- Преподавателю
- Биология
- Проект на тему: Ритмы жизнедеятельности и индивидуальности человека
Проект на тему: Ритмы жизнедеятельности и индивидуальности человека
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ведута Я.А. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Учебный проект
Автор проекта
Ведута Яна Александровна
Предмет
биология
2015-2016 уч. год
Краткая аннотация проекта
Биологические ритмы - периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живых организмах. Проект предназначен для учеников 8-го класса. Направлен он на изучение биологических ритмов в жизни человека: Стоит ли обращать внимание на биоритмы? Как контролировать биоритмы? Влияние биологических ритмов на состояние человека? и т.д
Русский физиолог И.П. Павлов утверждал, что в жизни человека нет ничего более властного, чем ритм.
В 1729 г. Французский астроном де Мэран обнаружил, что листья растений совершают периодически повторяющиеся ритмичные движения в течение суток. Позднее были изучены разные ритмы, свойственные живым организмам. Было обнаружено более 300 физиологических процессов организма, которые повторяются с периодом в 20- 28 часов. Разные ритмы имеют и различную периодичность.
Обнаружены высокочастотные ритмы, периоды, колебания которых находятся в пределах от доли секунды до получаса. К ним относятся: колебания биоэлектрической активности головного мозга, сердца, мышц и других органов, ритмы дыхания. К группе биологических ритмов низкой частоты относят: околонедельные, околомесячные, сезонные, окологодовые, многолетние ритмы. Прослеживается сезонная ритмичность многих физиологических процессов. Например, максимальная рождаемость отмечена в марте- мае, минимальная рождаемость в ноябре- феврале. Дети растут с марта по май в 2 раза интенсивнее, чем осенью. Сезонные изменения влияют на возникновение заболеваний: человек наиболее устойчив к болезням в декабре- январе, менее устойчив - в августе, осенью более чувствителен к стрессу, чем весной. Что же такое «Ритмы жизнедеятельности человека» и как они влияют на его индивидуальность? Более подробно нам сегодня расскажут учащиеся 8 класса.
Цель проекта - изучить влияние биологических ритмов на жизнедеятельность человека.
Задачи:
-
Рассмотреть сущность понятия биоритмы;
-
Изучить различные классификации биоритмов;
-
Исследовать влияние биоритмов на работоспособность человека;
-
Развивать у учащихся навыки работы с научной, научно- популярной, художественной литературой;
-
Развивать умения выступать перед большой аудиторией
-
Сделать выводы о значении биоритмов в жизни человека.
Этапы работы над проектом
-
Подготовительный этап.
-
Определение цели и задач проекта.
-
Выделение подтем в теме проекта (Суточные ритмы. «Совы», «Жаворонки» и др. Десинхроноз. Сны и сновидения…
-
Формирование творческих групп.
-
Планирование. с_________по_______________
Предлагаются источники и способы сбора информации.
-
Работа над проектом. (Поиск, накопление и обработка информации.) с_________по_______________
-
Оформление результатов ( подготовка докладов и презентаций)
-
Отчет о работе ( открытое мероприятие)______________
-
Подведение итогов и награждение.
Работы учащихся оцениваются по следующим критериям
-
Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
-
Степень включенности в групповую работу.
-
Количество новой информации, использованной для выполнения проекта.
-
Оригинальность идеи.
-
Осмысление проблемы проекта.
-
Уровень организации отчетного мероприятия (презентации).
-
Творческий подход к подготовке презентации.
План
открытого мероприятия
1. Вступительное слово преподавателя биологии.
2. Выступления учащихся:
1. Суточные ритмы.
2. «Совы».
3. «Жаворонки».
4. «Голуби».
5. Десинхроноз.
6. Сны и сновидения.
7. Гипноз
8. Нарушение сна и их причины.
Заключение
3. Оценка работы учащихся.
Участники проекта
«Ритмы жизнедеятельности и индивидуальность человека»
№
Ф.И.
класс
Тема
1
Тамбовцева Р.
8
Суточные ритмы.
2
Немировский В.
8
«Совы».
3
Сидоркин Д.
8
«Жаворонки».
4
Широков И.
8
«Голуби».
5
Григорьева К.
8
Десинхроноз.
6
Проскурина Ж.
Малина А.
8
Сны и сновидения
7
Шевченко А.
8
Гипноз
8
Ганжула А.
8
Нарушение сна и их причины.
Заключение
Биоритмическая система- это пример очень сложной и биологически целесообразной организации живой материи в биосфере планеты. В процессе эволюции полезные для организма биологические ритмы генетически закрепились, и в организме развились специальные структуры, которые стали отвечать за регуляцию биологических ритмов. Они получили название «биологические или эндогенные часы». Это условный термин, указывающий на способность организма ориентироваться во времени. В основе такой ориентации лежит строгая периодичность протекающих в клетках физико- химических процессов.
У человека функцию эндогенных часов выполняет гипоталамус- отдел промежуточного мозга, который отвечает за постоянство внутренней среды организма.
Литература
-
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда/ Анастасова Л.П. Гольнева, Д.П. Короткова Л.С.- М.:Просвещение,1997.
-
Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда.- М.: Новая школа,1997
-
Замятин В.Д. Индивидуальность- это человек. М.: Наука, 1999.
-
Куприянович Л.И. Биологические ритмы и сон.- М.: Наука,1976