Рабочая программа по биологии 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________ Садикзянова З.З.

Протокол № 1 от

«21» августа 2015 г.

«Согласовано»

Зам.директора по УР

____________ Ахметова Г.Р.

«24» августа 2015 г.

«Утверждено»

Директор

МБОУ «Карадуванская СОШ»

____________ Зарипова Г.Ф.

Приказ № 220

от «26» августа 2015 г.

Республика Татарстан
Балтасинский муниципальный район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карадуванская средняя общеобразовательная школа»



Рабочая программа

По биологии

Класс: 8

Количество часов: 70

Уровень: базовый

Учитель биологии первой квалификационной категории

Ахмадеев Фанис Рашидович



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № 1 от «26» августа 2015г.



2015-2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ) (в действующей редакции);

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии. (Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год. (Приказ МО и Н РФ (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. №1067 г.Москва, зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 года Регистрационный №26755);

- Закона «Об образовании» РТ (в действующей редакции);

- Примерной программы основного общего образования по биологии;

- Образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Карадуванская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района РТ на 2015-2016 учебный год.

- Учебного плана МБОУ «Карадуванская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района РТ на 2015-2016 учебный год, рассмотренного на педагогическом совете (протокол №1 от 26.08.2015 года)

- Положение о рабочей программе МБОУ «Карадуванская СОШ»

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. - М.: Дрофа, 2009..(Гриф: Рекомендовано МО РФ)

Рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Цель рабочей программы;

Системная организация рабочего времени учащихся для повышения качества биологического образования

Задачи:

  • сформировать знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды, о систематическом положении человека в ряду живых существ, его генетической связи с животными

  • сформировать знания о строении и функциях органов и систем человека, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека.

  • научить применять полученные знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и в мире;

  • воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде, к собственному здоровью.

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

















Содержание программы.

Введение (2ч)

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

РАЗДЕЛ 1. Происхождение человека (3 ч)

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

РАЗДЕЛ 2. Строение и функции организма (58 ч)

ТЕМА 1. Организм человека и его строение (1 ч)

Общий обзор организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма. Органы и системы органов.

ТЕМА 2. Клеточное строение организма (3 ч)

Строение клетки. Физиология клетки. Ткань.

ТЕМА 3. Рефлекторная регуляция функций в организме (1 ч)

Рефлекторная регуляция

ТЕМА 4. Опора и движение (7 ч)

Опора и движение. Опорно - двигательная система. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы

2. Микроскопическое строение костей.

3. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

4. Утомление при статической работе.

5. Выявление нарушений осанки и плоскостопия (выполняется дома).

Контрольно-обобщающий урок №1 по теме «Опорно-двигательная система».

ТЕМА 5. Внутренняя среда организма (3 ч)

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость. Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Лабораторная работа

6. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

ТЕМА 6. Кровеносная и лимфатическая системы (6 ч)

Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Демонстрация моделей сердца человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы

7. Функция венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

8. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса.

9. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

ТЕМА 7. Дыхание (5 ч)

Дыхание. Система органов дыхания и её роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Демонстрация модели гортани, опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемов искусственного дыхания.

Лабораторная работа

10. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Контрольно-обобщающий урок №2 по теме «Кровеносная и дыхательная системы».

ТЕМА 8. Пищеварительная система (6 ч)

Питание. Пищеварительная система. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Лабораторная работа

11. Действие слюны на крахмал.

ТЕМА 9. Обмен веществ и энергии (4 ч)

Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.

Лабораторная работа

12. Функциональная проба с задержкой дыхания до и после нагрузки. Контрольно-обобщающий урок №3 по теме «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии».

ТЕМА 10. Покровы тела. Теплорегуляция. (3ч)

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи»

ТЕМА 11. Выделение (1 ч)

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Демонстрация: модель почки, рельефной таблицы «органы выделения»

ТЕМА 12. Нервная система человека (5ч)

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели головного мозга человека.

Лабораторная работа

13. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка.

ТЕМА 13. Анализаторы (6 ч)

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения зрения и слуха, их профилактика. Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

ТЕМА 14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)

Психология и поведение человека. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон и бодрствование. Значение сна. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные работы

15. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа.

16. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях.

ТЕМА 15. Эндокринная система (2 ч)

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желёз. Взаимодействие нервнойи гуморальной регуляции.

