- Преподавателю
- Биология
- Элективный курс по биологии О чём говорит кровь
Элективный курс по биологии О чём говорит кровь
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сергеева Г.В. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка элективного курса по биологии
учителя биологии МОБУ СОШ с.Новая Отрадовка РБ
Сергеевой Галины Владимировны
Элективный курс «О чём говорит кровь» для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса.
1.Пояснительная записка.
Данный элективный курс по биологии предусматривает углубленное изучение темы «Кровь» раздела «Человек и его здоровье». Для изучения курса необходима предварительная подготовка учащихся. Учащиеся должны знать основы генетики. Данный курс для учащихся 9 класса является необходимой для того, чтобы определить свои наклонности в выборе профессии и профиля обучения в 10 классе. Программа авторская. Вопросы о группе крови всегда привлекают интерес для людей и современные научные исследования открывают для нас информацию, которую содержит кровь.
Цель элективного курса: изучить группы крови человека и особенности организма, связанные с той или иной группой крови.
Задачи:
1) образовательные:
Научить решать генетические задачи по наследованию групп крови; обосновать взаимосвязь группы крови и питания, здоровья, характера, профессиональных наклонностей.
2) развивающие:
Развитие самостоятельности, умений планировать своё будущее.
3) воспитательные:
Воспитание любознательности, стремления жить в гармонии с собой.
Ожидаемые результаты:
1.Изучив данный курс учащиеся должны знать как происходит наследование группы крови; правила переливания крови; уметь прогнозировать, какая может быть у них группа крови, зная группы крови у родителей; владея информацией о группах крови, от каких болезней предостерегаться, какие продукты лучше употреблять; какой характер и какие наклонности характерны для человека той или иной группы;
2.Учащиеся должны уметь составить свой гороскоп по группе крови и планировать своё будущее;
3.Учащиеся должны владеть данной информацией при выборе профессии и профиля изучения в 10 классе.
Темы сообщений для учащихся:
1.Из истории переливания крови.
2.Консервация крови.
3.Кто может быть донором?
4.Гематоген.
Тема проектной работы: «Мой гороскоп» по группе крови.
2.Содержательный блок.
2.1.Тематический план.
тема
Кол-во часов
Виды деятельности учащихся
Теор.
Практ.
1
Группы крови
1
Прослушивание лекции, беседа
2
Переливание крови
1
Прослушивание лекции, беседа, составление схемы
3
Наследование группы крови
1
Прослушивание лекции, беседа, выполнение теста
4-6
Задачи по генетике «Группы крови»
3
Практическая работа. Решение генетических задач.
7
Донорские традиции в России
1
Сообщения учащихся на конференции.
8
Эволюция группы крови
1
Прослушивание лекции, беседа
9
Группы крови и здоровье
1
Прослушивание лекции, беседа
10
Группы крови и питание
1
Прослушивание лекции, беседа
11
Питание по всем правилам
1
Практическая работа. Составление меню.
12
Группы крови и характер
1
Прослушивание лекции, беседа
13
Группы крови и профессиональные наклонности
1
Прослушивание лекции, беседа
14
Группы крови и взаимоотношения
1
Прослушивание лекции, беседа
15
Проект «Мой гороскоп по группе крови»
1
Проектная работа.
16
Защита проектов
1
Выступления учащихся на конференции.
17
О чём говорит кровь?
1
Обсуждение вопросов за круглым столом.
9ч
8ч
2.2.Содержание изучаемых тем.
1. Группы крови.
Понятия: тканевая совместимость, изоантигены А, В, антитела. Группы крови.
Демонстрация таблицы «Группы крови человека»
2. Переливание крови.
Понятия: резус-фактор, донор, реципиент, иммунная реакция, групповая совместимость крови.
Демонстрация схемы переливания крови.
3. Наследование группы крови
Понятия: множественный аллелизм, фенотип, генотип, кодоминирование, система АВО и резус-фактор.
Демонстрация таблицы «Группы крови и система АВО.(2)
4-6. Задачи по генетике «Группы крови».
