Урок биология + психология

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Интегрированный урок

биология - психология - МХК


Тема: «Человек и СМИ»





Учитель биологии:

Носова О.И.










Цель: выстроить линию поведения человека, его взаимоотношений со средствами массовой СМИ, с другими людьми в «смутное время»

Задача: образовательная: Выявить роль средств массовой информации в формировании общей культуры человека, его общественного сознания.

развивающая: способствовать развитию умения анализировать события, давать им оценку, выявить причинно-следственные связи в фактах и событиях окружающей действительности.

воспитательная: способствовать формированию у обучающихся норм поведения, позволяющих выжить в «смутное время», способности давать оценку фактам и событиям, людям, умения корректировать свое поведение в меняющихся условиях жизни.

Оборудование: видео - фрагмент (Митинг в защиту НТВ, апрель 2002г.)

Таблицы: графики солнечной активности и активности народных масс в период с 1900 по 1920, карточки с заданиями, коллаж из журнала «огонек» с иллюстрациями на тему «портрет толпы» «Светлое и темное в нашей жизни».

Ход урока:

Вводное слово учителя. Тема урока выбрана не случайно. Главная примета нашего времени: огромный поток информации, обрушивающийся на человека. Как разобраться, где, правда, где ложь, какая информация полезна, а какая вредна, губительна? Хотим мы этого, или нет, но мы вынуждены разбираться в этом море информации, выбрать ориентиры для собственного поведения в жизни. задача архисложная, но решение ее необходимо не только для выживания, но и для поиска путей интересной, полезной для себя и общества жизни.

Итак, СМИ. Что это? (газеты, журналы, радио, телевидение). Какое из СМИ самое популярное, доступное сегодня? (телевидение).

Наша задача сегодня - разобраться в том, как мы должны использовать этот источник информации - TV, то есть сделать шаг на пути формирования культуры потребления информации.

Просмотрим видеофрагмент о событиях 7 апреля 2001г. - проходил митинг в защиту НТВ.

Просмотр , сопровождающая, информация: события освещались НТВ, другими телеканалами, газетой «Комсомольская правда». Волна митингов в защиту НТВ прокатились по всем крупным городам, в том числе - Иркутск, Чита. (В видео - фрагментах показано, как большие массы людей приняли участие в митинге в защиту НТВ в Москве, было много молодежи, причем многие присоединились спонтанно).

Беседа 1: 1. Как поступили бы вы, будучи в районе митинга? (прошли мимо, присоединились, занял позицию наблюдателя).

в ходе беседы выяснилось, что прошли бы мимо меньшее количество ребят.

Беседа 2: А теперь послушайте, как было на самом деле (информация Выступление В.В. Путина, публикация «комсомолки», «АиФ». Суть событий: руководство НТВ и часть коллектива в обход заработной платы по «серым» схемам) получили 6 млн. 600 тыс. рублей. За махинации арестован был финансовый директор, кампанию перекупили Иордан и Кох, бизнесмены. Часть коллектива, возмущенная тем, что у НТВ - новые хозяева, ушли с НТВ. /Киселев Е., Дибров Д. и другие/. В СМИ появилась информация о том, что НТВ - последний оплот демократии рушится - вот это утверждение и явилось основой митинга в Москве, волны митингов по стране.

Инициаторы обвинили государство, президента в бездействии. В.Путин в интервью Шредеру заявил, что это частные дела, в которых ни государство, ни президент не вправе вмешиваться. А назревал бунт…Давайте выясним, почему люди, не имевшие отношения к частным делам НТВ, были вовлечены в участие в этом митинге с большим количеством людей, что могло произойти? (волна протестов могла нарастать, как снежный ком, митинги и демонстрации могли проходить уже под другими лозунгами, последствия - непредсказуемы).

Как можно назвать общность людей, возникшую в короткий период времени большей частью случайно?

- Толпа.

Определяется признаки толпы, составляется ее определение (задание № 1), «толпа» - это общность людей, существующая короткое время, лидер случаен, инстинкт самосохранения отсутствует, эмоции не контролируются…

В ходе беседы делается вывод о том, что такой общности людей следует избегать, т.к. последствия непредсказуемы, особенно, если много молодежи. Почему? Молодежь в большей степени внушаема, некритична, случайный лидер может спровоцировать на любые антиобщественный действия, вплоть до терактов, убийств.

Главный вывод беседы: К любой информации из СМИ надо относится критически, стараться не быть «одураченным». Научиться такому прочтению можно, изучая общественные закономерности, анализируя прочитанное в прессе, увиденное по телевизору.

