Единственная красота, которую я знаю – это здоровье

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Единственная красота, которую я знаю -

это здоровье»



Г. Гейне

Сегодня все мы пришли в школу. Ласковое солнце заглядывает в окна, и согревает своим теплом. У нас прекрасное настроение. Всем нам хочется бегать, прыгать, смеяться, есть с аппетитом, а вечером спать. Это значит, что мы здоровы, Недаром в народе говорят, что самым ценным богатством для человека является здоровье, его ни за какие деньги не купишь. Здоровый человек счастлив, чувствует удовольствие от своей работы, стремится к самосовершенству и самореализации. Без здоровья невозможны успехи в учебе, счастье, реализации планов.

Что же такое здоровье? От чего оно зависит? Здоровье человека - это не только отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия, высокой работоспособности и социальной активности. Учащимся 11 класса было предложено сложить цветок «Здоровье человека», где лепестками являются факторы, от которых зависит здоровье. По мнению учащихся на здоровье влияют экология, наследственность, способ жизни, привычки, питание, система охраны здоровья.

Да, действительно, здоровье человека зависит на 50% от влияния и способа жизни, на 20% - от наследственности и лишь на 10% - от уровня развития медицины. Как мы видим здоровье человека зависит на 50% от самого человека.

Какой бы развитой, доскональной не была медицина, она не может вылечить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья. Для поддержания здоровья, человек должен есть полезную пищу, ведь с нею мы получаем необходимые органические вещества. Известный американский врач Поль Брег, специалист в области здорового питания, как-то сказал: «За деньги можно купить кровать, но не сон, еду, но не аппетит, лекарство, но не здоровье».

Мы допускаем ошибки в питании, лечении, загорании, двигательной активности, в результате чего не проживаем даже половину отведенной нам природой жизни. Здоровье - дар молодости. Именно школа учит детей вести здоровый образ жизни, разумно и бережно относиться к своему здоровью. Ведь сегодня, как никогда раньше, возрастает роль гигиенического обучения и воспитания учащихся.

Перед школой стоит задача стать не только учебным и воспитательным, но и оздоровительным учреждением.

Жизнь показывает, что образование и здоровье неразрывно взаимосвязанны. Фундаментом успеха образования, являются не только знания, но и крепкое здоровье учащихся.

Какое здоровье наших детей? В 2008-2009 учебном году в Пахаревской общеобразовательной школе I-III ступеней обучается 127 учащихся, выявлены заболевания у 74 учащихся (61,1%) ;

47 учащихся - здоровы (38,8%):

- ослаблено зрение у 14 детей (11,5%);

- нарушена осанка у 18 детей (14.8%);

- плоскостопие у 8 детей (6,6%);

- физиологические изменения сердца у 12 детей (9,9%).

Возникает неотложная проблема - сформировать у учащихся сознательное ответственное отношение к своему здоровью, создание модели по применению и использованию здоровье сберегающих технологий в нашей школе.

Решению этой проблемы способствуют: уроки биологии, физической культуры, валеологии, медико-санитарной подготовки, основы здоровья, ОБЖ и другие.

В школе регулярно осуществляется контроль воздушно-теплового режима по классам, оформлены листы здоровья каждого класса, проводятся физкультминутки во время уроков, медицинские осмотры медсестрой школы, участковым (семейным) врачом, районными специалистами.

На родительских собраниях обсуждаются темы: «Психология здоровья»,

«Психологические особенности подростка, «Как наладить общение с ребенком в семье»,оформлен «Уголок здоровья» по профилактике и лечению болезней.

Применяя здоровье сберегающие технологии в ходе одного урока можно показать фрагменты из разных уроков, наиболее удачных и разнообразных по форме и методическим приемам, по формированию здорового образа жизни. Для комплексного урока- панорамы, была выбрана тема «За здоровый образ жизни». В урок были включены фрагменты важных тем раздела. «Человек и его здоровье», с четко выраженной гигиенической направленностью.

Другой не менее важной задачей было для нас обсуждение проблемы активного получения знаний школьников. Трудно добиться прочных знаний, если нет у учащихся интереса к учебным предметам и изучаемому материалу.

