Технологическая карта урока биологии по теме: Лист. Внешнее строение листа

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Подготовила: учитель биологии Мосолова Е.В.

6 класс Урок 21

Предмет: биология

Тема урока: Лист. Внешнее строение.

Тип урока: комбинированный урок с элементами исследовательской работы

Учебник: Исаева Т.А., Романова Н.И «Биология. 6 класс». - Москва: Русское слово. Линия «Ракурс», 2014

Цели: формирование у обучающихся познавательных интересов и мотивов посредством изучения; создание условий для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение листьев растений, основных принципов и правил отношения к растениям; эстетического отношения к декоративно-лиственным растениям; развитие опыта экологически ориентированной, рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

Метапредметные

Познавательные: исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; умение создавать, применять и преобразовывать схемы и таблицы для решения учебных и познавательных задач; преобразовывать информацию из одной формы в другую. (П)

Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; работать совместно в атмосфере сотрудничества (К).

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния

Регулятивные: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; формирование навыков самостоятельной работы с разными источниками информации; с лабораторным оборудованием; владение навыками контроля и оценки своей деятельности; поиск и устранение причин возникших трудностей. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместное деятельность с учителем и учащимися (Р)

Предметные

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков в строении листа и процессах его жизнедеятельности как органа высших растений;

  • объяснение влияния человека на процессы роста и развития листьев растений, роли листьев в жизни человека;

  • различение на живых объектах, таблицах, иллюстрациях из учебника и дополнительной литературы листьев цветковых растений, их описание

  • сравнение листьев разных видов растений, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения

  • выявление взаимосвязей между особенностями строения листьев и их функциями;

В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • самостоятельное выполнение действий по инструкции.

Личностные:

  • формирование основ экологического сознания

  • умение соблюдать дисциплину на уроке

  • формирование умения анализировать результаты своей деятельности и делать выводы

методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; элементы самостоятельной практической деятельности.

Оборудование и организация рабочего пространства: учебники, рабочие тетради; ПК, мультимедийный проектор, интерактивное пособие учебники, рабочие тетради, распечатки рисунка внешнего строения черешкового и сидячего листа на каждого ученика, комнатные растения кабинета биологии на каждую парту: Фикус Бенджамина (3шт.), Хлорофитум хохлатый (3шт.), Фиалка узумбарская (3 шт.), Пеларгония зональная (3 шт.), Каланхоэ Дегремона, гербарные образцы по морфологии растений, иллюстрированные схемы о внешнем строении вегетативных органов растения.

Словарь урока: Лист - боковой вегетативный орган растения, растущий от стебля, имеющий двустороннюю симметрию и нарастающий ограниченно основанием.

Функции листа: - фотосинтез; - газообмен; - транспирация.

Листовая пластинка - расширенная, обычно плоская часть листа, выполняющая функцию фотосинтеза, газообмена, транспирации и у некоторых видов - вегетативного размножения.

Черешок - суженная часть листа, соединяющая листовую пластинку со стеблем и регулирующая положение листа по отношению к источнику света.

Черешковые листья - листья, имеющие черешок.

Сидячие листья - листья, не имеющие черешок.

Прилистники - листовидные образования у основания листа, которые служат для защиты молодого листа и пазушной почки.

Основание листа - часть листа, соединяющая лист со стеблем. Здесь находится образовательная ткань, дающая рост листовой пластинки.

Простой лист - лист, состоящий из одной листовой пластинки и одного черешка и опадающий целиком.

Сложный лист - лист, включающий несколько листовых пластинок (листочков), расположенных на общем черешке и опадающих по отдельности.

Цельный лист - лист, имеющий нерасчленённую листовую пластинку.

Лопастной лист - лист, пластинка которого расчленена на лопасти до 1/3 ширины полулиста.

Раздельный лист - лист, пластинка которого расчленена до ½ ширины полулиста.

Рассечённый лист - лист, пластинка которого расчленена до главной жилки или до основания листа.

Жилки листа - система проводящих пучков, которые связывают лист в единое целое, служат опорой мякоти листа и соединяют его со стеблем.

Жилкование листа - порядок расположения жилок в листовой пластинке.

Перистое жилкование - жилкование, в котором выражена главная жилка, от которой в обе стороны отходят боковые.

