Поурочное планирование по биологии 7 класс

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочное планирование по биологии

7 класс


Раздел

урока

Тема урока

Основное содержание

Лабораторные работы

Практичес-

кие работы

Дата проведения по программе

Дата проведения по факту

  1. Зоология как наука (4ч)

1.

Зоология - наука о животных. Краткая история развития зоологии.

Зоология - наука о животных. Многообразие живот­ных, их распростра­нение. Дикие и до­машние животные. Черты сходства и различия животных и растении. Значение животных.


2

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи живот­ных. Место и роль животных в природных сообществах.


3

Классификация животных. Основные систематические группы.

Система органического мира. Классификация жи­вотных. Значение классификации жи­вотных.

Методы изучения жи­вотных.

Основные систе­матические кате­гории животных: царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; их соподчиненность. Зависимость жизни животных от человека.


4

Соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни. Бережное отношение к животным. Наблюдение за сезонными изменениями в жизни животных.


  1. Органы и системы органов (4 ч.)

5

Строение животной клетки.

Клетка как структур­ная единица организ­ма. Особенности жи­вотных клеток.

Цитология - наука о строении клетки

Лабораторная работа № 1.

«Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий».


6

Ткани животного организма.

Ткань. Определение особенности строения. Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения основных видов тканей.

Лабораторная работа № 2.

«Изучение клеток и тканей животных на готовых микропрепаратах и их описание».


7

Органы и системы органов.

Орган - часть орга­низма. Системы органов: опорно-двигательная система, пищевари­тельная, дыхатель­ная, выделительная, кровеносная, нервная, эндокринная, поло­вая. Организм как целост­ная система. План строения тела животных. Симметрия тела: лучевая, дву­сторонняя.

Практическая работа № 1.

«Распознавание органов и систем органов у животных».

8

Обобщение знаний по темам: « Зоология как наука Органы и системы органов». К.р № 1.



  1. Эволюционное учение (2 ч).

9

Учение Дарвина об эволюции живой природы.

Многообразие животных - результат эволюции. Результаты эволюции многообразие видов, приспособленность к среде обитания.


10

Основные этапы эволюции органического мира.

Появление многоклеточности, тканей, органов и систем органов у животных. Выход позвоночных на сушу.


  1. Подцарство простейшие или одноклеточные организмы (4 ч.).

11

Класс Саркодовые.

Общая характеристи­ка простейших как одноклеточных орга­низмов. Тип Саркодовые. Среда обитания. Осо­бенности строения и жизнедеятельности: движение, питание, выделение, дыхание, размножение (деле­ние клетки). Образование цисты. Раздражимость. Раковинные аме­бы, радиолярии, фораминиферы.


12

Класс Жгутиконосцы. Эвглена зеленая. Строение, жизнедеятельность, значение и многообразие.

Одноклеточные и ко­лониальные жгутико­носцы. Эвглена зеленая. Среда обитания и ус­ловия жизни. Особенности строе­ния и жизнедеятель­ности. Наличие жгути­ков. Автотрофное и гете­ротрофное питание.

Л.р.№ 3 « Строение эвглены зеленой».


13

Тип Инфузории, или Ресничные.

Среда обитания. Особенности строе­ния инфузорий: нали­чие ресничек, два яд­ра, две сократитель­ные вакуоли, пищева­рительные вакуоли. Особенности жизне­деятельности: гетеро­трофное питание, по­ловой процесс. Многообразие инфузорий: дон­ные виды, парази­ты, малоподвиж­ные виды.

Л.р.№ 4 « Строение инфузории туфельки».


14

Многообразие простейших. Обобщение знаний по теме « Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные». К.р. № 2.

Типы простейших: саркодовые, жгутико­носцы, инфузории. Роль простейших в природе и в жизни человека. Паразитические про­стейшие - возбудите­ли заболеваний чело­века: малярия, дизен­терия. Жизненный цикл малярийного плазмодия.


  1. Подцарство Многоклеточные животные. Беспозвоночные. (13 ч.)

15

Беспозвоночные животные. Тип Кишечнопо-

лостные. Общая характеристика. Пресноводная гидра.

Признаки типа Ки­шечнополостные: лу­чевая симметрия, на­личие кишечной по­лости, стрекательные, клетки, двухслойный мешок. Одиночные и колони­альные организмы. Размножение: беспо­лое и половое. Жизненные фор­мы кишечнополо­стных: полип и медуза. Среда обитания и об­раз жизни пресновод­ной гидры. Строение (специали­зация клеток). Жизнедеятельность: питание, дыхание, выделение, размно­жение и развитие. Регенерация. Механизм безуслов­ного рефлекса.

Внутриклеточное пищеварение.

Л.р.№ 5 « Внешнее строение гидры».

Л.р.№ 6 « Внутренее строение гидры (поперечный срез)».


16

Морские Кишечнополостные.

Морские Кишечнополостные. Роль кишечнополост­ных в природе и в жизни человека.


