- Преподавателю
- Биология
- Значение листа в жизни растений
Значение листа в жизни растений
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Борзунова Н.А. |
Дата | 18.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МБОУ «Баткатская СОШ»
Учитель биологии Борзунова Наталья Алексеевна
Тема урока: Значение листа в жизни растений
Цель урока: Совершенствование развития учебно-познавательной деятельности при усвоении, обобщении и систематизации новых знаний, решении познавательных задач.
Задачи урока:
Образовательная: создать условия для формирования у учащихся знаний об основных функциях листа - фотосинтез, испарение воды, газообмен, листопад, и дополнительных, выполняемых видоизмененными листьями.
Развивающая: развивать логическое мышление, интерес к предмету, умение самостоятельно делать выводы.
Воспитательная: воспитывать экологическую грамотность.
Оборудование: комнатное растение, медиапроектор, презентация «Значение листа в жизни растений», листья растений, рельефная таблица «Лист- внутреннее строение».
Ход урока
1. Организационный момент
-
Изучение нового материала
А)Вступительное слово учителя «Давайте послушаем (прочитаем) отрывок из басни И.А.Крылова «Листы и корни», чтобы выявить роль листьев для растения и решить проблему в ходе изучения нового материала. (рассказывают дети наизусть)
-
В прекрасный летний день, бросая по долине тень, листы на дереве с земфирами шептали, хвалились густотой, зеленостью своей
и вот как о себе земфирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей? Что наше дерево так пышно и кудряво, раскидисто и величаво? Чтоб было в нём без нас? Ну, право, хвалить себя мы можем без греха!»…..
-
…Мы те, которые здесь, роясь в темноте, питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветёте. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас, что с новою весной лист новый народится, а если корень иссушится - не станет дерева, ни вас»
Рассказывая о листьях и корнях растений автор считает, что листья являются чуть ли не бесполезным убором, украшением, а главную роль выполняют корни.
А как, ребята, считаете вы?
Б) На доске контур дерева без корней и листьев.
Давайте вспомним, какую роль играют корни в жизни растений? (прикрепляем корни со значением функций)
Для чего нужны растениям листья? (слайд 4)(составляем на доске кластер)
В) Учитель знакомит учащихся с историческим фактом (создание проблемной ситуации)
В 1630г. бельгийский ученый Ян Ван-Гельмонт поместил в горшок 80 кг земли, посадил в него 2 кг ветку ивы. Растущему растению в течении 5 лет не давали ни какого питания, поливали только дождевой водой. Вес ивы стал 65 кг, а вес земли уменьшился всего на 50 грамм. Откуда растение добыло 62кг 950 грамм питательных веществ? (слайд 5)
В ходе обсуждения делаем вывод - фотосинтез (слайд 6) (прикрепляем лист на контур дерева, и так по всем функциям)
Г) Как вы думаете, почему в спальной комнате нельзя ставить большое количество домашних растений?
Вывод - газообмен (слайд 8)
Д) Показываю опыт, заложенный с учащимися на предыдущем уроке - Лист комнатного растения за 2 дня до урока поместить в сухой целлофановый пакет и завязать. Растение полить. На стенках пакета образуются капельки воды. Откуда взялась вода?
Вывод - испарение воды (слайд 9)
- Физкультминутка
Е) Учитель читает стихи:
Унылая пора, очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)
(какое время года описывает автор?)
День ото дня редеет неба синь, тень облаков над озером нависла. И ветер с пламенеющих осин срывает листья…. (Л.Татьяничев)
(Какое явление ?)
Вывод - листопад (слайд 11) - составляем синквейн
Ж) Вегетативное размножение
(каланхое, узамбарская фиалка и др.)
З) Видоизменение листьев (слайды 14-18) Сообщения учащихся о хищных растениях (росянка, непентес, венерина мухоловка, пузырчатка)
3. Итог урока: О листе как органе растения долго существовали неполные и ложные представления. В течении веков до конца 19 столетия человек упорно отказывался видеть в нём прямую пользу. Польза корня (орган питания), цветка и семени (органы размножения) была неоспорима. Лист же продолжал пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда. А как, ребята считаете вы и почему?
Вывод - (слайд 20) Без зелёного листа растение жить не может!
А) Обращаю внимание детей на дерево - нравится?
Что произойдет на земле, если на деревьях не будет листьев?
Вывод детей - бережное отношение к окружающей среде.
