• Преподавателю
  • Биология
  • Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО-опыт работы учителя химии и биологии Абрамова В. И

Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО-опыт работы учителя химии и биологии Абрамова В. И

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Плотавская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

Номинация выставки: «Проспект педагогических инициатив» (материалы по организации опытно-экспериментальной, инновационной и проектной деятельности в учреждении)







Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО











Выполнил:

Абрамов Василий Иванович,

учитель химии, биологии

МКОУ: «Плотавская СОШ»,

высшая квалификационная

категория









с. Плотава



Содержание



Введение…………………………………………………………………………….4

  1. Классификация проектов………………………………………………….5



  1. Деятельность учителя и обучающихся на различных

этапах работы над проектом……………………………………………..8

III. Социально-экологический проект «Эта хрупкая планета»……………...11


IV. Календарный график реализации проекта……………………………….12


V. Результаты работы над проектом…………………………………………..14


Заключение…………………………………………………................................16

Литература………………………………………………………………………..17

Приложение………………………………………………………………………18





























Введение

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Методы проектов тесно связаны с идеями прагматической педагогики, основу которой составляет опора на интерес ребенка, осознание им полезности своих действий. Проект как способ организации образовательного процесса характеризуют следующие особенности:

  • взаимодействие педагогов и детей между собой и с окружающей средой;

  • поэтапная практическая деятельность по достижению намеченных целей;

  • возможность для ребенка предвидеть результат и планировать свои дальнейшие шаги, проявить способность, самостоятельность, реализовать свои возможности, почувствовать себя успешным;

  • логическая завершенность проекта в целом и различных его частей;

  • предоставление детям различных видов действий на выбор по их собственному усмотрению;

  • наличие конкретного практического результата для каждого этапа.

При реализации какого-либо проекта цели обучения подчинены практическим целям, каждый шаг мотивируется интересом к конечному результату деятельности. Данная форма организации деятельности школьников несовременно заслуживает внимания педагогов, потому что она помогает решать различные жизненные или просто интересные задачи. Дети делают с увлечением то, что интересно для них сейчас и будет полезно для них (или для другого) в будущем.

Таким образом, метод проектов предполагает образовательное определение будущего результата, мотивировку его необходимости, последовательное описание шагов по реализации данного проекта, которые по мере их свершения будут расширяться и корректироваться.

Успешно организованный детский экологический проект при соответствующей поддержке со стороны взрослых может способствовать решению целого ряда задач.

Во-первых. Участие в разнообразных видах экологически организованной проектной деятельности представляет благоприятные условия для развития личности школьника. Развитие важных для экологически целесообразного поведения умений (решать проблемы и принимать решения, быть настойчивым в достижении целей, планировать результаты своих действий) возможно только в результате приобретения личного опыта в условиях активной включенности в выполнение разнообразных видов деятельности.

Во- вторых, школьник, поддерживаемый в своих начинаниях и получающий в ходе работы над проектом помощь консультантов, других ребят, родителей и знакомых, чувствует себя успешно. Кроме того, взаимодействие с различными организациями, со сверстниками, с жителями села во время работы по проекту способствует социализации ребенка.

В-третьих, метод проектов позволяет организовать единую систему воспитательной работы, наладить взаимодействие между педагогами, являющимися консультантами проектов.























  1. Классификация проектов

В основе метода проектов- развитие познавательных интересов учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся- индивидуальную, парную или групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени.

В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо- игровые, информационные и практико- ориентированные проекты.

  1. Исследовательские проекты имеют четко продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты- одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Пример- работы, выполняемые в рамках школьного экологического мониторинга ( изучение и контроль состояния ближайшего водоема или реки; лишайниковый мониторинг и т.д.).

  2. Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников- она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.

  3. Приключенческо-игровые проекты используются в практике экологического образования довольно редко, поскольку требуют большой подготовительной работы. Однако их воспитательный потенциал трудно переоценить.

