Программа по биологии 10-11 класс по УМК под ред. ак. Беляева Д. К. , проф. Дымшица Г. М

Тип программы: общеобразовательнаяПрограмма выполняет две основные функции:Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в то...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ


п/п

Кол-во час. на тему

Дата проведения

Тема (раздел). Содержание

Дом. задание

Демонстрации

4ч.

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания

знать /понимать

строение биологических объектов: клетки; вида и экосистем (структура);

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических тео­рий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

выявлять приспособления организмов к среде обитания

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и чело­века

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в природной среде.

1

1 нед сентябр

Краткая история развития биологии. Методы биологии.

§ введение

Методы познания живой природы

2

2 нед сентябр

Сущность жизни и свойства живого.

§ введение

Биологические системы. ЭОР

3 нед сентябр

Уровни организации жизни. Методы биологии.

§ введение

Уровни организации живой природы.

3

4 нед сентябр

Обобщение. Контроль знаний «Биология как наука. Методы научного познания»

вопросы , тест

12ч.

Раздел 2. Клетка

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория

знать /понимать

основные положения биологических теорий (клеточная);

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

сущность биологических процессов: размножение, превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых (Р. Гук, Р.Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн) в развитие биологической науки;

биологическую терминологию цитология, гидрофильные соединения, гидрофобные соединения, микроэлементы, макроэлементы, ультрамикроэлементы, биополимеры, полипептиды, эукариоты, прокариоты, гаплоидный набор хромосом, гомологичные хромосомы, диплоидный набор хромосом, кариотип ген, матричный синтез, триплет, транскрипция, трансляция, вирус, гомеостаз, организм, метаболизм, диссимиляция, брожение, гликолиз, ассимиляция;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических тео­рий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;

решать элементарные биохимические задачи;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы) и делать выводы на основе сравнения;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продук­тами;

4.

1 нед октября

История изучения клетки. Клеточная теория.

§ 7

Портреты ученых.

Тема 2.2. Химическая организация клетки

5

2 нед октября

Химический состав клетки.

§ 1-6

ЭОР

3 нед октября

Неорганические вещества клетки.

§ 1

ЭОР

6

4 нед октября

Органические вещества. Липиды.

§ 2

ЭОР

7

1 нед ноября

Органические вещества. Углеводы

§ 2

ЭОР

8

2 нед ноября

Органические вещества. Белки.

§ 3-4

Строение молекулы белка. ЭОР

9

3 нед ноября

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.

§ 5-6

Строение молекул ДНК и РНК. Удвоение молекулы ДНК. ЭОР

10.

4 нед ноября

Обобщение изученного материала. Контроль знаний «Химическая организация клетки».

вопросы тестирование

3ч.

Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клетки.

11

1 нед декабря

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.


§ 8-9

Строение клетки.

12

2 нед декабря

Клеточное ядро. Хромосомы.

ЛР №1 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

§ 10

Хромосомы. Гены.

13

3 нед декабря

Прокариотическая клетка

§ 10

Строение клетки прокариот и эукариот.

1ч.

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке

14

4 нед декабря

Реализация наследственной информации в клетке. Тест «Строение эукариотической и прокариотической клеток»

§ 14-17

Биосинтез белка

1 ч.

Тема 2.5. Вирусы.

15

2 нед января

Неклеточные формы жизни. Вирусы.


§ 18-19

Строение вируса. ВИЧ.

18 ч.

Раздел 3. Организм.

3ч.

Тема 3.1. Обмен веществ и преобразование энергии.

16

3 нед января

Организм - единое целое. Многообразие организмов.

§ конспект

17

4 нед января

Энергетический обмен.

§ 12-13

18

1 нед феврал

Пластический обмен. Фотосинтез.

§ 11

6ч.

Тема 3.2 Размножение и индивидуальное развитие организмов.

знать /понимать

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

биологическую терминологию и символику жизненный цикл, половое размножение, бесполое размножение, гаметогенез, овогенез, сперматогенез, оплодотворение, двойное оплодотворение, внутреннее и наружное оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез;

уметь

объяснять: родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

сравнивать: биологические объекты (зароды­ши человека и других млекопитающих, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, ис­кусственное оплодотворение).

19

2 нед феврал

Деление клетки. Митоз.

§ 20

Митоз.

20

3 нед феврал

Размножение: бесполое и половое.

§ 21

Способы бесполого размножения.

21

4 нед феврал

Образование половых клеток. Мейоз.

§ 22

Половые клетки. Мейоз.

22

1 нед марта

Оплодотворение.

§ 23

23

2 нед марта

Индивидуальное развитие организма.

§ 24

Индивидуальное развитие организма.

24

3 нед марта

Онтогенез человека. Тест «Размножение и развитие организмов»

§ 25

7 ч.

Тема 3.3 Закономерности наследственности и изменчивости

знать /понимать

основные положения законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: генов и хромосом;

вклад выдающихся ученых(Г. Мендель, Т Морган, Н.И. Вавилов, И.В Мичурин) в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип, аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак, дигибридное скрещивание, группа сцепления, геном, гомогаметный пол, гетерогаметный пол, норма реакции, наследственные заболевания, селекция, сорт, штамм, порода, биотехнология, генная инженерия, клонирование, трансгенные организмы;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических тео­рий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания

выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятель­ности в окружающей среде;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, ис­кусственное оплодотворение).

