Методическая разработка открытого занятия по теме: «Карта мира на моём обеденном столе»

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка открытого занятия по теме:

«Карта мира на моём обеденном столе»

Автор: Сиротина Елена Анатольевна, преподаватель ГБОУ СПО РК «Петрозаводский лесотехнический техникум».

Дисциплина: «Общая биология».

Цель: познакомить учащихся с центрами происхождения культурных растений, открытых Н.И.Вавиловым.

Задачи:

Образовательная: выявить роль работ Н.И. Вавилова для селекции. Изучить сущность и значение закона гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы, патриотизм (на примере роли Н.И. Вавилова в мировой науке).

Тип урока: Изучение нового материала

Метод проведения: беседа, объяснение, практическая работа, исследовательская работа, игра.

Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, компьютер, проектор, технологическая карта для каждого учащегося, разносы с продуктами питания, презентация, разноцветные кружки, карточка с терминами.

План урока:

Организационный момент (1 мин)

Актуализация знаний (5 мин)

Изучение нового материала (22 мин)

А) Знакомство с жизнью и деятельностью Н.И.Вавилова (6 мин)

Б) Изучение закона гомологических рядов в наследственной изменчивости (6 мин)

В) Изучение центров происхождения культурных растений (10 мин)

Динамическая пауза (2 мин)

Исследовательская работа по теме «Карта мира на моем обеденном столе» (10 мин)

Этап закрепления новых знаний (3 мин)

Подведение итогов урока, домашнее задание.(2 мин)

Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Проверка наличия учащихся.

Актуализация знаний.

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем изучать новую тему, для того чтобы понять о чем наш урок, я предлагаю просмотреть фрагмент из известного фильма.

Какое действие является ключевым в этом отрывке? (предполагаемые ответы учащихся: подготовка к трапезе, перечисление блюд)

Какой продукт из перечисленных не являлся типичным для Руси? (икра баклажанная)

Как вы думаете, почему? (Действительно, баклажаны не выращивались в России).

Проблемный вопрос: А многие ли продукты растительного происхождения, которые мы употребляем в пищу имеют российские корни?

Сегодня мы сможем выяснить центры происхождения культурных растений и дать точный обоснованный ответ. Поэтому наш сегодняшний урок мы с вами назовём «Карта мира на моём обеденном столе».

Изучение нового материала.

А) Знакомство с жизнью и деятельностью Н.И.Вавилова (6 мин)

Формы и приемы учебной работы: сообщение учащегося, рассказ учителя с элементами беседы.

Наибольший вклад в изучение разнообразия культурных растений внёс русский селекционер Н.И.Вавилов. Давайте послушаем небольшое сообщение о его жизни и деятельности.

(Учащийся рассказывает о жизни Н.И.Вавилова)

Никола́й Ива́нович Вави́лов (13 (25) ноября 1887, Москва - 26 января 1943, Саратов) - русский учёный-генетик, ботаник, селекционер, академик Академии наук СССР. Брат физика Сергея Ивановича Вавилова.

Все сельскохозяйственные сорта растений и животных имеют диких предков. Центры происхождения культурных растений выявил в начале 20 века Н.И. Вавилов, совершив более 60 экспедиций по всему миру. Такими центрами Вавилов называл районы максимального разнообразия сортов растений, связанные с древними очагами земледелия. Было выявлено 7 основных центров происхождения культурных растений. Вавилов собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений.

Президент Всесоюзного географического общества (с 1931 года), основатель и директор Всесоюзного института растениеводства, директор Института генетики Академии наук, член Экспедиционной комиссии Академии наук СССР, член президиума Всесоюзной ассоциации востоковедения.

Арестован в 1940 году, в 1941 году осуждён и приговорён к расстрелу, который был заменён 20-летним сроком заключения. В 1943 году умер в тюрьме. В 1955 году посмертно реабилитирован.

Учитель: Яркая и прекрасная жизнь Николая Ивановича долго будет привлекать внимание исследователей. Наша молодёжь должна знать эту большую жизнь, которую можно назвать подвигом учёного, должна учиться на ней, как нужно самоотверженно работать и как любить свою родину и науку.

