- Преподавателю
- Биология
- Методические рекомендации к ЕГЭ по биологии
Методические рекомендации к ЕГЭ по биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хорольская Н.Н. |
Дата | 02.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ»
ЕГЭ становится не только формой контроля знаний и умений выпускников, но и оказывает влияние на учебно-воспитательный процесс в целом.
Задачи единого государственного экзамена по биологии:
* оценить уровень биологической подготовки учащихся;
*совместить школьный выпускной и вступительный экзамен в вуз, создать равные условия для поступления в вузы;
*обеспечить одинаковые требования к выпускникам школы и абитуриентам вуза;
*дифференцировать выпускников школ по уровню овладения биологическими знаниями и умениями и тем самым способствовать объективному отбору абитуриентов в вуз.
Цели ЕГЭ отразились не только на его содержании, которое включает не только знания заключительного раздела общей биологии, но и на наиболее существенных вопросах, изучаемых в основной школе. Большой объем знаний по разделу общей биологии объясняется тем, что в нем интегрируются, теоретически обосновываются фактические знания, раскрываемые в курсе биологии основной школы с позиции клеточной, хромосомной, эволюционной теорий, законов живой природы. Особое внимание в ЕГЭ уделяется контролю цитологических знаний, соответствующих теоретическим основам знаний процессов жизнедеятельности организмов, их размножения, онтогенеза, генетики, селекции, эволюции.
Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ?
С самых первых уроков биологии в 6 классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал аналогичного содержания, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11 класса необходимо переходить к детальному повторению.
В начале 11 класса следует заранее выявить, кто из учащихся уверенно выбирает ЕГЭ для аттестации, и предложить им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену. Начинать следует с анализа структуры экзаменационной работы и выделения тех тем, которые в неё включены. Затем необходимо подобрать учебные материалы, которые позволят учащемуся последовательно повторить сначала весь курс общей биологии и только затем перейти к повторению разделов из биологии растений, животных и человека, т.к. в экзаменационной работе они рассматриваются с общебиологической точки зрения. Не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределён в соответствии с целями экзамена, т.е. вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной биологии. Именно поэтому следует придерживаться обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий.
Требования к экзаменационной работе (ЕГЭ)
1- Полнота охвата заданиями обязательного минимума содержания курса, предусмотренного стандартом биологического образования;
2 -Выявление уровня овладения предметными знаниями и умениями, важными для формирования научного мировоззрения, экологической, гигиенической и генетической грамотности выпускников, необходимой в жизни и практической деятельности;
3 -Разнообразие деятельности экзаменуемых при выполнении заданий как показатель усвоения материала с необходимой глубиной понимания;
4 -Ориентация на оценку предметной компетенции (природоохранной, здоровьесберегающей и др.);
5 -Использование заданий, различных по форме предъявления и уровню сложности, позволяющих дифференцированно оценить достижения экзаменуемых;
6 -Равноценность вариантов экзаменационной работы в целом и заданий каждой содержательной линии.
Основные предметные умения:
-знать, понимать основные положения биологических теорий, закономерностей,
-воспроизводить знания об особенностях строения биологических систем, процессов и явлений;
-применять биологические знания и умения для объяснения сущности и особенностей биологических теорий, законов, объектов, процессов и явлений; анализировать биологические процессы и явления,
-объяснять результаты биологических экспериментов,
-оценивать изменения в окружающей среде и их воздействия на биосферу
В КИМе выделены отдельные линии, предусматривающие проверку знаний из всех разделов биологии и сформированности различных учебных умений:
- Задания практико-ориентированного характера, требующие применения биологических знаний в практических ситуациях;
- Задания на работу с текстом или рисунком, требующие демонстрации умений анализировать и объяснять биологическую информацию, исправлять ошибочные суждения, определять по рисунку биологический объект и описывать его строение, объяснять биологические функции
- Задания, проверяющие биологические знания из основной школы о многообразии организмов, организме человека, строении и функциях его органов и систем органов;
- Задания, направленные на проверку знаний по эволюции и экологии, умений объяснять то или иное эволюционное явление, анализировать и объяснять многообразие взаимоотношений организмов в природе, их связь с окружающей средой, оценивать последствия деятельности человека в биосфере, прогнозировать результаты его воздействия на окружающую среду;
- Задания, предусматривающие решение задач по цитологии и проверяющие умения применять теоретические биологические знания на практике;
- Задания, проверяющие умения использовать законы наследственности на практике при решении задач по генетике.
План изучения материала соответствует следующему содержанию:
-
Предмет и методы биологии.
-
Уровни организации живых систем.
-
Свойства биологических систем.
