- Преподавателю
- Биология
- Поурочное планирование по биологии 7 класс
Поурочное планирование по биологии 7 класс
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Околодкова Л.А. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поурочное планирование по биологии
7 класс
Раздел
№
урока
Тема урока
Основное содержание
Лабораторные работы
Практичес-
кие работы
Дата проведения по программе
Дата проведения по факту
-
Зоология как наука (4ч)
1.
Зоология - наука о животных. Краткая история развития зоологии.
Зоология - наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных и растении. Значение животных.
2
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных. Место и роль животных в природных сообществах.
3
Классификация животных. Основные систематические группы.
Система органического мира. Классификация животных. Значение классификации животных.
Методы изучения животных.
Основные систематические категории животных: царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; их соподчиненность. Зависимость жизни животных от человека.
4
Соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни. Бережное отношение к животным. Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных.
-
Органы и системы органов (4 ч.)
5
Строение животной клетки.
Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток.
Цитология - наука о строении клетки
Лабораторная работа № 1.
«Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий».
6
Ткани животного организма.
Ткань. Определение особенности строения. Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения основных видов тканей.
Лабораторная работа № 2.
«Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание».
7
Органы и системы органов.
Орган - часть организма. Системы органов: опорно-двигательная система, пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, нервная, эндокринная, половая. Организм как целостная система. План строения тела животных. Симметрия тела: лучевая, двусторонняя.
Практическая работа № 1.
«Распознавание органов и систем органов у животных».
8
Обобщение знаний по темам: « Зоология как наука Органы и системы органов». К.р № 1.
-
Эволюционное учение (2 ч).
9
Учение Дарвина об эволюции живой природы.
Многообразие животных - результат эволюции. Результаты эволюции многообразие видов, приспособленность к среде обитания.
10
Основные этапы эволюции органического мира.
Появление многоклеточности, тканей, органов и систем органов у животных. Выход позвоночных на сушу.
-
Подцарство простейшие или одноклеточные организмы (4 ч.).
11
Класс Саркодовые.
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Тип Саркодовые. Среда обитания. Особенности строения и жизнедеятельности: движение, питание, выделение, дыхание, размножение (деление клетки). Образование цисты. Раздражимость. Раковинные амебы, радиолярии, фораминиферы.
12
Класс Жгутиконосцы. Эвглена зеленая. Строение, жизнедеятельность, значение и многообразие.
Одноклеточные и колониальные жгутиконосцы. Эвглена зеленая. Среда обитания и условия жизни. Особенности строения и жизнедеятельности. Наличие жгутиков. Автотрофное и гетеротрофное питание.
Л.р.№ 3 « Строение эвглены зеленой».
13
Тип Инфузории, или Ресничные.
Среда обитания. Особенности строения инфузорий: наличие ресничек, два ядра, две сократительные вакуоли, пищеварительные вакуоли. Особенности жизнедеятельности: гетеротрофное питание, половой процесс. Многообразие инфузорий: донные виды, паразиты, малоподвижные виды.
Л.р.№ 4 « Строение инфузории туфельки».
14
Многообразие простейших. Обобщение знаний по теме « Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные». К.р. № 2.
Типы простейших: саркодовые, жгутиконосцы, инфузории. Роль простейших в природе и в жизни человека. Паразитические простейшие - возбудители заболеваний человека: малярия, дизентерия. Жизненный цикл малярийного плазмодия.
-
Подцарство Многоклеточные животные. Беспозвоночные. (13 ч.)
15
Беспозвоночные животные. Тип Кишечнопо-
лостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра.
Признаки типа Кишечнополостные: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные, клетки, двухслойный мешок. Одиночные и колониальные организмы. Размножение: бесполое и половое. Жизненные формы кишечнополостных: полип и медуза. Среда обитания и образ жизни пресноводной гидры. Строение (специализация клеток). Жизнедеятельность: питание, дыхание, выделение, размножение и развитие. Регенерация. Механизм безусловного рефлекса.
Внутриклеточное пищеварение.
