Конспект урока на тему Ветвление побегов

Тема урока «Ветвление побегов»Цель:1.Дать представление о ветвлении побегов. 2.Сформировать знание о значении ветвленияЗадачи: 1.помочь в осознании и осмыслении понятия ветвление; 2.сформировать представление об образовании новых побегов на стебле 3.способствовать включению обучающихся в активную учебную деятельность 4.способствовать созданию атмосферы открытости и ответственного сотрудничества на уроке.Тип урока: комбинированный
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Гирьянская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области.

Проект занятия по биологии из раздела «Побег»

Учебник: Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. Биология .Растения,Бактерии,Грибы,Лишайники.

План - конспект урока биологии в 5 классе

по теме « Ветвление побегов».

в условиях реализации ФГОС ООО

Разработала учитель биологии

МКОУ " Гирьянская СОШ»

Беловского района

Усатова Оксана Петровна

Гирьи 2012




Звенит звонок. Учитель ждёт готовность класса. Приветствует учащихся: «Посмотрели друг другу в глаза, улыбнулись, пожелали хорошего рабочего настроения. Я тоже желаю вам...».

Тема урока «Ветвление побегов»

Цель:1.Дать представление о ветвлении побегов.

2.Сформировать знание о значении ветвления побегов в жизни растения и для хозяйственной деятельности человека.

Задачи: 1.помочь в осознании и осмыслении понятия ветвление;

2.сформировать представление об образовании новых побегов на стебле

3.способствовать включению обучающихся в активную учебную деятельность

4.способствовать созданию атмосферы открытости и ответственного сотрудничества на уроке.

5 Способствовать развитию у школьников умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками, видеоинформацией.

6 Способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в паре совместно приходить к общему решению

Тип урока: комбинированный

Методы: словесные, наглядные, практические

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, личностно-ориентированная технология.

Оборудование: таблица «ветвление», листы на партах с дополнительным материалом , презентация

Предполагаемые результаты

  1. Учащиеся с высоким уровнем интеллектуального развития смогут самостоятельно рассказывать о ветвлении побега и его значении, приводить примеры и рассказывать о типах ветвления . Управлять ростом и развитием растений. Делать выводы, самостоятельно ставить цели и определять тему урока, рассказывать и объяснять ключевые вопросы темы; уметь анализировать, сравнивать.

  2. Учащиеся со средним уровнем интеллектуального развития смогут приводить примеры и рассказывать о типах ветвления и видах обрезки растений. Ставить самостоятельно учебные задачи урока и определять тему занятия.

  3. Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития с помощью таблицы смогут приводить примеры ветвления ,работать с текстом над понятиями и рисунками, знать какова роль ветвления в жизни растений.

Формирование УУД:

Личностные (л):

выделение морально - этического содержания поступков;

оценивание событий с точки зрения моральных норм.

Познавательные (п):

выделять главную мысль в тексте;

устанавливать причинно- следственные связи между строением и функциями ветвления;

формулировать проблемы, давать определения понятиям;

осуществлять действия по анализу и синтезу, описывать, обобщать.

Регулятивные (р):

планирование учебной работы в группах;

обсуждение результатов урока;

способности к принятию решения, самоконтролю, коррекции;

оценивание своей работы во время урока в соответствии с критериями.

Коммуникативные (к):

инициатива и сотрудничество в поиске и сборе информаций;

владение монологической и диалогической формами речи;

  1. планирование учебного сотрудничества.

Ход урока

План урока

1.Проверка знаний

А)Фронтальная беседа в начале урока активизирует внимание учащихся, делает их участниками учебного занятия. Это позволяет учителю увидеть степень усвоения знаний учащимися по прошедшей теме урока.

Б)Использование теста в проверке домашнего задания, позволяет сократить время и оценить каждого учащегося.

2.Актуализация темы урока

Введение, работа по вопросам

Определение темы ,запись в тетради

3.Решение проблемы

Работа по ссылкам

Работа в группе

Общий вывод

4.рефлексия.

