Социальный проект Что бы жизнь на Земле продолжалась

 « Тот, кто по заблуждению или                                    по непростительной  шалости убивает столь полезное животное, только доказывает свою необразованность и невежество». Альфред Брем     Чувство любви к природе, бережное к ней отношение рождается в детстве. Мы растем и не важно, какую профессию выберем, опыт общения с природой - это тот багаж гуманности, в котором нуждается каждый человек, общество.
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальный проект Что бы жизнь на Земле продолжаласьСоциальный проект Что бы жизнь на Земле продолжаласьСоциальный проект Что бы жизнь на Земле продолжаласьСоциальный проект Что бы жизнь на Земле продолжаласьУтверждаю.

Директор школы ________Куликова Е.В.







Экологический проект



«Чтобы жизнь на Земле продолжалась»







МБОУ Ушаковская средняя общеобразовательная школа. 2013 год.

Юридический адрес: 607845 Нижегородская область ,, Гагинский район с.Ушаково ул.Школьная 29

Директор школы: Куликова Елена Владимировна.

Автор и руководитель проекта: Кортунова Татьяна Николаевна.

Продолжительность проекта: 1 год

Дата начала проекта: март2012год. Дата окончания проекта: март 2013г.

Основные формы реализации проекта: -анкетирование; - исследовательская деятельность; - лекция; - творческая работа; - учебно - полевые практикумы; - викторины; -

- выставка книг о земноводных;

- акции; - просмотр кино об амфибиях.

Оргкомитет: Директор школы Куликова Е.В. Организатор и разработчик проекта учитель биологии Кортунова Т.Н. Учащиеся 9 класса: Провидохина Наташа,

Трескин Дмитрий,

Лапина Елизавета.

Исполнители основных мероприятий проекта: учащиеся, педагоги школы.

















I.Введение

« Тот, кто по заблуждению или

по непростительной шалости

убивает столь полезное животное,

только доказывает свою

необразованность и невежество».

Альфред Брем

Чувство любви к природе, бережное к ней отношение рождается в детстве. Мы растем и не важно, какую профессию выберем, опыт общения с природой - это тот багаж гуманности, в котором нуждается каждый человек, общество. Сколько неприятных сюрпризов подарит ему природа еще? Человек стремительно удаляется от природы. Очевидны и губительны последствия, которые оказывает на людей все увеличивающаяся пропасть между их образом жизни и гармонией, царящей в природе. И мостик через эту пропасть становится все меньше и меньше. Такой мостик мы попытались проложить в ходе выполнения данного экологического проекта. Не разрушить и не навредить - этот позыв, который должен жить в душе каждого человека.

Мы практически не умеем общаться с природой, подчас проявляя жестокость и бездушие. Часто можно видеть, как ребята вылавливают лягушек в местах их нерестилищ и забивают их палками. С чем связана такая жестокость?

Показав взрослому человеку жабу и предложив взять её в руки, мы чаще всего видим отвращение в его лице. Девочки пугаются лягушек и убегают. Но сегодняшние дети - это будущие родители, и они привьют неприязнь своим сыновьям и дочерям к этим «без вины виноватым» животным. Возникает цепная реакция, продукт которой - бездумное и бездушное истреблению природных видов человеком.

Цель проекта: формирование у подрастающих поколений нового социального и экологического мышления, базирующегося на моральных принципах и нормах.

Задачи проекта:

- развитие у обучающихся умений, навыков разработки и реализации экологических и природоохранных объектов; - привлечение их к социально значимой деятельности; - изучение видового многообразие земноводных местной фауны; - способствовать формированию экологической грамотности и культуры обучающихся; - формирование активной жизненной позиции; - содействие духовно - нравственному формированию личности детей; - формирование у подростков навыка практической деятельности , умения анализировать ее результаты и делать выводы.

Актуальность проекта:

На Земле стремительно исчезают различные виды растений и животных. Освободившиеся ниши заполняются вредными и опасными человеку организмами, способными погубить человечество. Допустить это нельзя. Создание и реализация нашего проекта призвано способствовать пробуждению у детей интереса к живому миру, окружающему нас, весьма разнообразному, яркому и необычному, но такому хрупкому и уязвимому, нуждающемуся в нашей защите.

Задачи деятельности:

1. Привлечение внимания к проблеме сохранения численности земноводных; 2..Достижение понимания школьниками значимости данного вида деятельности; 3. Повышение уровня становления экологической культуры школьников путем активизации природоохранительного воспитания на базе природных объектов; 4. Предотвращение действий, угрожающих существованию данного пруда.

Условия реализации проекта:

Педагогическое воздействие на личность школьников в ходе реализации проекта, направленное на развитие интеллектуальных, духовных, нравственных и других гражданских качеств личности.

Формы работы учащихся:

Конференция, знакомство с научной экологической, справочной литературой, полевые практикумы, внеклассные мероприятия, экологическая акция.



























II. Календарно - тематический план работы проекта.

Цель

Форма работы.

Дата

1.

Обсуждение темы и цели проекта, постановка задач, путей их решения.

Организация работы.

Беседа

Март 2012 г.

2

Анкетирование обучающихся на тему: «Как ты относишься к лягушкам и жабам ?» .

Выявить отношение учащихся к земноводным, подтвердив актуальность проекта.

Анкетирова ние

Март

3

Изучить видовое многообразие местных представителей класса Земноводные.

Изучить видовое многообразие местных представителей класса Земноводные.

Практикум во время экскурсий на водоемы окрестностей с. Ушаково.

Апрель.

4

Описание морфологических особенностей и образа жизни разных видов лягушек. (Составление видовых очерков).

Изучить особенности среды обитания разных видов земноводных.

Работа с определителями, научно - популярной и справочной литературой.

май

5

Этапы исследовательской работы: 1. Отлов лягушек. 2. Определение видовой принадлежности лягушек, обитающих на местных водоемах 3. Определение плодовитости. 4. Определение эмбриональной выживаемости.

Формирование навыков исследовательской работы в условиях природы.

Учебно - полевой практикум.

Май - июнь

6

Акция «Мы можем их спасти».

Не допустить гибель икринок и головастиков в пересыхающих водоемах - старицах.

Практическая деятельность.

Май - июнь.

7

Конференция на тему « Незнакомые знакомые!».

Ознакомить учащихся с представителями местной фауны земноводных. Рассказать об их важной роли в экосистемах рек, прудов и озер, в жизни человека. Убедить в необходимости сохранения их численности, как важной составляющей биологического разнообразия местной фауны.

