Урок биологии 7 класс Класс Насекомые

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Калманская средняя общеобразовательная школа»



Проект урока

по теме «Класс Насекомые»

7 класс



Разработала: Ясенева Ирина Олеговна

учитель биологии

село Усть-Калманка, 2015 г.

Тип урока: открытия новых знаний.

Дидактическая особенность: системно-деятельностный подход реализуется через решение в частично-поисковой деятельности школьников учебных ситуаций, построенных на смысловом содержании учебного материала

Цель урока: создать условия для усвоения учебного материала по данной теме, развития научного мышления, развития умения работать в ситуации решения проблемы.

УМК: «Биология» 7 класс под ред. И.Н. Пономаревой, тетрадь на печатной основе к учебнику.

План урока

Этап I. Организационный

Содержание этапа

Приветствие учителя

Организация рабочего места учащимися

Деятельность обучающихся

Организация рабочего места

Настрой на учебную деятельность

Деятельность учителя

Приветствие

Наблюдение за учащимися

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Подготовить рабочее место

Настроиться на учебную деятельность

Планируемые результаты

Организовывать себя на предстоящую работу

Выполнять НОТ школьника.

Этап II. Проверка домашнего задания

Содержание этапа

Организация работы по проверке домашнего задания

Деятельность обучающихся

Фронтальный опрос, индивидуальная работа,

работа в парах, метод RAFT

Деятельность учителя

Интеллектуальный следопыт и наблюдатель

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

  1. Дать характеристику Типу Членистоногие

  2. Работа с тестами

  3. Работа с дополнительной литературой, метод RAFT

Планируемые результаты

Проявлять интерес к изучаемому материалу, оценивать уровень владения материалом, выявлять особенности, воспроизводить по памяти информацию, сопоставлять характеристики, выделять общее и частное, устанавливать причинно-следственные связи, составлять монологические высказывания, осуществлять пересказ, удерживать логику повествования.

Этап III. Актуализация знаний

Содержание этапа

Актуализация знаний для успешного усвоения нового материала

Деятельность обучающихся

Аналитики

Деятельность учителя

Организатор

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

  1. Работа со стихотворением

  2. Работа с тетрадью - запись темы урока

  3. Работа с систематическими единицами - у доски

  4. Постановка цели

Планируемые результаты

Воспринимать и анализировать информацию, мотивировать себя на деятельность, устанавливать зависимость между содержанием текста и вопросами, преобразуя повествовательные предложения в вопросительные.

Этап IV. Усвоение новых знаний

Содержание этапа

Осуществление учебной деятельности по усвоению новых знаний

Деятельность обучающихся

Исследователи, поисковики-следопыты

Деятельность учителя

Наблюдатель, консультант, организатор

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

  1. Озвучивание эпиграфа и работа со смыслом

  2. Исследовательская работа - особенности внешнего строения мухи - заполнить таблицу.

  3. Отработать полученный материал, что мы домыслили

  4. Первичное закрепление - работа со слайдами

  5. Физкультминутка

  6. Работа по группам - особенности внутреннего строения - заполнить таблицу.

  7. Работа с терминами.

Планируемые результаты

Работать с содержанием темы, осуществлять целеполагание, планирование, преобразовывать текст, выстраивать логически понятия, соотносить описание с рисунками, анализировать ситуацию, осуществлять выборочное чтение, работать с определениями понятий.

Этап V. Закрепление изученного материала

Содержание этапа

Закрепление изученного материала в условиях решения учебной ситуации

Деятельность обучающихся

Конструкторы

Деятельность учителя

Консультант

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

  1. Составить синквейн по теме «Насекомые», «Пищеварительная система»,

«Нервная система»

Планируемые результаты

Правильно понимать задания, справляться с ним, выявлять особенности модели, анализировать ее содержание, выделять общее и частное, устанавливать причинно-следственные связи.

Этап VI. Контроль

Содержание этапа

Осуществление контроля за усвоением новых знаний

Деятельность обучающихся

Исполнители, контролеры

Деятельность учителя

Наблюдатель, организатор

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Задание: выбрать правильные утверждения

Планируемые результаты

Выражать собственные мысли, правильно понимать задание и справляться с ним, анализировать собственную работу, оценивать уровень выполнения задания, воспроизводить текст и дополнять его необходимой информацией.

Этап VII. Рефлексия

Содержание этапа

Осуществление рефлексии

Деятельность обучающихся

Думающие

Деятельность учителя

Аналитик

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Выскажите мнение о своей работе на уроке, используя следующие слова

Я узнал …

Я научился …

Я понял …

Мне удалось …

Осталось непонятным …

С заданием справился …

Меня заинтересовало …

Мне понравилось …

Планируемые результаты

Выражать собственные чувства и мысли, правильно понимать себя, осуществлять самооценку, самоконтроль, оценивать уровень собственной деятельности, выявлять существенное в собственной работе.