В связи с этим, мы видим роль учителя не в том, чтобы передавать учащимся определенное количество знаний, а в том, чтобы развить у них желание искать ответы на поставленные вопросы, решать познавательные задачи.

Наш урок-панораму, составили различные по форме мини-уроки. Это урок - деловая игра, интегрированный межпредметный урок, урок - пресс - конференция и урок - телепередача. Первая часть комплексного урока прошла в форме деловой игры - научного совещания, посвященного проблемам двигательного режима человека и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

В ходе подготовки к уроку одна группа учащихся получила задание по сбору и анализу статистических данных о наиболее распространенных заболеваниях сердечно-сосудистой системы человека, связанных с недостаточной физической нагрузкой, с особенностями образа жизни людей.

При выполнении задания учащиеся не только использовали данные периодической печати, но и собрали данные по заболеваемости в нашей школе, а также побывали в медицинском учреждении своего села. Их сообщения были восприняты классом с большим интересом. Другая группа учащихся выступила в роли специалистов, ученых, которые должны были в ходе урока составить рекомендации

по режиму труда и отдыха учащихся, направленные на преодоление гиподинамии. Второй фрагмент урока- панорамы представлял часть интегрированного урока биологии и физической культуры по теме: «Влияние физической нагрузки и тренировки на работу сердца». Эта часть урока проводилась в спортивном зале. Цель урока - показать изменение пульса у тренированных и нетренированных учащихся под влиянием различной нагрузки. Учитель физкультуры вместе с группой учащихся составил комплекс упражнений, дающих небольшую, среднюю и значительную нагрузку на организм. Перед началом урока все ребята подсчитали свой пульс, после чего им было предложено выполнить упражнения с незначительной нагрузкой и вновь подсчитать пульс. В результате было выяснено, что у нетренированных учащихся пульс участился на 50% и более, в то время как у тренированных ребят изменения были незначительные. При увеличении нагрузки картина еще более усугубилась: у нетренированных учащихся пульс увеличился почти на 100% , и долго не восстанавливался, а у ребят,

занимающихся спортом регулярно, показатели были значительно лучше, и восстановление пульса проходило через 3 -5 минут. В заключение урока двое учащихся подвели итог проведенным экспериментам, и объяснили с научной точки зрения зависимость между физической тренировкой организма и здоровьем человека. Они рассказали о влиянии физического воспитания на организм.

Третий мини-урок был посвящен проблемам гигиены питания. Это была ролевая игра в форме пресс-конференции, в которой учащиеся играли роли врачей: стоматологов, гастроэнтерологов диетологов и других. Они рассказывали о необходимости правильного отношения к питанию и режиму питания, о заболеваниях зубов, желудочно-кишечного тракта и мерах их профилактики. Присутствующие задавали вопросы, включались в их обсуждение.

Четвертый фрагмент урока прошел в форме молодежной телевизионной программы с большим количеством участников: ученых, тренеров, спортсменов, врачей. Ведущий передачи призывал всех ее участников к обсуждению основного вопроса, связи функционального состояния всех систем органов человека с его образом жизни. Разговор шел о факторах риска, их устранении, о влиянии на здоровье, курения и употребление алкоголя, наркотических веществ, о распространении венерических заболеваний и о многом другом. Прозвенел звонок. Урок для учителей окончился. В отличие от учеников, они не торопились покинуть класс. Долго и бурно шло обсуждение каждого фрагмента урока. Предлагались другие варианты, альтернативные решения. Цель урока была достигнута.

Физическое здоровье чаще связывают с показателями силы и выносливости организма. При этом для оздоровления организма, профилактики болезней, огромное значение имеют: использование природных факторов /солнце, воздух и вода/, соблюдение режима труда и отдыха, уроки физической культуры, дозированные физические нагрузки, двигательная активность.