Доклады учащихся, брифинг (ответы на интересующий аудиторию вопросы), презентация.

Сентябрь

8

Демонстрация и обсуждение кинофильм «Жизнь земноводных. Их роль в природе и жизни человека».

Осмысление ситуации, связанной со снижением биоразнообразия природных объектов и проблем, связанных с ней. Определение собственной позиции в этом вопросе.

Просмотр фильма.

Обсуждение.

Октябрь.

9

Викторина по теме «Земноводные».

Стимулирование интереса к проблеме сохранения видов, амфибий.

Экологический час.

Ноябрь.

10

Разгадать кроссворд «Земноводные»

Развитие осознания важности и необходимости природоохранной деятельности на уровне своей местности.

Конкурсное домашнее задание

Февраль 2013 г.

11

« О тех, кого не любят, боятся и бранят …».

Открытый урок - сказка в 7 классе по теме «Земноводные».

Март.



















III. Механизм реализации проекта:

1. Организационные условия: Проект осуществляется под руководством учителя биологии Кортуновой Т.Н.

2.Методические условия:

Методические разработки, материалы, пособия, методики, определители.

3.Мотивационные условия:

Для побуждения учащихся к участию в разработке и реализации проекта использовался личностно - ориентированный подход с целью развития интереса к исследовательской работе, проблеме экологии родного края., самостоятельному добыванию и обработке информации.

4. Материально-технические условия:

- ТСО: телевизор компьютер, монитор, экран, диски. - лабораторное оборудование, лупы. - сачки для отлова головастиков, сита, для вылавливания икры.

Прогноз:

- учащиеся должны осознать важность работы, которую они выполняют, что явится продолжением формирования их экологического сознания, гражданской позиции по отношению к природе.

- развить умения систематизировать и обобщать, составлять сравнительные характеристики.

- научиться распределять обязанности, планировать, работать в группе, учиться коммуникабельности.

- уметь добывать нужную информацию и используя полученные знания готовить рефераты, доклады, выступления.





















IV. Этапы реализации проекта.

Первый этап - подготовительный. 1. Учитывая важность и актуальность затронутой проблемы, мы решили выявить отношение учащихся, педагогов нашей школы, родителей к лягушкам и жабам - животным, находящимися рядом с нами. С этой целью было проведено анкетирование 50 человек ( Приложение 1). Результаты выбора следующие:

- выбрали первый вариант ответа - 2 учащихся …...7 %

- второй вариант - 12 учащихся …………………...40 %

- третий вариант - 12 учащихся…………………….40 %

- четвертый вариант - 4 учащихся………………….13 %

Полученные результаты убеждают в необходимости проведения работы, связанной с более глубоким информированием людей о важной роли лягушек как в природе, так и жизни человека, о необходимости проведения работы по предупреждению уменьшения их численности.

2. Организуется исследовательская деятельность школьников по овладению ими теоретическими знаниям, необходимых для реализации проекта: - изучение видового многообразие местных представителей фауны рода Лягушки; - описание морфологических особенностей и образа жизни разных видов лягушек; - работа с определителями, научно - популярной и справочной литературой, интернет - материалами; - составление видовых очерков.

Второй этап - основной (практический). Он заключается в организации практической деятельности, предполагающей полевые практикумы; - наблюдения за поведением лягушек во время размножения; - слушание их брачных песен; - отлов отдельных особей для определения их видовой принадлежности с помощью определительной карточки (Приложение 2); - измерения размеров взрослых особей;

- вылавливание выметанной икры для приблизительного подсчета количества икринок с помощью лупы; - определение плодовитости; - определение эмбриональной выживаемости (Приложение 3).

Полевые практикумы и акции проводились в пойме реки Ежать, к юго - востоку от села Ушаково, где весной, после ее разлива остается множество маленьких водоемов, так называемых стариц (Приложение 4).

Результаты проведенных исследований оформлены в сводной таблице (Приложение5).

Чтобы не допустить массовой гибели потомства популяции лягушки в исследуемом биоценозе, была организована и проведена силами учащихся и педагогов школы акция «Мы можем их спасти» (Приложение 6).

В конце сентября прошла школьная конференция «Знакомые незнакомые», на которой были заслушаны выступления участников проекта: - Будем знакомы: амфибии! - Немного о физиологии лягушек. - За что лягушке пьедестал?!. - Видовые очерки «Бесхвостые амфибии нашего края. Семейство Лягушки» (Приложение7). Рассказы выступающих, сопровождались показом презентации «Чтобы жизнь на Земле продолжалась - подарите её лягушке», составленная из фотографий, сделанных во время наблюдения за лягушками (Презентация прилагается).

Чтобы вызвать интерес учащихся школы к проблеме сохранения численности лягушек, пробудить в них желание участвовать в природоохранных мероприятиях на уровне своего края, были проведены внеклассные мероприятия интеллектуального характера: - викторина по теме «Земноводные» (Приложение 8); - демонстрация и обсуждение кинофильм «Жизнь земноводных. Их роль в природе и жизни человека»; - конкурсное домашнее задание: решите кроссворд «Земноводные» (Приложение 9); - Открытый интегрированный урок - сказка в 7 классе по теме Земноводные «О тех, кого не любят, боятся и бранят!»( Приложение 10).







V.Бюджет проекта:

Наименование товара

Стоимость,

руб.

Количество, шт.

Сумма,

руб.

1

Офисная бумага

300

1пачка

300

2

Заправка картриджа

350

1

350

3

Сачок

150

2

300

4

Цветные приложения к проекту (печать).

10

15

150

5.

Сита для вылавливания икры.

2

150

300

Итого

1400







VI. Заключение.

Невозможно научиться чуткому и бережному отношению к окружающим, без любви к природе. Важно понять и почувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего созданного в мире, увидеть удивительное, неповторимое чудо.

«Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки исходят от людей» - говорил Гете. Актуальность экологических проектов обусловлена сегодня потребностью духовного возрождения нашего общества. Мы часто не ценим то, что вокруг нас. А все большое начинается с самого малого. Маленького местечка в российской глубинке, где мы родились и живем и который нужно изучать, беречь и защищать.

Результаты нашего незаметного в масштабах биосферы проекта следующие:

- Собрана популярная и научная литература об амфибиях.

- Определены и изучены виды лягушек , обитающие в окрестностях нашего села.

- Выбраны критерии, по которым можно быстро распознать эти виды.

- Составлено описание биологических особенностей каждого вида.

