- Преподавателю
- Биология
- Технологическая карта внеурочного занятия по биологии на тему: Красная книга Подгоренского района
Технологическая карта внеурочного занятия по биологии на тему: Красная книга Подгоренского района
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гордиенко Л.В. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МКОУ Подгоренская СОШ №1
Подгоренского муниципального района Воронежской области
Технологическая карта
внеурочного занятия на тему:
«Красная книга Подгоренского края»
(5 класс по ФГОСам)
Выполнила:
учитель биологии
высшей квалификационной категории
Гордиенко
Людмила Викторовна
пгт Подгоренский 2013
Тема внеурочного занятия: «Красная книга Подгоренского края»
Автор: Гордиенко Людмила Викторовна, учитель биологии высшей квалификационной категории
Школа: МКОУ Подгоренская СОШ №1 Подгоренского муниципального района Воронежской области
Класс: 5
Предмет: курс внеурочной деятельности «Юный эколог», тема «Охрана природы»
Направление: Общеинтеллектуальное направление развития личности школьника
Краткое описание идеи занятия: Данное внеурочное мероприятие - один из заключительных занятий курса внеурочной деятельности «Юный эколог» раздела 4 «Человек - житель планеты Земля» в 5 классе - разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО для учебной программы под редакцией И.Н. Пономаревой. Внеурочное мероприятие отражает особенности методической системы программы, направленной на интенсивное познавательное развитие учащихся, реализацию их творческого потенциала. Разнообразие материала к данному внеурочному занятию, можно подобрать, как используя ресурсы интернета, так и разнообразные энциклопедические издания. Вместе с тем концепцию внеурочного занятия можно использовать, работая и по другим УМК в 5 классе.
Цели внеурочного занятия:
- обобщение и расширение знаний по теме "Человек - житель планеты Земля»;
- развитие речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;
- воспитание желания переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и применить их на практике.
Задачи внеурочного занятия:
- умение объяснять причины разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения;
- умение определять местные редкие и исчезающие виды растений;
- развивать умение давать самооценку своей деятельности;
- самостоятельно определять свои знания - незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе и парах;
- составлять листовки-призывы;
- воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения;
- воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, деликатность, дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение.
Ожидаемые результаты:
Предметные
Метапредметные
Личностные
После проведения занятия учащиеся смогут:
-
формулировать суть биологических понятий «охраняемые живые организмы», «Красная книга»;
-
анализировать признаки живого;
-
составлять план параграфа.
Познавательные УУД:
-
самостоятельно формулировать тему, проблему; сравнивать и анализировать, выделять главное;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
работать со справочной литературой;
Регулятивные УУД:
-
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
-
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД:
-
работать в группе;
-
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
-
стремиться к совершенствованию собственной речи;
-
испытывать потребность в самовыражении через слово;
-
толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать; быть деликатным, дисциплинированным, ответственным.
Основные понятия: Красная книга;
охраняемые живые организмы.
Ресурсное обеспечение занятия: мультимедийный проектор, компьютер, справочная литература, папка для файлов, листы-заготовки.
План внеурочного занятия:
Этап занятия
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность учеников
и ожидаемый результат
Вводная часть.
1. Мотивация
Мотивировать
учащихся
к определению
целей и задач занятия
Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! За окном нашего кабинета весна 2013 года. А скажите, пожалуйста, чему посвящён 2013 год? (2013 год объявлен в нашей стране Годом Охраны окружающей среды). Скажите, почему именно охране окружающей среды посвящён этот год? (Человек живёт на планете Земля и не может быть отделён от природы. Все изменения в окружающей среде обязательно коснутся человека).
- Что делает человек сегодня, чтобы сохранить разнообразие живой природы?
-Давай посмотрим слайды презентации и настроимся на плодотворное занятие.
─ Скажите, почему книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды живых организмов, называется Красной? (Цвет опасности, тревоги.)
─ Красная книга - не просто список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, эта книга-памятка, предупреждающая, что описанные в ней виды требуют внимания и охраны. Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.
Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так, в нашей стране Красная книга появилась в 1974 г. Красные книги бывают различного уровня - международные, национальные и региональные.
- Есть Красная книга Росси, Воронежской области. В них занесены охраняемые живые организмы. А как вы думаете, на территории нашего края есть охраняемые живые организмы? ( Да, есть. Это воронцы, жук-олень, белый аист, бобры.)
- Все ли жители нашего края знают, что эти живые организмы охраняемые? (Нет, особенно страдают первоцветы.)
- Как можно объяснить людям, что надо беречь эти живые организмы?
-Давайте сформулируем тему и задачи нашего внеклассного занятия.
Тема сегодняшнего занятия: «Красная книга Подгоренского края».
Настрой на позитивное начало урока.