После выполнения задания № 2 и сопутствующей беседы обучающися убеждаются в том, что в толпе эмоции передаются от человека к человеку на молекулярно-волновом уровне с большой скоростью. Учитель уточняет данное утверждение:

А.Л. Чижевский, основатель гелиобиологии, выяснил, что в годы активного солнца к земле устремляется большой поток протонов (Н+), которые «перепрофилируют» работу нервных окончаний - рецепторов, что приводит к повышенной возбудимости людей. Особенно восприимчивы холерики и меланхолики. Значит надо научиться управлять своим поведением, не «ввязываться» в случайные общности людей, чтобы избежать трагических последствий.

Учитывать надо то, что пик повышенной возбудимости совпадает с максимумом вспышек на Солнце (годы активного Солнца). Именно в такие годы народные массы активны, именно тогда случается наибольшее количество народных волнений, войн, революций. (Демонстрируются графики, построенные А.Л. Чижевский на период с 1900 по 1920 гг.)

Как можно уйти из толпы, посмотрим видеофрагмент. Здесь же психологи дают рекомендации и о других правилах поведения. Еще один вывод после просмотра: следует смотреть научно-популярные фильмы, которые учат навыкам поведения в различных жизненных ситуациях.

Пример: В годы активного Солнца неуверенно чувствует себя человек, потерявший ориентиры в жизни, становится легкой добычей разного рода колдунов, экстрасенсов. Общеизвестны телесеансы А. Чумака и А. Кашпировского. В чем причина их популярности? (повышенная внушаемость ряда людей, их надежда на исцеление без затраты средств и усилий).

А.Кашпировский объявил себя психотерапевтом, лечащим за счет взбадривания резервных сил организма. Посмотрим, что происходит на самом деле? (внушаемые люди попали в зависимость от гипноза, и у них рождалась иллюзия исцеления).

Гипнозозависимые люди следовали за Кашпировским из города в город, тратя массу средств. Гипнозом можно лечить, но в малой группе, снимая гипнозависимость после 10 сеансов, да лечатся гипнозом далеко не все заболевания. Массовые гипнозы чреваты очень серьезными последствиями. Следует знать, что гипнотическим воздействием на людей обладают гадалки и маги.

Следующий видеофрагмент - о том, как надо вести себя с подобного рода «ясновидящими»: взять инициативу в свои руки, отводить взгляд, произвести неожиданное движение….

Итак, о чем мы говорили?

- О воздействии СМИ на конкретного человека.

Какие выводы следует сделать из урока?

-надо научиться культуре потребления информации: не быть «всеядным», а критически относится к информации, читать серьезные аналитические статьи, смотреть программы, заставляющие думать.

Заключительное слово учителя: А еще - следует выработать в себе «противоядие» против «черной» информации, имея светлые образы в душе, такие как живопись, красивая архитектура, общение с родными, друзьями, хорошей книгой, добрым фильмом: тогда найдутся силы для переживания трудностей. (Демонстрируется коллаж «светлое и темное в жизни»).

Материалы и литература:

Видеофрагменты:

- Митинг в защиту НТВ 7 апреля 2001 г.

-А. Кашпировский

- Колдуны и экстрасенсы.

Литература: Чижевский «Физические факторы исторического процесса ЧЖ , 1990, 1-2

Журнал «техника - молодежи» № 4, 1993 г.

Журнал «Зарубежное военное обозрение», № 4. 1993 г.

«»

Психология толпы, патология толпы

, В. Бузин, АиФ № 38, 40, 1993 г.






Задание 1


Сформулируйте определение толпы, используя приведенные выражения, начав со слов: толпа - это общность людей…..

Вопросы

Альтернативные признаки

Длительность существования

а) долгое время

б) короткое время

Склонность

а) к созданию

б) к разрушению

Эмоции

а) контролируются

б) не контролируются

Инстинкт самосохранения

а) присутствует

б) отсутствует

Ответственность за поступки

а) собственная у каждого

б) перекладывается на лидера

Лидер

а) случайный

б) тщательно подобранный группой

Личные качества, объединяющие людей в общность

а) подверженность коллективному неврозу, повышенная внушаемость, склонность к паникерству

б) способность трезво оценивать ситуацию, иметь свое мнение.

Задание № 2


Проанализируйте приведенные высказывания и ответьте на вопрос:

каким образом, кроме словесного, могут передаваться эмоции и чувства от человека к человеку при общении?

  1. В 20-30-х гг. А.Гурвич в экспериментах с живыми объектами обнаружил ультрафиолетовое излучение чрезвычайно малой интенсивности, которое испускает одна клетка, поглощает другая. излучение названо митогенетическим…..любой биологический объект обладает тепловым излучением. (Химия и жизнь № 1, 1991)

  2. ….организм каждого из нас вырабатывает особые вещества - феромоны двух типов: аттрактанты (притягивающие) и репелленты (отталкивающие). Они совершенно не ощутимы на запах, но оказывают определяющее влияние на наши симпатии и антипатии. (Комсомольская правда от2 июля 1993 г.)

© 2010-2022