-
Клеточная теория. Клетка как биологическая система.
-
Вирусы - неклеточные формы.
-
Организм как биологическая система.
-
Разнообразие организмов. Растения, животные, грибы, бактерии.
-
Организм человека.
-
Размножение и индивидуальное развитие организмов.
-
Закономерности наследственности и изменчивости.
-
Селекция.
-
Основные систематические категории.
-
Надорганизменные системы.
-
Эволюция органического мира.
-
Антропогенез.
-
Биология растений.
-
Биология животных.
-
Биология человека.
-
Выполнение тренировочных экзаменационных работ.
Желательно использовать текущий контроль в форме мини-контрольных работ в тестовой форме, проверяющих как знание так текущего материала, так и пройденного ранее.
Рекомендую использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ новые формы работы с дидактическими материалами: тренинги, репетиционные экзамены, деловые игры "Сдаём ЕГЭ", банк заданий на портале ФИПИ.
План самостоятельной подготовки к ЕГЭ:
-
Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы прошлых лет.
-
Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения.
-
Подумайте над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.
-
Выберите не более трёх учебных пособий, по которым вы будете заниматься.
-
Определите наиболее простые и наиболее сложные разделы курса.
-
Работайте с курсом последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы.
-
Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чём говорится в тексте.
-
Составьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста.
-
Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал.
-
Сначала работайте с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, и только затем переходите к тренировочным тестам ЕГЭ.
Желательно проработать 10-15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет.
Внеурочная подготовка учащихся к ЕГЭ:
Первый этап: входная диагностика. Ребятам предлагается прорешать несколько вариантов ЕГЭ. Это может быть сделано не на одном занятии. Основная цель: выявить уровень знаний на данный момент и определить западающие темы.
Второй этап: анализ допущенных ошибок, определение тем и типов заданий, требующих доработки.
Третий этап: составление общего тематического плана для групповых занятий. Данный план должен включать те темы, которые являются наиболее сложными для большинства учащихся.
Четвертый этап: составление индивидуальных тематических планов для самостоятельной и индивидуальной работы с учащимися. Как правило, у каждого из ребят индивидуальный уровень подготовленности и это требует конкретной работы с каждым учеником.
Пятый этап: организация и проведение групповых занятий по общему плану. Количество занятий рассчитывается в зависимости от уровня подготовленности учащихся в экзамену и количества тем, требующих доработки.
С этой целью КИМ должны быть переориентированы на проверку достижения обучающимися следующих результатов:
1.Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2.Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
3.Умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
4.Важным направлением в долгосрочной перспективе совершенствования ЕГЭ по биологии следует рассматривать включение заданий, контролирующих практическую значимость, ценность биологических знаний, проверяющих исследовательские навыки выпускников, овладение ими методами научного познания, умения делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Ошибки выпускников при подготовке к ЕГЭ
-
Спохватиться месяц-другой до ЕГЭ. Считать, что этого количества времени хватит на подготовку.
-
Полагаться на хорошие школьные оценки и ничего не предпринимать. Зачем прикладывать дополнительные усилия, если и так идет хорошо?
-
Ограничиться ВУЗовскими подготовительными курсами. Думать, что вузовские курсы гарантируют высокий результат.
-
При подготовке к ЕГЭ ограничиться пособиям для подготовки к ЕГЭ. Полагать, что достаточно «натаскаться» на задачи, характерные для ЕГЭ.
-
Пренебрежительное отношение к учебникам.
-
Недооценка объема необходимых знаний по данному предмету
-
Подготовимся самостоятельно. Вызубрим по учебнику и по шпаргалкам.
-
Пробелы в подготовке по биологии.
Основные плюсы и минусы ЕГЭ:
ПЛЮСЫ:
-
Помогает избежать коррупции и блата при поступлении в ВУЗы.
-
Оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов.
-
Стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную.
-
Позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах.
-
Позволяет выпускникам поступать в ВУЗы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сведения о сдаче ЕГЭ по почте. Облегчается подача документов сразу в несколько ВУЗов, без необходимости сдавать в каждом из них экзамены.
-
Позволяет выявлять достойных абитуриентов в провинции, которые ранее не имели возможности сдавать вступительные экзамены в крупных городах.
-
Проверка результата частично компьютеризирована, что позволяет сэкономить время и деньги, так как надо тратиться на услуги наемных проверяющих.
-
Повышение требований на ЕГЭ, как утверждается, ведет к повышению качества образования, квалификации учителей и качества учебной литературы.
-
ЕГЭ похож на системы выпускных экзаменов в развитых странах, что со временем может привести к признанию российских аттестатов в других странах.