Отвечают на вопрос:
Рационально использует полезные ископаемые, создаёт заказники и заповедники. Исчезающие виды животных, растений, грибов и лишайников заносит в Красную книгу.
Видеоролик показывает обложки и страницы Красной книги.
Отвечают на вопрос.
Надо написать свою Красную книгу.
Формулируют тему занятия.
5 мин
2. Постановка проблемы. Определе
ние целей и задач занятия.
Помочь учащимся определить основные вопросы занятия.
Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог.
(Как мы должны решить задачи занятия?)
- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
Сформулируйте цель нашего занятия.
У каждого из вас есть один лист
-
«Цели (что я хочу добиться на занятии)», отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
Цель (чего я хочу добиться на занятии)
Узнать, как возникла Красная книга
Узнать, какие охраняемые животные и растения можно встретить в нашем Подгоренском крае
Узнать, как выглядят охраняемые животные и растения Подгоренского края
Узнать, почему животные и растения попадают в категорию исчезающие и охраняемые
Узнать, как необходимо добывать научную информацию из ресурсов интернета
Вспомнить правила работы в группах
Научиться составлять страницы научного издания
Пополнить свой словарный запас.
Отдохнуть на занятии
- Назовите те цели, которые вы поставили перед собой.
Определяют основные вопросы занятия :
-Как должна выглядеть Красная книга?
-Каким языком должна быть изложена информация в этой книге? (научно-популярным)
- Как должны быть оформлены страницы нашей Красной книги?
Заполняют опросный лист-анкету
(см. Приложение 1)
2-3 ученика зачитывают поставленные цели.
5 мин
Основная часть.
1. Информа
ционный блок:
а)разъяснение задания, объяснение алгоритма работы
Дать возможность учащимся осознать объем и перспективы изучения темы, познакомиться с историей образования Красной книги. Деление класса на группы, получение задания каждой группой
Почему возникла Красная книга , что заставило людей её создать?
Любая книга начинается с обложки. Одним из домашних заданий к уроку биологии было нарисовать обложку Красной книги. Вы все хорошо справились с заданием, но в качестве обложки для нашей Красной книги я беру рисунок Сенькина Жени из 5 «А» класса.
Теперь я предлагаю начать работать над созданием страниц нашей Красной книги. На сегодняшнем занятии мы создадим 6 первых страниц.
У меня на столе лежат карточки с названиями тех живых организмов, которым будут посвящены страницы нашей Красной книги.
Вы разыграете право выбора в нашей игре.
1 вопрос: Какие заповедники расположены на территории Воронежской области?
2 вопрос: Почему Красная книга так называется? Кто предложил такое название?
3 вопрос: Сколько томов в Красной книге Воронежской области?
4 вопрос: Какой зверь, обитающий на территории нашей страны, был занесён в первое издание Международной Красной книги?
5 вопрос: Перечислите виды охраняемых территорий.
6 вопрос: Чем заказник отличается от заповедника?
Сообщение ученика об истории возникновения Красной книги (см Приложение 2)
Ответ: Воронежский и Хоперский.
Ответ: Питер Скотт, председатель Комиссии по редким видам; красный цвет символизирует сигнал опасности.
Ответ: два.
Ответ: амурский тигр.
Ответ: заповедник, заказник, биосферный заповедник, национальный парк.
Ответ: на территории заповедника нельзя находиться никому, кроме сотрудников и научных работников. А в заповеднике можно собирать грибы и ягоды, наблюдать за природой.
5 мин
б) актуализа
ция
субъектного
опыта
учащихся, работа с энциклопедиями и с ресурсами интернет.
Содействовать
развитию навыков
изучающего чтения
научного текста.
Добиться от учащихся осмысления научной информации, составлять научно - познавательные тексты; развитие навыков оформительской работы.
Правила работы в группах ( см Приложение 3)
Предоставляет учащимся возможность самостоятельно поработать в группах, заняться поиском научной информации в энциклопедиях и ноутбуках.
Вспоминают и повторяют правила работы в группах ( см Приложение 3)
Работают в группах, занимаются поиском научной информации в энциклопедиях и ноутбуках, ищут изображения живых объектов и рисуют их.
15 мин
Физкультурная минутка.
2. Аналити
ческий блок.
а) подготовка групп к выступлению
б) защита своих мини-проектов
Консультация групп при подготовке их к выступлению.
Тренировать внимание учащихся.
Способствовать
развитию умения
аргументировать
своё мнение
Консультирует группы, которые готовятся к выступлению.
Настраивает аудиторию, организует работу в парах.
Учащиеся групп готовятся к выступлению.
Представляют свои мини-проекты. Осуществляют взаимоконтроль в парах.
Выступают, аргументируя свою точку зрения.
Выступление учащихся с результатами исследовательской работы.
Проверяют и оценивают свою работу.
10 мин
Заключительная часть.