Пальчатое жилкование - - жилкование, в котором главная жилка не выражена, в лист входят несколько крупных жилок, от которых отходят боковые.

Сетчатое жилкование - жилкование перистого и пальчатого типов.

Параллельное жилкование - жилкование, при котором вдоль пластинки проходят несколько одинаковых жилок параллельно друг другу от основания листа до его верхушки.

Дуговое жилкование - жилкование, при котором вдоль пластинки проходят жилки дугообразно от основания листа до его верхушки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Оргмомент и эмоциональный настрой

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку; определяет формы рефлексии

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку и рефлексии

2. Актуализация опорных знаний

Вопросы на связь нового материала с ранее изученными темами

- Какие вегетативные органы растения вы уже изучили?

- Какое значение имеет корень растения?

- Какое значение имеет стебель растения?

-Какое значение имеет почка растения?

- Каковы особенности строения вегетативной почки?

-Каковы особенности строения генеративной почки?

Отвечают на вопросы (П)

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (К)

3.Мотивация

- А какие органы входят в состав побега кроме почек?

- С особенностями какого органа мы ещё не познакомились в вами, поможет эта загадка:

Сидит зеленеет, летит - пожелтеет, упадет - почернеет.

Отвечают на вопросы (П)

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (К)

3. Постановка темы и цели урока

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока в ходе фронтальной беседы.

- О каком органе растения идёт речь в загадке?

- Вспомните, одинаковые или разные листья у растений?

- Как вы думаете, чему вы сможете сегодня научиться?

Отвечают на вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения (К).

Формулируют тему, и планируемы результаты, записывают в тетради (П)

4. Освоение нового материала

- «Лист» в переводе с греческого означает «пластинка». И действительно листья похожи на тонкие пластинки. Из чего же он состоит:

1. Самостоятельное чтение стр. 77. Беседа по прочитанному материалу и интерактивным схемам. Выполнение №1(с.29) в рабочих тетрадях, подписи к рисунку внешнего строения листа в тетрадях.

2. Беседа с опорой на жизненный опыт, материал из курса окружающего мира, гербарных образцов, таблиц и комнатных растений, стр. 77-78 учебника о разнообразии листьев по количеству листовых пластинок, жилкованию, форме листовой пластинки, форме края и форме верхушки листовой пластинки.

3. Выполнение заданий №2,3 (с. 29) Рабочей тетради

Читают текст учебника. Участвуют в беседе (П)

Выполняют задание в тетради (П и Р).

Выдвигают версии, анализируют, объясняют, определяют средства решения проблемы (П, Р)

Определяют степень успешности выполнения работы (Р)

Физминутка

Организация движений детей

Дети получают простой и сложный лист, определяют в какой из конвертов их поместить; конверты помещены на противоположных стенах, один: «Простые листья», второй: «Сложные листья».

Информационный проект: «Интересные факты о листьях растений»

Ответы на вопросы: что запомнилось?

Работа с таблицами по заполнению характеристики растения Каланхоэ Дегремона (начата на предыдущих уроках)

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивают свою точку зрения, индивидуальная фронтальная работа (П,Р), Заполняют графы таблицы (П, Р)

5. Закрепление и применение нового знания

- А теперь вы сами будете исследователями.

- У вас на партах комнатные растения. Сегодня это не просто источник кислорода и эстетического наслаждения. Это и объект для вашего исследования.

Внимательно рассмотрите растение. Используя его этикетку и раздаточный материал, сделайте характеристику комнатного растения, помещённого у вас на парте

Работают а паре, фиксируют записи в таблицах (К,П,Р).

По презентации анализируют свои ответы, формулируют свою точку зрения (Л, П, Р)

Осознают причину своего успеха или неуспеха (Р)

6. Рефлексия

Анализирует деятельность учащихся. Предлагает учащимся произвести самооценку деятельности и поставить себе оценку в таблице за работу на уроке. Таблицы сдать учителю для проверки и оценивания.

Проводят самооценку своей деятельности (Р)

7. Домашнее задание

§ 20 (с.77-79), ответы на вопросы (устно) (с.81№1,2,3,5)

*сообщение «Удивительные листья»

*Синквейн «Лист»

*кроссворд «Разнообразие листьев растений»

*с.81 таблица в разделе «Подумайте»

Записывают домашнее задание (Р)





Дополнительный материал к уроку:

Листорасположение

Технологическая карта урока биологии по теме: Лист. Внешнее строение листа.