Такие проекты дают прекрасную возможность получения школьниками опыта принятия решений в игровой ситуации. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или вымышленные герои. Каждый из них получает «легенду»: особенности характера игровой роли; «союзники» и Враги» и т.д. Результаты таких проектов не могут быть заранее точно предсказаны- они вырисовываются только к моменту завершения действия. Это связано с высокой степенью импровизации и творчества участников проекта.

  1. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Эти проекты, также как и исследовательские, требуют четко продуманной структуры: тема проекта и его актуальность; цель проекта, источники получения информации и методы обработки информации (статистическая обработка, анализ, сравнение, обобщение и т.п.); форма представления результатов (статья, реферат, доклад, видеофильм, школьная конференция).

  2. Практике- ориентированные проекты отличают четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. В качестве примера приведем такие формы конечного результата, как программа деятельности школьного экологического общества, проект Конституции государства Голубой планеты и Устав Международного экологического комитете ( во время общешкольной эколого- экономической игры), экспозиция «Мусор от «А» до «Я», экологический словарь, проект пришкольного участка и др.

Практико-ориентированные проекты требуют четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения. Позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Методы проектов тесно связаны с идеями прагматической педагогики, основу которой составляет опора на интерес ребенка, осознание им полезности своих действий. Проект как способ организации образовательного процесса характеризуют следующие особенности:

  • взаимодействие педагогов и детей между собой и с окружающей средой;

  • поэтапная практическая деятельность по достижению намеченных целей;

  • возможность для ребенка предвидеть результат и планировать свои дальнейшие шаги, проявить способность, самостоятельность, реализовать свои возможности, почувствовать себя успешным;

  • логическая завершенность проекта в целом и различных его частей;

  • предоставление детям различных видов действий на выбор по их собственному усмотрению;

  • наличие конкретного практического результата для каждого этапа.

При реализации какого-либо проекта цели обучения подчинены практическим целям, каждый шаг мотивируется интересом к конечному результату деятельности. Данная форма организации деятельности школьников несовременно заслуживает внимания педагогов, потому что она помогает решать различные жизненные или просто интересные задачи. Дети делают с увлечением то, что интересно для них сейчас и будет полезно для них (или для другого) в будущем.

Таким образом, метод проектов предполагает образовательное определение будущего результата, мотивировку его необходимости, последовательное описание шагов по реализации данного проекта, которые по мере их свершения будут расширяться и корректироваться.

Успешно организованный детский экологический проект при соответствующей поддержке со стороны взрослых может способствовать решению целого ряда задач.

Во-первых. Участие в разнообразных видах экологически организованной проектной деятельности представляет благоприятные условия для развития личности школьника. Развитие важных для экологически целесообразного поведения умений (решать проблемы и принимать решения, быть настойчивым в достижении целей, планировать результаты своих действий) возможно только в результате приобретения личного опыта в условиях активной включенности в выполнение разнообразных видов деятельности.

Во- вторых, школьник, поддерживаемый в своих начинаниях и получающий в ходе работы над проектом помощь консультантов, других ребят, родителей и знакомых, чувствует себя успешно. Кроме того, взаимодействие с различными организациями, со сверстниками, с жителями села во время работы по проекту способствует социализации ребенка.

В-третьих, метод проектов позволяет организовать единую систему воспитательной работы, наладить взаимодействие между педагогами, являющимися консультантами проектов.









II. Деятельность учителя и обучающихся на различных этапах

работы над проектом


Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Погружение в проект


























Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

2. Планирование деятельности

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

4. Оформление результатов

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

5. Презентация результатов

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса

III. Социально-экологический проект «Эта хрупкая планета»


Природа -это уникальная книга.

Её тираж - один экземпляр. Только один!

И потому, читая её. Нужно беречь каждую страницу.


Руководители: Абрамов Василий Иванович учитель химии,биологии, Абрамова Лариса Леонидовна учитель биологии МКОУ " Плотавская СОШ"


Исполнители: учащиеся 10-11классов.