Л.р.№ 5 « Внешнее строение гидры».
Л.р.№ 6 « Внутренее строение гидры (поперечный срез)».
16
Морские Кишечнополостные.
Морские Кишечнополостные. Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.
17
Тип Плоские черви. Белая планария. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.
Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). Размножение. Гермафродиты, внутреннее оплодотворение. Плоские черви - возбудители заболеваний человека и животных. Цикл развития паразитических червей. Меры защиты от заражения паразитическими червями.
18
Тип Круглые черви. Класс Нематоды.
Образ жизни. Особенности строения. Наличие первичной полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека.
19
Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.
Дождевой червь. Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы
Л.р. № 7.
«Внешнее
строение
дождевого червя;
передвижение;
раздражимость».
Л.р№ 8 «Внутреннее строение дождевого червя».
20
Обобщение знаний по теме
«Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви». К.р № 3.
21
Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски.
Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни, особенности строения (мантия, отделы тела). Системы внутренних органов. Появление дыхательной системы. Процессы жизнедеятельности. Многообразие и практическое значение брюхоногих моллюсков. Особенности строения.
22
Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие Моллюски.
Многообразие и практическое значение двустворчатых и головоногих моллюсков. Особенности строения. Строение раковины.
Лабораторная
работа № 9.
«Внешнее
строение
раковин
пресноводных
и
морских
моллюсков».
23
Тип Членистоногие.
Класс
Ракообразные.
Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Многообразие ракообразных: десятиногие, листоногие, веслоногие, равноногие, разноногие, усоногие.
Л.р. №10.
«Строение дафнии и циклопа».
24
Класс Паукообразные
Образ жизни и особенности строения паукообразных: 4 пары ног, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. Ловчие сети различных видов пауков.
Л.р. №11.
«Строение клеща».
25
Класс Насекомые.
Образ жизни и особенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий. Типы ног у насекомых. Системы внутренних органов. Смешанная полость тела. Жизнедеятельность и поведение на раздражение светом и химическими веществами. Раздельнополые организмы. Внутреннее оплодотворение.
Л. Р. № 12.
«Внешнее
строение
насекомого на примере комара или мухи».
26
Основные отряды насекомых. Пчёлы и муравьи - общественные насекомые. Полезные насекомые.
Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Структура особей пчелиной и муравьиной семьи. Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловодства. Охрана насекомых. Отрицательное значение насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний. Методы борьбы человека с насекомыми: физические, химические, агротехнические, биологические.
Л.р.№ 13 «Строение задней конечности рабочей пчелы».
27
Обобщающий урок по теме: «Подцарство Многоклеточные животные. Беспозвоночные». К.р № 4.
6. Тип хордовые. Позвоночные животные. ( 38 ч.)
28
Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные.
Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Вторичноротые животные. Описание ланцетника П. С. Палласом. Развитие ланцетника.
Практическая работа № 2.
«Распознавание животных разных типов».
29
Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. Общая характеристика
Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строения на примере костистой рыбы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.
Л.р. № 14. «Выявление особенностей внешнее строения рыб в связи с образом жизни».
30
Внутреннее строение костной рыбы.
Системы внутренних органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная.
31
Особенности
размножения рыб.
Нерест рыб в
Ярославской
области.
Органы размножения. Размножение и развитие рыб. Места нагула и нереста у проходных рыб. Особенности поведения: миграции, забота о потомстве.
32
Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы (русский осетр, белуга, стерлядь). Двоякодышащие и кистеперые рыбы. Значение их в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
33
Промысловые
рыбы. Их
рациональное
использование
и
охрана рыбных
запасов в
нашей области
Практическое значение рыб. Рыболовство. Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, карпообразные. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах.
34
Обобщающий урок по теме: Надкласс рыбы. К.р № 5.
35
Класс Земноводные, или Амфибии.
Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки
Л.р. № 15. «Выявление особенностей внешнее строения лягушки в связи с образом жизни».
36
Многообразие земноводных.
Многообразие земноводных. Отряды: Хвостатые (тритоны) и Бесхвостые (лягушки, жабы, жерлянки). Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.