Вопрос №1

Какие испытания пережил Н.И. Вавилов в экспедициях?

Текст №1: Он прошел дикими непреступными зарослями пяти континентов. В Эфиопии встретился с бандитами. На Кавказе попал в оползень и выкарабкался с тяжелым рюкзаком. В Сахаре провел ночь рядом с логовом льва. Неделю питался в пустыне сушеной саранчой. Был первым европейцем, проникшим в высокогорный район Афганистана, хотя не имел ни опытных проводников, ни карт.

Вопрос№2

Почему в блокадном Ленинграде коллекция семян не была съедена?

Текст №2: Н.И. Вавилов очень много дал своей молодежи в нравственной области. В блокадном голодном Ленинграде его ученики не притронулись к огромному семенному запасу своего института. Ведь это была та мировая коллекция культурных растений, которую собирал Вавилов. А они знали, что некоторые семена доставались ему с риском для жизни. Но главное-это была (и есть!) коллекция генов растительного богатства планеты, которую необходимо передать в будущее. И люди умирали голодной смертью рядом с пищей-с семенами.

Б) Изучение закона гомологических рядов в наследственной изменчивости (6 мин)

Формы и приемы учебной работы: самостоятельная работа с последующим обсуждением.

Одним важнейшим открытием ученого, итогом экспедиций стал "Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости". В чём суть открытого закона?

Учитель объясняет сущность основного закона изменчивости, открытого Н.И. Вавиловым, на примере гомологического ряда наследственной изменчивости в семействе Злаки.

Н.И.Вавилов, изучая наследственную изменчивость у культурных растений и их диких предков, обнаружил ряд закономерностей, которые позволили сформулировать закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Этот закон можно проиллюстрировать на примере семейства Злаковые, к которому относится пшеница, ячмень, рожь, овес, просо, рис, кукуруза и другие.

Схема 1.

Рожь Ячмень Пшеница

Методическая разработка открытого занятия по теме: «Карта мира на моём обеденном столе»Методическая разработка открытого занятия по теме: «Карта мира на моём обеденном столе»Методическая разработка открытого занятия по теме: «Карта мира на моём обеденном столе»

Методическая разработка открытого занятия по теме: «Карта мира на моём обеденном столе»Методическая разработка открытого занятия по теме: «Карта мира на моём обеденном столе»Кукуруза

ПырейМетодическая разработка открытого занятия по теме: «Карта мира на моём обеденном столе»

Общий предок семейства Злаки

Задание для учащихся. (Приложение 1)

Обсуждение получившихся у обучающихся формулировок закона, сравнение с правильной формулировкой.

Н.И.Вавилов исследовав изменчивость признаков у растений из семейства Злаковых установил, что из 38 признаков, которые характерны для различных видов этого семейства (окраска колосковых чешуй и зерна, остистость и безостость, форма зерна, строение листьев, окраска всходов, озимость и яровость, холодостойкость и т.д.), у ржи обнаружил 37 признаков, у пшеницы 37 признаков, у овса и ячменя - по 35, у кукурузы и риса по 32 и т.д. Целые семейства растений в общем характеризуются определенным циклом изменчивости, проходящей через все роды и виды, составляющие семейство. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости

«Генетически близкие роды и виды характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что, зная ряд форм в пределах одного вида, можно предвидеть нахождение параллельных форм у других родственных видов и родов».

Вывод о значении закона: закон позволил Н.И.Вавилову найти ряд неизвестных форм ржи, опираясь на наличие этих признаков у пшеницы. Закон позволяет предсказать существование диких растений с признаками, ценными для селекционной работы.

В) Изучение центров происхождения культурных растений (10 мин)

Практическая работа по изучению центров происхождения культурных растений (Приложение 1).

Алгоритм деятельности обучающихся: каждая группа получает набор продуктов или блюд, произведенных из растений одного центра происхождения. Члены группы определяют из каких растений произведены продукты и записывают названия этих растений в соответствующую ячейку сводной таблицы в своей тетради.

Таблица на экране «заполняется» по мере выполнения группами своей части работы.

«Меню» на столах:

Сок апельсиновый, рисовые хлебцы, сахар.