1.Проверка знаний

Что такое побег? Как его себе представляете?

Что вы знаете о побеге?

Каковы функции побега?

Почему у некоторых растений генеративные почки распускаются раньше вегетативных?

Почему почки не погибают зимой от мороза?

Тестовые задания. Выполняют в течение 7 минут (печатный вариант лежит перед каждым учеником)

Задание 1. Вместо точек вставьте пропущенные слова.

1. Участки стебля между двумя ближайшими узлами побега называют ... .

2. Почки снаружи покрыты

3 Побегом называют ... .

4 Угол между листом и расположенным над ним междоузлием называется ... .

5. На верхушке побега обычно располагается ... .

6. стебли у земляники называют ... .

7 Почку называют ... .

Задание 2. Выпишите номера правильных суждений.

1. При рубке, поломке или обрезке побегов в рост трогаются боковые почки.

2. Придаточные почки могут развиваться на листьях, корнях, междоузлиях.

3. Цветочные и вегетативные почки всегда одинаковы по форме и размерам.

4 Верхушечная почка может быть вегетативной или генеративной.

5. У большинства видов стебли прямостоячие.

Задание 3. Выберите правильные ответы.

1. У гороха и винограда стебли:

а) прямостоячие;

б) вьющиеся;

в) цепляющиеся.

2. Почки, которые располагаются на междоузлиях, листьях, корнях, называются:

а) верхушечными;

б) пазушными;

в) придаточными.

2.Изучение нового материала.



  1. Этап: «Вызов» (актуализация субъективного опыта) - Как вы думаете, о чём пойдёт разговор сегодня на уроке?

Учитель: Можно ли создать условия для улучшения питания и образования большого количества цветков и плодов у растений? (Слайд 1) П Р

Для того, чтобы ответить на этот вопрос обменяйтесь мнениями с соседом и начертите в тетрадях таблицу и заполните первую графу «Знаю» о побеге.

Так как побег - это стебель с расположенными на нем листьями и почками, то образование новых побегов на стебле образует что? Возможно много побегов.

Правильно. Благодаря конусу нарастания из почек растет молодой побег, в нем происходят процессы тканевого образования, следовательно, побег удлиняется.

Как вы думаете если побег укоротить?(, то он перестает расти в длину и начнет ветвиться.)

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое»

Побег - часть растения.

Побеги бывают длинные и короткие.

Побеги бывают прямые и ветвистые.

Побег растет в длину и толщину

Почка - зачаточный побег.

Какова роль образования новых побегов на стебле?

Как будет развиваться растение если срезать (верхушечную) почку?

Как вызвать рост боковых побегов?

О биологическом значении ветвления.

Обрезку проводят с целью регулирования ветвления побегов.

Что кущение - это особый вид ветвления у злаковых.

Декоративная обрезка - это топиарное искусство.

Так как побег - это стебель с расположенными на нем листьями и почками, то образование новых побегов на стебле образует что? Возможно много побегов.

Правильно. Благодаря конусу нарастания из почек растет молодой побег, в нем происходят процессы тканевого образования, следовательно, побег удлиняется.

Учитель настраивает класс на положительный результат урока, на значимость учебного материала и практическое его применение

Используя беседу с учащимися, учитель подводит их к самостоятельному определению темы и учебных задач урока

. Как вы думаете если побег укоротить?(, то он перестает расти в длину и начнет ветвиться.)

Итак, тема нашего урока Ветвление (запись темы в тетради) (Слайд2)

Исходя из темы урока, определите учебные задачи.

