• Преподавателю
  • Биология
  • Формирование универсальных учебных действий средствами естественнонаучного образования

Формирование универсальных учебных действий средствами естественнонаучного образования

Универсальные учебные действия обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; – создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высо...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ИЗБЕРДЕЕВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В С. КОЧЕТОВКА ПЕТРОВСКИЙ РАЙОН ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ



Формирование универсальных учебных действий средствами естественнонаучного образования

Формирование универсальных учебных действий средствами естественнонаучного образования

Учитель химии и биологии

Каширина Любовь Ивановна



Кочетовка, 2015

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ.
Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие - выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов).

В Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.

В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию.

В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические действия постановки и решения проблем. В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем

Задания для диагностики и формирования УУД

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:

- участие в проектах; подведение итогов урока;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия, дневники достижений.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

- «Найди отличия» (можно задать их количество);
- «На что похоже?», Поиск лишнего, «Лабиринты»
- Упорядочивание, «Цепочки», Составление схем-опор
- Работа с разного вида таблицами, Составление и распознавание диаграмм
- Работа со словарями

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- «Преднамеренные ошибки»
- Поиск информации в предложенных источниках
- Взаимоконтроль, Взаимный диктант (метод М.Г. Булановской)
- Диспут
- Заучивание материала наизусть в классе
- «Ищу ошибки», КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

- составление задания партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока комбинированного вида и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроли (самоконтроль), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Приёмы формирования познавательных логических универсальных учебных действий.

В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей. Рассмотрим на конкретных примерах как можно развивать логические универсальные учебные действия учащихся, используя разные приемы.

Умение классифицировать - это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Рассмотрим несколько примеров 6класс

1. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для растений класса однодольных и двудольных. А - в семени две семядоли Б - в семени одна семядоля В - корневая система стержневая Г - корневая система мочковатая Д - жилкование листьев сетчатое Е - жилкование листьев параллельное Ж - запас питательных веществ расположен у большинства растений в эндосперме З - запас питательных веществ у большинства растений находится в семядолях. 9класс 2. Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ. А - дождевой червь Е - клевер Б - заяц-беляк Ж - голубь В - мукор З - бактерии Г - волк И - хламидомонада Д - пшеница

9класс 3. Найдите соответствие: А - Неклеточные формы Б - Прокариоты В - Эукариоты 1. Простейшие 2. Цианобактерии 3. Вирусы 4. Бактерии 5.Грибы 6. Животные 7. Растения 8. Фаги. Умение обобщать - это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение - мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Рассмотрим несколько примеров 6класс: Что является лишним в данном перечне: Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. яблоко, яблоня, осина, береза.

8класс: Что общего между парами понятий (обобщите пары понятий) кровь - кость фибриноген - гемоглобин ДНК - РНК митохондрии - рибосомы

6класс: Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов. Плод, почка, семя, цветок. Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.

Умение проводить аналогии - это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями. Рассмотрим несколько примеров

9класс: Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.

b) Целлюлоза - глюкоза = белок - ?

a. А - нуклеотиды В - аминокислота

b. Б - глицерин Г - липид

c. Д - углевод

Подобные вопросы побуждают ученика к классификации объектов по различным основаниям.

Умение сравнивать - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить. Как сравнивать объекты? Для этого необходимо

1. Определить объекты сравнения.

2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.

3. Найти общие черты.

4. Найти черты отличия.

5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.

Рассмотрим несколько примеров

1. Работа с рисунками

9класс: Рассмотрите строение животной и растительной клетки. В чем сходство и различие в их строении

6класс: Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. В чем их сходство и различие?

9класс: В чем сходство и различие митоза и мейоза?

Умение заполнения таблиц

8класс

Название анализаторов

Функции

Части анализатора


Воспринимающие раздражение

Проводящие возбуждение

Различающие раздражение


Умение составление схемы

5класс

Умение составлением тематических синквейнов, текст которых состоит из пяти строк и 11 слов:

1 строка - 1 существительное (тема),
2 строка - 2 прилагательных (описание темы ),
3 строка - 3 глагола (описание действий),
4 строка - фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме
5 строка - 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).

Приемы формирования личностных универсальных учебных действий обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, которая направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся. Развитие познавательных мотивов учащихся осуществляется от широких познавательных мотивов к учебно-познавательным и, наконец, к мотивам самообразования. Применительно к учебной деятельности, действие смыслообразования формируется через учебную мотивацию.

Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся

1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.

2. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.

3. Прием создания проблемной ситуации. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Рассмотрим несколько примеров:

Выдвижение проблемного вопроса

9класс: Чем можно объяснить тот факт, что пищевые цепи не бывают очень длинными?

Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого

9класс: Как вы объясните высказывание К.А. Тимирязева о том, что растениям принадлежит «космическая роль»?

Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту

9класс: Приспособленность живых организмов к определенным условиям среды объясняют: а) как результат создания видов творцом (К.Линней); б) как способность организмов изменяться соответственно изменяющимся условиям среды (Ж.Б.Ламарк); в) как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным условиям среды (Ч.Дарвин). Какую точку зрения вы выберите и почему?

Сообщение парадоксального факта

6класс: Чем объяснить такой парадоксальный факт: «цветение воды - массовое размножение водорослей - сопровождается гибелью (замором) рыбы?»

Выполнение творческих заданий

9класс: Подготовка и защита творческих работ по теме : Экологические кризисы (в виде презентаций, сообщений, рисунков.) «Самое удивительное вещество в мире», «Нет милей чудес, чем наш русский лес», «Мы против курения!»

9класс: Подготовка теста по теме: Размножение и индивидуальное развитие организмов

1 задание: 3 вопроса с выбором одного правильного ответа.

2 задание: из 6 утверждений выбрать три верных.

3 задание: на соответствие

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий- работа учеников в группе. Она помогает созданию учебной мотивации, пробуждению в учениках познавательного интереса, стремления к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими детьми. Для организации групповой работы класс делится при выполнении задания на микрогруппы, например по 2-3 человека. Задание предлагается группе, а не отдельному ученику. При этом занятия могут проходить в форме соревнования команд, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности.

Во время работы учеников по группам учитель может быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, а также наблюдателем. Учитель объясняет, как важно, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все «за и против» при обсуждении идей других участников.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

Они обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.





Используемая литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  2. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий. - М., 2006.

  3. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. - Спб, 2007.

  4. А.Г. Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010

  5. Демидова М. Естественно-научный цикл: вырабатываем общеучебные умения // Народное образование. - 2005. - №9. - с.115-126.

  6. Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций // Химия в школе. - 2010. - № 8. - с.11-15.

  7. Шамова Т.И, Ильина И.В. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» //Журнал для администрации школ Практика. - 2006. - №2. - с.112-119.

  8. Универсальные учебные действия gcro.ru›index.php/fgosmetm/fgosuchnach/1312-

  9. Г.И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011

  10. Г.И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе», №8, 2010

  11. Г. И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011



© 2010-2022