Вишневый компот, сливовый сок, гречневая каша.

Хлеб ржаной и пшеничный, виноградный сок. Льняная салфетка.

Капуста, свекла, растительное оливковое масло.

Макароны, кофе, банан.

Кукурузные хлопья, шоколад. Хлопковая салфетка.

Картофельные чипсы, томатный сок, ананасы в собственном соку.

Наряду с открытием мировых центров происхождения культурных растений Н.И. Вавилов и его сотрудники собрали самую крупную в мире коллекцию растений, которая была сосредоточена в созданном Всесоюзном институте растениеводства (ВИР, г. Ленинград, ныне Санкт-Петербург), в настоящее время носящем имя Н.И. Вавилова. Эта коллекция в виде семенных образцов постоянно пополняется, воспроизводится на полях опытных станций института. Она является тем кладезем исходного материала, которым пользуются все генетики и селекционеры страны, работающие с растениями.

Динамическая пауза (2 мин)

Притча «Ведро с яблоками»

Купил человек себе дом новый, большой, красивый. И сад с фруктовыми деревьями - все хорошо, аккуратно.

Рядом в кривеньком, стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость сотворит.

И однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там ведро с помоями.

Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, самых спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!!!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протягивает ему ведро с яблоками и говорит: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

Исследовательская работа по теме «Карта мира на моем обеденном столе» (10 мин)

(Приложение 2)

Каждый учащийся работает с контурной картой (лист А4), и обводят контуры центров происхождения культурных растений.

Цель: Изучить сколько раз в день вы едите продукты, источниками которых являются растения из каждого центра происхождения.

Учащиеся наносят на карту названия растений и частоту их употребления.

Проблемный вопрос: А многие ли продукты растительного происхождения, которые мы употребляем в пищу имеют российские корни? (вывод исследования)

Результаты обсуждаются в группах и вывешиваются.

Этап закрепления новых знаний (3 мин)

Учитель подводит общий итог. Игра «лото» Для проведения игры каждому ученику выдается карточка с терминами (карточки имеют порядковые номера всего 2 варианта)

Термины - ответы на игровых полях:

Н.И. Вавилов

Средиземноморский

Индия

Генетика


7

Селекция

Южная Америка

Н.И.Вавилов

А) Кто сформулировал закон гомологических рядов наследственной изменчивости? (Н.И.Вавилов), желтый.

Б) Сколько центров происхождения культурных растений существует? (7), желтый.

В) Наука изучающая наследственность и изменчивость (Генетика), оранжевый.

Г) Откуда к нам пришли картофель, огурец, капуста, томат? (Ю.А), розовый.

Д) Откуда на Земле началось выращивание риса? (Индия), оранжевый.

Ж) Научная и практическая деятельность человека по улучшению старых и выведению новых пород сортов и штаммов микроорганизмов. (Селекция), розовый.

З) Откуда к нам пришли капуста, сахарная свекла? (Средиземноморский), розовый.

Для заполнения игрового поля ученикам раздаются разноцветные кружочки (желтые, оранжевый, розовый) соответствующих размеров вырезанные из бумаги. Задавая вопрос, учитель оговаривает, кружком какого цвета следует закрывать ответ на него. В Случае правильного заполнения на игровом поле появится определенный цветной орнамент - это значительно облегчает проверку.

В ходе игры достается заранее заготовленные карточки и дважды зачитывает написанные вопросы, а ученик, найдя в своих таблицах ответ, закрывает его кружком.

На получившемся цветовом орнаменте нарисуйте смайлик, понравился вам урок и нет.

7. Подведение итогов урока, домашнее задание.(2 мин)

Рефлексия: на цветовом орнаменте нарисуйте, понравился вам урок или нет.

Изучить параграф учебника. Выполнить задание по выбору:

  1. Составьте кроссворд, используя термины: изменчивость, наследственность, генотип, фенотип, мутация, модификация, Г.Мендель, Н.И.Вавилов.

  2. Составьте меню праздничного стола из продуктов, растительное сырье для которых имеет Абиссинский центр происхождения и оба Американских. Для каждого блюда укажите растение-сырье и центр его происхождения.