- Выявлены факторы, способствующие снижению численности и видового разнообразия исследуемых животных;

- Найдены пути и способы устранения этих факторов;

- Проведена работа по сохранению численности, обитающих на нашей территории видов лягушек.

Работа в проекте способствовала нравственному становлению личности подростков, воспитанию любви к живому, природе, на примере любви к своей малой родине, формированию чувства ответственности за настоящее и будущее своего маленького родного края и необъятной биосферы в целом.















VII. Литература:

1.Акимушкин И. «Мир животных». Птицы. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. М.: «Мысль» 1989г.

2.«Амфибии в мониторинге состояния окружающей среды». Журнал «Биология в школе». №2 1997г., с.75

3.«Жизнь животных». Т.V. Под редакцией Ильичёва В.Д., Михеева А.В.,М.: «Просвещение» 1986г.

4.Пестов М.В. «Земноводные и пресмыкающиеся Нижегородской области». Экологический центр «Дронт». 1999г.

5. Сергеев Б.Ф. «Удивительное об амфибиях» М.Знание.1971 г

6. Стишковская Л.Л. «Вечные странники» (Жизнь амфибий как она есть) М.Знание 1988 г.

7. Журнал «Биология» (приложения к газете «Первое сентября»), № 42, 2004год

8. Электронное издание «Биология. 6-11 класс. «Лабораторный практикум.»

9. Земноводные и пресмыкающиеся Нижегородской области. Методическое пособие. - Экологический центр «Дронт», 2007

10. Книга для чтения по зоологии. - М., «Просвещение», 1986

11. Жизнь животных. Энциклопедия, т.1 - М., «Просвещение», 1986

12. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. - М., «Просвещение», 1982

13. Интернет ресурс.







Приложение №1

Анкета

«Как вы относитесь к лягушкам и жабам»

Выбери один из вариантов:

1.Положительно (считаю, что они являются неотъемлемой частью природы, заслуживают внимания и охраны)

2.Безразлично (мне все равно, есть они или нет)

3.Отрицательно (я их не люблю, боюсь, считаю их опасными и не хочу иметь с ними дела)

4.Резко отрицательно (уничтожаю при каждой встречи)





























Приложение №2

Определение видовой принадлежности амфибий

1.Хвоста нет………………………………………О. Бесхвостые

2.Брюхо не красное, зрачок глаза не треугольный

3.Зрачок не вертикальный, лоб не выпуклый.

4.Зубов в верхней челюсти нет, кожа крупно-бугорчатая, сзади глаз хорошо развиты околоушные железы………………………...Род Жабы

5.Окраска пятнистая, по светлому фону разбросаны крупные темно-зеленые пятна…………………………………Зеленая жаба

6.Окраска однотонная или с не ясными крупными пятнами….Серая жаба

7.Зубы в верхней челюсти имеются; кожа гладкая; околоушные железы развиты…………………………………………………Род Лягушки

8. Темных височных пятен нет; окраска спины обычно зеленая; у самцов в углах рта имеются наружные резонаторы.(5)

9.Если голени и бедра прижать друг к другу и перпендикулярно оси тела, голеностопные суставы не соприкасаются; резонаторы самца светлые; внутренний пяточный бугор высокий; брюхо обычно без пятен ……………………………………….Лягушка прудовая

10.Если бедра прижать друг к другу перпендикулярно оси тела, голеностопные суставы заходят один за другой; резонаторы самцов темные; внутренний пяточный бугор низкий; брюхо обычно с пятнами

………………………………………………………Лягушка озерная

11.С боку имеются темные височные пятна; окраска спины не зеленая; резонаторы самцов скрыты под кожей горла

12.Брюхо светлое, без пятен; внутренний пяточный бугор высокий

…………………………………………………Лягушка остромордая

13.Брюхо пятнистое с темным мраморным рисунком; внутренний пяточный бугор низкий…………………………..Лягушка травяная







Приложение 3.

Методика изучения амфибий.

1. Как отлавливать и измерять амфибий.

Для определения и измерения лягушек их следует отловить. Это не сложно -их можно ловить руками. Следует помнить, что неподвижный предмет эти животные не воспринимают как опасность, поэтому движения ловца должны быть плавны и медлительны. Следует избегать попадания тени ловца на животное. Мы из водоема вылавливали лягушек сачком, осторожно подводя его сбоку и снизу под животное и резко поднимая вверх.

Земноводных нельзя долго держать зажатыми в руках - это приводит к повреждению их кожных покровов и тепловому шоку. Пойманных животных мы сразу же, на месте, измеряли.

Длину тела со спинной стороны измеряли, подводя указательный и средний палец под брюхо соответственно у передних и задних лапок, а большим пальцем слегка нажав на крестец так, чтобы животное выпрямилось. Замеры проводили штангенциркулем от кончика морды до конца уростиля. Замеряли по 3 особи каждого вида лягушек и высчитывали средние размеры. Результаты заносили в таблицу.

2. Определение пола.

У самцов бесхвостых амфибий на внутренней фаланге передних лапок находится брачная мозоль, которая особенно хорошо заметна весной. Однако с точностью утверждать, что отсутствие мозоли характерно для противоположного пола, нельзя. Тем не менее приведены критерий использовался нами при определении пола лягушек.

3. Определение плодовитости.

Определили для исследования мелкий водоем - старицу в пойме реки Ежать - место нерестилища лягушек. Обнаружив кладки икры в форме комков, просчитываем все кладки в нем в течение недели после начала икрометания. Их оказалось 7. Для определения плодовитости, все кладки поместили в мерный цилиндр - объем икры составил один литр. От общей кладки с помощью пробирки отсоединили 50 мл. материала, в котором оказалось160 икринок. По нижеприведенной схеме высчитали число икринок в кладке - 3500 .

50 мл. ------------ 160 икринок.

1000мл. ----------- х икринок. Х = 3200 икринок.

4. Эмбриональная выживаемость.

В пятилитровую банку набрали воды из исследуемого водоема и поместили в нее икринки из пробирки. На восьмой, день, когда эмбриональное развитие закончилось, подсчитали число вышедших личинок. Процент живых от общего числа икринок в кладке составил 65 % -это показатель эмбриональной выживаемости. Данная цифра - хороший показатель и его величина, конечно связана с контрольными действиями человека. Для каждого водоема этот показатель разный, так как зависит от множества всевозможных факторов.

Приложение 4. Социальный проект Что бы жизнь на Земле продолжалась

Социальный проект Что бы жизнь на Земле продолжалась

Приложение 5.



























Приложение 6.

Акция «Мы можем их спасти!».

