• Преподавателю
  • Биология
  • Технологическая карта внеурочного занятия по биологии на тему: Красная книга Подгоренского района

Технологическая карта внеурочного занятия по биологии на тему: Красная книга Подгоренского района

Технологическая карта внеурочного занятия по биологии на тему:"Красная книга Подгоренского района". Технологическая карта выполнена с учетом требований ФГОС. Тема данного внеурочного занятия сформулирована с учетом программы внеурочной деятельности "Юный эколог". Технологическая карта составлена с учетом краеведческого компонента, содержит задания, разработанные для разных групп обучающихся. На данном внеурочном занятии обучающиеся начинают составлять красную книгу своего края. Данная работа мож...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Подгоренская СОШ №1

Подгоренского муниципального района Воронежской области



Технологическая карта

внеурочного занятия на тему:

«Красная книга Подгоренского края»

(5 класс по ФГОСам)


Выполнила:

учитель биологии

высшей квалификационной категории

Гордиенко

Людмила Викторовна


пгт Подгоренский 2013

Тема внеурочного занятия: «Красная книга Подгоренского края»

Автор: Гордиенко Людмила Викторовна, учитель биологии высшей квалификационной категории

Школа: МКОУ Подгоренская СОШ №1 Подгоренского муниципального района Воронежской области

Класс: 5

Предмет: курс внеурочной деятельности «Юный эколог», тема «Охрана природы»

Направление: Общеинтеллектуальное направление развития личности школьника

Краткое описание идеи занятия: Данное внеурочное мероприятие - один из заключительных занятий курса внеурочной деятельности «Юный эколог» раздела 4 «Человек - житель планеты Земля» в 5 классе - разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО для учебной программы под редакцией И.Н. Пономаревой. Внеурочное мероприятие отражает особенности методической системы программы, направленной на интенсивное познавательное развитие учащихся, реализацию их творческого потенциала. Разнообразие материала к данному внеурочному занятию, можно подобрать, как используя ресурсы интернета, так и разнообразные энциклопедические издания. Вместе с тем концепцию внеурочного занятия можно использовать, работая и по другим УМК в 5 классе.

Цели внеурочного занятия:

- обобщение и расширение знаний по теме "Человек - житель планеты Земля»;

- развитие речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;

- воспитание желания переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и применить их на практике.

Задачи внеурочного занятия:

- умение объяснять причины разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения;

- умение определять местные редкие и исчезающие виды растений;

- развивать умение давать самооценку своей деятельности;

- самостоятельно определять свои знания - незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе и парах;

- составлять листовки-призывы;

- воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения;

- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение.

Ожидаемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

После проведения занятия учащиеся смогут:

  1. формулировать суть биологических понятий «охраняемые живые организмы», «Красная книга»;

  2. анализировать признаки живого;

  3. составлять план параграфа.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему, проблему; сравнивать и анализировать, выделять главное;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • работать со справочной литературой;

Регулятивные УУД:

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД:

  • работать в группе;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

  1. стремиться к совершенствованию собственной речи;

  2. испытывать потребность в самовыражении через слово;

  3. толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать; быть деликатным, дисциплинированным, ответственным.

Основные понятия: Красная книга;

охраняемые живые организмы.

Ресурсное обеспечение занятия: мультимедийный проектор, компьютер, справочная литература, папка для файлов, листы-заготовки.

План внеурочного занятия:


Этап занятия

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

и ожидаемый результат


Вводная часть.

1. Мотивация

Мотивировать

учащихся

к определению

целей и задач занятия

Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! За окном нашего кабинета весна 2013 года. А скажите, пожалуйста, чему посвящён 2013 год? (2013 год объявлен в нашей стране Годом Охраны окружающей среды). Скажите, почему именно охране окружающей среды посвящён этот год? (Человек живёт на планете Земля и не может быть отделён от природы. Все изменения в окружающей среде обязательно коснутся человека).

- Что делает человек сегодня, чтобы сохранить разнообразие живой природы?

-Давай посмотрим слайды презентации и настроимся на плодотворное занятие.

─ Скажите, почему книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды живых организмов, называется Красной? (Цвет опасности, тревоги.)

─ Красная книга - не просто список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, эта книга-памятка, предупреждающая, что описанные в ней виды требуют внимания и охраны. Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.

Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так, в нашей стране Красная книга появилась в 1974 г. Красные книги бывают различного уровня - международные, национальные и региональные.

- Есть Красная книга Росси, Воронежской области. В них занесены охраняемые живые организмы. А как вы думаете, на территории нашего края есть охраняемые живые организмы? ( Да, есть. Это воронцы, жук-олень, белый аист, бобры.)

- Все ли жители нашего края знают, что эти живые организмы охраняемые? (Нет, особенно страдают первоцветы.)

- Как можно объяснить людям, что надо беречь эти живые организмы?

-Давайте сформулируем тему и задачи нашего внеклассного занятия.

Тема сегодняшнего занятия: «Красная книга Подгоренского края».