3. Составьте конспект изучения темы «Закономерности изменчивости» в такой форме:

- цели изучения темы;

- основные понятия, термины.

4. Составьте презентацию по теме «Биография Н.И.Вавилова»

Информационные источники:

  1. Вавилов, Николай Иванович - Википедия

  2. Константинов В.М. «Общая биология» М. «ACADEMA», 2004 г.

  3. Галеева Н.Л. Сто приемов учебного успеха ученика на уроках биологии. М. 2006 г.

  4. Притча «Ведро с яблоками» smisl-zhizni.ru/pritchi/94-o-lubvi/156-yabloki

  5. Центры происхождения культурных растений interneturok.ru/ru/school/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/centry-proishozhdeniya-kulturnyh-rastenij

Приложение 1.

Технологическая карта занятия

Тема занятия: «Карта мира на моём обеденном столе».

Главный вопрос, на который надо ответить в конце занятия: «А многие ли продукты растительного происхождения, которые мы употребляем в пищу, имеют российские корни?».

Текст №1: Он прошел дикими непреступными зарослями пяти континентов. В Эфиопии встретился с бандитами. На Кавказе попал в оползень и выкарабкался с тяжелым рюкзаком. В Сахаре провел ночь рядом с логовом льва. Неделю питался в пустыне сушеной саранчой. Был первым европейцем, проникшим в высокогорный район Афганистана, хотя не имел ни опытных проводников, ни карт.

Текст №2: Н.И. Вавилов очень много дал своей молодежи в нравственной области. В блокадном голодном Ленинграде его ученики не притронулись к огромному семенному запасу своего института. Ведь это была та мировая коллекция культурных растений, которую собирал Вавилов. А они знали, что некоторые семена доставались ему с риском для жизни. Но главное-это была (и есть!) коллекция генов растительного богатства планеты, которую необходимо передать в будущее. И люди умирали голодной смертью рядом с пищей-с семенами.



  1. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Схема 1.

Роды семейства Злаки

Рожь Ячмень Пшеница

Методическая разработка открытого занятия по теме: «Карта мира на моём обеденном столе»Методическая разработка открытого занятия по теме: «Карта мира на моём обеденном столе»Методическая разработка открытого занятия по теме: «Карта мира на моём обеденном столе»

Методическая разработка открытого занятия по теме: «Карта мира на моём обеденном столе»Кукуруза

Методическая разработка открытого занятия по теме: «Карта мира на моём обеденном столе»Пырей

Методическая разработка открытого занятия по теме: «Карта мира на моём обеденном столе»

Общий предок семейства Злаки

Наследственная изменчивость видов семейства Злаки.

Варьирующие признаки

Роды семейства злаковых

Рожь

Пшеница

Ячмень

Кукуруза

Пырей

Голое зерно без пленки

+

+

+

+

-

Наличие ости

+

+

+

-

+

Белое зерно

+

+

+

+

-

Фиолетовое зерно

+

+

+

+

+

Удлиненное зерно

+

+

+

+

+

Стекловидное зерно

+

+

+

+

+

Крахмалистое зерно

+

+

+

+

+

Всходы зеленые с белыми полосками

+

+

+

+

-

Задание.

Проанализируйте схему 1 и таблицу «Наследственная изменчивость видов семейства Злаки». Определите наиболее близкородственные роды. Обратите внимание на сходство и различие признаков у представителей разных родов семейства. Вставьте пропущенные слова в формулировку закона гомологических рядов в наследственной изменчивости (стр. 218):

«Виды и роды, генетически ………………………, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости с такой правильностью, что зная ряд форм в пределах одного ……………………, можно предвидеть нахождение таких же форм у других …………………….. и …………………….. . Чем ………………………… роды и виды, тем …………………………. сходства в рядах их изменчивости».

  1. Практическая работа «По следам экспедиций Н.И.Вавилова».

