Значение листа в жизни растений

Урок биологии в 6 классе «Значение листьев в жизни растений», учебник под редакцией Пономаревой И.Н.Свои уроки я планирую так, чтобы дети сами находили ответы на поставленные вопросы, умели анализировать факты, обобщать, делать выводы. На уроке использованы формы познавательных заданий, беседы с элементами проблемно-поискового подхода. Задаю вопросы, которые позволяют предполагать, опровергать, побуждать к поиску решения, создавая дополнительную мотивацию.Данный урок опирается на знания учащихся...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Баткатская СОШ»

Учитель биологии Борзунова Наталья Алексеевна


Тема урока: Значение листа в жизни растений

Цель урока: Совершенствование развития учебно-познавательной деятельности при усвоении, обобщении и систематизации новых знаний, решении познавательных задач.

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для формирования у учащихся знаний об основных функциях листа - фотосинтез, испарение воды, газообмен, листопад, и дополнительных, выполняемых видоизмененными листьями.

Развивающая: развивать логическое мышление, интерес к предмету, умение самостоятельно делать выводы.

Воспитательная: воспитывать экологическую грамотность.

Оборудование: комнатное растение, медиапроектор, презентация «Значение листа в жизни растений», листья растений, рельефная таблица «Лист- внутреннее строение».

Ход урока

1. Организационный момент


  1. Изучение нового материала

А)Вступительное слово учителя «Давайте послушаем (прочитаем) отрывок из басни И.А.Крылова «Листы и корни», чтобы выявить роль листьев для растения и решить проблему в ходе изучения нового материала. (рассказывают дети наизусть)

  • В прекрасный летний день, бросая по долине тень, листы на дереве с земфирами шептали, хвалились густотой, зеленостью своей

и вот как о себе земфирам толковали:

«Не правда ли, что мы краса долины всей? Что наше дерево так пышно и кудряво, раскидисто и величаво? Чтоб было в нём без нас? Ну, право, хвалить себя мы можем без греха!»…..

  • Мы те, которые здесь, роясь в темноте, питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветёте. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас, что с новою весной лист новый народится, а если корень иссушится - не станет дерева, ни вас»

Рассказывая о листьях и корнях растений автор считает, что листья являются чуть ли не бесполезным убором, украшением, а главную роль выполняют корни.

А как, ребята, считаете вы?

Б) На доске контур дерева без корней и листьев.

Давайте вспомним, какую роль играют корни в жизни растений? (прикрепляем корни со значением функций)

Значение листа в жизни растений

Для чего нужны растениям листья? (слайд 4)(составляем на доске кластер)

В) Учитель знакомит учащихся с историческим фактом (создание проблемной ситуации)

В 1630г. бельгийский ученый Ян Ван-Гельмонт поместил в горшок 80 кг земли, посадил в него 2 кг ветку ивы. Растущему растению в течении 5 лет не давали ни какого питания, поливали только дождевой водой. Вес ивы стал 65 кг, а вес земли уменьшился всего на 50 грамм. Откуда растение добыло 62кг 950 грамм питательных веществ? (слайд 5)

В ходе обсуждения делаем вывод - фотосинтез (слайд 6) (прикрепляем лист на контур дерева, и так по всем функциям)

Г) Как вы думаете, почему в спальной комнате нельзя ставить большое количество домашних растений?

Вывод - газообмен (слайд 8)

Д) Показываю опыт, заложенный с учащимися на предыдущем уроке - Лист комнатного растения за 2 дня до урока поместить в сухой целлофановый пакет и завязать. Растение полить. На стенках пакета образуются капельки воды. Откуда взялась вода?

Вывод - испарение воды (слайд 9)

- Физкультминутка

Е) Учитель читает стихи:

Унылая пора, очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)

(какое время года описывает автор?)

День ото дня редеет неба синь, тень облаков над озером нависла. И ветер с пламенеющих осин срывает листья…. (Л.Татьяничев)

(Какое явление ?)

Вывод - листопад (слайд 11) - составляем синквейн

Ж) Вегетативное размножение

(каланхое, узамбарская фиалка и др.)

З) Видоизменение листьев (слайды 14-18) Сообщения учащихся о хищных растениях (росянка, непентес, венерина мухоловка, пузырчатка)

3. Итог урока: О листе как органе растения долго существовали неполные и ложные представления. В течении веков до конца 19 столетия человек упорно отказывался видеть в нём прямую пользу. Польза корня (орган питания), цветка и семени (органы размножения) была неоспорима. Лист же продолжал пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда. А как, ребята считаете вы и почему?

Вывод - (слайд 20) Без зелёного листа растение жить не может!