В проекте задействованы:

  • Педагоги школы;

  • Старожилы: Непеина Валентина Николаевна

  • Работники ФАПа ,(беседа на тему «Клещевой энцефалит»), лесничий-(беседа предупреждение лесных пожаров);

  • Представители администрации села: Сорокина Екатерина Васильевна(беседа «Проблемы в селе и пути их решения»);

Сроки проведения: 5апреля-26 мая


География проекта: проект реализуется в с. Плотава.

Загрязнение окружающей среды наносит вред здоровью всех живых существ. От промышленных предприятий, транспорта природа терпит настоящие бедствия. Природная среда уже так серьезно заражена, что полностью ликвидировать загрязнения теперь очень трудно. Чтобы сохранить окружающую нас природу в чистоте, каждый человек должен задуматься и сделать все возможное для восстановления благоприятной экологической обстановки. Поэтому лозунг нашего проекта - «Начни с себя!»


Цель: привлечь внимание общества в важности экологических проблем села.


Задачи:


  • Формирование экологической, нравственной культуры.

  • Показать важность решения экологических проблем.

  • Привлечь жителей села к участию в общественно-полезных акциях.

  • Воспитать любовь к Земле, природе родного края








IV. Календарный график реализации проекта


Время

мероприятия

Ожидаемый результат

2 неделя Апрель

  • Организация оргкомитета. Разработка плана.

  • Создание инициативной группы по реализации проекта.

Реализация проекта

3 неделя

апрель


  • Работа по созданию плаката «Наш край-Алтай» (информация НАДО БЕРЕЧЬ!)

  • Беседа с Непеиной Валентиной Николаевной о лекарственный растениях нашего села.

  • Игра-викторина «Хочу все знать».

  • «ДЕНЬ ЗЕМЛИ»

(презентация)

  • Социологический опрос «От кого зависит чистота нашего села»

Информированность учеников школы о биоразнообразии Алтая, проекте.

  • Формирование экологической и нравственной культуры.

  • Расширение знаний о биоразнообразии села.

Выявить факторы, влияющие на санитарное состояние села и найти способы воздействия на факторы, загрязняющие окружающую среду в селе.

4 неделя

апрель

Художественный и литературный конкурсы.

  • Фотовыставка «Мой любимый уголок природы», «Позор села».

  • Экологические викторины.

  • Встреча с лесничим

  • Встреча с работниками ФАПа(презентация «Клещевой энцефалит»)

  • Презентация «По страницам Красной книги-первоцветы нашего села»

Реализация творческого потенциала, талантливых детей и молодежи. Выставка рисунков «Окно в природу!»

Показать важность решения экологических проблем.

1-3 неделя май

Акция «Начни с дома своего!». Озеление и благоустройство села школы.(благотворительная акция по раздачи семя и посадочного материала цветочных растений)

Акция «Мой двор-моя забота»-благоустройство и озеленение личных подворий.

Организация социально-полезных мероприятий.

Озеление пришкольной территории, села.



4 неделя май

  • Оформление и создание отчета (презентации) по итогам работы над проектом.


Появление инициативной группы, работающей по данному проекту в следующем году. В следующем году планируется аналогичная акция. Возможно, через несколько лет проведение социального проекта в нашей школе станет доброй традицией.

Хорошее настроение у всех участников проекта




































V. Результаты работы над проектом


Идея создание социального проекта «Эта хрупкая планета» не родилась отвлеченно в чьей-либо голове: ее подсказала сама жизнь и наше время. Мы попытались найти единомышленников среди людей, осознающих, как важно для ныне живущих сохранить многообразие и красоту природы родного края, села.

Заметную роль в природоохранной деятельности играют дети, поэтому, главными участниками проекта стали учащиеся школы. Инициативу работы поддержали взрослые: учителя школы, работники ФАПа, администрации села.