-
Оценивается по более широкой шкале баллов(100), нежели стандартные экзамены, что делает возможным выявлять лучших из лучших.
МИНУСЫ:
-
КИМ не привычен для российской системы образования.
-
Выбор одного из варианта из нескольких не всегда показывает реальных знаний учащегося, т. к. часть ответов может быть выбрана случайно. Тестовая форма главным образом показывает качество выученного материала и плохо пригодна для оценки компетентности или способности к творческому подходу.
-
Нельзя одним контрольно-измерительным материалом качественно проверить уровень подготовленности слабо и хорошо подготовленных выпускников школ.
-
Не учитывается специализации школы: ученики как школ с гуманитарным, так и с естественнонаучным уклоном сдают один и тот же вариант обязательного выпускного экзамена.
-
Приводит к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях.
-
При компьютеризованной проверке частей А и В возможны ошибки распознавания ответов ученика, которые засчитываются как неправильные ответы.
-
Отмена устной части экзамена ухудшает качество подготовки к экзаменам и качество знаний абитуриентов.
Методические рекомендации для учителя биологии:
1. Каждому учителю при подготовке учащихся к экзамену необходимо уделять больше внимания работе с заданиями, подобными заданиям КИМ , учить правильно письменно излагать свои мысли. Кроме того, при завершении изучения каждой темы целесообразно проводить зачеты с использованием теста, в который следует включать задания не только с выбором одного или нескольких верных ответов, но и со свободным ответом.
2. Для подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии следует ориентироваться не только на базовый, но и на профильный уровень государственных образовательных стандартов, поскольку экзамен по биологии является экзаменом по выбору. С этой целью в учебном процессе основное внимание должно быть направлено на овладение выпускниками основным содержанием курса биологии: важнейшими биологическими теориями, законами, закономерностями, понятиями и фактами, необходимыми для их конкретизации, разнообразными видами учебной деятельности, а также знаниями и умениями, востребованными в жизни и практической деятельности.
3. Наиболее эффективная подготовка учащихся к итоговой аттестации осуществляется не в процессе их «натаскивания» при решении заданий ЕГЭ прошлых лет, а через систематическую работу, направленную на достижение всего спектра задач школьного курса биологии, обозначенных в Государственном образовательном стандарте по биологии.
4. Учителю следует особо обратить внимание на те вопросы курса биологии основной школы, которые не изучаются повторно в средней школе. В начале изучения каждой темы в 10-11 классах необходимо определить уровень усвоения знаний по данной теме курса основной школы. На наш взгляд, для этого необходимо проводить входную диагностику, которая в каждом конкретном классе позволяет скорректировать содержание темы и выбрать тот или иной подход к изучению темы и ликвидировать выявленные пробелы в знаниях и умениях учащихся. В 10 и 11 классах при организации повторения следует обратить внимание на следующие разделы курса основной школы: многообразие растений и животных, их систематика; значение растений и животных в природе и жизни человека, особенности семенного, спорового и вегетативного размножения растений, способы полового размножения животных; физиологические процессы выделения, дыхания, кровообращения у человека, иммунитет, гомеостаз, значение лечебных сывороток и профилактических прививок.
5-При подготовке к ЕГЭ необходимо проводить повторение наиболее существенных знаний за основную школу в органической связи с изучением раздела общей биологии. К ним относятся знания организменного уровня организации жизни (строения и жизнедеятельности организмов: человека, растений, животных, грибов, бактерий), а также многообразия организмов разных царств, их классификации и усложнения в процессе эволюции.
6-Вопросы эволюции из года в год являются наиболее трудными для экзаменуемых. При их обобщении в старшей школе необходимо уделять больше внимания использованию знаний об историческом развитии растительного и животного мира из основной школы для конкретизации теоретических понятий об эволюции органического мира.
7-В перспективе необходимо учитывать задачи совершенствования биологического образования, предусмотренные в стандарте второго поколения: усиление компетентностной составляющей содержания, его практической направленности, формирование универсальных и предметных способов деятельности.
8.Кроме вышеперечисленных рекомендаций, хотелось бы добавить следующее: при подготовке к ЕГЭ очень эффективно использование дополнительной литературы. Это могут быть учебники других авторов, учебники углубленного уровня изучения, пособия для поступающих в вузы, тренировочные материалы ЕГЭ.
9. Очень важным дополнением к работе по данному направлению является организация и проведение элективных курсов. Они могут иметь разную тематику, но должны придерживаться одной цели: углубленное и расширенное изучение основных биологических понятий и законов.
- В заключении хотелось бы пожелать всем педагогам больших успехов в работе, неиссякаемой энергии и новых творческих решений.
Удачи вам!