А) Обращаю внимание детей на дерево - нравится?

Что произойдет на земле, если на деревьях не будет листьев?

Вывод детей - бережное отношение к окружающей среде.

  1. ДЗ параграф 19

Дополнительный материал - загадки, пословицы, биологические задачи - использую для закрепления изученного материала. Остальное для расширения кругозора учащихся.

Биологические задачи


  1. Существует ли взаимосвязь между сбором листьев овощей (укроп, салат, петрушка и др.) и временем суток?

  2. Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья на корм кроликам. Правильно ли она поступила?

Это интересно


  1. Листовая поверхность больших растений площадью 1дм.кв. усваивает за час от 4 до 7 мг углекислого газа, однако есть растения усваивающие до 60,80 и 100мг газа.

  2. росянка королевская, обитающая в Южной Африке, способна переваривать улиток даже лягушек.

  3. Из листьев росянки учеными было выделено два вещества - муравьиная кислота, уничтожающая гнилостные бактерии, и конин, обладающий паралитическим действием, отсюда быстрое переваривание различных мелких животных.

  4. В 80-е годы во Франции были проведены соревнования насекомоядных растений, 1 место заняла росянка, которая за 3 часа поймала 51 комара.

  5. Складывание ловчих листьев у венериной мухоловки при попадании в лист насекомого происходит мгновенно - всего за 0,02-0,05 сек и так надежно, что «лист-капкан» невозможно открыть, не повредив его.

  6. У тропического растения таро древнего на верхушке каждого листа выделяется до 200 капель воды в минуту. За ночь 1 лист может выделить до 100 мл жидкости.

7. Самый большой лист

В 1837 году Ричард Шомбург, английский путешественник, записал в путевом дневнике: «…Я очутился перед одним из чудес растительного мира…Передо мной расстилались гигантские листья, имевшие 1,5 - 1,8 метра в поперечнике, сверху ярко - зеленого, снизу светло - фиолетовые, плававшие в воде. Громадные цветки были окружены каким - то волшебным сиянием, лепестки переливалисьот чисто - белого до розово - красного цвета. Шомбург назвал чудесный цветок - нимфея виктория в честь английской королевы. «Апона» - птичья сковорода - называют индейцы этот цветок за форму круглых листьев с загнутыми кверху краями. По огромным листьям виктории бегают птицы. В воде, которая собирается на листьях, птицы купаются как в ванне. Один лист может выдержать вес 35 килограммов.

Самый маленький лист.

В любой стоячей воде можно встретить маленькие зелененькие лепешечки ряски. Это лист и стебель одновременно.

Загадка о ряске. В пруду и в тихой речке

Зеленые копеечки.

Величина «листочка - стебелька» ряски с однокопеечную монетку.

У сорного растения мокрицы листья меньше ногтя (содеожат много витаминов и йода).

Загадка о мокрице. У плакуши, у мокруши,

слезы льются ручьём;

Не уймешь нипочем,

И не скажет о чем.

Пословицы (объясните смысл)

1.Не от добра дерево лист роняет

2. Не вырастут листья на дереве - от самого дерева пользы не будет

Самые-самые


  1. Самое большое число листьев на побегах имеет кипарис 45-50млн. чешуйчатых листьев, на дубе в среднем 250 тысяч.

  2. Самая большая продолжительность листьев у вельвичии удивительной, обитающей в пустыне Юго-Западной Африки, диаметр 3 метра, живут около 100лет.

  3. Самое большое количество испаряемой воды у листьев эвкалипта. За год 1 растение транспортирует через устьица до 14 тонн воды.

  4. Самые длинные листья у пальмы рафии (растет на Маскаренских островах в Индийском океане), а также у факельной рафии (Южная Америка). Перистосложные листья достигают 19,81 м в длину, а черенки - 3,96 м.

  5. Самый большой лист у алоказии крупнокорневищной (сабаха - восточная Малайзия) - ширина - 3,02 м, площадь - 3,17 м2 .

  6. Самая большая продолжительность жизни у листьев вельвичии удивительной (пустыня Юго - Западной Африки). Её 2 сидячих кожистых листа длиной более 3 м, живут приблизительно 100 лет, нарастая у основания и отмирая у верхушки.

Загадки о листе и функциях листа

Меня найдёшь на дереве,
На клумбе и на грядке,
В журнале и в альбоме,
И в книге, и в тетрадке (Лист)


  • От солнца огонь

Он ловит в ладонь (о фотосинтезе).

  • Кто кормится разом

Рассолом и газом (поступление минеральных солей, воды и углекислого газа).

  • Пришла еда

Ушла вода (испарение)

Значение листа в жизни растений

© 2010-2022