• Преподавателю
  • Биология
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ КУРСУ ПРОТИВОВИРУСНЫЕ ВАКЦИНЫ: ОТ ДЖЕННЕРА ДО НАШИХ ДНЕЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ КУРСУ ПРОТИВОВИРУСНЫЕ ВАКЦИНЫ: ОТ ДЖЕННЕРА ДО НАШИХ ДНЕЙ

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 484

имени дважды Героя Советского Союза В.И. Попкова

Рассмотрено

на заседании МО наук естественного цикла

Протокол № 1 от __.08.2014г

Руководитель МО

____________Иванова И.В.

_______________2014 г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

___________Архипова Ж.И.

________________ 2014г

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ № 484

___________Федечкина С.П.

_______________2014г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ КУРСУ

"ПРОТИВОВИРУСНЫЕ ВАКЦИНЫ: ОТ ДЖЕННЕРА ДО НАШИХ ДНЕЙ"

НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД





2014 год


Пояснительная записка

Специальный курс "Противовирусные вакцины: от Дженнера до наших дней" расширяет содержание профильного курса "Общая биология". Содержание курса направлено на развитие у учащихся интереса к вирусологии, расширение кругозора через ознакомление с историей противовирусной иммунопрофилактики - от первых интуитивных подходов до новейших современных вариантов генно-инженерных вакцин.

В процессе реализации программы курса, структурированной в соответствии с этапами проектной деятельности, создаются условия для самостоятельного поиска и овладения знаниями (о наиболее продуктивных направлениях исследований по получению вакцин на основе вирусных антигенов, генно-инженерных поливалентных живых вакцин, ДНК-вакцин и т. д.) и лучшего усвоения последующих тем профильного курса «Общая биология». Проектное построение специального курса может эффективно содействовать самостоятельным попыткам учащихся работать с различными источниками информации, самостоятельной постановке проблемных вопросов и решению познавательных задач.

Методами и приемами, стимулирующими активную познавательную и коммуникативную деятельность учащихся, могут служить эвристические беседы, дискуссии, обмен мнениями, мозговой штурм и т. д.

Раскрытие истории развития иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, выявление сущности актуальных проблем здоровья человечества способствует формированию и поддержанию высокого интереса старшеклассников к вирусологии, генной инженерии, биотехнологии и медицине, а также содействует профессиональной ориентации.

Задачи курса

Изучение истории становления иммунологии как науки, формирование представлений о перспективах ее развития.

Формирование и ценностного отношения учащегося к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Обеспечение условий для понимания роли новейших научных достижений вирусологии в решении актуальных медицинских проблем.

Формирование умений по самостоятельному сбору научной информации и изучению основных фактов об иммунологии.

Создание условий для самостоятельного анализа конструктивного оценивания данных о современных способах преодоления эпидемиологически значимых заболеваний.

Развитие способностей к прогнозированию (на примере оценивания значимости генной инженерии в развитии новых подходов к иммунопрофилактике будущего).

Формирование умений, связанных с представлением и защитой результатов исследовательской деятельности, критериальным оцениванием качества презентационного материала.

Обеспечение условий для развития коммуникативной активности учащихся, для осуществления индивидуальной и групповой рефлексии.

Содействие профессиональной ориентации старшеклассников, выбравших естественнонаучный профиль.

Место курса в системе профильной подготовки

Специальный курс предназначен для профильного обучения старшеклассников, избравших естественнонаучный профиль. Курс направлен на знакомство учащихся с специальностями медицинской вирусологии и развития у них интереса к этой профессиональной области.

Данный курс целесообразно включить профильный курс биологии после изучения в (или одновременно с изучением) темы "Вирусы - неклеточная форма жизни".

Оценивание знаний

Средства оценивания: табличное, рейтинговое.

Способы оценивания: учителем, взаимным оцениванием учащихся, межгрупповой оценкой, самооцениванием.



Содержание курса

Общее количество часов - 36

Темы курса

№ темы

Наименование

Количество часов

1.