РЕЗДЕЛ III. Индивидуальное развитие организма (5 ч)

ТЕМА 16. Размножение и развитие (3ч)

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

ТЕМА 17. Человек и окружающая среда 2 ч.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.



Учебно-тематический план


Название раздела

Количество часов

Контрольные работы

Лабораторные работы

п/п


1

Введение

2

2

Происхождение человека

3



3

Строение и функции организма

58

4

16

4

Индивидуальное развитие организма

5



5

Итоговое тестирование за учебный год

1

1


6

Обобщающий урок по курсу

1



21

Всего

70

5

16








































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию человека и млекопитающих животных; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать процессы жизнедеятельности организма человека: рассматривать на готовых микропрепаратах клетки и ткани человеческого организма; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • выявлять изменчивость организма, приспособления организма к среде обитания, типы взаимодействия организма человека с внешней средой;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов организма человека и млекопитающих животных) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять положение человека в системе органического мира (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на состояние и здоровье организма;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации;

  • находить в тексте учебника в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики бактериальных, грибковых и вирусных заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при пищевых отравлении; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Календарно - тематическое планирование для 8 класса

урока


Тема урока

К-во часов

Дата проведения

Примечания

план

факт


Введение (2 ч)

1

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология.

1

01.09.


2

Становление наук о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

1

05.09.



РАЗДЕЛ 1. Происхождение человека (3 ч)

3/1

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства животного происхождения человека.

1

08.09.


4/2

Историческое прошлое людей. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.

1

12.09.


5/3

Человеческие расы. Человек как вид.

1

15.09.



РАЗДЕЛ 2. Строение и функции организма (58 ч)


ТЕМА 1. Организм человека и его строение (1 ч)

6/1

Общий обзор организма человека

1

19.09.



ТЕМА 2. Клеточное строение организма (3 ч)

7/1

Строение и химический состав клетки

1

22.09.


8/2

Физиология клетки

1

26.09.


9/3

Ткани. Л.р. №1 «Рассматривание клеток и тканей в микроскоп»

1

29.09.



ТЕМА 3. Рефлекторная регуляция функций в организме (1 ч)

10/1

Рефлекторная регуляция

1

03.10.



ТЕМА 4. Опорно-двигательная система (7 ч)

11/1

Опора и движение. Опорно - двигательная система. Строение и функции опорно-двигательной системы. Значение опорно-двигательной системы, её состав. Л.р. №2 «Микроскопическое строение костей»

1

06.10.


12/2

Скелет человека. Соединение костей.

1

10.10.


13/3

Строение мышц. Обзор мышц человека. Л.р. №3 «Мышцы человеческого тела»

1

13.10.


14/4

Работа скелетных мышц и их регуляция. Л.р. №4 «Утомление при статической работе»

1

17.10.


15/5

Осанка. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Л.р. №5 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия»

1

20.10.


16/6

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

1

24.10.


17/7

Контрольно-обобщающий урок «Опорно-двигательная система»

1

27.10.



ТЕМА 5. Внутренняя среда организма (3 ч)

18/1

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Л.р. №6 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

1

31.10.


19/2

Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

1

10.11.


20/3

Иммунология на службе здоровья. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.

1

14.11.



ТЕМА 6. Кровеносная и лимфатическая системы (6 ч)

21/1

Транспортная система организма. Транспорт веществ. Кровеносная система.

Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

1

17.11.


22/2

Круги кровообращения. Л.р. №7 «Функция венозных клапанов»

1

21.11.


23/3

Строение и работа сердца.

1

24.11.

24/4

Движение крови по сосудам. Л.р. №8 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыт, выясняющий природу пульса»

1

28.11.


25/5

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Л.р. №9 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку».

1

01.12.


26/6

Первая помощь при кровотечениях.

1

05.12.



ТЕМА 7. Дыхательная система (5 ч)

27/1

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей.

1

08.12.


28/2

Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

1

12.12.


29/3

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1

15.15.


30/4

Гигиена дыхания. Болезни, их профилактика. Первая помощь при нарушении дыхания. Л.р. №10 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

1

19.12.


31/5

Контрольно-обобщающий урок «Кровеносная и дыхательная системы»

1

22.12.



ТЕМА 8. Пищеварительная система (6 ч)

32/1

Питание и пищеварение

1

26.12.


33/2

Пищеварение в ротовой полости. Л.р. №11 «Действие слюны на крахмал»

1

12.01.


34/3

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

1

16.01.


35/4

Пищеварение в кишечнике. Всасывание.