Амфибии весной мигрируют от мест зимовки к местам размножения. В пойме реки Ежати маршруты их миграции пересекает автомобильная дорога, которая для многих особей становится непреодолимым препятствием. Неизбежна гибель многих животных. Предотвратить тысячи смертей, дать лягушкам возможность оставить потомство вполне в наших силах.

Спасение икры и головастиков из пересыхающих луж.

С наступлением жары, мелкие водоемы начинают высыхать, и икра земноводных, оказавшись на берегу, погибает. Чтобы такого не произошло мы отлавливали ее и переносили в более глубокие водоемы. Спасение 40-50 кладок лягушачьей икры, сохранит жизнь тысячам будущих лягушат.

В начале и середине лета в мелких водоемах, луж, которые быстро пересыхают, погибают тысячи головастиков, так и не успевших превратиться во взрослых животных. Спасти их очень легко. Вооружившись сачками, подручным инвентарем, мы отлавливали головастиков и выпускали их в большой в реку. Из близлежащих к реке стариц, мы лопатами прорывали канавки, по которой головастики уплывали в речку.

















Приложение 7.

Материалы конференции «Незнакомые знакомые».

Доклад 1. «Будем знакомы: амфибии».

Земноводные (амфибии) - это древнейшая группа наземных позвоночных животных, весьма широко распространенная, но малозаметная и совершенно недостаточно изученная.

Велика и разнообразна роль этих животных в экосистемах и жизни человека. Они поедают большое количество различных беспозвоночных, в том числе и так называемых «вредителей», сами служат пищей для многих птиц и зверей

Амфибии являются незаменимым объектом для медицинских, фармакологических и прочих биологических исследований. За большие заслуги перед наукой лягушкам даже установлены памятники в Токио и в Париже. Яды некоторых земноводных широко используются для изготовления лекарственных препаратов и при проведении различных биологических исследований. В последнее время многие виды амфибий используются в качестве тест - техногенных и сельскохозяйственных загрязнений. Результаты подобных исследований позволяют оценивать возможное влияние окружающей среды на здоровье самого человека. Во многих тропических странах эти животные широко используются в пищу. В последние десятилетия все большее признание получает террариумистика - содержание амфибий в домашних условиях. Активно формируется рынок этих животных, что зачастую ставит под угрозу существование редких видов.

Само общее устаревшее название этих животных - гады - уже говорит о негативном отношении к ним большинства людей. Это, пожалуй, единственная группа позвоночных, подвергающаяся систематическому уничтожению «по незнанию», без какой бы то ни было выгоды для человека. Связано это с совершенно неверными представлениями об этих животных, вызванными в свою очередь очевидными пробелами экологического образования и воспитания.

Учитывая важность и злободневность затронутой темы, мы решили выявить отношение учащихся нашей школы к лягушкам и жабам -

животным, находящимися рядом с нами. С этой целью было проведено

анкетирование учащихся. Результаты выбора следующие: из 30 анкетируемых

- выбрали первый вариант ответа - 2 учащихся …...7 %

- второй вариант - 12 учащихся …………………...40 %

- третий вариант - 12 учащихся…………………….40 %

- четвертый вариант - 4 учащихся………………….13 %

Полученные результаты убеждают в необходимости проведения работы, связанной с более глубоким информированием учащихся о рядом живущих представителях фауны нашего края - амфибиях.

Доклад 2. Немного о физиологии амфибий…

Отряд бесхвостые амфибии включает в себя лягушек, квакш, жерлянок.

Бесхвостые амфибии первые позвоночные, огласившие сушу своим криком, т.к они первые были наделены природой голосовыми связками. Они первые встали на ноги - ни у кого из позвоночных прежде не было ног. Лягушки - первые слюнтяи планеты. Что бы на суше можно было глотать сухую добычу, потребовалась смазка - слюна.

Амфибии - холоднокровные животные.

С потеплением температуры воздуха они спешат на зимние квартиры. Большинство из них спят в воде. Но остромордой лягушке подводный ночлег не нравится, она предпочитает зимовать в ямах возле пней, среди опавшей листвы. В коллективной спальне собирается десятка два постояльцев. Здесь может «заночевать» лягушка другого вида - её не обидят. Лягушкам выгодно спать группой - так легче сохранить силы: уровень обмена веществ у одиноко зимующих особей выше на 40%.

Лягушки периодически линяют. При этом всякий раз своё «поношенное платье» они съедают.

У них хорошо развито химическое чувство кожи: если на мокрую лапу брызнуть раствор соли, лапа отдёрнется.

Кожа на спине лягушки чувствительнее. Здесь гораздо больше осязательных бугорков, чем на брюхе. Спина более ядовита.

Вспоминая слова Марка Твена «Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны», нужно сделать вывод: амфибии - большой и серьезный наш друг. Они заслуживают глубокого изучения и покровительства человека.

Доклад 3. «За что лягушке пьедестал?».

Из истории известен факт, что в Японии (Токио) и Франции (Париже) лягушке поставлены памятники. Чем заслужило это невзрачное, неприглядное существо такое внимание? Поищем ответ на этот вопрос…

Земноводные составляют заметную часть населения позвоночных животных большинства ландшафтов. Учитывая значительную численность земноводных, выясняется, что они имеют существенное значение в биотическом круговороте веществ.

Будучи преимущественно ночными хищниками, земноводные охотятся на насекомых и других беспозвоночных в то время, когда подавляющее большинство насекомоядных птиц спит.

Среди добычи земноводных немало насекомых, вредящих садам, огородам, полям, лесам и лугам. Поедают они и различных переносчиков и промежуточных хозяев паразитов: комаров, москитов, оводов, слепней и их личинок, а также моллюсков и червей.

Земноводные играют определенную роль в осуществлении связей различных биоценозов. Так, лягушки, кормясь летом наземными беспозвоночными и собираясь на зимовку в водоемах, в свою очередь служат кормом для хищных рыб, оказываясь тем промежуточным звеном, которое расширяет кормность водоемов для рыб за счет наземных беспозвоночных. Головастиками, в свою очередь, питаются многие виды птиц, водяные черепахи, ужи. Энергия, запасенная в мельчайших обитателях водоемов- диатомовых и зеленых водорослях,- благодаря деятельности головастиков используется высшими наземными позвоночными животными.

Лягушки издавна служат ученым как подопытные животные. Огромное количество наблюдений и экспериментов проводилось и проводится над ними. Исследования медиков и биологов очень часто и по сей день связаны с опытами над лягушками и другими земноводными. В ряде стран Европы, Азии и Северной Америки лягушек употребляют в пищу.

