Рабочая программа по биологии 6 класс

Цель: развитие у обучающихся понимания величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира, воспитание экологической культуры. Задачи: усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов. Формирование у обучающихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни человека. ...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии 6 класс


Пояснительная записка


Цель: развитие у обучающихся понимания величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира, воспитание экологической культуры.

Задачи:

  1. усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов.

  2. Формирование у обучающихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни человека.

  3. Развитие знаний об основных методах биологической науки.

  4. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы.

  5. Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты по изучению жизнедеятельности растений.

  6. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  7. Привитие интереса к познанию объектов живой природы, выбору профиля обучения, связанного с биологией.

  8. Воспитание позитивного, ценностного отношения к природе.

Особенность преподавания предмета: при отборе содержания учитывался принцип «нового синтеза» - синтеза всех знаний человечества о природе, в том числе знаний по сохранению и оптимизации природной среды, считая одной из важнейших целей биологического образования - формирование экологической культуры обучающихся. Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому определяет оценку эффективности учебного процесса. Необходимо также учитывать сформированность ценностных ориентаций в отношении природы.

Одной из основных особенностей данного курса является усиление его индивидуальности, повышение эффективности и функциональности. Содержание и структура этого курса обеспечивают достижение базового уровня экологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, гуманности, интегративности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения с природой.

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения и процессов жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительного организма;

  • строение органов и строение тканей покрытосеменных растений и их функции;

  • особенности питания и дыхания растений;

  • процессы роста и развития растений;

  • основные систематические единицы (царство, отдел, класс, семейство, род, вид);

  • связь растений со средой обитания;

  • особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий, грибов и лишайников ( на примере конкретных представителей);

  • значение растений, бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека;

  • влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;

  • правила охраны видов растений, грибов, лишайников и нормы поведения человека в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой);

  • приготавливать временные микропрепараты, составлять гербарии и делать фотоснимки живых объектов;

  • наблюдать сезонные явления в жизни растений;

  • проводить простейшие опыты по изучению жизни растений;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • распознавать съедобные и ядовитые грибы и растения в природе;

  • самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации.

Учащиеся должны применять:

  • знания о порядке проведения эксперимента при осуществлении практических и

лабораторных работ;

  • знания о порядке протоколирования эксперимента при оформлении отчетов по

практическим и лабораторным работам;

  • знания о строении и функциях тканей и органов растений;

  • знания о систематических единицах при классификации растений.

№ урока

Содержание учебного материала

Примечание

Практическая работа

Задание на дом

Дата проведения

Введение (1 час)

Учащиеся должны знать:

  • определение биологии как науки;

  • признаки живых организмов;

  • царства живой природы;

  • понятие о биосфере.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать предметы и явления живой и неживой природы;

Учащиеся должны применять:

  • нравственные нормы отношения человека к природе.

урока

Темы уроков

Практическая работа

Задание на дом

Дата проведения

1.

Введение.

Работа с ЭОР

§§ 1,4

6.09

5.09

5.09

Раздел I. Растения. (25 часов)

Учащиеся должны знать:

  • определение ботаники как науки о растениях;

  • химический состав и строение растительной клетки;

  • особенности строения высших растений: вегетативные и репродуктивные органы;

  • особенности роста, питания, дыхания, роста, размножения и развития растений;

  • значение растений в природе и жизни человека;

  • основы классификации растений;

  • развитие растительного мира на Земле.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить и объяснять результаты опытов и экспериментов по изучению фотосинтеза, дыхания, питания растений, передвижения органических и минеральных веществ в растении;

  • проводить фенологические наблюдения за осенними, зимними и весенними явлениями в жизни растений;

  • пользоваться микроскопом;

  • приготавливать микропрепарат из кожицы лука и рассматривать его под микроскопом;

  • определять виды растений из широко распространенных в Тамбовской области семейств классов покрытосеменных растений с помощью определительных карточек.

Учащиеся должны применять:

  • навыки о правилах ухода за комнатными растениями;

  • знания об основах классификации живых организмов;

  • знания о способах размножения и распространения растений.

2.

1. Строение растительной клетки.

Лаб. раб. «Приготовление и рассматривание под микроскопом микропрепарата кожицы лука», работа с ЭОР

§7

13.09

12.09

12.09

3.

2. Деление клеток. Растительные ткани.

Лаб. раб. «Изучение под микроскопом растительных клеток и тканей»

§8

20.09

19.09

19.09

4.

3. Многообразие, состав и строение семян.

Лаб. раб. «Строение семян однодольных и двудольных растений»

§ 9 с. 29-32, § 11 - учить, § 10 - читать.

27.09

26.09

26.09

5.

4. Разнообразие корней и корневых систем.

Лаб. раб. «Строение корневой системы»

§12 весь, 13 с. 41-42.

4.10

3.10

3.10

6.

5. Строение и видоизменения корней.

Работа с микроскопом и ЭОР.