Этап VIII. Домашнее задание (по выбору учащихся)

Содержание этапа

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Деятельность обучающихся

Слушатели-аналитики

Деятельность учителя

Инструктор

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

  1. Прочитать и пересказать параграф

  2. Метод RAFT

  3. Подобрать факты, показывающие актуальность изученной темы (творческий уровень)

Планируемые результаты

Организовывать себя на определенную деятельность, делать выбор и нести ответственность за него, самостоятельно преобразовывать текст биологического содержания, анализировать его, работать с различными источниками информации в поисках фактов-иллюстраций к тексту.

Приложение к уроку по теме «Класс Насекомые»

Этап I. Организационный

  1. Положительный настрой - закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне нужно провести для вас интересный урок.

Этап II. Проверка домашнего задания

  1. Работа с тестами

Признаки Класса Ракообразные и признаки Класса Паукообразные

  1. Тело животных снаружи покрыто хитиновым покровом.

  2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка.

  3. Брюшко членистое.

  4. Брюшко нечленистое.

  5. На голове есть усики.

  6. Усиков нет.

  7. У большинства животных по два сложных фасеточных глаза.

  8. Органы дыхания - жабры.

  9. Дыхание трахейно-легочное.

  10. Органы выделения - мальпигиевы сосуды.

Тестовая работа по теме «Класс Ракообразные»

I вариант

Выберите правильные утверждения:

  1. Тело речного рака делится на 3 отдела: голову, грудь и брюшко.

  2. У ракообразных 3 пары ног.

  3. Тело ракообразных покрыто хитиновым покровом, который выполняет функцию наружного скелета.

  4. Кровеносная система ракообразных замкнутая.

  5. Желудок речного рака состоит из двух отделов.

Тестовая работа по теме «Класс Паукообразные»

II вариант

Выберите правильные утверждения:

  1. Тело паука поделено на 3 отдела: голову, грудь и брюшко.

  2. У паукообразных 3 пары ног.

  3. Все пауки плетут ловчую сеть.

  4. Все пауки дышат атмосферным воздухом.

  5. Пищеварение у паукообразных происходит во внешней среде и в желудке.

Этап III. Актуализация знаний

Ты посмотри вокруг себя -

Везде живые существа.

Они жужжат, таскают мед

Ведь пчелы «трудовой народ».

Другие вечно нас кусают -

Их комарами называют.

И тут куда не посмотри

Кружатся стаями они.

А есть назойливые мухи,

Они всегда шумят под ухом,

Мешают, вечно лезут в рот.

И кстати тоже любят мед.

Они и ты из особого теста

И в мире занимают каждый свое место.

Задание:

расположить последовательно систематические единицы с наибольшей

(работа у доски)

Животные, беспозвоночные, членистоногие, насекомые, комнатная муха

Этап IV. Усвоение новых знаний.

При проведении исследовательской работы мы будем опираться на слова русского драматурга 18 века Я.Б. Княжнина:

Читать и не понимать.

Читать и понимать.

Читать и понимать даже то, что не написано.

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно так прогнулась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

Этап V. Закрепление изученного материала

Задание: определить по типу питания насекомых тип ротового аппарата

Бабочки питаются нектаром цветов - сосущий ротовой аппарат

Жуки - листьями растений, корой деревьев, кожей, шерстью - грызущий ротовой аппарат

Комары - кровью других животных - колюще-сосущий ротовой аппарат

Мухи, тараканы - остатками пищи - лижущий, фильтрующий ротовой аппарат

Этап VI. Контроль

Задание: решить, правильно или неправильно предложенное суждение;

если правильное - поднять руку, если неправильное - руку не поднимать, но исправить ошибку.

  1. У насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка

  2. Ноги насекомых имеются на груди и брюшке

  3. У всех летающих насекомых имеется по 2 пары крыльев

  4. У насекомых, как и у ракообразных, по 2 пары усиков

  5. Основная дыхательная система насекомых - трахеи

  6. У насекомых, живущих в воде, развито жаберное дыхание

  7. Мальпигиевы сосуды открываются наружу рядом с анальным отверстием.

  8. Кровь насекомых течет только по кровеносным сосудам.

Лабораторная работа № 7

Особенности строения комнатной мухи

Цель: изучить особенности внешнего и внутреннего строения комнатной мухи.

Ход работы

  1. Рассмотрите комнатную муху. Отметьте черты ее сходства с речным раком и пауком-крестовиком.

  2. Определите, из каких отделов состоит тело мухи, назовите их.

  3. Выясните, какие органы находятся на голове мухи.

  4. Рассмотрите ноги мухи: какое строение они имеют, с каким отделом тела сочленяются.

  5. Сравните между собой передние и задние крылья. Чем различаются они между собой? С каким отделом тела они связаны?

  6. Сосчитайте, сколько члеников образует брюшко мухи.

  7. Оформите результаты наблюдений в виде таблицы.

Внешнее строение насекомых

Отделы тела

Органы, располагающиеся на них



  1. Отметьте черты отличия комнатной мухи от речного рака и паука-крестовика и определите их биологическое значение.

Урок биологии 7 класс Класс Насекомые

© 2010-2022