1

19.01.


36/5

Регуляция пищеварения

1

23.01.


37/6

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно- кишечных инфекций

1

26.01.



ТЕМА 9. Обмен веществ и энергии (4 ч)

38/1

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых организмов

1

30.01.


39/2

Витамины

1

02.02.


40/3

Энерготраты человека и пищевой рацион. Л.р.№12 «Функциональная проба с задержкой дыхания до и после нагрузки»

1

06.02.


41/4

Контрольно-обобщающий урок « Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии»

1

09.02.



ТЕМА10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 ч)

42/1

Кожа - наружный покровный орган

1

13.02.


43/2

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

1

16.02.


44/3

Терморегуляция организма. Закаливание

1

20.02.



ТЕМА 11. Выделительная система (1 ч)

45/1

Выделение

1

23.02.



ТЕМА 12. Нервная система (5 ч)

46/1

Значение нервной системы

1

27.02.


47/2

Строение нервной системы. Спинной мозг

1

01.03.


48/3

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Л.р. №13 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»

1

05.03.


49/4

Функции переднего мозга

1

08.03.


50/5

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы

1

12.03.



ТЕМА 13. Анализаторы (6 ч)

51/1

Анализаторы

1

15.03.


52/2

Зрительный анализатор. Л.р. №14 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

1

19.03.


53/3

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

1

02.04.


54/4

Слуховой анализатор

1

05.04.


55/5

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

1

09.04.


56/6

Контрольно-обобщающий урок «Нервная система. Анализаторы»

1

12.04.



ТЕМА 14. Высшая нервная деятельность (5 ч)

57/1

Вклад оте6чественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

1

16.04.


58/2

Врожденные и приобретенные программы поведения. Л.р. №15 «Выработка навыка зеркального письма»

1

19.04.


59/3

Сон и сновидения

1

23.04.


60/4

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

1

26.04.


61/5

Воля, эмоции, внимание. Л.р. №16 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»

1

30.04.



ТЕМА 15. Эндокринная система (2 ч)

62/1

Роль эндокринной регуляции

1

03.05.


63/2

Функция желез внутренней секреции

1

07.05.



РЕЗДЕЛ III. Индивидуальное развитие организма (5 ч)

64/1

Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

1

10.05.


65/2

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

1

14.05.


66/3

Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.

1

17.05.


67/4

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

1

21.05.


68/5

Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

1

24.05.


69

Итоговое тестирование за учебный год

1

28.05.


70

Обобщающий урок по курсу

1

31.05.










Перечень учебно-методического обеспечения

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2005 - 2009.

2. Рабочая тетрадь к учебнику Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева Н.И. «Биология. Человек. 8 класс»: - М.: Дрофа, 2009.

3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2002.

4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии.

8 класс. - М.: «ВАКО» 2007.

Список дополнительной литературы

1. Биология. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г.

- М.: Центр тестирования Минобразования России, 2005.

2. Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. ЕГЭ. Методическое пособие для подготовки. - М.: Изд-во «Экзамен», 2007.

3. ЕГЭ 2007 - 2008: Биология: реальные варианты / авт.-сост. Е.А. Никишова,

С.П. Шаталова. - М.: АСТ: Астрель, 2007.

4. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: Просвещение, 1983.

Электронно-образовательные ресурсы

1. CD Мультимедийное учебное пособие нового образца «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс». - М.: Просвещение, 2003.

2. 2 СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» - М.: Просвещение, 2001.







Итоговое тестирование по биологии за курс 8 класса

ВАРИАНТ 1.

Уровень А


1.Слюна человека содержит фермент, который расщепляет

1. крахмал 2. жиры 3. белки 4. белки, жиры, углеводы

2. Рефлекторная дуга заканчивается

  1. исполнительным органом 3. рецептором

  2. чувствительным нейроном 4. вставочным нейроном

3. Как называются клетки, способные вырабатывать антитела?

1. фагоциты 2. лимфоциты 3. эритроциты 4. тромбоциты

4. Малый круг кровообращения начинается:

1. от левого желудочка 2. от правого желудочка 3. от аорты 4. от правого предсердия

5. Звуковая волна вызывает в первую очередь колебания

  1. волосковых клеток 3. жидкости улитки

  2. мембраны улитки 4. барабанной перепонки

6. Как называется чрезмерное повышение артериального давления?

1. гипертония 2. гипотония 3. аллергия 4. аритмия

7. Из чего состоит средний слой стенки артерий, вен, желудка и кишечника?