Одной из форм внеклассной работы по формированию здорового образа жизни в Пахаревской ОШ традиционно является проведение военно - спортивной игры «Зарница». Мальчишки и девчонки познают во время игры основы армейской жизни, приобщаются к спорту, укрепляют здоровье. Игра прочно вошла в жизнь нашей школы и способствует организованному укреплению коллектива, развитию двигательной активности школьников. Основная задача игры «Зарница», создание крепкого целеустремленного коллектива, сохранение и укрепление здоровья всех участников игры.

Цель игры: воспитание ответственного отношения к учебе, общественной и трудовой активности, формирование высоких нравственных качеств, сознательной дисциплины, изучение правил дорожного движения, освоение навыков оказания первой медицинской помощи при травмах, ранениях и ожогах.

Одним из важных этапов игры является физическая подготовка, где учащиеся 5-8 классов участвуют в сдаче нормативов комплексов «Крок до здоров'я», «Козацький гарт». Все участники делают утреннюю зарядку, участвуют в соревнованиях по программе школьной спартакиады. Штаб игры, учителя физкультуры воспитывают у учащихся убеждения в том, что забота человека о своем здоровье, физическом развитии и физической подготовленности, не только личное дела участников отряда, но и его общественный долг.

Другим, не менее важным этапом в игре является этап «Правила дорожного движения». Все участники отряда должны знать правила дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров, действия по сигналам регулировщика или светофора, дополнительные требования к движению велосипедистов.

И наконец этап «Гражданская защита» и «Медико-санитарная подготовка». На данном этапе учащиеся должны выработать в себе морально-психологические качества, умение выбора и правильно действовать в любых условиях сложившейся обстановки, уверенность в достижении поставленных задач. Уметь правильно и быстро надевать противогаз и респиратор, правильно действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций, изготовить ватно-марлевую повязку. Санитары из числа учащихся, должны уметь оказать первую медицинскую помощь при кровотечениях, переломах, уметь транспортировать пострадавшего на руках, пользоваться различными видами перевязочного материала. А в заключение игры - вкусная, полезная еда. С утра на территории школы, разбивается палаточный городок. Помощь ребятам оказывают классные руководители, учащиеся-инструктора и родители. Отрядные «кашевары» готовят в полевых условиях - на костре обед и в 12-00 по распорядку дня кормят свои отряды вкусной и здоровой пищей.

Анкетирование среди учащихся, учителей показывает, что такие формы ведения урока, как урок-панорама, такие формы воспитательной работы, как военно-спортивные игры «Зарница», «Нащадки козацької слави», воспитывают учащихся в духе товарищества, взаимовыручки, развивают физические качества и конечно же укрепляют здоровье учащихся.

В нашей школе проводится много мероприятий по профилактике, сохранности и укреплению здоровья, имеется уголок здоровья - «Береги свое здоровье». Во время уроков проводятся физкультминутки, упражнения для глаз, обращается внимание на осанку учащихся. Каждому ученику сегодня необходимо овладеть методикой сбережения и поддержания своего здоровья. Этому помогут уроки физической культуры, основы здоровья, биологии и др.

Основная цель этих предметов - повышение валеологической культуры учащихся, развитие у них потребности физического самосовершенства, укрепления своего здоровья и формирование навыков психологической саморегуляции организма, профилактики болезней, понимания необходимости здорового образа жизни. И здесь уместно было бы вспомнить слова песни и пожелать всем. Будьте здоровы!

Прекрасен мир наш, посмотри,

Ты научись здоровым быть,

В себе гармонию найди,

Чтоб радость людям приносить.

Послушай, все в твоих руках,

Ты можешь сам счастливым быть

И не мечтать о чудесах.

Поверь же нам, поверь же нам,

Ничто не может быть прекрасней,

Волшебной песни этой,

Что звучит сейчас,

Когда мы вместе скажем в песне,

Жизнь в твоих руках.!!!





Единственная красота, которую я знаю – это здоровье



Единственная красота, которую я знаю – это здоровье

Единственная красота, которую я знаю – это здоровье

Единственная красота, которую я знаю – это здоровье

Единственная красота, которую я знаю – это здоровье

Единственная красота, которую я знаю – это здоровье

Единственная красота, которую я знаю – это здоровье

© 2010-2022