37
Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных.
Размножение. Внешнее оплодотворение. Развитие лягушки с метаморфозом. Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга. Обмен веществ: питание, дыхание и выделение. Поведение. Размножение и развитие.
38
Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся (на примере ящерицы)
Особенности внешнего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез.
Строение скелета
39
Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.
Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга. Обмен веществ: питание, дыхание и выделение. Поведение. Размножение и развитие.
40
Многообразие пресмыкающихся.
Пресмыкающиеся: чешуйчатые (ящерицы и змеи), черепахи. Ядовитые змеи (степная и обыкновенная гадюки). Меры первой помощи. Неядовитые змеи (ужи, полозы). Отряд Крокодилы.
41
Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.
Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
42
Обобщающий урок по теме: земноводные и пресмыкающиеся. К. р № 6.
43
Класс птицы. Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы.
Скелет птиц. Отделы. Приспособленность к полёту: срастание и прочность костей.
Мышцы. Приспособленность к полету: большие грудные мышцы, длинные сухожилия.
Л.р. № 16. «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни».
44
Внутреннее строение птицы: Пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы.
Системы внутренних органов птиц. Приспособления к полёту. Интенсивный обмен веществ.
45
Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления птиц.
Органы размножения. Развитие яйца и зародыша. Выводковые и гнездовые птицы. Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, сезонные миграции.
Л.р. № 17. «Изучение строения куриного яйца».
46
Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.
Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы.
47
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы». К.р. № 7.
48
Класс млекопитающие. Общая характеристика. Внешнее строение.
Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих.
Л.р. № 18. «Изучение внешнего строения млекопитающего».
49
Внутренне строение млекопитающих: опорно - двигательная и нервная системы.
Особенности внутреннего строения. Усложнение строения опорно-двигательной и нервной системы. Усложнение органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.
50
Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы.
Особенности внутреннего строения: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная.
Л.р. № 19. «Изучение внутреннего строения млекопитающего».
51
Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих.
Размножение и развитие, забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Предки млекопитающих - древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери. Утконос и ехидна. Сумчатые плацентарные. Районы распространения и разнообразия.
52
Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие. Сумчатые.
Утконос, ехидна. Сумчатые животные.
53
Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.
54
Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные,
Непарнокопытные, Хоботные.
Строение органов пищеварения у жвачных и нежвачных
Практическая работа № 3.
Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с использованием определителей.
55
Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих
Признаки отряда. Сходство человекообразных обезьян с человеком. Среда обитания: наземная, почвенная, водная, воздушная. Экологические группы: водные, роющие, летающие, млекопитающие наземно - древесного образа жизни.
56
Обобщение знаний по теме « Класс Млекопитающие, или Звери». К. р № 8.
57
Эволюция систем внутренних органов хордовых животных.
Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности животных: питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращение энергии.
58
Размножение, рост, развитие, движение, раздражимость.
Регуляция жизнедеятельности организма животного. Усложнение органов и систем органов от рыб до млекопитающих.
Практическая работа № 4.
Выявление приспособлений у животных к среде обитания.
59
Поведение животных.
Рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения. Усложнение поведения животных от рыб до млекопитающих.
Практическая работа № 5.
Наблюдение за поведением животных.
60
Разнообразие животных по способам питания.
Трофические группы животных: хищники, растительноядные, паразиты, всеядные.
61
Животные-возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний.
Меры профилактики заболеваний вызываемых животными.
62
Роль животных в природе, жизни человека и хозяйственной деятельности человека.
63
Дикие и домашние животные.
Роль животных в природе, жизни и деятельности человека.
Практическая работа № 6.
Распознавание домашних животных.
64
Охрана животного мира.
Животные, занесенные в красную книгу.
65
Среды обитания животных. Приспособления к среде обитания. Последствия деятельности человека в экосистемах.
66
Повторение и обобщение изученного по курсу зоологии материала.
.
67
Итоговая контрольная работа. К.р № 9.
68
Итоговый урок. Анализ итогов контрольной работы.