Предполагаемые ответы

- мы познакомимся с понятием ветвления и его значением;

- наверное, выясним, какие бывают типы ветвления;

- я думаю, узнаем, как происходит рост и развитие молодого побега из почки

Кроме этих учебных задач, которые вы назвали, мы познакомимся с обрезкой растений ,топиарным искусством и кущением ,как особым типом ветвления.(сл 3)

2 Осмысление информации

Учитель: вопрос к классу:

1) Почему же интенсивность роста стеблей у растений различна? Так стебель кукурузы за лето вырастает до 4 метров; стебель бамбука за сутки может вырасти на 1 метр; стебель эвкалипта за 1 год на 3 метра; яблоня и тополь до 1 метра.

Выясним , работая в парах с учебником и дополнительным материалом

3.Этап: чтение с пометкой (ознакомьтесь и сделайте пометки в таблицу)

Предполагаемый ответ

Клетки образовательной ткани составляют конус нарастания это ростовая часть побега. Рост стебля зависит от условий внешней среды. За одно лето из почки вырастает годичный побег. Рост и развитие побега из верхушечных почек обеспечивает рост главного стебля (или ствола) растения. Благодаря этому увеличивается длина стебля и выше к свету выносятся расположенные в его узлах листья и почки (П К)(сл3)

2)Учитель: Как вызвать рост боковых побегов ?

Из пазушных почек появляются боковые побеги. В свою очередь боковые побеги также могут ветвиться. Появляются побеги второго, третьего и т.д. порядка. Побеги, образующиеся из придаточной почки, называют придаточными. В результате развития боковых и придаточных побегов образуется система побегов - побеговая система (также как при ветвлении корня образуется корневая система).

Итак
Образование боковых побегов из пазушных почек - это ветвление(сл4

(П К Л)

Определите типы ветвления(сл6) внесите полученные сведения в кластер Учитель предлагает сравнить выполненные схемы с готовой на доске. Полную схему рисуют в тетрадях.(сл6,7)

3)Учитель:

Две тысячи лет назад в Китае палками сбивали лишние завязи. Зачем?

Чтобы получать хороший урожай фруктов.

Весь урок учитель ведет беседу с учащимися, опирается на их жизненный опыт(сл 8)

4)Учитель:

Можно ли формировать крону деревьев и ускорять или замедлять цветение декоративных растений?

Предполагаемый ответ: Можно, производя обрезку побегов. Обрезая, удаляют вегетативные побеги, затеняющие генеративные, а так же излишки генеративных. (Слайд9, 10 )

Рассмотрим виды обрезки (дополнительное сообщение)

5)Учитель :Применима ли в ландшафтном дизайне обрезка деревьев и кустарников. Практическое применение этому явлению нашли садоводы, дизайнеры. Они создают из кустистых растений причудливые композиции, горки, которые являются украшением садов и парков(сл 12)

Да путем декоративной обрезки можно создавать различные формы крон у деревьев и кустарников. Это топиарное искусство.(П) (сл 13)

Учитель

6) Почему у огурцов, выращенных в теплице, при появлении пятого настоящего листа отщипывают верхушку?(11)

Почему при выращивании томатов обычно удаляют боковые побеги (пасынкуют)?

Стр 74 п 21 Аргументируйте свою точку зрения

7)Учитель: А зависит ли урожай злаков от кущения?(Сл14,15)

Работая с текстом и слайдом запишите ,что такое кущение(П Л К)

Весь урок учитель ведет беседу с учащимися, опирается на их жизненный опыт(Л Р)

После изучения материала обсуждаем и анализируем записи в таблице

3.Закрепление

Этап закрепления позволяет увидеть учителю степень усвоения и осознания учащимися новой темы, при необходимости вернуться к проблемным вопросам нового материала.

Учитель: Молодцы, оказывается, вам уже многое известно, а пригодятся ли вам в жизни эти знания? Как вы считаете, нужно ли людям знать о ветвлении Почему?

Итак, полезно знать всем и сегодня на уроке мы в этом в этом убедились . В течение урока заполняем рабочий лист.

Учитель: К настоящему времени есть много практических советов многое. На стр 75 учебника есть некоторые интересные факты. Поработайте в паре со своим соседом по парте: ознакомьтесь с этой информацией и подумайте- эти сведения могут оказаться полезными?.(Л Р К)

- Выделите, какую интересную информацию вы получили, что хотите уточнить?