Настрой на позитивное начало урока.

Отвечают на вопрос:

Рационально использует полезные ископаемые, создаёт заказники и заповедники. Исчезающие виды животных, растений, грибов и лишайников заносит в Красную книгу.

Видеоролик показывает обложки и страницы Красной книги.






Отвечают на вопрос.

Надо написать свою Красную книгу.

Формулируют тему занятия.

5 мин

2. Постановка проблемы. Определе

ние целей и задач занятия.

Помочь учащимся определить основные вопросы занятия.

Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог.

(Как мы должны решить задачи занятия?)


- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

Сформулируйте цель нашего занятия.

У каждого из вас есть один лист

  • «Цели (что я хочу добиться на занятии)», отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.

Цель (чего я хочу добиться на занятии)

Узнать, как возникла Красная книга


Узнать, какие охраняемые животные и растения можно встретить в нашем Подгоренском крае


Узнать, как выглядят охраняемые животные и растения Подгоренского края


Узнать, почему животные и растения попадают в категорию исчезающие и охраняемые


Узнать, как необходимо добывать научную информацию из ресурсов интернета


Вспомнить правила работы в группах


Научиться составлять страницы научного издания

Пополнить свой словарный запас.


Отдохнуть на занятии


- Назовите те цели, которые вы поставили перед собой.

Определяют основные вопросы занятия :

-Как должна выглядеть Красная книга?

-Каким языком должна быть изложена информация в этой книге? (научно-популярным)

- Как должны быть оформлены страницы нашей Красной книги?

Заполняют опросный лист-анкету

(см. Приложение 1)








2-3 ученика зачитывают поставленные цели.

5 мин

Основная часть.

1. Информа

ционный блок:

а)разъяснение задания, объяснение алгоритма работы

Дать возможность учащимся осознать объем и перспективы изучения темы, познакомиться с историей образования Красной книги. Деление класса на группы, получение задания каждой группой

Почему возникла Красная книга , что заставило людей её создать?

Любая книга начинается с обложки. Одним из домашних заданий к уроку биологии было нарисовать обложку Красной книги. Вы все хорошо справились с заданием, но в качестве обложки для нашей Красной книги я беру рисунок Сенькина Жени из 5 «А» класса.

Теперь я предлагаю начать работать над созданием страниц нашей Красной книги. На сегодняшнем занятии мы создадим 6 первых страниц.

У меня на столе лежат карточки с названиями тех живых организмов, которым будут посвящены страницы нашей Красной книги.

Вы разыграете право выбора в нашей игре.

1 вопрос: Какие заповедники расположены на территории Воронежской области?

2 вопрос: Почему Красная книга так называется? Кто предложил такое название?

3 вопрос: Сколько томов в Красной книге Воронежской области?

4 вопрос: Какой зверь, обитающий на территории нашей страны, был занесён в первое издание Международной Красной книги?

5 вопрос: Перечислите виды охраняемых территорий.

6 вопрос: Чем заказник отличается от заповедника?


Сообщение ученика об истории возникновения Красной книги (см Приложение 2)




Ответ: Воронежский и Хоперский.

Ответ: Питер Скотт, председатель Комиссии по редким видам; красный цвет символизирует сигнал опасности.

Ответ: два.

Ответ: амурский тигр.

Ответ: заповедник, заказник, биосферный заповедник, национальный парк.

Ответ: на территории заповедника нельзя находиться никому, кроме сотрудников и научных работников. А в заповеднике можно собирать грибы и ягоды, наблюдать за природой.

5 мин

б) актуализа

ция

субъектного

опыта

учащихся, работа с энциклопедиями и с ресурсами интернет.

Содействовать

развитию навыков

изучающего чтения

научного текста.

Добиться от учащихся осмысления научной информации, составлять научно - познавательные тексты; развитие навыков оформительской работы.

Правила работы в группах ( см Приложение 3)

Предоставляет учащимся возможность самостоятельно поработать в группах, заняться поиском научной информации в энциклопедиях и ноутбуках.

Вспоминают и повторяют правила работы в группах ( см Приложение 3)

Работают в группах, занимаются поиском научной информации в энциклопедиях и ноутбуках, ищут изображения живых объектов и рисуют их.

15 мин

Физкультурная минутка.

2. Аналити

ческий блок.

а) подготовка групп к выступлению

б) защита своих мини-проектов

Консультация групп при подготовке их к выступлению.

Тренировать внимание учащихся.

Способствовать

развитию умения

аргументировать

своё мнение


Консультирует группы, которые готовятся к выступлению.


Настраивает аудиторию, организует работу в парах.


Учащиеся групп готовятся к выступлению.


Представляют свои мини-проекты. Осуществляют взаимоконтроль в парах.

Выступают, аргументируя свою точку зрения.

Выступление учащихся с результатами исследовательской работы.

Проверяют и оценивают свою работу.

10 мин

Заключительная часть.

1.Подведе

ние

итогов занятия

Способствовать

развитию

умения

обобщать и систематизировать изученное, делать выводы.

Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог.

- Мы начали создавать Красную книгу Подгоренского края. Какие живые организмы попали на первые страницы?

- Почему так важно охранять все живые организмы на Земле?

- В чём заключается любовь к своей малой родине?

- Откуда вы брали информацию для создания страниц нашей Красной книги?

Сохраняя все живые организмы нашего родного края, мы способствуем его процветанию.

Учащиеся самостоятельно формулируют основные вопросы, рассмотренные на занятии, и дают на них ответы.

3 мин.

2. Рефлексия

Предоставить

учащимся

возможность

определить своё

эмоциональное

состояние. Мотивировать учащихся к

творческой

деятельности

Возьмите, пожалуйста, листочки «Цель». В начале занятия в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на занятии, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот, вы узнали меньше, чем хотели. А может больше?

Были ли на занятии положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (мимика).

Письменно оценивают своё эмоциональное

состояние на уроке при помощи опросного листа-анкеты (см.приложение 1).

Несколько учащихся зачитывают свои результаты.

См. приложение 4.

2 мин


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Опросный лист


Чего я хочу добиться на занятии

Узнать, как возникла Красная книга

Узнать, какие охраняемые животные и растения можно встретить в нашем Подгоренском крае

Узнать, как выглядят охраняемые животные и растения Подгоренского края

Узнать, почему животные и растения попадают в категорию исчезающие и охраняемые

Узнать, как необходимо добывать научную информацию из ресурсов интернета

Вспомнить правила работы в группах

Научиться составлять страницы научного издания

Пополнить свой словарный запас.

Отдохнуть на занятии

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

История возникновения Красной книги


В 1948 г. был создан Международный союз охраны природы. Ученые составили списки исчезающих животных и растений и издали их в виде книги, назвав ее «Красная книга фактов». А в 1966 г. Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у нее была красная, а страницы - разноцветные.

Сделано это было не для красоты, а для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение: на красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в ближайшие годы, и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти. На такую страницу тогда попал амурский тигр. На желтых страницах напечатали сведения о видах, численность которых пока еще велика, но неуклонно сокращается. На белых говорилось о видах редких на Земле. Но самыми приятными были зеленые страницы. Они рассказывали о видах, которые уже удалось спасти. Страницы Красной книги были скреплены скобами, подобно листикам перекидного календаря. Если судьба вида менялась в лучшую или в худшую сторону, новые сведения печатали на странице другого цвета, которую вставляли в книгу, а старую убирали. Конечно, главной своей задачей ученые считают перевести как можно больше видов на зеленые листы.

Но оказалось, что создания Международной Красной книги недостаточно. И тогда в разных странах стали выпускать свои национальные Красные книги. Так в 1978 г. Красная книга появилась и в нашей стране. Она была однотомная. Однако она не смогла вместить все виды растений и животных, страдающие от деятельности человека, поэтому в 1984 г. вышла Красная книга СССР в 2-х томах.

После становления России как независимого государства встал вопрос о подготовке издания Красной книги Российской Федерации на новой политической и административной основе. За научную основу Красной книги России была взята Красная книга РСФСР.

В отличие от большинства красных книг как мирового, так и национального уровней, занесение вида в Красную книгу России на основании Закона РФ «О животном мире» автоматически влечет за собой возникновение законодательной защиты, независимо от категории статуса вида.

Красная книга Российской Федерации вышла в свет в 2001 году. Она представляет собой 860 страниц текста, иллюстрирована цветными изображениями всех занесенных в неё животных и картами их ареалов. Всего в Красную книгу Российской Федерации занесено 8 таксонов земноводных, 21 таксон пресмыкающихся, 128 таксонов птиц и 74 таксона млекопитающих, всего 231 таксон.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Как работать в группе

  1. Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

  2. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

  3. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

  4. Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

  5. Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

  6. Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

  7. Выступать от имени группы почетно. Это делает подготовленный всей группой ее полномочный представитель.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Технологическая карта внеурочного занятия по биологии на тему :Красная книга Подгоренского районаТехнологическая карта внеурочного занятия по биологии на тему :Красная книга Подгоренского районаТехнологическая карта внеурочного занятия по биологии на тему :Красная книга Подгоренского района

Край Подгоренский. Сердцу родной,-
Я другого дороже не знала!
Может быть, к тебе с детства любовь
С молоком материнским впитала.

Я видала Восток и Урал
И Кавказ как родной полюбила,
Но куда б ни бросала судьба,
Я к тебе издалёка спешила.

Всё ждало здесь- родное,моё...
Каждый кустик, что с детства любила...
И звезда в небе нашем родном
По- особому как-то светила.

Лидия Потёмкина


Я опять с тобой,
Земля просторная,
Где за клином старого жнивья
Под горой стоит село Подгорное -
Родина негромкая моя;

Где висит над хатой
Месяц рыжий;
Где в прозрачной невесомой мгле
Пчелы спят под камышовой крышей -
В каждой камышинке по пчеле…

Анатолий Жигулин





© 2010-2022