  1. из гладких мышц 3. из эпителиальной ткани

  2. из скелетных мышц 4. из соединительной ткани

8. Какие органы относятся к центральной нервной системе:

1. нервы, нервные узлы 3. спинной мозг, головной мозг, нервные узлы

2. спинной мозг, головной мозг 4. головной мозг, нервы, нервные узлы

9. Понятие «анализатор» включает следующие составляющие

  1. рецептор, воспринимающий сигнал 3. проводящие пути

  2. зона коры, где проводится анализ раздражений 4. все указанные компоненты

10. Какие обезьяны были предками человекообразных обезьян?

1. Пргипопитеки 2.Дриопитеки 3. Парапитеки 4. Австралопитеки.

11. Наименьшая скорость движения крови в

  1. артериях 2. аорте 3. капиллярах 4. венах

12. Парным органом мочевыделительной системы является

  1. мочеточник 3. мочеиспускательный канал

  2. мочевой пузырь 4. почка

13. Как называется оболочка, которой покрыты легкие?

1. легочная плевра 2. эпителий 3. альвеола 4. мембрана

14. К железам внешней секреции относят:

1. печень 2. половые железы 3. гипофиз 4. надпочечники

15. Дыхательные пути - это

  1. носовая полость, гортань, трахея 3. только бронхи

  2. носовая полость, гортань, трахея, бронхи 4. трахея и бронхи

16. В органах пищеварения не расщепляются

1. углеводы 2. води и минеральные соли 3. жиры 4. белки

17. Пластический обмен это -

  1. синтез органических веществ из неорганических 3. синтез минеральных веществ

  2. окисление органических веществ 4. окисление минеральных веществ

18. При недостатке витамина В1 развивается

  1. цинга 3. рахит

  2. расстройство деятельности нервной системы 4. «куриная слепота»

19. В ротовую полость открываются протоки

1. печени 2. поджелудочной железы 3. надпочечников

4. слюнных желез

20. К инфекционным болезням, передающимся через воздух, относится

1. инфаркт миокарда 2. СПИД 3. малокровие 4. туберкулез

21. Какой орган выделительной системы главный?

1. кожа 2. сердце 3. почки 4. кишечник

22. Где в коже содержится пигмент?

1. дерма

2. гиподерма.

3. соединительная ткань.

4. в клетках ростового слоя эпидермиса.

23. Как называется неподвижное соединение костей?

1. стык 2. сустав 3. шов 4. Хрящ

24. Если мыло в воде плохо мылится, это свидетельствует о том, что вода:

1. мягкая

2. жесткая

3. газированная

4. дистиллированная

25. Какой из органов чувств способен обнаруживать предметы и определять их место в пространстве?

1. слух 2. Зрение 3. Обоняние 4. осязание

Уровень В

1. Установите соответствие:

СТРУКТУРЫ АНАЛИЗАТОРЫ

1. стекловидное тело А. зрительный

2. улитка Б. пространственный (вестибулярный)

3. колбочки В. слуховой

4. палочки

5. наковальня

6. полукружные каналы

2. Установите соответствие

НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ

  1. вены малого круга кровообращения

  2. вены большого круга кровообращения

  3. артерии малого круга кровообращения

  4. артерии большого круга кровообращения

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

А. От сердца

Б. К сердцу

3. Установите соответствие между типами зубов и их функциями и особенностями строения:

Типы зубов

Строение и функции

А

Резцы

1

Широкая, бугристая поверхность

Б

Клыки

2

Плоская коронка

В

Коренные

3

Коронка конусовидная

4

Откусывание пищи

5

Разжевывание и перетирание пищи

6

Состоит из дентина и эмали




















Итоговое тестирование по биологии за курс 8 класса

ВАРИАНТ 2.

Уровень А

1. Белки расщепляются в

1. пищеводе 2. ротовой полости 3. печени 4. желудке, кишечнике

2. Как называются длинные отростки тел нейронов, покрытые оболочкой из соединительной ткани и выходящие за пределы головного и спинного мозга?

1. нервы 2. нервные центры 3. нервные узлы 4. гормоны

3. Что составляет основную часть плазмы?

1. белки 2. жиры 3. углеводы 4. вода

4. Большой круг кровообращения начинается:

1. от левого желудочка 2. от правого желудочка 3. от аорты 4. от левого предсердия

5. Структурой глазного яблока, регулирующей количество поступающих в глаз солнечных лучей, является

  1. роговица 2. зрачок 3. хрусталик 4. стекловидное тело

6. Как называются мельчайшие кровеносные сосуды, пронизывающие все органы человека?