Понятия: доминантный ген, рецессивный ген, законы Менделя, фенотип, генотип.
Демонстрация таблицы «Группы крови и система АВО.
Практическая работа. Решение генетических задач №86-96 (2)
7. Донорские традиции в России.
Понятия: свертывание крови, агглютинация, плазма крови, эритроцитарная и тромбоцитарная масса. История переливания крови. Консервация крови. Донорство. Гематоген.
Демонстрация препаратов гематогена, таблицы «Строение кровеносной системы человека», видеофрагментов «Переливание крови».
8. Эволюция группы крови.
Понятия: кроманьонец, информационный код крови. Мутация. Иммунитет. Образ жизни кроманьонцев.
Демонстрация таблицы «Стадии эволюции человека».
9. Группы крови и здоровье.
Понятия: 1) иммунная система, аллергия, астма, низкая свертываемость крови; 2) вирусные заболевания, сердечно-сосудистые заболевания;
3) синдром хронической усталости, рассеянный склероз;
4) онкологические заболевания, невроз, депрессия.
Как быть здоровым? Болезни и здоровье: что говорит кровь.
Демонстрация таблицы «Влияние алкоголя и табака на здоровье».
10. Группы крови и питание.
Понятия: режим питания, рацион, продукты растительного происхождения, животный белок, молочные продукты, молочнокислые продукты, фрукты.
Человек есть то, что он ест. Четыре группы крови- четыре образа питания.
Демонстрация таблицы «Пищевые продукты и питательные вещества».
11.Питание по всем правилам.
Понятия: диета, меню. Примерное меню.(1)
Практическая работа. Составление меню.
12. Группы крови и характер.
Понятия: характер, темперамент, гармония.
Судьба- это характер. Четыре группы крови- четыре типа характера.
13. Группы крови и профессиональные наклонности.
Понятия: выбор профессии, профессиональные наклонности.
Группы крови и профессиональные наклонности.
Опросник Е.И. Климова. Карта самооценки склонностей. (4)
14. Группы крови и взаимоотношения.
Понятия: образ жизни, семья.
С кем вам по пути? Совместимы ли вы?
15. Проект «Мой гороскоп по группе крови».
Понятия: гороскоп, планирование, прогноз.
Практическая работа: Паспорт проектной работы. Портфолио. Презентация.
16. Защита проектов.
Выступления учащихся на конференции. Демонстрация презентаций.
17. О чём говорит кровь?
Понятия: «Слушай голос крови», «Идти своим путем», «Быть всегда собой»
3.Методический блок.
3.1.Основные формы и методы изучения курса:
1) лекции, где предусматривается изложение материала, раскрытие основных позиций;
2) практические работы, в ходе которых происходит расширение знаний, закрепление, умений анализировать, обобщать, делать выводы;
3) проектная деятельность, которая позволяет проявить творческие способности, способность к самообразованию;
4 конференции, которые позволяют продемонстрировать уровень овладения знаниями и умениями.
3.2. Рекомендуемая литература:
1.Богданова Н.А. Группа крови: индивидуальная программа жизни.- СПб: ИК «Невский проспект», 2002.-160с
2.Кочергин Б.Н., Кочергина Н.А. Задачи по молекулярной биологии и генетике.- Мн.: Нар.асвета,1982.-80с
3.Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек):8(9) класс.-М.:ВАКО.2007.416с
4.50 сценариев классных часов/М: Центр «Педагогический поиск; 2000-159с.
5.Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье. Книга для учителя- М.: Издательство «Первое сентября»,2000.-256с.: ил.
Литература для учащихся:
1. Биология. 8 класс А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. - М.: Вентана - Граф, 2007
2.Основы общей биологии. 9 класс И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова. - М.: Вентана - Граф, 2007
3.3.Диагностический инструментарии:
Практическая работа. Решение генетических задач №86-96 (2)
Практическая работа. Составление меню.
Тема проектной работы: «Мой гороскоп» по группе крови.