Первым шагом в организации над проектом явилось создание инициативной группы по реализации проекта оргкомитета, разработка плана.

Одним из главных этапов над проектом было проведение социально-полезных акций «Начни с дома своего!»: озеление и благоустройство села, школы.(благотворительная акция по раздачи семя и посадочного материала цветочных растений), «Мой двор-моя забота»-благоустройство и озеленение личных подворий.

В рамках проекта проводились художественные и литературные конкурсы. В ходе проведения конкурсов дети реализовали свой творческий потенциал. Выразили свое видение мира, работая в 3-х направлениях:

  • «Взгляд в будущее»

  • «Земля-наш дом»

  • «Экология души»

С целью формирование экологической и нравственной культуры, расширение знаний учеников школы в области экологии учащимися 11 класса была оформлена и вывешена газета «Наш край-Алтай» (информация НАДО БЕРЕЧЬ!.животный и растительный мир Алтая).

Также провели праздник 22 апреля посвященный Дню Земли, организовали выставку книг о животных, растениях которых нужно охранять. Интересно и познавательно прошла игра-викторина "Счастливый случай".

Учащиеся 10 класса провели экологические игры «Хочу все знать», «Дружно, весело, интересно» для учащихся начальных классов.

По реализации проекта мы провели опрос среди учащихся школы и взрослых участников проекта: « Твои впечатления от участия в проекте». Получены следующие ответы:

  • Мне очень понравилось участвовать в организации викторины. Было очень интересно.

  • Я узнал много нового о природе нашего села, какие растения занесены в Красную книгу растут на территории нашего села.

  • Мне очень понравилась газета. Круто!

  • Мне больше всего понравилось убирать территорию школы и дендрария, потому что у нас сократили уроки, было весело.

  • Мне нравится рисовать и я с удовольствием нарисовал рисунок по охране природы.


Качественные и количественные результаты

  • Организация выставки рисунков.

  • Расширение знаний учащихся школы в области экологии.

  • План, по которому в дальнейшем (при благоприятных природных условиях) будет производиться озеление.

  • Выявление художественных и литературных способностей у талантливых детей и молодежи.

  • Организация социально-полезных акций, мероприятий.

  • Хорошее настроение у всех участников проекта




































Заключение


Проектная технология позволяет использовать разные взаимосвязанные педагогические технологии, такие, как исследовательские, дебаты, критическое мышление.

Единые цели, подходы к работе над проектом способствуют формированию коллектива единомышленников -учителей, общественность, учеников (в идеальном случае и родителей), что обеспечивает совершенствование педагогического мастерства, получение учениками качественных интегрированных знаний и умений, которые используются и в практической деятельности; расширяют образовательное пространство.

Поэтапная работа позволяет проанализировать, исследовать, продиагностировать успешность или неуспешность деятельности ученика и учителя.

Проект обеспечивает создание рефлексивного пространства через организацию обсуждения каждого этапа проекта. При этом рефлексивная деятельность ученика и учителя идут параллельно, что позволяет им активизировать личностные и познавательные мотивы приобретения знаний и применения их на практике. Рефлексия помогает:

  • Целостному осмыслению и обобщению информации;

  • Выработке собственного мнения на основе информации, идей, интегрирования знаний, разработке обоснованного плана действий для решения вновь поставленных задач.

Проектная технология- один из способов личностно ориентированного обучения.

В заключении хотелось бы сказать, что не смотря на ряд трудностей при организации проектной деятельности учащихся, работа продолжается. Учащиеся участвовали в различных акциях, выступали с работами во время проведения открытых уроков, внеклассных мероприятиях перед уч-ся школы.

















Литература


  1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.,АГАР, 2000.

  2. Балабанова В.В.Предметные недели в школе: биология,экология,здоровый образ жизни.Волгоград:Учитель,2002.

  3. Журнал «Биология в школе». М.,Школа -Пресс. №1\2001.

