- Преподавателю
- Биология
- Открытый урок по биологии в 9 классе на тему «Обобщение по основам генетики»
Открытый урок по биологии в 9 классе на тему «Обобщение по основам генетики»
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Натарова И.Н. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытый урок по биологии в 9 классе
на тему «Обобщение по основам генетики»
Цель: Закрепить прочность знаний генетических терминов (наследственность, аллельные гены, генотип, фенотип, гомозиготность, гетерозиготность, анализирующее скрещивание, доминантность, рецессивность, моно-, ди- и полигибридное скрещивания); правило доминирования (первый закон Менделя); второй и третий законы генетики.
Задачи: 1.систематизировать знания о закономерностях наследственности, законах генетики;
3) закрепить умения пользоваться генетическими терминами и символикой;
4) сформировать понятия об охране окружающей среды от действия мутагенов.
Оборудование: таблицы по общей биологии; модели-аппликации, иллюстрирующие генетические закономерности; таблицы с генетическими терминам
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте, покажем гостям, что мы узнали по разделу генетика. Как мы готовимся к сдаче ОГЭ.
Мы с вами прошли закономерности наследования: законы Г.Менделя, виды скрещивания, закон Т.Моргана и другое.
И сегодняшняя тема нашего урока «Обобщение по теме «Основы генетики»». Запишите, пожалуйста, у себя в тетрадях тему урока. Отсюда цели урока: закрепить изученное, систематизировать знания о закономерностях наследственности, законах генетики; закрепить умения пользоваться генетическими терминами и символикой.
Урок начнем с повторения генетических терминов. Перед вами, ребята, лежит тест с заданиями А (базовый уровень),
Задание №1 Тест (базовый уровень):
Вариант 1: 1б; 2а; 3в; 4б; 5а; 6а; 7в; 8в; 9в; 10в; 11б.
Вариант 2: 1б; 2в; 3б; 4в; 5б; 6а; 7а; 8в; 9а; 10в; 11в.
Проверяем тест, находим ошибки. Обобщаем знания.
Задание категории В1 (повышенный уровень)
У человека ген тонких губ рецессивен по отношению к
Гену толстых губ. В семье у женщины тонки губы, а у
мужчины толстые. У отца мужчины губы были тонкими.
› Сколько типов гамет образуется у женщины?
а)2 б)4 в)1 г)3
› Сколько типов гамет образуется у мужчины?
А)1 б)2 в)3 г)4
› Какова вероятность рождения ребенка с тонкими губами?
А)20% б)0% в)75% г)50%
› Сколько разных генотипов может быть у детей?
А)4 б)3 в)2 г)1
› Сколько разных фенотипов может быть у детей?
А)3 б)1 в)2 г)4
Ответ: в, б, г, в, в.
-
Задание категории В6 (повышенный уровень)
К доске выходит один ученик и записывает свои данные на доске
Учитель. Посмотрим, что у вас получилось.
Ответ 2,1,1,2,2,1
2. Следующее задание: Задание категории В6 (повышенный уровень)
Ответ: 1 2 1 2 1 2
3.Задание категории В6 (повышенный уровень)
Ответ: 112221 Учитель:
Вопрос. Сколько пар хромосом у человека?
Ответ. У человека 23 пары хромосом.
Вопрос. Сколько признаков может иметь особь?
Ответ. Более 10000 признаков у человека. Все они находятся на 23 парах хромосом.
Учитель. Поэтому мы отчасти похожи на своих родителей.
Задача 1 Гладкая окраска арбузов наследуется как
рецессивный признак.
Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных
растений с полосатыми плодами?Теперь давайте поработаем немного над заданием С- это задачи:
Дано: Решение:
а- гладкая окраска арбузов
А- полосатая окраска арбузов Р.
G? F1?
Задача 2 У человека ген дальнозоркости доминирует над
геном нормального зрения. В семье муж и жена
страдают дальнозоркостью. Однако матери обоих
супругов имели нормальное зрение.
›Сколько типов гамет образуется у жены?
›Сколько разных генотипов может быть у детей в
данной семье?
›Сколько фенотипов может быть у этих детей?
›Какова вероятность рождения ребенка с нормальным
зрением в данной семье?
› Какова вероятность рождения ребенка , страдающего
дальнозоркостью?
Дано : Решение:
G? F1?
Ответ:
Задача 3 При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания между собой гибридов первого поколения?
Дано : Решение:
G? F1?
Ответ 1) доминантные: черный цвет и наличие хохла; бурых без хохла цыплят 6%; генотипы Р - ааВВ, ААвв; первого поколения - АаВв.
Учитель Какое соотношение будет по фенотипу:
2)Доминантные: бурый цвет и отсутствие хохла;
бурых без хохла цыплят - 75%; генотипы Р - ААВВ, аавв;
первого поколения - 25% черных без хохла;
25% черных с хохлом; 25% бурых с хохлом;
25% черных без хохла.
И последняя задача:
Задача 4 Перед судебно-медицинской экспертизой поставлена задача выяснить: является ли мальчик, имеющийся в семье супругов родным или приемным. Исследование крови мужа, жены и ребенка показало: жена АВ (IV) группа крови, муж - О (I) группа крови, ребенок - О (I) группа крови, какое заключение должен дать эксперт и на чем оно будет основано?
Дано : Решение:
G? F1?
Ответ: Мальчик - приемный сын, так как в данной семье не может быть ребенка с I группой крови.
Учитель. Подведем итог сегодняшнего урока. Я читаю предложение, вы его заканчиваете, желательно хором.
1.За признаки каждого организма отвечают … (гены)
2.совокупность генов - это есть … (генотип).
3.Совокупность признаков, за которые отвечают гены - это есть … (фенотип).
4. Доминантный признак -это…
Запишем домашнее задание: Порешать задачи, файл отправлен по СМС в сетевом городе, подготовится к Контрольной работе.
Спасибо за урок