- Есть ли другие решения? Есть ли вопросы, которые показались непонятными?

Подводит итог, оценивает успешную работу. Хвалит отличившихся.

Высвечивает на экране вывод(сл16)

Информация

Учитель: Итак, нужны ли людям знания о ветвлении побегов? В рабочих тетрадях закончите предложение: О ветвлении полезно знать всем, так как…

Делают записи в тетрадях: стебель растёт в длину за счёт деления и роста клеток конуса нарастания верхушечной почки. Можно управлять ростом и развитием стеблей: обрезка, пасынкование, прищипка.

Необходимо охранять растения. Рассказ юнната о варварском отношении к растениям (ломают стебли, собирают почки, обдирают кору, берут берёзовый сок).

Домашнее задание дифференцированное. Ученик сам выбирает уровень сложности, а значит оценку в случае успешного его выполнения

1 Составить памятку «Правила обрезки растений»

Найдите дополнительный материал

. 2Прочитать материал учебника на стр 75 и ответить на вопросы в конце текста

3. Составить кроссворд по теме «Ветвление»

Этап рефлексии направлен на выяснение степени участия и эмоциональной удовлетворенности, учащихся в процессе занятия, на выделение самых интересных и запоминающихся моментов урока

4 РЕФЛЕКСИЯ.

Вернемся к вопросам нашего урока. На все ли вопросы мы нашли ответы? Есть ли у вас вопросы по материалу урока?

Ребята, мне хотелось бы что бы вы выбрали для себя и закончили некоторые из предложений. / (р) (л)

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я .

2) Больше всего мне понравилось .

3) Самым интересным сегодня на уроке было___________

4) Самым сложным для меня сегодня было__________

5) Сегодня на уроке я почувствовал___________________

6) Сегодня я понял

7) Сегодня я научился

8) Сегодня я задумался

9) Сегодняшний урок показал мне______________

10) На будущее мне надо иметь в виду______________

_или

_1. Что узнали нового и важного для себя?

2. Чему научились?

3. Какие сделали выводы?

4. Достигли ли цели урока? В какой степени?

5. Что помогало и что мешало успешному усвоению материала?

6. Что осталось непонятным?

7. О чём ещё хотелось поговорить на следующем уроке?

. Активно ли ты участвовал в уроке и в чём это проявлялось?

2. Комфортно ли тебе было на уроке?

3. Получил ли ты ответы, которые выдавала тебе жизнь?

Подведение итогов

Выставление оценок. Благодарит за плодотворную работу.



Приложение (дополнительный материал)

Рост и развитие растений

Почка представляет собой зачаточный, еще не развернувшийся побег

Почка - это зачаток нового побега (вегетативного или генеративного).

На верхушке зачаточного стебля находится ростовая часть побега - конус нарастания. Здесь клетки делятся и тем обеспечивают нарастание массы клеток побега, из которых затем образуются новые зачаточные листья, почки, узлы стебля и их внутренние части. Формирование зачатков вегетативных и генеративных частей побега происходит в верхушечной части почки .За одно лето из почки вырастает годичный побег. Рост и развитие побега из верхушечных почек обеспечивает рост главного стебля (или ствола) растения. Благодаря этому увеличивается длина стебля и выше к свету выносятся расположенные в его узлах листья и почки. В этом проявляется основная роль верхушечной почки. Можно заставить растение сильнее ветвиться, если удалить растущую верхушку побега

Ветвление. Распознают два основных типа ветвления: верхушечное и боковое

Из пазушных почек появляются боковые побеги. В свою очередь боковые побеги также могут ветвиться. Появляются побеги второго, третьего и т.д. порядка. Побеги, образующиеся из придаточной почки, называют придаточными. В результате развития боковых и придаточных побегов образуется система побегов - побеговая система (также как при ветвлении корня образуется корневая система) .Образование боковых побегов из пазушных почек - это ветвление. Чем больше ветвей, тем больший объём среды, т. е. пространства для воздушного питания захватывает растение. У деревьев все ветви образуют крону

Кущение.