  4. Журнал «Химия в школе». М., Школа-Пресс№3\1997,№3\2004.

  5. Захлебный А.Н. Экологическое образование.М.,.Просвещение.1984.

  6. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. М., Просвещение.1986г.

  7. Материала к государственному докладу «О состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае в 2003году». Барнаул. ГИПП «Алтай», 2004.

  8. Рассыпнов В.А. Лес-бесценный дар природы: Из опыта работы педагогов Алтайского края с детьми среднего и старшего школьного возраста. Барнаул 2009.

  9. Рассыпнов В.А. Экологическое лето.Барнаул:АКДЭЦ,2005.

  10. Рассыпнов В.А.Экологическое образование детей начального школьного возраста.Барнаул:АКДЭЦ,2006.

  11. Рассыпнов В.А. Организация природоохранной работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста.Барнаул:АКДЭЦ,2006.

  12. Чернова Н.М. Основы экологии. М., Просвещение 1995
























Приложение 1

Фотовыставка «Мой любимый уголок природы»

Озеро «Томское»


Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО- опыт работы учителя химии и биологии Абрамова В.И.


Выставка рисунков «Окно в природу!»


Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО- опыт работы учителя химии и биологии Абрамова В.И.

Приложение 2

Презентация «Клещевой энцефалит»


Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО- опыт работы учителя химии и биологии Абрамова В.И.


Беседа с Непеиной Валентиной Николаевной


Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО- опыт работы учителя химии и биологии Абрамова В.И.

Приложение 3

«День Земли»

Традиция отмечать 22 апреля День Земли зародилась в США в 1970 году, в 1990 году этот день стал международной акцией. В России его отмечают с 1992 года.

День Земли, проводимый 22 апреля в День весеннего равноденствия, дает возможность каждому жителю во всех населенных уголках планеты выразить благодарность нашему большому общему дому. В этот день проводятся различные мероприятия, так учащиеся 7 класса с целью привлечение внимания каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды подготовили для 5-10 классов стихи, песни, рисунки.


Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО- опыт работы учителя химии и биологии Абрамова В.И.


Выступление с исследовательской работой


Организация проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО- опыт работы учителя химии и биологии Абрамова В.И.

Приложение 4


Игра "Счастливый случай"

Предлагается методическая разработка игры для учащихся X-XI классов. Ее содержание позволит углубить и обобщить знания учащихся в области эколо­гии. С ее помощью можно проверить уро­вень усвоения учащимися основных законов и понятий, развить интерес и познаватель­ную активность учащихся.

Правила игры аналогичны правилам телевизионной вер­сии игры "Счастливый случай". В ней участ­вуют две команды по 5 человек. Остальные учащиеся помогают оформить зал, вести подсчет очков. Один ученик готовится к роли "гостя игры". В данном варианте игры ему предлагается роль В.И.Вернадского.

Гейм первый - "Дальше, дальше..."

В зал приглашается сначала первая коман­да. За одну минуту она должна дать как мож­но больше правильных ответов на предлага­емые ниже вопросы ведущего. Потом в зал приглашается вторая команда и ей предла­гается то же задание. В скобках после вопро­сов указан правильный ответ.

1. Процесс разрушения металлов под дей­ствием окружающей среды. (Коррозия.)

2. Вода в твердом состоянии. (Лед.)

3. Каким химическим элементом богата морская капуста? (Иодом.)

4. Биологические катализаторы. (Ферменты.)

5. Процесс приспособления организмов к определенным условиям внешней среды. (Адаптация.)

6. Гетеротрофные организмы, потребители первичной продукции. (Консументы.)

7. Водная оболочка Земли. (Гидросфера.)

8. Они живут в присутствии свободного кислорода. (Аэробы.)

9. Последовательная необратимая смена биоценозов. (Сукцессия.)

10. Организмы, способные переносить коле­бания температуры в широких пределах. (Эвритермные.)

11. Совокупность всех видов животных. (Фауна.)

