- Преподавателю
- Биология
- Урок биология + психология
Урок биология + психология
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Носова О.И. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок
биология - психология - МХК
Тема: «Человек и СМИ»
Учитель биологии:
Носова О.И.
Цель: выстроить линию поведения человека, его взаимоотношений со средствами массовой СМИ, с другими людьми в «смутное время»
Задача: образовательная: Выявить роль средств массовой информации в формировании общей культуры человека, его общественного сознания.
развивающая: способствовать развитию умения анализировать события, давать им оценку, выявить причинно-следственные связи в фактах и событиях окружающей действительности.
воспитательная: способствовать формированию у обучающихся норм поведения, позволяющих выжить в «смутное время», способности давать оценку фактам и событиям, людям, умения корректировать свое поведение в меняющихся условиях жизни.
Оборудование: видео - фрагмент (Митинг в защиту НТВ, апрель 2002г.)
Таблицы: графики солнечной активности и активности народных масс в период с 1900 по 1920, карточки с заданиями, коллаж из журнала «огонек» с иллюстрациями на тему «портрет толпы» «Светлое и темное в нашей жизни».
Ход урока:
Вводное слово учителя. Тема урока выбрана не случайно. Главная примета нашего времени: огромный поток информации, обрушивающийся на человека. Как разобраться, где, правда, где ложь, какая информация полезна, а какая вредна, губительна? Хотим мы этого, или нет, но мы вынуждены разбираться в этом море информации, выбрать ориентиры для собственного поведения в жизни. задача архисложная, но решение ее необходимо не только для выживания, но и для поиска путей интересной, полезной для себя и общества жизни.
Итак, СМИ. Что это? (газеты, журналы, радио, телевидение). Какое из СМИ самое популярное, доступное сегодня? (телевидение).
Наша задача сегодня - разобраться в том, как мы должны использовать этот источник информации - TV, то есть сделать шаг на пути формирования культуры потребления информации.
Просмотрим видеофрагмент о событиях 7 апреля 2001г. - проходил митинг в защиту НТВ.
Просмотр , сопровождающая, информация: события освещались НТВ, другими телеканалами, газетой «Комсомольская правда». Волна митингов в защиту НТВ прокатились по всем крупным городам, в том числе - Иркутск, Чита. (В видео - фрагментах показано, как большие массы людей приняли участие в митинге в защиту НТВ в Москве, было много молодежи, причем многие присоединились спонтанно).
Беседа 1: 1. Как поступили бы вы, будучи в районе митинга? (прошли мимо, присоединились, занял позицию наблюдателя).
в ходе беседы выяснилось, что прошли бы мимо меньшее количество ребят.
Беседа 2: А теперь послушайте, как было на самом деле (информация Выступление В.В. Путина, публикация «комсомолки», «АиФ». Суть событий: руководство НТВ и часть коллектива в обход заработной платы по «серым» схемам) получили 6 млн. 600 тыс. рублей. За махинации арестован был финансовый директор, кампанию перекупили Иордан и Кох, бизнесмены. Часть коллектива, возмущенная тем, что у НТВ - новые хозяева, ушли с НТВ. /Киселев Е., Дибров Д. и другие/. В СМИ появилась информация о том, что НТВ - последний оплот демократии рушится - вот это утверждение и явилось основой митинга в Москве, волны митингов по стране.
Инициаторы обвинили государство, президента в бездействии. В.Путин в интервью Шредеру заявил, что это частные дела, в которых ни государство, ни президент не вправе вмешиваться. А назревал бунт…Давайте выясним, почему люди, не имевшие отношения к частным делам НТВ, были вовлечены в участие в этом митинге с большим количеством людей, что могло произойти? (волна протестов могла нарастать, как снежный ком, митинги и демонстрации могли проходить уже под другими лозунгами, последствия - непредсказуемы).
Как можно назвать общность людей, возникшую в короткий период времени большей частью случайно?
- Толпа.
Определяется признаки толпы, составляется ее определение (задание № 1), «толпа» - это общность людей, существующая короткое время, лидер случаен, инстинкт самосохранения отсутствует, эмоции не контролируются…
В ходе беседы делается вывод о том, что такой общности людей следует избегать, т.к. последствия непредсказуемы, особенно, если много молодежи. Почему? Молодежь в большей степени внушаема, некритична, случайный лидер может спровоцировать на любые антиобщественный действия, вплоть до терактов, убийств.
Главный вывод беседы: К любой информации из СМИ надо относится критически, стараться не быть «одураченным». Научиться такому прочтению можно, изучая общественные закономерности, анализируя прочитанное в прессе, увиденное по телевизору.