УКонспект урока на тему Ветвление побегов многих трав боковые побеги развиваются из самых нижних почек, находящихся в почве или у ее поверхности. Такое ветвление называют кущением. Оно широко представлено у злаков: пшеницы, мятлика, тимофеевки - и некоторых кустарников, например у орешника, малины.

Значение

С увеличением массы ветвей появляется множество новых листьев. Благодаря этому увеличивается общая поверхность соприкосновения со светом, растение охватывает значительно больший объем среды для воздушного питания, что обеспечивает высокую жизнестойкость растения как целостного организма.

У древесных растений главный стебель начинает ветвиться на определенной высоте. Неветвящаяся часть стебля называется стволом. В результате ветвления у древесных растений формируется крона. Крону составляют разновозрастные ветви. У кустарников ствол не выражен, потому что стебли начинают ветвиться у самой земли. Некоторые растения не ветвятся, как, например, пальмы.

Рекомендации по обрезке деревьев и кустарников.

Для обеспечения жизнедеятельности и декоративных качеств зеленых насаждений необходим уход за надземной частью растений в течение всей жизни растений. Обрезка способствует хорошему росту и обильному цветению растений, она необходима, чтобы получить красивую крону или форму растений, вывести штамбовые или кустистые экземпляры.

При уходе за кронами древесно-кустарниковых растений применяется формовочная, санитарная и омолаживающая обрезка.

Формовочная обрезка проводится для обеспечения равномерного расположения ветвей, придания кроне более привлекательного внешнего облика в соответствии с ее естественной, характерной для данного вида формой и выравнивания обшей высоты дерева. Прищипка. Чтобы черенки или молодые растения хорошо ветвились и не тянулись вверх, нужно замедлить их рост в высоту отщипнув верхушки побегов. Прищипывают растение обычно над первой парой листьев.

Формовочная обрезка, включает прищипку и укорачивание побегов.

.В молодом возрасте производится прищипка (не более 25 - 30 % годичного прироста) на одну - две, иногда три верхние почки сильно растущих побегов. Прищипка. Чтобы черенки или молодые растения хорошо ветвились и не тянулись вверх, нужно замедлить их рост в высоту отщипнув верхушки побегов. Прищипывают растение обычно над первой парой листьев.

Прищипка поддерживает желаемую форму кроны, обеспечивает равновесие кроны и корневой системы, стимулирует образование цветочных почек. При ежегодной обрезке между старыми и новыми срезами необходимо оставлять побеги длиной 5 - 10 см.

.Наиболее целесообразное время проведения обрезки - март - начало апреля перед началом вегетации. Обрезка производится косым срезом «на кольцо» у основания ветви над здоровой почкой. Нижняя точка среза должна быть в плоскости основания почки. При срезе нельзя задевать почку.

Для создания стриженных декоративных форм применяются различные приемы топиарного искусства

Санитарная обрезка проводится с целью удаления старых, поврежденных и переплетающихся сучьев и веток и излишней поросли, создание лучшей проветриваемости и освещенности кроны. Основное правило - удалять все нездоровые или постаревшие части растения

Омолаживающая обрезка проводится с целью стимулирования жизнедеятельности растений путем удаления части кроны дерева или кустарника После омолаживающей обрезки вырастает много сильных, здоровых побегов. Поэтому иногда такую обрезку проводят для того, чтобы получить много качественных черенков.

Лучшее время для обрезки весна. Обрезка производится после периода покоя. Срез делается над направленным наружу листом, иначе новые побеги будут расти внутрь. Срез должен быть сделан на несколько миллиметров выше почки и идти от нее в сторону, слегка наискось.



© 2010-2022