Земноводных не только ловят в природе, но и разводят в питомниках для употребления в пищу.

Массовый вылов земноводных, осушение земель и особенно широкое применение ядохимикатов (пестицидов) на полях, в садах и лесах привело к тому, земноводные во многих местах катастрофически стали исчезать.

Многие виды земноводных находятся в угрожающем состоянии или стали очень редкими. В связи с этим они внесены в Международную Красную книгу.

Учитывая исключительно большое значение лягушек, жаб и других земноводных для биологического контроля численности вредителей леса, садов, огородов и других сельскохозяйственных угодий в ряде стран Европы все виды земноводных охраняются специальными правительственными постановлениями. Как меры специальной охраны в некоторых странах в период миграций лягушек к водоемам на икрометание на дорогах вывешивают особые знаки, под дорогами прокладывают специальные проходы, сооружают искусственные водоемы, некоторые дороги перекрывают на ночь.

В России земноводные находятся под охраной закона. Виды, находящиеся в угрожающем состоянии, резко сокращающиеся в численности или редкие в связи с очень малым ареалом в пределах нашей страны, внесены в Красную книгу Российской Федерации.

Учитывая всё вышесказанное, можно сделать вывод: эти «мученики науки» действительно достойны чтобы им возвели памятник



Доклад 4. Видовые очерки «Амфибии - наши соседи! Соседей нужно знать и сними дружить!».

Семейство Лягушки.

Кожа гладкая, на ощупь влажная. На спине около боков проходят так называемые спинно-боковые складки, образованные скоплениями кожных желез. Задние конечности удлиненные. Околоушные железы не выражены. Верхняя челюсть с зубами. Зрачок глаза горизонтальный, эллиптический. У самцов на первом пальце передних конечностей есть брачная мозоль в виде утолщения темного цвета.



Вид Лягушка озёрная

Самый крупный вид лягушек; максимальная длина тела 150 мм. Барабанная перепонка крупная. Задние конечности удлиненные: голеностопные суставы соприкасаются или заходят друг за друга. Плавательные перепонки очень хорошо развиты. Самцы снабжены парными наружными резонаторами темно-серого цвета, которые находятся в углах рта; в раздутом состоянии они светло-серые. На первом пальце передних конечностей самцов развивается цельная брачная мозоль темно-серого цвета. На спине у многих особей расположены темные пятна и светлая продольная полоса. Низ светлый, обычно с темными пятнами. Озерная лягушка обитает повсеместно, предпочитая открытые участки, держится в водоемах или возле них. Преобладают насекомоядные. Крупные особи могут поедать мелких рыб, птиц и млекопитающих. Отмечен каннибализм.

На зимовку лягушки уходят в конце сентября - октябре, при температуре воды .Зимуют на дне глубоких, непромерзающих водоемов, зарывшись в ил. Весной пробуждаются при температуре воды не ниже +10°С и начинают размножаться. Самцы появляются первыми и привлекают самок громкими пением. Икра откладывается сразу или порциями по 70-300 штук на глубине от 30 см до 1 м. Кладки имеют вид округлых комков. Общее количество икринок, выметанных самкой, колеблется от 1100 до 16400 штук. Эмбриональное развитие длится 3-10 суток. Вылупившиеся личинки достигают в длину 5-8 мм. Личиночное развитие продолжается 40-100 суток. Сеголетки длиной 16-30 мм появляются в июле-сентябре. Половозрелость наступает в возрасте двух лет. Продолжительность жизни в природе не менее 11 лет.

Нередко они отлавливаются для продажи научным, медицинским и образовательным учреждениям, что может приводить к серьезному подрыву численности вида .

Социальный проект Что бы жизнь на Земле продолжаласьСоциальный проект Что бы жизнь на Земле продолжалась

Лягушка озерная и ее кладка икры.

Вид Лягушка прудовая.

Максимальная длина тела 84 мм. Барабанная перепонка крупная. Задние конечности относительно укороченные: голеностопные суставы не соприкасаются. Внутренний пяточный бугор высокий, полукруглый, с острым краем, в длину составляет более половины первого пальца. Наружные резонаторы у самцов белые. На первом пальце передних конечностей самцов развивается цельная брачная мозоль темно-серого цвета. Окраска спины ярко-зеленая или бурая. Бока, особенно в брачный период, имеют желтоватую окраску, а вся спинная поверхность у самцов окрашена в канареечный цвет. У большинства особей на спине есть

светлая полоса и крупные темные пятна. Брюхо, как правило, молочно-белого цвета. Мелкие пятнышки могут покрывать горло и переднюю часть брюха.

Обитает в небольших спокойных реках, в прудах, болотах, в небольших озерах, по берегам заросших мелководий крупных водоемов, в ямах, песчаных карьерах. Предпочитает небольшие водоемы с густой растительностью, избегает русла крупных рек и быстрого течения. С водой связана не так тесно, как озерная лягушка, встречаясь по берегам водоемов и на удалении от них до нескольких сотен метров. Весной и осенью активность дневная. В составе кормов преобладают насекомые.

Зимуют в отличие от озерных лягушек на суше. После спячки лягушки появляются в апреле-мае при температуре воды выше +8°С. Через несколько дней начинаются брачные «концерты» самцов. Для размножения используются водоемы со стоячей водой и густой растительностью. Самка откладывает икру на дно или водные растения на глубине 30-80 см. Кладка имеет форму округлого комка и содержит от 400 до 1800 икринок. Эмбриональное развитие длится 4-12 суток, личиночное 47-77 суток. Сеголетки длиной 16-31 мм появляются в конце лета. Половозрелость наступает в возрасте двух лет. Максимальная продолжительность жизни в природе не менее 12 лет.

Социальный проект Что бы жизнь на Земле продолжаласьСоциальный проект Что бы жизнь на Земле продолжалась

Лягушка прудовая и ее кладка.