Роль Э. Дженнера в создании метода прививок и последующей вакцинации населения Земли.

4 часа

2.

Антигены - вещества, несущие признаки генетически чужеродной информации.

4 часа

3.

Антитела - особые защитные белки организма, способные связываться с антигенами и инактивировать их.

4 часа

4.

Роль И. И. Мечникова в открытии клеточного иммунитета. Сущность теории клеточного иммунитета.

4 часа

5.

Гуморальный иммунитет и его особенности.

2 час

6.

Прямая и обратная транскрипция.

2 час

7.

Новые методы борьбы с вирусами: ослабление выработки токсинов у болезнетворных микроорганизмов или усиление способности бактериофагов к растворению микроорганизмов.

4 часа

8.

Цельновирионные вакцины - аттентуированные варианты вирусов или близкородственные слабопатогенные вирусы, их преимущества и недостатки. Вакцины на основе вирусных антигенов. Использование синтетических пептидов.

2 час

9.

«Дрожжевая» молекулярная вакцина. Вирусоподобные комплексы.

2 час

10.

Иммунная защита через вакцинацию препаратами гибридных плазмид.

2 час

11.

Генно-инженерные поливалентные живые вакцины. Вирус осповакцины. ДНК-вакцины и перспективы иммунологии.

4 часа

12.

Защита проекта.

2 час

Итого

36 часов

Тематическое планирование курса

1. Мотивация на основе создания проблемной ситуации: метод искусственного заражения человека содержимым оспенных пузырьков коровьей оспы, разработанный английским врачом Эдуардом Дженнером (1749- 1823). Самостоятельное формулирование учащимися проблемного вопроса и их мотивация к исследовательской работе (2 ч).

2. Целеполагание на основе рассмотрения иммунологии как науки в историческом аспекте, ее перспективах (2 ч).

3. Планирование проектной деятельности с целью конкретизации характера коллективной, групповой и индивидуальной деятельности в учебно-исследовательском проекте: выбор учащимися тем для исследования; распределение заданий в группах с целью подготовки презентационных материалов (8 ч).

4. Выполнение действий, намеченных в ходе планирования проекта: самостоятельная работа учащихся по сбору и изучению информации об актуальных вопросах медицинской вирусологии в учебной, научно-популярной и справочной литературе, в средствах массовой информации.

Подготовка докладов. Выполнение творческой части отчетного задания: написание эссе, разработка сценария презентаций (с привлечением фото- и видеоматериалов и т. д.). Рабочие семинары, консультации с целью подготовки к защите проекта на конференции (18 ч).

5. Защита проекта. Презентация результатов исследования и продуктов творческой деятельности; критериальное оценивание докладов учащимися; обобщение, формулирование ответа на проблемный вопрос проекта. Составление экспертного заключения, раскрывающего роль новейших научных представлений о вирусах в решении актуальных медицинских проблем (4 ч).

6. Рефлексия. Анализ учащимися обоснованности и логики интеллектуальных действий, используемых для решения задач проекта; определение степени успешности в проектной деятельности. Оценивание важности исследуемой проблемы. Осознание учащимися понятий здоровья и жизни человека как социально и личностно-значимых ценностей (2 ч).

































Рекомендуемая литература

1. Боген Г. Современная биология. - М.: Мир, 1970.

2. Букринская А. Г., Жданов В. М. Рассказы о вирусах. - М.: Знание, 1986.

3. Майер В., Кенда М. Невидимый мир вирусов. - М.: Мир, 1981.

4. Нестеров С. В. Вирусные гепатиты // Соросовский образовательный журнал. - 1997. - № 2.

5. Щелкунов С. Н. Вирус натуральной оспы - источник новых медицинских препаратов // Соросовский образовательный журнал.- 1995. № 1.

6. Щелкунов С. Н. Противовирусные вакцины: от Дженнера до наших дней // Соросовский образовательный журнал.- 1998.- №7.


© 2010-2022