§14, §15 с. 49-50, §17 весь - учить.

11.10

10.10

10.10

7.

6. Почки.

Работа с ЭОР.

§19.

18.10

17.10

17.10

8.

7. Стебель: внешнее строение и видоизменения.

Работа с живыми объектами и ЭОР.

§ 20, 22 - учить.

25.10

24.10

24.10

9.

8. Внутреннее строение стебля.

Лаб. раб. «Внутреннее строение стебля древесного растения»

§ 22 учить, § 21- читать.

8.11

31.10

31.10

10.

9. Внешнее строение и разнообразие листьев.

Работа с гербариями и таблицами.

§ 24.

15.11

14.11

14.11

11.

10. Внутреннее строение листа. Видоизменения листьев.

Работа с микроскопом и ЭОР.

§§ 25, 26

22.11

21.11

21.11

12.

11. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды листьями.

Работа с ЭОР, с учебником

§27 - 28.

29.11

28.11

28.11

13.

12. Цветок. Соцветия.

Демонстрация моделей цветков.

§§31 - 32.

6.12

5.12

5.12

14.

13. Опыление и оплодотворение у цветковых растений.

Работа с ЭОР.

§33 весь, § 34 с. 107 - 109.

13.12

12.12

12.12

15.

14. Плод: строение и многообразие.

Демонстрация коллекции плодов и семян.

§34 с. 109 - 112 учить, §35 читать.

20.12

19.12

19.12

16.

15. Размножение растений.

Работа с ЭОР.

§36 с.115, §37 с. 117, § 38 - 39.

27.12

26.12

26.12

17.

16. Растение - целостный организм. Значение растений.

Работа с ЭОР, самостоятельная работа.

§§42 - 43 учить, §44 читать.

17.01

16.01

16.01

18.

17. Классификация растений. Низшие растения.

Работа с ЭОР.

§45.

24.01

23.01

23.01

19.

18. Водоросли.

Работа с ЭОР.

§46.

31.01

30.01

30.01

20.

19. Мхи.

Работа с ЭОР.

§47.

7.02

6.02

6.02

21.

20. Папоротники, хвощи, плауны.

Работа с ЭОР.

§48.

14.02

13.02

13.02

22.

21. Голосеменные.

Работа с ЭОР.

§49.

21.02

20.02

20.02

23.

22. Покрытосеменные.

Работа с ЭОР.

§50.

28.02

27.02

27.02

24.

23. Семейства класса двудольных.

Работа с ЭОР.

§§ 51 -52.

7.03

6.03

6.03

25.

24. Семейства класса однодольных.

Работа с ЭОР.

§53.

14.03

13.03

13.03

26.

25. Эволюция растений.

Работа с ЭОР.

§64.

21.03

20.03

20.03

Раздел II. Бактерии. (3 часа)

Учащиеся должны знать:

  • организацию клетки бактерий;

  • особенности питания, размножения, спорообразования бактерий;

  • многообразие и значение бактерий;

  • признаки основных наиболее распространенных инфекционных заболеваний, вызываемых бактериями.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать знания для распознавания форм бактериальных клеток;

  • владеть техникой биологического рисунка;

  • объяснять причины инфекционных заболеваний, порчи продуктов;

  • приёмы асептики и антисептики.

Учащиеся должны применять:

  • знания мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.


Темы уроков

26.

1. Общая характеристика бактерий.

Работа с ЭОР.

§§55 - 56.

5.04

4.04

4.04

27.

2. Питание и размножение бактерий.

Работа с ЭОР.

§ 57.

12.04

11.04

11.04

28.

3. Значение бактерий.

Работа с ЭОР.

Практические работы:

«Клубеньковые бактерии бобовых растений»;«Поражения растений болезнетворными бактериями».

§58.

19.04

18.04

18.04

Раздел III. Грибы. Лишайники. (4 часа)

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения, размножения, развития и питания грибов;

  • значение грибов в природе и жизни человека;

  • приёмы защиты растений от грибов-паразитов;

  • особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

  • многообразие лишайников;

  • значение лишайников в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с микроскопом для изучения плесневых грибов;

  • распознавать и отличать съедобные и ядовитые грибы;

  • оказывать первую медицинскую помощь при отравлении грибами;

  • объяснять понятие о микоризе.

Учащиеся должны применять:

  • знания о ядовитых и съедобных грибах во избежание отравления.

29.

Общая характеристика грибов.

Демонстрация коллекции грибов, работа с ЭОР.

§§59 - 60.

26.04

25.04

25.04

30.

Значение грибов.

Работа с ЭОР.

§§61 -62.

16.05

15.05

15.05

31.

Лишайники.

Демонстрация коллекции лишайников, работа с ЭОР.

§63

23.05

22.05

22.05

32.

Обобщающее повторение по курсу биологии за 6 класс

Работа с ЭОР.

Конспект

30.05

29.05

29.05

Всего:

32 часа + 2 часа резерв


© 2010-2022