17

Тип Плоские черви. Белая планария. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

Признаки типа Пло­ские черви: трехслой­ные животные, нали­чие паренхимы, появ­ление систем органов (пищеварительная, выделительная, по­ловая, нервная). Размножение. Гер­мафродиты, внутрен­нее оплодотворение. Плоские черви - воз­будители заболева­ний человека и жи­вотных. Цикл развития паразитических червей. Меры защиты от за­ражения паразитическими червями.


18

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.

Образ жизни. Осо­бенности строения. Наличие первичной полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека.


19

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.

Дождевой червь. Образ жизни. Осо­бенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы

Л.р. № 7.

«Внешнее

строение

дождевого червя;

передвижение;

раздражимость».

Л.р№ 8 «Внутреннее строение дождевого червя».


20

Обобщение знаний по теме

«Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви». К.р № 3.


21

Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски.

Тип Моллюски: среда обитания и образ жиз­ни, особенности строения (мантия, от­делы тела). Системы внутренних органов. Появление дыхательной систе­мы. Процессы жизнедея­тельности. Многообразие и прак­тическое значение брюхоногих моллю­сков. Особенности строения.


22

Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие Моллюски.

Многообразие и прак­тическое значение двустворчатых и головоногих мол­люсков. Особенности строения. Строение раковины.

Лабораторная

работа № 9.

«Внешнее

строение

раковин

пресноводных

и

морских

моллюсков».


23

Тип Членистоногие.

Класс

Ракообразные.

Тип Членистоногие. Внешний скелет, от­делы тела, смешан­ная полость тела. Образ жизни и внеш­нее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищевари­тельная, дыхатель­ная, кровеносная, вы­делительная, нерв­ная, половая, органы чувств. Многообразие ра­кообразных: деся­тиногие, листоногие, веслоногие, равноногие, разноногие, усоногие.

Л.р. №10.

«Строение дафнии и циклопа».


24

Класс Паукообразные

Образ жизни и осо­бенности строения паукообразных: 4 пары ног, отсутствие усиков, органы дыха­ния наземного типа, отделы тела (головог­рудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особен­ности жизнедеятель­ности. Клещи. Значение пау­кообразных. Ловчие сети раз­личных видов пау­ков.

Л.р. №11.

«Строение клеща».


25

Класс Насекомые.

Образ жизни и осо­бенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппа­рата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрую­щий, сосущий. Типы ног у насе­комых. Системы внутренних органов. Смешанная полость тела. Жизнедеятельность и поведение на раздражение светом и химическими веществами. Раздельнополые организмы. Внутреннее оплодотворение.

Л. Р. № 12.

«Внешнее

строение

насекомого на примере комара или мухи».


26

Основные отряды насекомых. Пчёлы и муравьи - общественные насекомые. Полезные насекомые.

Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Структура особей пчелиной и му­равьиной семьи. Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомаш­ненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловод­ства. Охрана насекомых. Отрицательное зна­чение насекомых: вредители культурных растений, переносчи­ки заболеваний. Методы борьбы чело­века с насекомыми: физические, химиче­ские, агротехниче­ские, биологические.

Л.р.№ 13 «Строение задней конечности рабочей пчелы».


27

Обобщающий урок по теме: «Подцарство Многоклеточные животные. Беспозвоночные». К.р № 4.


6. Тип хордовые. Позвоночные животные. ( 38 ч.)

28

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные.

Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пи­щеварительная труб­ка, двусторонняя сим­метрия тела, вторич­ная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Вторичноротые животные. Описание ланцет­ника П. С. Палласом. Развитие ланцет­ника.

Практическая работа № 2.

«Распознавание животных разных типов».

29

Подтип Черепные. Общая характеристика. Надкласс Рыбы. Общая характеристика

Общие признаки под­типа Черепные: нали­чие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, разви­тие черепа, формиро­вание парных конеч­ностей. Особенности внешне­го строения на при­мере костистой рыбы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и зна­чение органов чувств.

Л.р. № 14. «Выявление особенностей внешнее строения рыб в связи с образом жизни».


30

Внутреннее строение костной рыбы.

Системы внутренних органов: опорно-двигательная, пище­варительная, дыха­тельная, кровеносная, нервная, выдели­тельная.


31

Особенности

размножения рыб.

Нерест рыб в

Ярославской

области.

Органы размножения. Размножение и раз­витие рыб. Места на­гула и нереста у про­ходных рыб. Особенности поведе­ния: миграции, забота о потомстве.


32

Основные систематические группы рыб. Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы.

Хрящевые рыбы: аку­лы и скаты. Многообразие кости­стых рыб. Осетровые рыбы (русский осетр, белуга, стерлядь). Двоякодышащие и кистеперые рыбы. Значение их в проис­хождении наземных позвоночных живот­ных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.


33

Промысловые

рыбы. Их

рациональное

использование

и

охрана рыбных

запасов в

нашей области

Практическое значе­ние рыб. Рыболовст­во. Промысловое значе­ние рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, кар­пообразные. Рациональное ис­пользование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Прудовое хозяйство. Виды рыб, исполь­зуемые в прудовых хозяйствах.


34

Обобщающий урок по теме: Надкласс рыбы. К.р № 5.


35

Класс Земноводные, или Амфибии.

Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки

Л.р. № 15. «Выявление особенностей внешнее строения лягушки в связи с образом жизни».


36

Многообразие земноводных.

Многообразие земноводных. Отряды: Хвостатые (тритоны) и Бесхвостые (лягушки, жабы, жерлянки). Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.


37

Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных.

Размножение. Внеш­нее оплодотворение. Развитие лягушки с метаморфозом. Особенности внут­реннего строения: появление дыхатель­ных путей, увеличе­ние отделов головно­го мозга. Обмен веществ: пи­тание, дыхание и вы­деление. Поведение. Размно­жение и развитие.


38

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся (на примере ящерицы)

Особенности внешнего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез.

Строение скелета


39

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.

Особенности внут­реннего строения: появление дыхатель­ных путей, увеличе­ние отделов головно­го мозга. Обмен веществ: пи­тание, дыхание и вы­деление. Поведение. Размно­жение и развитие.


40

Многообразие пресмыкающихся.

Пре­смыкающиеся: че­шуйчатые (ящерицы и змеи), черепахи. Ядовитые змеи (степ­ная и обыкновенная гадюки). Меры первой помощи. Неядовитые змеи (ужи, полозы). Отряд Крокоди­лы.



41

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

Роль пресмыкающих­ся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древ­них пресмыкающихся. Причины их вымира­ния. Зверозубые яще­ры. Происхождение пресмыкающихся от древних земно­водных.


42

Обобщающий урок по теме: земноводные и пресмыкающиеся. К. р № 6.


43

Класс птицы. Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы.

Скелет птиц. Отделы. Приспособленность к полёту: срастание и прочность костей.

Мышцы. Приспособленность к полету: большие грудные мышцы, длинные сухожилия.

Л.р. № 16. «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни».


44

Внутреннее строение птицы: Пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы.

Системы внутренних органов птиц. Приспособления к полёту. Интенсивный обмен веществ.


45

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления птиц.

Органы размножения. Развитие яйца и за­родыша. Выводковые и гнездо­вые птицы. Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, сезонные миграции.

Л.р. № 17. «Изучение строения куриного яйца».


46

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.

Экологические группы птиц по местам оби­тания: птицы лесов, водоемов и их побе­режий, открытых про­странств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищ­ные и всеядные пти­цы.


47

Обобщение знаний по теме «Класс Птицы». К.р. № 7.


48

Класс млекопитающие. Общая характеристика. Внешнее строение.

Признаки класса Мле­копитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешне­го строения. Строение кожи. Шер­стяной покров. Железы млекопитаю­щих.

Л.р. № 18. «Изучение внешнего строения млекопитающего».


49

Внутренне строение млекопитающих: опорно - двигательная и нервная системы.

Особенности внут­реннего строения. Усложнение строения опорно-двигательной и нервной системы. Усложнение органов чувств, поведения по сравнению с пресмы­кающимися.


50

Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы.

Особенности внутреннего строения: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная.

Л.р. № 19. «Изучение внутреннего строения млекопитающего».


51

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих.

Размножение и раз­витие, забота о по­томстве. Годовой жиз­ненный цикл и сезон­ные явления. Предки млекопитающих - древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери. Утконос и ехидна. Сумчатые плацентарные. Районы распространения и разнообразия.


52

Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие. Сумчатые.

Утконос, ехидна. Сумчатые животные.


53

Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.


54

Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные,

Непарнокопытные, Хоботные.

Строение органов пищеварения у жвачных и не­жвачных

Практическая работа № 3.

Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с использованием определителей.

55

Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих

Признаки отряда. Сходство человеко­образных обезьян с человеком. Среда обитания: наземная, почвенная, водная, воздушная. Экологические группы: водные, роющие, летающие, млекопитающие наземно - древесного образа жизни.


56

Обобщение знаний по теме « Класс Млекопитающие, или Звери». К. р № 8.



57

Эволюция систем внутренних органов хордовых животных.

Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности животных: питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращение энергии.


58

Размножение, рост, развитие, движение, раздражимость.

Регуляция жизнедеятельности организма животного. Усложнение органов и систем органов от рыб до млекопитающих.

Практическая работа № 4.

Выявление приспособлений у животных к среде обитания.

59

Поведение животных.

Рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения. Усложнение поведения животных от рыб до млекопитающих.

Практическая работа № 5.

Наблюдение за поведением животных.

60

Разнообразие животных по способам питания.

Трофические группы животных: хищники, растительноядные, паразиты, всеядные.


61

Животные-возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний.

Меры профилактики заболеваний вызываемых животными.


62

Роль животных в природе, жизни человека и хозяйственной деятельности человека.


63

Дикие и домашние животные.

Роль животных в природе, жизни и деятельности человека.

Практическая работа № 6.

Распознавание домашних животных.

64

Охрана животного мира.

Животные, занесенные в красную книгу.


65

Среды обитания животных. Приспособления к среде обитания. Последствия деятельности человека в экосистемах.


66

Повторение и обобщение изученного по курсу зоологии материала.

.


67

Итоговая контрольная работа. К.р № 9.


68

Итоговый урок. Анализ итогов контрольной работы.



© 2010-2022