часто раскрываются уже опылёнными, то есть опыление происходит внутри цветка, ещё до того как он раскроется. Учёные-селекционеры при выведении новых сортов картофеля вынуждены удалять тычинки из нераскрывшихся цветков, чтобы избежать самоопыления. Для этого аккуратно раздвигают лепестки нераскрывшегося венчика и удаляют пыльники тычинок, ещё до того как они созреют. В результате, когда цветок раскрывается, в нём нет тычинок, а есть только пестик, соответственно самоопыление произойти не могло, и учёные производят искусственное опыление той пыльцой, которая им нужна. Но для чего же тогда цветки всё же раскрываются? Цветки всё же раскрываются в надежде, что произойдёт повторное опыление, но уже перекрёстное.

Учитель: у растений семейства Паслёновые цветки часто бывают крупные, одиночные (душистый табак, петуния, дурман). Но также часто встречаются растения с более мелкими цветами, собранными в соцветия (паслён, белена). Среди соцветий наиболее часто встречаются соцветия кисть (паслён чёрный), завиток (белена чёрная), метёлка.

Большинство растений этого семейства - насекомоопыляемые растения. Какие приспособления к опылению насекомыми мы можем выявить у этих растений? (отвечают ученики)

Ответ: у этих растений крупные цветки или более мелкие, но собранные в соцветия. Венчики цветков ярко окрашены. Цветки многих растений семейства паслёновых источают сильный аромат. Кроме того, цветки вырабатывают нектар, который и привлекает насекомых-опылителей. Но растения этого семейства опыляются не только пчёлами, шмелями и так далее.

Учитель: такие растения, как душистый табак и петуния, опыляются ночными бабочками-бражниками. У душистого табака есть особые приспособления для опыления именно этими насекомыми. Как вы думаете, на какие хитрости могут пойти растения для привлечения именно ночных бабочек? (отвечают ученики)

Ответ: цветки этого растения распускаются обычно вечером и начинают источать сильный сладкий аромат, привлекающий ночных бабочек. Кроме того, эти цветки имеют белую окраску, хорошо различимую именно в темноте и сумерках.

Строение плода.

Учитель демонстрирует плоды томата, болгарского перца, картофеля и задаёт вопрос:

Что вы можете сказать о плодах?

Плод паслёновых сочный - ягода (паслён, помидор, картофель), или сухой - коробочка (петуния, табак душистый). Ягоды картофеля ядовиты. Семена растений данного семейства с эндоспермом.

Особенности строения вегетативных органов.

Учитель: листья у большинства видов семейства паслёновые простые, без прилистников, расположены на стебле очерёдно. Листовая пластинка может быть как цельной (паслён сладко-горький, дурман, белена), так и рассечённой (картофель, томат). Но цельная листовая пластинка встречается чаще. Часто все части растения покрыты железистыми волосками, иногда способными выделять неприятный запах (например, томаты).

Учитель: какой будет корневая система у растений семейства паслёновые?

(Стержневая)

Давайте с вами вспомним о видоизменённых побегах - клубнях, которые образует картофель. Какова функция клубней картофеля?

Ответ: в них запасаются питательные вещества (в основном крахмал).

Учитель: Докажите, что клубни картофеля - не корни, а видоизменённые побеги .

Ответ: на клубнях картофеля находятся почки, которые образуются только на побегах и не могут образовываться на корнях растений. Рядом с почками можно увидеть листовой рубец. Листья также могут образовываться на стебле и не могут на корне.

Учитель: давайте вместе с вами дадим систематическое положение Петунии гибридной (характеризуют обучающиеся)


Систематическое положение

отдельных представителей семейства Паслёновые

Царство Растения

Отдел Цветковые, или покрытосеменные

Класс Двудольные

Семейство Паслёновые

Род Петуния

Вид Петуния гибридная


Хозяйственное значение растений семейства Паслёновые.

Заслушиваются сообщения учащихся:

  • Паслён - первый представитель семейства Паслёновые, ядовитое растение.

  • Картофель - пищевая культура.

  • Табак.

  • Красавка, или белладонна - лекарственное растение.

  • Белена обыкновенная.


  1. Закрепление (самостоятельно обучающимися заполняется таблица).


  1. Комментированное выставление оценок.

  2. Рефлексия:

    • О чём вы сегодня узнали на уроке?

    • Пригодятся ли вам в жизни эти знания?

    • Где вы их можете использовать?

    • Понравился вам урок или нет. Если да, то чем?

  3. Домашнее задание: §49, составить кроссворд по семействам «Крестоцветные. Паслёновые»




6

© 2010-2022