-
ДЗ параграф 19
Дополнительный материал - загадки, пословицы, биологические задачи - использую для закрепления изученного материала. Остальное для расширения кругозора учащихся.
Биологические задачи
-
Существует ли взаимосвязь между сбором листьев овощей (укроп, салат, петрушка и др.) и временем суток?
-
Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья на корм кроликам. Правильно ли она поступила?
Это интересно
-
Листовая поверхность больших растений площадью 1дм.кв. усваивает за час от 4 до 7 мг углекислого газа, однако есть растения усваивающие до 60,80 и 100мг газа.
-
росянка королевская, обитающая в Южной Африке, способна переваривать улиток даже лягушек.
-
Из листьев росянки учеными было выделено два вещества - муравьиная кислота, уничтожающая гнилостные бактерии, и конин, обладающий паралитическим действием, отсюда быстрое переваривание различных мелких животных.
-
В 80-е годы во Франции были проведены соревнования насекомоядных растений, 1 место заняла росянка, которая за 3 часа поймала 51 комара.
-
Складывание ловчих листьев у венериной мухоловки при попадании в лист насекомого происходит мгновенно - всего за 0,02-0,05 сек и так надежно, что «лист-капкан» невозможно открыть, не повредив его.
-
У тропического растения таро древнего на верхушке каждого листа выделяется до 200 капель воды в минуту. За ночь 1 лист может выделить до 100 мл жидкости.
7. Самый большой лист
В 1837 году Ричард Шомбург, английский путешественник, записал в путевом дневнике: «…Я очутился перед одним из чудес растительного мира…Передо мной расстилались гигантские листья, имевшие 1,5 - 1,8 метра в поперечнике, сверху ярко - зеленого, снизу светло - фиолетовые, плававшие в воде. Громадные цветки были окружены каким - то волшебным сиянием, лепестки переливалисьот чисто - белого до розово - красного цвета. Шомбург назвал чудесный цветок - нимфея виктория в честь английской королевы. «Апона» - птичья сковорода - называют индейцы этот цветок за форму круглых листьев с загнутыми кверху краями. По огромным листьям виктории бегают птицы. В воде, которая собирается на листьях, птицы купаются как в ванне. Один лист может выдержать вес 35 килограммов.
Самый маленький лист.
В любой стоячей воде можно встретить маленькие зелененькие лепешечки ряски. Это лист и стебель одновременно.
Загадка о ряске. В пруду и в тихой речке
Зеленые копеечки.
Величина «листочка - стебелька» ряски с однокопеечную монетку.
У сорного растения мокрицы листья меньше ногтя (содеожат много витаминов и йода).
Загадка о мокрице. У плакуши, у мокруши,
слезы льются ручьём;
Не уймешь нипочем,
И не скажет о чем.
Пословицы (объясните смысл)
1.Не от добра дерево лист роняет
2. Не вырастут листья на дереве - от самого дерева пользы не будет
Самые-самые
-
Самое большое число листьев на побегах имеет кипарис 45-50млн. чешуйчатых листьев, на дубе в среднем 250 тысяч.
-
Самая большая продолжительность листьев у вельвичии удивительной, обитающей в пустыне Юго-Западной Африки, диаметр 3 метра, живут около 100лет.
-
Самое большое количество испаряемой воды у листьев эвкалипта. За год 1 растение транспортирует через устьица до 14 тонн воды.
-
Самые длинные листья у пальмы рафии (растет на Маскаренских островах в Индийском океане), а также у факельной рафии (Южная Америка). Перистосложные листья достигают 19,81 м в длину, а черенки - 3,96 м.
-
Самый большой лист у алоказии крупнокорневищной (сабаха - восточная Малайзия) - ширина - 3,02 м, площадь - 3,17 м2 .
-
Самая большая продолжительность жизни у листьев вельвичии удивительной (пустыня Юго - Западной Африки). Её 2 сидячих кожистых листа длиной более 3 м, живут приблизительно 100 лет, нарастая у основания и отмирая у верхушки.
Загадки о листе и функциях листа
Меня найдёшь на дереве,
На клумбе и на грядке,
В журнале и в альбоме,
И в книге, и в тетрадке (Лист)
-
От солнца огонь
Он ловит в ладонь (о фотосинтезе).
-
Кто кормится разом
Рассолом и газом (поступление минеральных солей, воды и углекислого газа).
-
Пришла еда
Ушла вода (испарение)