25

4 нед марта

Основные закономерности явлений наследственности (1 ч)

§26-32, конспект

26

1 нед апреля

Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Дигибридное скрещивание. (2 ч)

§ 26-27

Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование.

27

2 нед апреля

§ 28

Дигибридное скрещивание.

28

3 нед апреля

Сцепленное наследование. Наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. (3 ч)

ПР №1. Составление простейших схем скрещивания

ПР №2. Решение элементарных генетических задач

§ 29-32

Сцепленное наследование.

29

4 нед апреля

§ 29-32

30

1 нед мая

§ 29-32

Наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека.

31

2 нед мая

Изменчивость: наследственная и ненаследственная. ПР №3. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

§ 32-36

Мутации. Модификационная изменчивость.

2 ч.

Тема 3.4. Основы селекции. Биотехнология

32

3 нед мая

Селекция: основные методы и достижения. Биотехнология. Тест по теме «Основы генетики и селекции».

§ 37-40

33

4 нед мая

Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.

§ 26-40

34

Резервное время

35

Резервное время

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ


п/п

Кол-во час. на тему

Дата проведения

Тема (раздел). Содержание

Дом. задание

Демонстрации

21ч.

Раздел 4. Вид.

13ч.

Тема 4.1. История эволюционных идей.

знать /понимать

основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); сущность закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов

вклад выдающихся ученых(К Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин) в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических тео­рий в формирование современной естественнонаучной картины мира; родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изме­няемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, необходимости сохранения многообразия видов;

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания,

сравнивать: биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местно­сти), процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и чело­века,

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения правил поведения в природной среде;


1

1 нед сент

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Предпосылки развития теории Ч. Дарвина.

§ 41


2


2 нед сент

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

§ 42

Движущие силы эволюции.

3

3 нед сент

Вид. Критерии и структура. ЛР №1 « Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах».

§ 44

Критерии вида.

4

4 нед сент

Популяция - структурная единица вида и эволюции. ЛР №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

§ 44

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции

5

1 нед октября

Факторы эволюции. Изменчивость, борьба за существование

§ 45

6

2 нед октября

Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. Формы естественного отбора

§.46-47

7

3 нед октября

Синтетическая теория эволюции.

§ 48

8

4 нед октября

Дрейф генов и изоляция- эволюционные факторы.

§ 49

9

1 нед ноября

Адаптации организмов к условиям обитания. ЛР №3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

§ 50

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов.

10

2 нед ноября

Видообразование.

§ 51

Образование новых видов в природе.

11

3 нед ноября

Основные направления эволюции.

§ 52

12

4 нед ноября

Доказательства эволюции органического мира. Обобщающий урок.

§ 43

13

1 нед декабря

Тест «Основные закономерности эволюции»

вопр стр 300-301

3ч.

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле.

14

2 нед декабря

Возникновение жизни на Земле (1 ч)

§ 53-54

Формы сохранности ископаемых растений и животных. Эволюция растительного и животного мира.

15

3 нед декабря

Развитие жизни на Земле. Классификация организмов (2 ч)

§ 55-61


16


4 нед декабря

5ч.

Тема 4.4. Происхождение человека.

17

2 нед января

Вводная лекция . Происхождение человека. (1ч)

§ 62-66

Движущие силы антропогенеза. Происхождение человека. Происхождение человеческих рас.

18

3 нед января

Этапы эволюции человека. Семинары. (3 ч)

§ 62-66

19

4 нед января

20

1 нед феврал

21

2 нед феврал

Тест №2 «Происхождение человека»

13ч.

Раздел 5. Экосистемы.

3ч.

Тема 5.1. Экологические факторы

знать /понимать

основные положения уче­ния В.И.Вернадского о биосфере;

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых (В. И. Вернадский) в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических тео­рий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устой­чивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятель­ности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения правил поведения в природной среде;


22

3 нед феврал

Организм и среда. Экологические факторы.

§ 67

23

4 нед феврал

Абиотические факторы среды.

§ 67, конспект

Экологические факторы и их влияние на организмы. Биологические ритмы.

24

1 нед марта

Биотические факторы среды. ПР №1 «Составление цепей питания»

§ 68

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

4ч.

Тема 5.2. Структура экосистем.

25

2 нед марта

Структура экосистем.

§ 69

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

26

3 нед марта

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

§ 70

Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети. Экологическая пирамида.

27

4 нед марта

Причины устойчивости и смены экосистем. ПР №2 «Решение экологических задач»

§ 71-72

28

1 нед апреля

Влияние человека на экосистемы. ПР №3 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

§ 73-74

Агроэкосистема.

2ч.

Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема.

знать /понимать

основные положения уче­ния В.И.Вернадского о биосфере;

строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых (В. И. Вернадский) в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических тео­рий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины устой­чивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

решать составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятель­ности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения правил поведения в природной среде;


29

2 нед апреля

Биосфера - глобальная экосистема.

§ 75

Биосфера и человек

30

3 нед апреля

Роль живых организмов в биосфере.

§ 76-77

Круговорот углерода в биосфере.

4ч.

Тема 5.4. Биосфера и человек.

31

4 нед апреля

Биосфера и человек.

§ 78

Глобальные экологические проблемы.

32

1 нед мая

Основные экологические проблемы современности, пути их решения. ПР №4 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

§ 79

Последствия деятельности человека для окружающей среды.

33


2 нед мая

Тест «Экосистема»

34

3 нед мая

Роль биологии в будущем. Обобщение.

35

4 нед мая

Заключение


14

© 2010-2022