Алгоритм выполнения работы

1.Пробуя на вкус, запах, по цвету определить, из какого растения изготовлены продукты питания и материал;

2.По таблице №1 определить Центры происхождения культурных растений;

3.Занести результаты в таблицу №2

В свободные ячейки впишите названия растений, из которых приготовлены предложенные вам блюда и напитки:

Таблица № 2

Название центра

Географическое положение

Окультуренные растения

Южноазиатский тропический

Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, острова Юго-Восточной Азии

Восточноазиатский

Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань

Юго-Западноазиатский

Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия

Средиземноморский

Страны по берегам Средиземного моря

Абиссинский

Эфиопское нагорье Африки

Центральноамериканский

Южная Мексика, Западная и Центральная Америка

Южноамериканский

Южная Америка вдоль западного побережья


Домашняя работа:

Изучить параграф учебника. Выполнить задание по выбору:

  • Составьте кроссворд, используя термины: изменчивость, наследственность, генотип, фенотип, мутация, модификация, Г.Мендель, Н.И.Вавилов.

  • Составьте меню праздничного стола из продуктов, растительное сырье для которых имеет Абиссинский центр происхождения и оба Американских. Для каждого блюда укажите растение-сырье и центр его происхождения.

  • Составьте конспект изучения темы «Закономерности изменчивости» в такой форме:

- цели изучения темы;

- основные понятия, термины.

  • Составьте презентацию по теме «Биография Н.И.Вавилова»

Дополнительный материал

Начатая Н.И. Вавиловым работа была продолжена другими ботаниками. В 1970 г. П.М. Жуковский установил еще 4 центра: Австралийский, Африканский, Европейско-Сибирский и Североамериканский. Таким образом, в настоящее время насчитывается 11 первичных центров культурных растений.

Таблица №1: Центры происхождения культурных растений (по Н.И. Вавилову)

Название центра

Географическое положение

Окультуренные растения

Южноазиатский тропический

Тропическая Индия, Индокитай, Южный Китай, острова Юго-Восточной Азии

Рис, сахарный тростник, огурец, баклажан, черный перец, банан, сахарная пальма, саговая пальма, хлебное дерево, лимон, апельсин, манго, джут и др. (50% культурных растений)

Восточноазиатский

Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань

Соя, просо, гречиха, слива, вишня, редька, шелковица, гаолян, конопля, хурма, китайские яблоки, опийный мак, ревень, корица, олива и др. (20% культурных растений)

Юго-Западноазиатский

Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Юго-Западная Индия

Мягкая пшеница, рожь, лен, конопля, репа, морковь, чеснок, виноград, абрикос, груша, горох, бобы, дыня, ячмень, овес, черешня, шпинат, базилик, грецкий орех и др. (14% культурных растений)

Средиземноморский

Страны по берегам Средиземного моря

Капуста, сахарная свекла, маслина (олива), клевер, одноцветковая чечевица, люпин, лук, горчица, брюква, спаржа, сельдерей, укроп, щавель, тмин и др. (11% культурных растений)

Абиссинский

Эфиопское нагорье Африки

Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, зерновое сорго, бананы, нут, арбуз, клещевина и др.

Центральноамериканский

Южная Мексика

Кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, тыква, табак, фасоль, красный перец, подсолнечник, батат и др.

Южноамериканский

Южная Америка вдоль западного побережья

Картофель, ананас, хинное дерево, маниок, томаты, арахис, кокаиновый куст, садовая земляника и др.




Приложение №2

Исследовательская работа по теме «Карта мира на моём обеденном столе»

Цель: Изучить сколько раз в день вы едите продукты, источниками которых являются растения из каждого центра происхождения.

Алгоритм выполнения работы:

  1. Обведите контуры и подпишите центры происхождения культурных растений.

  2. Нанесите на карту названия растений и частоту их употребления.

  3. Сделайте вывод.

  4. Ответьте на вопрос: А многие ли продукты растительного происхождения, которые мы употребляем в пищу, имеют российские корни?

Методическая разработка открытого занятия по теме: «Карта мира на моём обеденном столе»


Вывод:

В результате исследования было выяснено, что в течение дня я съедаю ­­­­­­­­­­­­_________ продуктов.

Чаще всего потребляются продукты из ___________________________________ центра.


Республиканский Фестиваль педагогического творчества -2013

Сиротина Елена Анатольевна, ГБОУ СПО РК «Петрозаводский лесотехнический техникум».



© 2010-2022