12. Группа активно плавающих морских ор­ганизмов. (Нектон.)

13. Ядохимикаты, использующиеся для борьбы с сорной растительностью. (Гер­бициды.)

14. Граница, за пределами которой сущест­вование вида невозможно. (Предел вынос­ливости.)

15. Разделение растительного сообщества на "этажи ". (Ярусностъ.)

16. Оболочка Земли, населенная живыми организмами. (Биосфера.)

17. Список находящихся в опасности видов растений и животных. (Красная книга.)

18. Испарение воды зелеными частями рас­тений. (Транспирация.)

19. Больше всего паразитов встречается сре­ди (Червей.)

20. Эдафобионтами называют организмы, обитающие в (Почве.)

21. Вещество, провоцирующее генотипические изменения. (Мутаген.)

22. Состояние организма, при котором жиз­ненные процессы замедлены до миниму­ма. (Анабиоз.)

23. Самое страшное бедствие в лесу. (Пожар.)

24. Высшая стадия развития биосферы. (Но­осфера.)

25. Где накапливается поступивший в организм радиоактивный йод? (В щитовидной железе.)

26. Способ выращивания растений в воде с растворенными биогенами. (Гидропоника.)

27. Крупные городские агломерации носят название. (Мегаполис.)

28. Процесс разрушения и выноса водой или ветром плодородного слоя почвы. (Эрозия.)

29. Насыщение воды воздухом и кислоро­дом. (Аэрация.)

30. Взаимоотношение термитов и жгутико­носцев относится к типу. (Мутуализма.)


Гейм второй - "Заморочки из бочки"

Ведущий предлагает членам команд по очереди доставать фишки (или бочонки лото). Номер фишки соответствует номе­ру вопроса. Если команда не может отве­тить, то вопрос передается другой коман­де. Если ответа нет, то вопрос адресуется зрителям.

1. В одной из лекций В.В.Докучаев гово­рил студентам: "Сегодня я буду беседовать с вами... Затрудняюсь назвать предмет нашей беседы - так он хорош! Я буду беседовать с вами о царе почв, о главном, основном бо­гатстве России... Нет тех цифр, какими мож­но было бы оценить силу и мощь русского..." О чем говорил В.В.Докучаев? (О черноземе.)

2. Этот термин ввел Г.Селье в 1936 году. Он означает неспецифическую реакцию живого организма на любое сильное воз­действие. Назовите его. (Стресс.)

3. Этот термин в переводе с латинского означает "терпение". Он характеризует вы­носливость вида по отношению к колебани­ям какого-либо экологического фактора, причем диапазон между экологическим ми­нимумом и экологическим максимумом со­ставляет предел... (Толерантности.)

4. В 1934 г. швейцарский химик Пауль-Герман Мюллер ввел в употребление веще­ство для борьбы с вредными насекомыми, за что ему и была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине (1948). Этот препарат спас миллионы жизней. Но с 1950 г. стали обнаруживать все возраста­ющую его концентрацию в тканях живот­ных, рыб, птиц и человека. Число насеко­мых, не восприимчивых к нему, резко воз­росло. Так, оно оказалось одним из первых глобальных загрязнителей Земли. В 1970 г. применение вещества повсюду было запре­щено. Однако только совсем недавно выяс­нилось, что в техническом веществе при­сутствует до 30% примесей, которые и яв­лялись причиной серьезных заболеваний людей.

Назовите это вещество и укажите его хими­ческую формулу. (ДДТ).

5. Этот термин появился перед проведе­нием стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в июне 1972 г. в допол­нение к понятию "контроль". Он означает комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружаю­щей среды под влиянием антропогенных факторов. Назовите этот термин. (Монито­ринг).


Гейм третий - "Темная лошадка"

Вступление ведущего: "Он впервые выдви­нул идею о том, что человеческий фактор в развитии биосферы становится главенствую­щим. В 1965 г. он писал: "Лик планеты - био­сфера - химически резко меняется челове­ком сознательно и, главным образом, бессоз­нательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, вес ее природные воды".

