Элективный курс по биологии О чём говорит кровь

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка элективного курса по биологии

учителя биологии МОБУ СОШ с.Новая Отрадовка РБ

Сергеевой Галины Владимировны

Элективный курс «О чём говорит кровь» для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса.

1.Пояснительная записка.

Данный элективный курс по биологии предусматривает углубленное изучение темы «Кровь» раздела «Человек и его здоровье». Для изучения курса необходима предварительная подготовка учащихся. Учащиеся должны знать основы генетики. Данный курс для учащихся 9 класса является необходимой для того, чтобы определить свои наклонности в выборе профессии и профиля обучения в 10 классе. Программа авторская. Вопросы о группе крови всегда привлекают интерес для людей и современные научные исследования открывают для нас информацию, которую содержит кровь.

Цель элективного курса: изучить группы крови человека и особенности организма, связанные с той или иной группой крови.

Задачи:

1) образовательные:

Научить решать генетические задачи по наследованию групп крови; обосновать взаимосвязь группы крови и питания, здоровья, характера, профессиональных наклонностей.

2) развивающие:

Развитие самостоятельности, умений планировать своё будущее.

3) воспитательные:

Воспитание любознательности, стремления жить в гармонии с собой.

Ожидаемые результаты:

1.Изучив данный курс учащиеся должны знать как происходит наследование группы крови; правила переливания крови; уметь прогнозировать, какая может быть у них группа крови, зная группы крови у родителей; владея информацией о группах крови, от каких болезней предостерегаться, какие продукты лучше употреблять; какой характер и какие наклонности характерны для человека той или иной группы;

2.Учащиеся должны уметь составить свой гороскоп по группе крови и планировать своё будущее;

3.Учащиеся должны владеть данной информацией при выборе профессии и профиля изучения в 10 классе.

Темы сообщений для учащихся:

1.Из истории переливания крови.

2.Консервация крови.

3.Кто может быть донором?

4.Гематоген.

Тема проектной работы: «Мой гороскоп» по группе крови.

2.Содержательный блок.

2.1.Тематический план.

тема

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Теор.

Практ.

1

Группы крови

1

Прослушивание лекции, беседа

2

Переливание крови

1

Прослушивание лекции, беседа, составление схемы

3

Наследование группы крови

1

Прослушивание лекции, беседа, выполнение теста

4-6

Задачи по генетике «Группы крови»

3

Практическая работа. Решение генетических задач.

7

Донорские традиции в России

1

Сообщения учащихся на конференции.

8

Эволюция группы крови

1

Прослушивание лекции, беседа

9

Группы крови и здоровье

1

Прослушивание лекции, беседа

10

Группы крови и питание

1

Прослушивание лекции, беседа

11

Питание по всем правилам

1

Практическая работа. Составление меню.

12

Группы крови и характер

1

Прослушивание лекции, беседа

13

Группы крови и профессиональные наклонности

1

Прослушивание лекции, беседа

14

Группы крови и взаимоотношения

1

Прослушивание лекции, беседа

15

Проект «Мой гороскоп по группе крови»

1

Проектная работа.

16

Защита проектов

1

Выступления учащихся на конференции.

17

О чём говорит кровь?

1

Обсуждение вопросов за круглым столом.

2.2.Содержание изучаемых тем.

1. Группы крови.

Понятия: тканевая совместимость, изоантигены А, В, антитела. Группы крови.

Демонстрация таблицы «Группы крови человека»

2. Переливание крови.

Понятия: резус-фактор, донор, реципиент, иммунная реакция, групповая совместимость крови.

Демонстрация схемы переливания крови.

3. Наследование группы крови

Понятия: множественный аллелизм, фенотип, генотип, кодоминирование, система АВО и резус-фактор.

Демонстрация таблицы «Группы крови и система АВО.(2)

4-6. Задачи по генетике «Группы крови».

Понятия: доминантный ген, рецессивный ген, законы Менделя, фенотип, генотип.

