Выступление на биологической конференции Некоторые аспекты изучения леворуких детей

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Некоторые аспекты изучения леворуких детей Выступление на научно-исследовательской конференции

Бахтиярова Айгуль, 10 а класс МОУ СОШ № 8

Руководитель: Нигматуллина Елена Ивановна, учитель биологии МОУ СОШ № 8

В последнее время наука значительно продвинулась в исследовании причин того, почему люди могут быть леворукими или праворукими. Однако эти знания редко переходят из научных изданий в популярные или практические. Именно поэтому так часто встречаются устаревшие ошибочные представления относительно леворукости. При внешне симметричном плане строения тела мы ассиметричны. У нас есть ведущий глаз и ведущая нога, из двух наших ушей одно лучше приспособлено к восприятию музыки, а другое - речи.

Главная цель нашей работы: изучить особенности человека, связанные с симметрией организма, а так же особенности тех, кто пишет левой рукой и помочь левшам снять психологический комплекс неполноценности, если таковой имеется. Одной из главных задач было исследование адаптации леворуких учащихся в школе, в обществе, найти общие рекомендации для учителей, обучающих левшей, родителей, чьи дети являются леворукими.

В возникновении и происхождении леворукости до сих пор так много тайн, неизвестного и непонятного, что говорить о леворуких, как об однородной группе с какими-то определёнными характерными чертами, довольно трудно.

В научно-популярной литературе о левшах встречается много различных мнений, явно противоречащих друг другу. Одни склонны в каждом леворуком человеке видеть нераскрытый талант, приводя примеры выдающихся личностей: Леонардо да Винчи, Бетховен, И. Павлов. Другие исследователи (А.А. Капустин, Т. А. Доброхотова и др.) предлагают их считать неполноценными, с нарушением внутриутробного развития и даже социально опасными (Андрей Чикатило был левша). Только в последние годы леворуких людей стали изучать учёные-левши (С.В. Медведев - директор Российского института мозга и др.). Ещё великий Платон считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих всё делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых людей, какими появляемся на свет, превращаемся в калек. И даже спустя столетия, в наше время, подобная точка зрения имеет своих сторонников - имеются предположения, что праворукость воспитывается с первых дней жизни ребёнка и на первых порах осуществляется родителями бессознательно.

Мы провели обследование леворуких детей в нашей школе путем разнообразных тестов, анкетирований, собеседований и наблюдений. Оказалось, что в нашей школе таких детей более 50 человек. Все данные были обработаны и проанализированы. Результаты обследования представлены в Приложениях.

Исследование мы уже ведем третий год, проведены занятия с учениками, пишущими левой рукой, где мы постарались объяснить объективные причины проявления леворукости. Все, кого мы обследовали в результате улучшили успеваемость в школе, стали активно участвовать в общественной жизни. Все наши леворукие выпускники поступили в ВУЗы. Первые два года мы работали только с учащимися, в этом году мы работаем с учителями и родителями, чьи дети являются леворукими. Для определения творческих способностей, мы использовали много разнообразных тестов. Результаты получились следующими: у леворуких и праворуких групп мы получили почти одинаковые результаты. Отсюда можно сделать вывод, что уровень интеллекта зависит не от доминантности определенной руки, а от общего развития, от его окружения.

На основании исследования учеников, пишущих только левой рукой, сделали выводы:

В научно-популярной литературе часто печатается негативная информация о леворуких, факты которой сегодня не подтверждаются, в нашей практике мы не нашли человека с абсолютным левшеством, которому приписывают весь негатив о левшах.

Данные приводятся на левшей с отклонениями в здоровье, а переносятся на статистику здоровых леворуких.

Многие факты из изученных источников совпали с нашей диагностикой; но некоторые из них явно противоречат.

Левши действительно востребованы в некоторых областях жизни, таких как спорт, дизайн, живопись, но наши учащиеся не хотят связать свою жизнь с этими сферами деятельностями.

Леворукие дети необязательно имеют расстройства речи.

Левши чаще дают оценку не поступку, а действующим лицам.

Среди левшей так же много одаренных учеников, но они не стараются это проявить, так как привыкли к порицанию.

Левши имеют свой комплекс неполноценности, так как они неуклюжи в быту и получают много замечаний от родителей, которые и сформировали этот комплекс.

Обучать необходимо родителей после первого года жизни ребенка, когда все проходят обследование в детской поликлинике.

Школа уже получает сформированного ребенка, но учителя начального звена не имеют подготовки по обучению леворуких и оставляют ребенка со своими бедами или пытаются помочь им неправильными действиями, мы выработали рекомендации для учителей. Леворуких детей, которые обучаются в одной параллели, желательно объединять в один класс.

В заключении я хочу сказать, что в современном мире происходит увеличение численности левшей по сравнению с правшами в среднем на 0,04% в год. Этот признак указывает не только на левые латеральные предпочтения в моторной (руки, ноги), но и в сенсорной сфере (глаза, уши). Наш современный мир является миром праворуких, и все жизненно важные приборы, инструменты рассчитаны не на левшей, в связи с этим они хуже адаптированы в жизни.

Старая английская поговорка гласит: «Хочешь переустроить мир - начинай с малого».

Арабская письменность, которой изложен Коран, пошла от руфийской письменности, в основу которой положен орнамент. Справа на лево орнамент мог составить только леворукий человек, так как по нашему мнению правой рукой он бы все стирал. А далее и у мусульман, так же как и у христиан, левая рука стала нечистой. Когда это произошло - определить невозможно, но до сегодняшнего люди к леворуким относятся неоднозначно. Мы считаем, что работу сейчас нужно проводить, прежде всего, с родителями леворукого ребенка, что очень актуально в год семьи.

Рекомендации для учителей

  1. Леворукость - не патология, а один из возможных вариантов нормы.

  2. Леворукий ребенок очень раним, и требует бережного, внимательного и доброго отношения.

  3. У леворукого ребенка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

  4. Если ученик держит при письме ручку над строчкой, при этом рука находится в особом положении и согнута в виде крючка, то речевые и языковые функции у ребенка контролируются левым полушарием (так же как и у праворуких детей).

  5. Такое положение ручки иногда является отражением несоответствия методики возможностям ребенка, но не следует настаивать на исправлении положения ручки и требовать безотрывности при письме.

  6. Свет должен падать с правой стороны, но при ориентации парт в классе не позволяет посадить леворукого ребенка лицом к классу, поэтому его необходимо определить за парту у окна на первый вариант, иногда можно сажать ребенка за учительский стол.

  7. Тетрадь повернуть так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый располагался напротив груди.

  8. Удобнее наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку.

  9. При ведущем правом глазе ученик должен сидеть на среднем ряду, ряд около двери противопоказан.

  10. Нельзя ставить в пример левше детей правшей.

  11. Помните, что леворукий ребенок мыслит образно, не обращая внимания на мелочи, иногда на них необходимо сконцентрировать его внимание.

  12. Леворукий ребенок быстро обучается печатать, так как в этом процессе задействованы обе руки.

Помните, здоровье ребенка дороже всего!

5

© 2010-2022