1. вены 2. артерии 3. капилляры 4. клапаны

7. Кровь движется к сердцу по

1. артериям 2. капиллярам 3. венам 4. лимфатическим сосудам

8. Как называется ответ организма на раздражение, который осуществляет и контролирует центральная нервная система?

1. гормон 2. Нейрон 3. Рефлекс 4. Синапс

9. Какой участок языка воспринимает горький вкус?

1.кончик языка 2. Корень языка 3. Боковая поверхность языка 4. Уздечка языка

10. Какой человек стал именоваться Человеком разумным?

1. питекантроп 2. Синантроп 3. Кроманьонец 4. Неандерталец

11. Нормальное артериальное давление человека

  1. 100/60 2. 120/70 3. 150/90 4. 180/100


12. Наружная часть почки образована

  1. корковым слоем 2. мозговым слоем 3. почечной лоханкой 4. сетью капилляров

13. В качестве профилактики от заболевания гриппом нужно

  1. заниматься спортом 3. прикрывать рот и нос марлевой повязкой при обращении с больными

  2. делать зарядку 4. не бывать на улице


14. Секрет желез внутренней секреции непосредственно выделяется:

1. в полость рта 2. кровеносные сосуды 3. органы мишени 4. во внешнюю среду

15. Голосовые связки расположены в

1. глотке 2. трахее 3. гортани 4. ротовой полости

16. У человека желудок расположен за

1. пищеводом 2. глоткой 3. толстой кишкой 4. тонкой кишкой


17. Энергетический обмен это -

  1. синтез органических веществ из неорганических 2.синтез минеральных веществ

3.окисление органических веществ с освобождением энергии

4.окисление минеральных веществ

18.Кто такие гельменты?

1. микроорганизмы 2. Паразитические черви 3. Вирусы 4. Бактерии

19. Как называется восполение червеобразного отростка, отходящего от слепой кишки?

1. дизентерия 2.гастрит 3. Аппендикс 4 холецистит

20. Какая система осуществляет перенос кислорода от легких к тканям и органам?

1. дыхательная 2. кровеносная 3. выделительная 4. Пищеварительная

21. Какое количество воды ежедневно удаляется через почки?

1. 0,5 л 2. 1,5 л 3. 2 л 4. до 3 л


22. Под влиянием солнечных лучей в коже человека может образоваться витамин

1. В1 2. С 3. D 4. А


23. .Сколько изгибов образует позвоночник человека?

1.1 2. 2 3.3. 4.4


24. Сколько воды необходимо выпивать человеку в сутки :

  1. 0,5 л 2. 1-1,5 л 3. 2-2,5 л 4. Более 3 л


25. В какой момент человек воспринимает запахи?

1. при вдыхании воздуха 2. при выдыхании воздуха

3. при задержке дыхания 4. при поступлении кислорода в кору головного мозга



Уровень В

2 вариант

1.Соотнесите название структур глаза и окружающих его органов с их функциями или расположением в органе .

Название структур глаза

Функция структуры или его расположение в органе

  1. Глазница

А.увлажнение и защита глаза от бактерий

2.Слёзные железы

Б. место расположения глаза

3.Роговица

В. Проведение нервного импульса

4.Радужная оболочка

Г. Прозрачная оболочка

5.Хрусталик

Д. светочувствительная оболочка

6.СЕтчатка

Е.. оболочка, придающая глазам цвет

7.Зрительный нерв

Ж. орган, выполняющий функцию линзы

В2. Установите соответствие:

СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ

1. передается по наследству, врожденный;

2. возникает под действием вакцины;

3. приобретается при введении в организм лечебной сыворотки;

4. формируется после перенесенного заболевания.

ВИД ИММУНИТЕТА

А. Естественный

Б. Искусственный

3.Ниже приведены названия пищеварительных ферментов и их функции. Соотнесите их с отделами пищеварительной системы, в которых эти ферменты действуют наиболее активно.

Ферменты и их функции

Отделы пищеварительной системы

1. Амилаза и мальтоза расщепляют углеводы

2.Пепсин - расщепляет белки в кислой среде

А) ротовая полость

Б) желудок

В)тонкий кишечник

3.Липаза - расщепляет жиры

4.Трипсин - расщепляет белки в щелочной среде

20


© 2010-2022