Кто у нас в гостях? Владимир Иванович Вернадский.

Открывается портрет ученого. Ученик, играющий роль В.И.Вернадского, задает во­просы.

1. Я учился в Петербургском университе­те. Кто из известных ученых был среди моих учителей? (Д.И.Менделеев, В.В.Докучаев).

2. В одной из своих работ я писал: "На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем ..." Что я имел в виду? ("Живые организмы, взятые в целом").

3. Я отмечаю, что вещество биосферы со­стоит из семи глубоко разнородных частей, геологически не случайных. Назовите хотя бы четыре из них. (1. Живое вещество. 2. Био­генное вещество. 3. Косное вещество. 4. Биокосное вещество. 5. Вещество в радиоактивном рас­паде. 6. Вещество рассеянных атомов. 7. Веще­ство космического происхождения).

4. Это "новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек ста­новится крупнейшей геологической силой". Это "последнее из многих состояний эволю­ции биосферы и геологической истории - состояние наших дней". О чем я говорил? (О ноосфере).


Гейм четвертый - «Гонка за лидером»

Ведущий задает вопросы командам по оче­реди.

1. Область распространения на земной по­верхности систематической группы орга­низмов. (Ареал).

2. Автотрофные организмы, составляющие первое звено пищевой цепи. (Продуценты).

3. Кто является автором закона минимума? (Либих).

4. Они обитают вне кислородной среды. (Анаэробы).

5. Самое высокое млекопитающее. (Жираф).

6. Поедание одного организма другим. (Хищничество).

7. Организмы, обитающие на морском дне. (Бентос).

8. Газовая оболочка Земли. (Атмосфера).

9. Организмы, разлагающие органические остатки. (Редуценты).

10. Растения, не желательные в сельскохо­зяйственных угодьях. (Сорняки).

11. Поедание животным особей своего вида. (Каннибализм).

12. Территория, полностью исключенная из всех видов хозяйственного использова­ния. (Заповедник).

13. Общее количество органического веще­ства всех особей биоценоза. (Биомасса).

14. Реакция организма на продолжитель­ность дня. (Фотопериодизм).

15. Твердая оболочка земли. (Литосфера).

16. Виды, имеющие широкий диапазон ус­тойчивости к действию экологического фактора. (Эврибионты).

17. Инсектициды - химические средства для борьбы с ... (Насекомыми).

18. Вещество, способствующее развитию злокачественных новообразований. (Канцероген).

19. Улучшение свойств почвы. (Мелиорация).

20. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости. (Ограничивающий).

21. На проблему парникового эффекта впер­вые обратил внимание (Ломоносов).

22. Рост и развитие городов, сопровождающи­еся увеличением численности и плотнос­ти населения, называют (Урбанизацией).

23. Прибор, измеряющий мощность дозы облучения. (Дозиметр).

24. Международный список вымирающих ви­дов растений и животных. (Черная книга).

25. Органическое вещество почвы. (Гумус).

26. Способность растений переносить низ­кие отрицательные температуры. (Моро­зостойкость).

27. Растения, обогащающие почву азотом, относятся к семейству (Бобовых).

28. Вид, обитающий только в данном регио­не. (Эндемик).

29. Озоновая дыра образуется в результате накопления в атмосфере (Фреона).

30. Удаление радиоактивного загрязнения с поверхности предметов. (Дезактивация).
















Приложение 5

Экологическая игра «Хочу все знать»

В игре участвуют три команды.

На стене плакат, разделенный на три сектора. Каждому сектору соответствует определенная область знаний.

1 сектор - тайны природы.

2 сектор - уроки вежливости.

3 сектор - отгадай-ка.

В первом секторе «Тайны природы» - «Чудо дерево» - Дерево, на котором на обратной стороне листьев, яблок, груш и т.п. записаны вопросы.