Вид Лягушка травяная

Лягушки с массивным телом, средних размеров; максимальная длина-100 мм. По бокам головы от глаз через барабанную перепонку до основания плеча тянется темно-коричневое височное пятно. Голова широкая, слегка уплощенная; морда короткая, спереди не заостренная. Внутренний пяточный бугор низкий и в среднем равен 1/3 длины первого пальца. Самцы снабжены парными внутренними боковыми резонаторами. Брачная мозоль у самцов на первом пальце передних конечностей черного цвета, расчленена на четыре части. Спина окрашена довольно разнообразно: от серо-палевого до темно-коричневого цвета. Темные пятна неправильной формы, расположенные на спине и по бокам. Брюхо светлое с сильно выраженной мозаичной пятнистостью. Горло у самцов в брачный период голубоватое. Встречается в населенных пунктах, в садах, парках, огородах и т.д. Лягушки наиболее активны в сумерках, прячась днем под камнями, валежником, в густой траве и др. Питаются различными наземными беспозвоночными. На зимовку уходят в конце сентября- начале октября. Зимуют преимущественно в воде, образуя большие скопления, иногда до нескольких тысяч особей. С зимовки появляются в апреле-мае. Период размножения относительно короткий - около 14 суток. Размножаются в водоемах со стоячей или слабо проточной водой, как временных, так и постоянных. Икрометание начинается при температуре воды +9…+10°С. Самка откладывает от 840-4000 икринок диаметром 7-9 мм. Кладка имеет форму округлого комка и после набухания всплывает. После размножения лягушки покидают водоемы. Эмбриональное развитие длится 5-25 суток, личиночное 49-65 суток. Половозрелость наступает в возрасте двух-трех лет.. Продолжительность жизни в природе достигает 17 лет.

Социальный проект Что бы жизнь на Земле продолжаласьСоциальный проект Что бы жизнь на Земле продолжалась

Лягушка травяная и ее кладка.

Вид Лягушка остромордая

Лягушки средних размеров, максимальная длина тела 80 мм. Морда заостренная. Внутренний пяточный бугор высокий и крупный, составляет более половины длины первого пальца. Боковые внутренние резонаторы у самцов имеются. Брачная мозоль у самцов на первом пальце передних конечностей на 4 части не расчленяется. Кожа гладкая, темная. Хорошо заметно височное пятно. Спина окрашена в коричневые тона с желтоватым, оливковым или красноватым оттенком. Часто на спине и боках есть темные пятна. Брюхо беловатое, иногда с желтоватым оттенком. Горло и передняя часть брюха могут быть с мелкими пятнами. В брачный период тело самцов становится голубоватым. Живут в лесах, предпочитая лесные опушки, поляны, просеки. Лягушки часто попадаются в сельской местности на полях, огородах, в населенных пунктах. Вне периода размножения ведут наземный образ жизни. Остромордая лягушка занимает более сухие места, чем травяная. Могут быть встречены в любое время суток, однако пик их активности приходится на утренние и вечерние часы. Питаются различными наземными беспозвоночными. На зимовку уходят в конце сентября-октября. Зимуют на суше в норах грызунов, ямах, подвалах и т.д. Весной пробуждаются во время таяния снега. Размножение начинается при температуре воды +5°С и выше. Места икрометания сходны с таковыми у травяной лягушки. Самец охраняет кладку. Кладку содержит от 200 до 300 икринок диаметром 7-8 мм и имеет форму округлого комка. Эмбриональное развитие длится 5-20, личиночное - 40-90 суток. Головастики темного цвета, небольшие, достигают в длину до 51 мм. Сеголетки длиной 13-20 мм появляются в конце лета. Половозрелость наступает в возрасте трех лет и старше. Максимальная продолжительность жизни в природе не менее 12 лет.

Социальный проект Что бы жизнь на Земле продолжаласьСоциальный проект Что бы жизнь на Земле продолжалась

Лягушка остромордая и ее кладка



Приложение 8.

Викторина «Земноводные».

1. Лягушка и спортивный стиль плавания. Какая связь между ними?

Ответ: Брасс - спортивный стиль плавания, основанный на эффективном лягушачьем плавании.

2. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки?

Ответ: Нельзя. У лягушки нет ребер и грудной клетки. Отсутствуют и дыхательные мышцы, которые поднимают и опускают ребра при вдохе и выдохе.

3. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу как в сказке про Ивана-царевича? Почему?

Ответ: Может. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у обычных лягушек происходит до 4 раз в год.

4. Растут ли лягушки средней полосы России зимой? Почему?

Ответ: Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой и др. У амфибий резко понижается обмен веществ, клетки не делятся, рост лягушек не происходит.

5. Как по посадке можно различить лягушку и жабу?

Ответ: Объект охоты у жаб - ползающие и бегающие по земле насекомые, а у лягушки - летающие насекомые (в основном). Ввиду этого голова жабы наклонена ближе к земле, а у лягушек приподнята вверх.

6. Жаба теряет на ночь около 15% своего веса. Как и чем она восполняет недостаток влаги?

Ответ: Жаба восполняет потерю воды, поглощая ее из влажной почвы, из росы при помощи специального участка кожи на животе в паху.

7. На головастика тритона напала рыба. Рванулся головастик, вырвался, а хвоста и ноги нет. Через некоторое время вместо хвоста выросла лапа, а вместо лапы появился хвост. Возможно ли это? Как называется такое явление?

Ответ: Да, возможно. У тритона хорошо развита способность к регенерации, но вместо одного органа может вырасти другой.







Приложение 9.

Открытый интегрированный урок по теме: « О тех кого не любят, боятся и бранят».

Класс: 7

Место темы в структуре учебного курса: текущий, заключительный в теме

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: интегрированный, урок - сказка

Цель: - изучить многообразие представителей рода лягушек местной фауны;

Задачи: - показать их значение в природе и жизни человека;

- помочь увидеть красоту и почувствовать симпатию к этим удивительным представителям животного мира;

- способствовать формированию экологической грамотности и культуры обучающихся.

Оборудование: - портрет И.М. Сеченова;

- картины представителей класса «Земноводные»;

- выставка книг о б амфибиях;

- к / ф « Многообразие земноводных.»

На доске эпиграф к уроку: «Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны » Марк Твен.

Ход урока:

Звучит музыка-заставка к передаче « В гостях у сказки».

Учитель: Ребята! Наш урок мы посвящаем изучению удивительно многообразному, загадочному миру земноводных животных, обитателям нашей местности - лягушкам.

(Неожиданно вбегает ученик в костюме Ивана- царевича с луком в руках, смахивает пот со лба и говорит:

«Сколько дорог исхожено, сколько тропинок истоптано, сколько болот измерено и все понапрасну! Нет стрелы моим луком выпущенной. Как в воду канула!»( Садится на пенек и засыпает).

Выходит ученица в костюме лягушки, в руках у нее стрела. Читает стихотворение А.Т.Решетова:

- Любители лягушечьего пенья,

Я понимаю ваше нетерпенье:

Уж спать пора, а их все нет и нет…

Но горевать и хмуриться не след.