1.Подведе
ние
итогов занятия
Способствовать
развитию
умения
обобщать и систематизировать изученное, делать выводы.
Вовлекает учащихся в активную коммуникацию через диалог.
- Мы начали создавать Красную книгу Подгоренского края. Какие живые организмы попали на первые страницы?
- Почему так важно охранять все живые организмы на Земле?
- В чём заключается любовь к своей малой родине?
- Откуда вы брали информацию для создания страниц нашей Красной книги?
Сохраняя все живые организмы нашего родного края, мы способствуем его процветанию.
Учащиеся самостоятельно формулируют основные вопросы, рассмотренные на занятии, и дают на них ответы.
3 мин.
2. Рефлексия
Предоставить
учащимся
возможность
определить своё
эмоциональное
состояние. Мотивировать учащихся к
творческой
деятельности
Возьмите, пожалуйста, листочки «Цель». В начале занятия в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на занятии, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот, вы узнали меньше, чем хотели. А может больше?
Были ли на занятии положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (мимика).
Письменно оценивают своё эмоциональное
состояние на уроке при помощи опросного листа-анкеты (см.приложение 1).
Несколько учащихся зачитывают свои результаты.
См. приложение 4.
2 мин
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Опросный лист
Чего я хочу добиться на занятии
Узнать, как возникла Красная книга
Узнать, какие охраняемые животные и растения можно встретить в нашем Подгоренском крае
Узнать, как выглядят охраняемые животные и растения Подгоренского края
Узнать, почему животные и растения попадают в категорию исчезающие и охраняемые
Узнать, как необходимо добывать научную информацию из ресурсов интернета
Вспомнить правила работы в группах
Научиться составлять страницы научного издания
Пополнить свой словарный запас.
Отдохнуть на занятии
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
История возникновения Красной книги
В 1948 г. был создан Международный союз охраны природы. Ученые составили списки исчезающих животных и растений и издали их в виде книги, назвав ее «Красная книга фактов». А в 1966 г. Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у нее была красная, а страницы - разноцветные.
Сделано это было не для красоты, а для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение: на красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в ближайшие годы, и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти. На такую страницу тогда попал амурский тигр. На желтых страницах напечатали сведения о видах, численность которых пока еще велика, но неуклонно сокращается. На белых говорилось о видах редких на Земле. Но самыми приятными были зеленые страницы. Они рассказывали о видах, которые уже удалось спасти. Страницы Красной книги были скреплены скобами, подобно листикам перекидного календаря. Если судьба вида менялась в лучшую или в худшую сторону, новые сведения печатали на странице другого цвета, которую вставляли в книгу, а старую убирали. Конечно, главной своей задачей ученые считают перевести как можно больше видов на зеленые листы.
Но оказалось, что создания Международной Красной книги недостаточно. И тогда в разных странах стали выпускать свои национальные Красные книги. Так в 1978 г. Красная книга появилась и в нашей стране. Она была однотомная. Однако она не смогла вместить все виды растений и животных, страдающие от деятельности человека, поэтому в 1984 г. вышла Красная книга СССР в 2-х томах.
После становления России как независимого государства встал вопрос о подготовке издания Красной книги Российской Федерации на новой политической и административной основе. За научную основу Красной книги России была взята Красная книга РСФСР.
В отличие от большинства красных книг как мирового, так и национального уровней, занесение вида в Красную книгу России на основании Закона РФ «О животном мире» автоматически влечет за собой возникновение законодательной защиты, независимо от категории статуса вида.
Красная книга Российской Федерации вышла в свет в 2001 году. Она представляет собой 860 страниц текста, иллюстрирована цветными изображениями всех занесенных в неё животных и картами их ареалов. Всего в Красную книгу Российской Федерации занесено 8 таксонов земноводных, 21 таксон пресмыкающихся, 128 таксонов птиц и 74 таксона млекопитающих, всего 231 таксон.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Как работать в группе
-
Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.
-
Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
-
Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
-
Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.
-
Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
-
Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
-
Выступать от имени группы почетно. Это делает подготовленный всей группой ее полномочный представитель.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Край Подгоренский. Сердцу родной,-
Я другого дороже не знала!
Может быть, к тебе с детства любовь
С молоком материнским впитала.
Я видала Восток и Урал
И Кавказ как родной полюбила,
Но куда б ни бросала судьба,
Я к тебе издалёка спешила.
Всё ждало здесь- родное,моё...
Каждый кустик, что с детства любила...
И звезда в небе нашем родном
По- особому как-то светила.
Лидия Потёмкина
Я опять с тобой,
Земля просторная,
Где за клином старого жнивья
Под горой стоит село Подгорное -
Родина негромкая моя;
Где висит над хатой
Месяц рыжий;
Где в прозрачной невесомой мгле
Пчелы спят под камышовой крышей -
В каждой камышинке по пчеле…
Анатолий Жигулин