- Преподавателю
- Биология
- Статья Моя педагогическая концепция
Статья Моя педагогическая концепция
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Федорова А.И. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Моя педагогическая концепция
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются ученики - это выбор будущей профессии. Вопрос " Кем мне стать?" задает себе каждый выпускник школы. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям.
В связи с этим одной из целей моей работы была определена: создание условий для личностного развития школьника и его самоопределения в выборе профессии в процессе обучения биологии. Данная цель достигается через личностно - ориентированный подход к ученику, развивающие обучение личности.
Главная цель такого обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
Задача учителя - воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
Данная задача решается на уроках биологии через:
- получение школьниками знаний о живой природе;
- осознание учениками жизни как наивысшей ценности;
-овладение выпускниками знаниями в области практического применения биологических закономерностей;
- развитие личности учащихся, стремление к самообразованию.
В преподавании биологии я придерживаюсь, теории развивающего и проблемного обучения, соединяю проблемы биологии с другими науками естественного цикла. Применяю знания, умения и навыки, полученные на других уроках для формирования профессиональной мотивации школьника (смоделировать задачу, составить конспект, таблицу, тезисный план; подготовить сообщение). В ходе преподавания предмета использую современные компьютерные технологии. Целью использования ИКТ на уроках является: повышение интереса к предмету, легче и быстрее запоминается то, что интересно; повышение познавательной деятельности, развития мышления, памяти и внимания, а также автоматизация процессов контроля, формирование навыков самоконтроля.
Все это дает возможность воспринимать процесс обучения комплексным, единым, а не разрозненным на отдельные дисциплины и оторванным от жизни. У школьника формируется целостная картина мира, природы, которая помогает ему делать правильный осознанный выбор своего дальнейшего пути.
Правила моей работы:
- овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, практическими умениями, формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
- формирование экологически грамотных учеников, понимающих биологические закономерности природы;
- использовать на уроках: рассказ, рисунок, тесты, расчетные задачи, практические работы, игровые моменты, проблемные ситуации и др. направленные на формирование профессиональной мотивации школьника;
- создавать на уроке психологический комфорт, при котором, учащиеся не боятся высказывать свое мнение;
- строить систему контроля знаний с учетом индивидуальных особенностей ученика;
- использовать различные формы работы, как при объяснении, так и при контроле знаний с учетом профессиональных интересов учеников;
- планировать системный подход к обучению биологии. Постепенно раскрывать биологические понятия и закономерности, отражающие суть живого.
Считаю, что личностно- ориентированный подход - одно из обязательных условий успеха формирования профессиональной мотивации школьника в процессе обучения. Воспитание свободной личности со своим пониманием картины мира, способной сделать правильный выбор - основа моей педагогической концепции.
Тема воспитательной работы: воспитание социально-адаптированного человека.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений в моей работе классного руководителя формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
Подростковый возраст - самый благоприятный для творческого развития. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, а также самому решать проблему.
Внимание уделяется следующим аспектам:
- формирование у них нравственных личностных качеств
- знакомство с примерами положительных идеалов
- работа в системе «школа- семья - общество - ребенок».