После выполнения задания № 2 и сопутствующей беседы обучающися убеждаются в том, что в толпе эмоции передаются от человека к человеку на молекулярно-волновом уровне с большой скоростью. Учитель уточняет данное утверждение:
А.Л. Чижевский, основатель гелиобиологии, выяснил, что в годы активного солнца к земле устремляется большой поток протонов (Н+), которые «перепрофилируют» работу нервных окончаний - рецепторов, что приводит к повышенной возбудимости людей. Особенно восприимчивы холерики и меланхолики. Значит надо научиться управлять своим поведением, не «ввязываться» в случайные общности людей, чтобы избежать трагических последствий.
Учитывать надо то, что пик повышенной возбудимости совпадает с максимумом вспышек на Солнце (годы активного Солнца). Именно в такие годы народные массы активны, именно тогда случается наибольшее количество народных волнений, войн, революций. (Демонстрируются графики, построенные А.Л. Чижевский на период с 1900 по 1920 гг.)
Как можно уйти из толпы, посмотрим видеофрагмент. Здесь же психологи дают рекомендации и о других правилах поведения. Еще один вывод после просмотра: следует смотреть научно-популярные фильмы, которые учат навыкам поведения в различных жизненных ситуациях.
Пример: В годы активного Солнца неуверенно чувствует себя человек, потерявший ориентиры в жизни, становится легкой добычей разного рода колдунов, экстрасенсов. Общеизвестны телесеансы А. Чумака и А. Кашпировского. В чем причина их популярности? (повышенная внушаемость ряда людей, их надежда на исцеление без затраты средств и усилий).
А.Кашпировский объявил себя психотерапевтом, лечащим за счет взбадривания резервных сил организма. Посмотрим, что происходит на самом деле? (внушаемые люди попали в зависимость от гипноза, и у них рождалась иллюзия исцеления).
Гипнозозависимые люди следовали за Кашпировским из города в город, тратя массу средств. Гипнозом можно лечить, но в малой группе, снимая гипнозависимость после 10 сеансов, да лечатся гипнозом далеко не все заболевания. Массовые гипнозы чреваты очень серьезными последствиями. Следует знать, что гипнотическим воздействием на людей обладают гадалки и маги.
Следующий видеофрагмент - о том, как надо вести себя с подобного рода «ясновидящими»: взять инициативу в свои руки, отводить взгляд, произвести неожиданное движение….
Итак, о чем мы говорили?
- О воздействии СМИ на конкретного человека.
Какие выводы следует сделать из урока?
-надо научиться культуре потребления информации: не быть «всеядным», а критически относится к информации, читать серьезные аналитические статьи, смотреть программы, заставляющие думать.
Заключительное слово учителя: А еще - следует выработать в себе «противоядие» против «черной» информации, имея светлые образы в душе, такие как живопись, красивая архитектура, общение с родными, друзьями, хорошей книгой, добрым фильмом: тогда найдутся силы для переживания трудностей. (Демонстрируется коллаж «светлое и темное в жизни»).
Материалы и литература:
Видеофрагменты:
- Митинг в защиту НТВ 7 апреля 2001 г.
-А. Кашпировский
- Колдуны и экстрасенсы.
Литература: Чижевский «Физические факторы исторического процесса ЧЖ , 1990, 1-2
Журнал «техника - молодежи» № 4, 1993 г.
Журнал «Зарубежное военное обозрение», № 4. 1993 г.
«»
Психология толпы, патология толпы
, В. Бузин, АиФ № 38, 40, 1993 г.
Задание 1
Сформулируйте определение толпы, используя приведенные выражения, начав со слов: толпа - это общность людей…..
Вопросы
Альтернативные признаки
Длительность существования
а) долгое время
б) короткое время
Склонность
а) к созданию
б) к разрушению
Эмоции
а) контролируются
б) не контролируются
Инстинкт самосохранения
а) присутствует
б) отсутствует
Ответственность за поступки
а) собственная у каждого
б) перекладывается на лидера
Лидер
а) случайный
б) тщательно подобранный группой
Личные качества, объединяющие людей в общность
а) подверженность коллективному неврозу, повышенная внушаемость, склонность к паникерству
б) способность трезво оценивать ситуацию, иметь свое мнение.
Задание № 2
Проанализируйте приведенные высказывания и ответьте на вопрос:
каким образом, кроме словесного, могут передаваться эмоции и чувства от человека к человеку при общении?
-
В 20-30-х гг. А.Гурвич в экспериментах с живыми объектами обнаружил ультрафиолетовое излучение чрезвычайно малой интенсивности, которое испускает одна клетка, поглощает другая. излучение названо митогенетическим…..любой биологический объект обладает тепловым излучением. (Химия и жизнь № 1, 1991)
-
….организм каждого из нас вырабатывает особые вещества - феромоны двух типов: аттрактанты (притягивающие) и репелленты (отталкивающие). Они совершенно не ощутимы на запах, но оказывают определяющее влияние на наши симпатии и антипатии. (Комсомольская правда от2 июля 1993 г.)