Сейчас у них глаза нальются кровью,

Растянутся резиновые рты,

И все ночные звуки перекроет

Мелодия волшебной красоты.

И всем лицом безжизненно-спокойным-

Насторожится бледная луна,

И словно перезвоном колокольным

Душа морская будет смущена…

Пускай на них царевичи плюют,

Пускай их глупый селезень проглотит,

О боже, как на клюквенном болоте

Лягушки беззащитные поют!

Иван-царевич (открывает глаза и, видя перед собой лягушку), обращается к ней: «А вот и пропажа моя - стрела! …О горе мне!». Иван-царевич хватается за голову: «Теперь придется мне лягушку в жены брать! Лучше бы я не находил эту стрелу проклятую - у- у!»

Лягушка: « Не печалься Иван-царевич! Помоги мне лучше былую красоту вернуть. Заколдовал меня злой человек, наговорил на меня напраслину, а избавить от злых чар может только добрый и умный. А если самому задача не по плечу, попроси ребят, вместе быстрее справитесь». (Лягушка уходит)

Иван-царевич (обращается к ребятам):

«Ребята, помогите снять злые чары с моей невесты. А для этого нужно доказать, что не таит она злого умысла, не несет вреда людям, только польза да добро от нее на Земле нашей».

Учитель: « Ну что же, ребята, в просьбе отказывать нельзя! Поможем?»

- Поможем тебе, Иван-царевич! А ты пока присядь, да телевизор включи. (Включает макет телевизора. Звучит музыка-заставка к передаче « В мире животных». На экране по являются 2 ведущих).

II.Изучение темы урока.

1 ведущий: Сегодня нашу передачу «В мире животных» мы посвятим земноводным животным и связанными с ними суевериями.

Что такое суеверия, думаю, знает каждый. Корни многих предрассудков и суеверий уходят в глубокое прошлое. Однако и сегодня, так же, как и на заре человечества, расцветают суеверия, основанные на мнительности, а очень часто на элементарном невежестве! Суеверия приносят безусловный вред. Но… Оказывается, иногда бывает и польза. Многие животные сохранились в природе именно благодаря суевериям.

В стародавние времена на острове Сицилия под страхом смерти запрещалось убивать лягушек. Объяснялось это тем, будто убийство лягушки неизбежно влечет за собой разрушительные наводнения.

2 ведущий: А в Польском поморье с лягушками связывали рождения детей: аист бросает лягушку в печную трубу, она, проходя через дымоход, приобретает человеческий облик.

1 ведущий: В лягушке часть видят дух умершего, душу ребенка, похороненного некрещеным.

2ведущий: В мифах лягушку связывают с плодородием, производительной силой, возрождением. Её считают прародительницей человеческого рода. В древнем Египте с головой лягушки изображались боги, например, богиня плодородия. В Бирме и Индокитае образ лягушки связывается со злым духом, который проглатывает луну, поэтому ее считают причиной затмения. В Китае лягушек называют «небесными цыплятами», т.к. считают, что лягушки падают с неба вместе с росой. В сказаниях некоторых народов лягушек рассматривают как превращенных детей громовержца, изгнанных на Землю, в воду. В низший мир.

1 ведущий: Связь лягушки с богом неба показана в мифологическом рассказе африканцев: Бог неба посадил Лягушку сторожем у колодца, где никогда не иссякнет вода и дал ей за эхо хвост; во время засухи Лягушка возгордилась и не пустила к колодцу жаждущих зверей. За это бог лишил ее хвоста. Поэтому лягушки рождаются хвостатыми (головастики), но вскоре теряют его.

2 ведущий: Таким образом, дорогие телезрители, некоторые суеверия помогали и помогают делу охраны природы. Но рассчитывать только на них в наше просвещенное время уже нельзя. А от многих вредных верований надо избавляться. Но об этом в следующей передаче. До свидания!

(Телевизор выключается. Иван-царевич спит крепким сном).

Учитель: Если бы существовал перечень открытий, которым человечество обязано опытами на лягушках, он был бы очень длинен и разнообразен. Перечень этот будет расти. Увеличиваться. И каждое открытие унесет лягушачьи жизни. Зоологи называют лягушку по латыни- Rana. Для русского уха это кровоточащее слово звучит символично.

Сообщение учащегося: «Что означает эпиграф на классной доске?».

Если нет образования, приходится работать ногами. «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», героиня рассказа М.Твена, прыгала дальше всех своих пучеглазых соперниц и приносила изрядный доход своему хозяину. Наши лягушки прыгают на 30-40 см. Гораздо дальше скачет лягушка-бык из США, а «Лягушка прыткая» из Западной Европы прыгает на три метра. Абсолютный мировой рекорд - 409 см. Ноги у лягушки хоть куда! И в один прекрасный день именно они занесли ее в экспериментальную науку и помогли прославиться Луиджи Гольвани. Опыты итальянского ученого потрясли тогдашний ученый мир: подумать только, отрезанные лягушачьи лапки оживали, вздрагивали на железной решетке - их нервы хранили электрический заряд. С тех пор лягушка стала царевной эксперимента и мученицей науки. Карьера ученого Сеченова тоже связана с лягушками. Когда в 1886 году против Ивана Михайловича как автора книги «Рефлексы головного мозга» было возбуждено судебное дело, великий физиолог заявил: «Зачем мне адвокат? Я возьму с собой в суд лягушку и проделаю перед судьями все мои опыты: пускай тогда прокурор опровергает меня». Теперь опыты с лягушкой не интересуют прокуроров. Теперь со вскрытия маленького безобидного существа начинаются занятия по физиологии в мединститутах. И потом студенты став маститыми исследователями, часто не расстаются с милой их сердцу лягушкой - удобным лабораторным животным. И каждое открытие унесет лягушачьи жизни. Перечень принадлежащих земноводным физиологических патентов длинен. Этими изобретениями теперь пользуется человечество для лечения, а часто для спасения жизни.

«Лягушка - это гораздо больше, чем лягушка»-сказал знаменитый французский зоолог Жан Ростан.

За службу науке, в Париже перед зданием Пастеровского института и в Токио (Япония) на деньги, собранные студентами - медиками, воздвигнуты памятники этому маленькому мученику большой науки- дань уважения и признания поистине неоценимых заслуг.

Учитель: Земноводные или амфибии - первые позвоночные, вышедшие из воды на сушу. Они - эволюционные прародители пресмыкающихся, птиц, млекопитающих и, в конечном счете, человека. «Я водяной, я водяной… - вспомнили песенку из мультфильма по стихотворению Юрия Энтина?