Во втором секторе «Уроки вежливости» - вопросы задает тетушка Сова, у нее вопросы спрятаны на обратной стороне перьев.

В третьем секторе «Отгадай-ка» - «Волшебный сундучок», где лежат вопросы - загадки о животных, растениях и явлениях природы.

Ход игры.

Вопросы 1 сектора «Тайны природы»

1. Какая птица может ходить под водой? (оляпка)

2. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, (колибри)

3. У кого из птиц самое большое гнездо? (у орла)

4. Назовите птицу, которая может спать во время полета? (аист)

5. У какой птицы язык покрыт шипами? (у пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу)

6. У кого усы длиннее ног? (у таракана)

7. Благодаря чему мухи держатся на потолке и ползают по оконному стеклу? (на лапках мух под ноготками есть присоски)

8. Могут ли змеи плавать? (все змеи хорошо плавают)

9. Кто из животных самый горластый? (крокодил)

10. Какое животное имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка и хрюкает как свинья? (як)

11. Почему кошка тщательно моется, вылизывая себя языком? (чтобы не пахнуть при охоте на мышей)

12. Что значит - волка ноги кормят? (Волк не стережет добычу, а догоняет)

13. Кто ногами слышит? (кузнечик)

14. Комнатное лекарственное растение, живущее, по поверьям, сто лет? (алоэ)

15. Какие цветы носят «человеческие» имена? (роза, василек, иван-да-марья, лилия, иван чай)

Вопросы 2 сектора «Уроки вежливости»

1. Как ты поведешь себя, если в гостях встретишь человека, с которым недавно поссорился?

2. Мальчика остановила бабушка из его подъезда и сделала замечание: "Почему ты со мной не здороваешься?» «Но я же вас не знаю» - ответил мальчик. Кто прав?

3. Вам друг занял место в автобусе. Рядом стоит старый человек. Ваши действия.

4. Как поприветствовать друг друга в транспорте, если вы находитесь далеко друг от друга?

5. У тебя много дел, но пришедший товарищ отвлекает тебя от них. Каким образом ты скажешь ему об этом?

6. Дима увидел группу учителей, среди которых была и его учительница. Он крикнул: «Здравствуйте, Мария Ивановна!» Какие ошибки допустил Дима?

7. Две подружки вошли в автобус, сели рядышком и стали громко наперебой рассказывать друг другу про разные мультфильмы. Рядом сидела женщина, она строго посмотрела на девочек. Как вы думаете, почему?

8. Как попрощаться, чтобы людям было приятно видеть вас вновь?

9. Спросите у незнакомой женщины в автобусе: «Когда будет остановка «Вокзал»?

10. Тебя ждут, а ты опаздываешь. Что ты скажешь ждавшим тебя товарищам?

Вопросы 3 сектора «Отгадай-ка»

1. Заревел вол на сто гор,

На тысячу городов, (гром)


2. Весной цвету,

Летом плод даю,

Осенью не увядаю,

Зимой не умираю, (ель)

3. В лесу родилась

А в воде живет, (лодка)

4. Летит птица орел,

Несет в зубах огонь,

Огневые стрелы пускает,

Никто ее не поймает, (грозя, молния)

5. Летом шубу надевает,

А зимой снимает, (лиственный лес)


6. Похож я с виду на горох,

Где я пройду - переполох (град)


7. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко,

Стало видно далеко, (туман)


8. Сама бела,

Маковка зелена.

Летом мохнатенькая,

А зимой сучковатенькая. (береза)


9. Птичку чуть видно,

А голос слышно.

Цари ее боятся,

Короли страшатся,

Кто ее убьет,

Тот свою кровь прольет, (комар)


10. Неизвестно, где живет,

Налетит - деревья гнет,

Засвистит - по речке дрожь,

Озорник, а не уймешь, (ветер)

































28

© 2010-2022