Конспект урока в 6 классе на тему: Дыхание растений и бактерий

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочное планирование. Биология - 6 класс.

Тема: Строение и жизнедеятельность организмов

Урок № 18

Дата урока:

Тема урока: Дыхание растений, грибов и бактерий.

Цель: продолжить формирование знаний о дыхании орга­низмов как составной части обмена веществ; о дыхании грибов и бактерий; о дыха­нии растений и его сущности; о роли устьиц, чече­вичек и межклетников в газообмене у растений

Регулятивные УУД:

-учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;

- учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;

-учить работать по образцу, по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

-развивать внимание учащихся;

- обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;

- учить постановке вопроса.

Познавательные УУД:

  1. Работать над формированием логических умений:

- анализ синтеза;

- сравнение;

- обобщения и классификации;

- доказательства;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- построение цепочек рассуждения.

2. Чтение и работа с текстом.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм», тетрадь-тренажер, таблицы «Строение побега», «Строение почки и развитие побега», комнатные растения.

Структура урока:

Мотивация к учебной деятельности - 3 мин.

Актуализация опорных знаний - 6 мин.

Выявление места и причины затруднения - 4-6 мин.

Построение проекта - 6 мин.

Реализация проекта - 8 мин.

Включение в систему знаний и повторение- 6 мин.

Рефлексия- 3 мин.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности - 3 мин.

Приветствие учителя.

Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

II. Актуализация опорных знаний СЛАЙД 1,2

Проверка домашнего задания:

1.К автотрофным бактериям относят:

А. цианобактерии Б. клубеньковых бактерий В. фитофтору Г. дрожжи

2. В природе большинство бактерий выполняют роль:

А. разрушителей Б. производителей В. поглотителей Г. потребителей

3. Бактерии важны, т.к. участвуют в:

А. круговороте веществ в природе Б. в круговороте воды в природе В. процессе питания грибов Г. процессе питания хищных животных

4. Клубеньковые бактерии-это пример:

А. паразитизма Б. хищничества В. взаимовыгодных отношений Г. конкуренции

5.Грибы в процессе питания:

А. создают сложные органические вещества, которые потом расщепляются до более простых Б. поглощают сложные органические вещества, которые потом с помощью ферментов расщепляются до более простых В. выделяют наружу ферменты, расщепляющие сложные органические вещества на более простые, которые потом поступают в грибную клетку

Г. получают простые органические вещества в готовом виде от организма-хозяина



МОЯ ОТМЕТКА

  1. А

  2. А

  3. А

  4. В

  5. В















III Выявление места и причины затруднения

Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.

У нас возникла проблема: Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

-Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

- узнать, что такое дыхание

- что нужно для дыхания

- что образуется в процессе дыхания

- что вызвало гибель мышонка.

-Итак, какая тема нашего урока? Дыхание растений, грибов и бактерий СЛАЙД 3

Ребята, а какую цель мы поставим на уроке?

- А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать?

Достижение цели

Конспект урока в 6 классе на тему: Дыхание растений и бактерий

Эксперимент

Спросить у взрослого

Подумать самому

Собрать нужный материал

(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают нужный материал)

- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик таблицы)

- Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик таблицы)

- Третью графу заполнить в конце урока.

СЛАЙД 4

Знаю

Хочу знать

Узнал

Дыхание - это свойство всех живых организмов

Как дышат растения

При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород

IV Построение проекта

-Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме?

- А давайте, наметим план действий.

План урока

  1. Что такое дыхание

  2. Дыхание растений

  3. Дыхание бактерий

  4. Дыхание грибов

V Реализация проекта

Чтобы ответить на первый вопрос, что вы должны сделать? (работа с учебником и рабочим листом)

Найдите в учебнике на стр. 106, что такое дыхание? И запишите ответ в рабочий лист

Дыхание -это процесс, при котором под действием кислорода происходит разложение органических веществ с выделением энергии.

-Как схематично можно записать процесс дыхание?

Органические вещества + кислород => вода +СО2 + энергия

Итак, подведем итоги.

- Что такое дыхание?

- Куда расходуется энергия, образовавшиеся в процессе дыхания? (на рост, развитие, размножение организма)

2.Дыхание растений

-Как же дышат растения?

- А все ли органы растения дышат? (анализ стр.106 учебника) Ответы учащихся. (У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель)

- Выполните задание в рабочем листе, пользуясь параграфом 41 СЛАЙД 5

Конспект урока в 6 классе на тему: Дыхание растений и бактерий




ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

СЛАЙД 6

-Переходим к третьему вопросу нашего плана. Дыхание бактерий

- Как же происходит дыхание у бактерий?

- На какие две группы подразделяются бактерии по способу питания?

Аэробные- это бактерии, которые потребляют кислород для разложения органических веществ до углекислого газ и воды.

Анаэробные- это бактерии не нуждающиеся в кислороде. Они добывают энергию в результате брожения.

Запись в рабочий лист.

-Переходим к третьему вопросу. Дыхание грибов.

- Как дышат грибы?

Используют кислород для расщепления веществ и освобождение энергии. А дрожжи, могут жить в безкислородной среде.

(запись в рабочих листах)

СЛАЙД 7

VI. Включение в систему знаний и повторение

  1. Зачем нужен кислород живым организмам?

  2. В чем состоит различие процессов дыхания и фотосинтеза?

  3. Какой процесс называют брожением?

  4. Каким образом бактерии и грибы получают энергию, необходимую для жизни?

П

В процессе дыхания растений кислорода поглощается:

А) больше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза;

Б) меньше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза;

В) такой же объем, что и выделяется в процессе фотосинтеза; Г) утром больше, чем вечером

2. Процесс расщепления органических веществ до углекислого газа и воды, называется…

А) фотосинтезом Б) дыханием В) брожением

3. С помощью каких органов растений происходит дыхание?

А) устьиц Б) листьев В) всех органовроверка усвоения первичных знаний.



СЛАЙД 8

VII. Рефлексия

Подводим итог нашего урока

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни

СЛАЙД 10

VIII. Домашнее задание параграф 41, тетрадь-тренажер с.25 №13, 14; с.26 №15, 16; с.29 №7

Выставление отметок за урок.






7

© 2010-2022