Никто не водится со мной,

А все мои подружки пиявки, да лягушки

Фу! Какая гадость! …»

На первый взгляд слово гадость вызывает неприязнь, брезгливость к этим обитателям воды. Но поэт, употребляя слово «гадость» говорит не об этом. Дело в том, что лягушек с давних пор называют не только амфибиями или земноводными, третье название - гады. И сегодня мы совершим с вами заочную экскурсию в мир этих загадочных существ самых разнообразных; живущих по - соседству с нами и не очень близко от нас. Мы познакомимся с ними (посмотри кинофильм «Многообразие земноводных» ( идет демонстрация к/ф).

Учитель, продолжая разговор о видах земноводных, обитающих в нашей местности, предоставляет слово учащимся, работающим над проектом.

Сообщение «Семейство Лягушки».

Иван- царевич (просыпается , потягивается): « Во сне мне это все привиделось или на самом деле? Видно правду говорят в народе « С лица воды не пить!» Позову- ка я лягушку с собой, да возьму ее в жены: по всему видать, доброй хозяйкой будет в доме». Зовет: «Лягушка. Где ты? Иди же скорее сюда. Я понял, что красота твоя внутри тебя спрятана, рассмотреть ее мне ребята помогли! Ценить, любить и беречь тебя обещаю! Защитником твоим до конца дней своих буду!».

(Выходит девушка в костюме царевны. Иван-царевич ахает!)

Царевна: «Спасибо тебе Иван-царевич за сердце твое чуткое, за доброту твою человеческую, за слова твои милосердные! И вам, ребята, спасибо! За то, что помогли рассмотреть Ивану в лягушке пучеглазой помощницу незаменимую, красоту ее неброскую». » (Уходят с Иваном - царевичем ).

Учитель: 1.Амфибии живут в разных условиях среды, но их распространение связано со специфическими жизненными условиями. Какие это условия?

Задания классу:

-Откройте учебник стр.193, найдите ответ на этот вопрос и зачитайте его. (Это тепло, вода, высокая влажность воздуха.)

2.Амфибии занимают важное место в природе: питаясь в основном животной пищей, они уничтожают огромное количество насекомых- вредителей сельского хозяйства, леса: травяная лягушка за лето съедает в среднем 1260 вредных насекомых, а остромордая закусывает теми насекомыми, которых не трогают птицы. Так что лягушка - большой и серьезный наш друг.

3. Класс Амфибии включает 3 отряда (схема зарисовывается на доске, а учащиеся -в тетрадях)

Класс Земноводные

Отряд Хвостатые

Отряд Бесхвостые

Отряд Безногие



Учитель: Ребята! Вы сегодня узнали много нового и интересного. Домашнее задание для вас будет нестандартным .Это, конечно, заставит вас покопаться в дополнительной литературе, которая есть у нас в библиотеке.

IV. Домашнее задание:

1)Ответьте устно на следующие вопросы викторины: дети получают листочки с напечатанными вопросами)

а) В каких городах и за что лягушке поставили памятники?

б) Про кого говорят: «Из кожи вылез». С чем это связано?

в) По латыни их называют «Амфибии», а по -русски….

г) Чтобы понять, кто перед вами: лягушка или их родственница. Следует потребовать, как врач на приеме: «А ну-ка, покажи язык!» Почему?

д) Почему лягушка холодная?

е) Допиши четверостишие, вставь слово:

Хвост потерял

И себя не узнал,

Но не заплакал

ж) Отгадайте загадки А.Шевченко:

1.Озорные запятые

Плавают под мостиком -

Черные, проворные

С тонким, гибким хвостиком.

Запятые подрастут -

Прыгать по лугу начнут.

2. Не рот, а ловушка.

Попадет в ловушку

И комар и мушка.

3.Кто автор сказки «Царевна-лягушка». Назовите еще произведения, где речь идет о них.

4.По желанию составьте кроссворд «Многообразие амфибий».







VI. Заключение.

Невозможно научиться чуткому и бережному отношению к окружающим, без любви к природе. Важно понять и почувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего созданного в мире, увидеть удивительное, неповторимое чудо.

«Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки исходят от людей» - говорил Гете. Актуальность экологических проектов обусловлена сегодня потребностью духовного возрождения нашего общества. Мы часто не ценим то, что вокруг нас. А все большое начинается с самого малого. Маленького местечка в российской глубинке, где мы родились и живем и который нужно изучать, беречь и защищать.

Результаты нашего незаметного в масштабах биосферы проекта следующие:

- Собрана популярная и научная литература об амфибиях.

- Определены и изучены виды лягушек , обитающие в окрестностях нашего села.

- Выбраны критерии, по которым можно быстро распознать эти виды.

- Составлено описание биологических особенностей каждого вида.

- Выявлены факторы, способствующие снижению численности и видового разнообразия исследуемых животных;

- Найдены пути и способы устранения этих факторов;

- Проведена работа по сохранению численности, обитающих на нашей территории видов лягушек.

Работа в проекте способствовала нравственному становлению личности подростков, воспитанию любви к живому, природе, на примере любви к своей малой родине, формированию чувства ответственности за настоящее и будущее своего маленького края и необъятной планеты в целом.















VI. Литература:

1.Акимушкин И. «Мир животных». Птицы. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. М.: «Мысль» 1989г.

2.«Амфибии в мониторинге состояния окружающей среды». Журнал «Биология в школе». №2 1997г., с.75

3.«Жизнь животных». Т.V. Под редакцией Ильичёва В.Д., Михеева А.В.,М.: «Просвещение» 1986г.

4.Пестов М.В. «Земноводные и пресмыкающиеся Нижегородской области». Экологический центр «Дронт». 1999г.

5. Сергеев Б.Ф. «Удивительное об амфибиях» М.Знание.1971 г

6. Стишковская Л.Л. «Вечные странники» (Жизнь амфибий как она есть) М.Знание 1988 г.

7. Журнал «Биология» (приложения к газете «Первое сентября»), № 42, 2004год

8. Электронное издание «Биология. 6-11 класс. «Лабораторный практикум.»

9. Земноводные и пресмыкающиеся Нижегородской области. Методическое пособие. - Экологический центр «Дронт», 2007

10. Книга для чтения по зоологии. - М., «Просвещение», 1986

11. Жизнь животных. Энциклопедия, т.1 - М., «Просвещение», 1986

12. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. - М., «Просвещение», 1982

13. Интернет ресурс.







© 2010-2022