Демонстрация таблицы «Группы крови и система АВО.

Практическая работа. Решение генетических задач №86-96 (2)

7. Донорские традиции в России.

Понятия: свертывание крови, агглютинация, плазма крови, эритроцитарная и тромбоцитарная масса. История переливания крови. Консервация крови. Донорство. Гематоген.

Демонстрация препаратов гематогена, таблицы «Строение кровеносной системы человека», видеофрагментов «Переливание крови».

8. Эволюция группы крови.

Понятия: кроманьонец, информационный код крови. Мутация. Иммунитет. Образ жизни кроманьонцев.

Демонстрация таблицы «Стадии эволюции человека».

9. Группы крови и здоровье.

Понятия: 1) иммунная система, аллергия, астма, низкая свертываемость крови; 2) вирусные заболевания, сердечно-сосудистые заболевания;

3) синдром хронической усталости, рассеянный склероз;

4) онкологические заболевания, невроз, депрессия.

Как быть здоровым? Болезни и здоровье: что говорит кровь.

Демонстрация таблицы «Влияние алкоголя и табака на здоровье».

10. Группы крови и питание.

Понятия: режим питания, рацион, продукты растительного происхождения, животный белок, молочные продукты, молочнокислые продукты, фрукты.

Человек есть то, что он ест. Четыре группы крови- четыре образа питания.

Демонстрация таблицы «Пищевые продукты и питательные вещества».

11.Питание по всем правилам.

Понятия: диета, меню. Примерное меню.(1)

Практическая работа. Составление меню.

12. Группы крови и характер.

Понятия: характер, темперамент, гармония.

Судьба- это характер. Четыре группы крови- четыре типа характера.

13. Группы крови и профессиональные наклонности.

Понятия: выбор профессии, профессиональные наклонности.

Группы крови и профессиональные наклонности.

Опросник Е.И. Климова. Карта самооценки склонностей. (4)

14. Группы крови и взаимоотношения.

Понятия: образ жизни, семья.

С кем вам по пути? Совместимы ли вы?

15. Проект «Мой гороскоп по группе крови».

Понятия: гороскоп, планирование, прогноз.

Практическая работа: Паспорт проектной работы. Портфолио. Презентация.

16. Защита проектов.

Выступления учащихся на конференции. Демонстрация презентаций.

17. О чём говорит кровь?

Понятия: «Слушай голос крови», «Идти своим путем», «Быть всегда собой»

3.Методический блок.

3.1.Основные формы и методы изучения курса:

1) лекции, где предусматривается изложение материала, раскрытие основных позиций;

2) практические работы, в ходе которых происходит расширение знаний, закрепление, умений анализировать, обобщать, делать выводы;

3) проектная деятельность, которая позволяет проявить творческие способности, способность к самообразованию;

4 конференции, которые позволяют продемонстрировать уровень овладения знаниями и умениями.

3.2. Рекомендуемая литература:

1.Богданова Н.А. Группа крови: индивидуальная программа жизни.- СПб: ИК «Невский проспект», 2002.-160с

2.Кочергин Б.Н., Кочергина Н.А. Задачи по молекулярной биологии и генетике.- Мн.: Нар.асвета,1982.-80с

3.Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек):8(9) класс.-М.:ВАКО.2007.416с

4.50 сценариев классных часов/М: Центр «Педагогический поиск; 2000-159с.

5.Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье. Книга для учителя- М.: Издательство «Первое сентября»,2000.-256с.: ил.

Литература для учащихся:

1. Биология. 8 класс А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. - М.: Вентана - Граф, 2007

2.Основы общей биологии. 9 класс И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. - М.: Вентана - Граф, 2007

3.3.Диагностический инструментарии:

Практическая работа. Решение генетических задач №86-96 (2)

Практическая работа. Составление меню.

Тема проектной работы: «Мой гороскоп» по группе крови.


© 2010-2022