Стебель

Технологическая карта урока биологии по теме: Лист. Внешнее строение листа.





















Прикрепление листа к стеблю

Технологическая карта урока биологии по теме: Лист. Внешнее строение листа.

Жилкование

Технологическая карта урока биологии по теме: Лист. Внешнее строение листа.

Тип листа по форме листовой пластинки

Технологическая карта урока биологии по теме: Лист. Внешнее строение листа.Технологическая карта урока биологии по теме: Лист. Внешнее строение листа.



Тип листа по форме листовой пластинки

Технологическая карта урока биологии по теме: Лист. Внешнее строение листа.



Технологическая карта урока биологии по теме: Лист. Внешнее строение листа.

Тип листа по форме его верхушки

Технологическая карта урока биологии по теме: Лист. Внешнее строение листа.



Тип листа по форме его края

Технологическая карта урока биологии по теме: Лист. Внешнее строение листа.

Таблицы Характеристика растения (заполненные)

Название растения

Каланхоэ Дегремона

Листорасположение

Супротивное

Стебель

Прямостоячий

Прикрепление листа к стеблю

Черешковый

Лист: простой или сложный

Простой

Жилкование листьев

Сетчатое

Форма листовой пластинки

Яйцевидная

Форма верхушки листовой пластинки

Заострённая

Форма края листовой пластинки

Зубчатая



Название растения

Сентполия фиалкоцветная

Листорасположение

Собраны в розетку

Стебель

Укороченный

Прикрепление листа к стеблю

Черешковые

Лист: простой или сложный

Простой

Жилкование листьев

Перистое (сетчатое)

Форма листовой пластинки

Овальная (округлая)

Форма верхушки листовой пластинки

Тупая

Форма края листовой пластинки

Цельнокрайний

Название растения

Хлорофитум хохлатый

Листорасположение

Собраны в розетку

Стебель

Укороченный

Прикрепление листа к стеблю

Сидячие

Лист: простой или сложный

Простой

Жилкование листьев

Параллельное

Форма листовой пластинки

Линейная

Форма верхушки листовой пластинки

Заостренная (оттянутая)

Форма края листовой пластинки

Цельнокрайний



Название растения

Фикус Бенджамина

Листорасположение

Очередное

Стебель

Прямостоячий

Прикрепление листа к стеблю

Черешковый

Лист: простой или сложный

Простой

Жилкование листьев

Перистое (сетчатое)

Форма листовой пластинки

Овальная

Форма верхушки листовой пластинки

Заострённая (оттянутая)

Форма края листовой пластинки

Цельнокрайний

Название растения

Толстянка древовидная

Листорасположение

Супротивное

Стебель

Прямостоячий

Прикрепление листа к стеблю

Сидячие

Лист: простой или сложный

Простой

Жилкование листьев

Сетчатое

Форма листовой пластинки

Обратнояйцевидная

Форма верхушки листовой пластинки

Тупая

Форма края листовой пластинки

Цельнокрайний



Название растения

Пеларгония зональная

Листорасположение

Очередное

Стебель

Прямостоячий

Прикрепление листа к стеблю

Черешковые

Лист: простой или сложный

Простой

Жилкование листьев

Сетчатое (пальчатое)

Форма листовой пластинки

Пальчатолопастная

Форма верхушки листовой пластинки

Тупая

Форма края листовой пластинки

С волнистым краем



Таблицы для заполнения обучающимися

Характеристика растения

Выполнил(а) ________________________________

Название растения

Листорасположение

Стебель

Прикрепление листа к стеблю

Лист: простой или сложный

Жилкование листьев

Форма листовой пластинки

Форма верхушки листовой пластинки

Форма края листовой пластинки

Оценка за урок

Литература:

  1. Богданова Т.Л. «Биология; задания и упражнения» (пособие для поступающих в ВУЗы М.: Высшая школа,1991г.

  2. Демьянков Е.Н. «Биология. Мир растений» (задачи, дополнительные материалы), М.: «ВЛАДОС»,2004г

  3. Наглядный словарь. Растения под ред. Мэри Линдсней, гл. ред. Елена Мирская, изд. «Дарлинг Киндерсли» 2000 г.

Интернет - ресурсы:

megabook.ru/stream/mediapreview





© 2010-2022