• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект урока: Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда

Конспект урока: Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока : Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда.Конспект урока : Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда.Конспект урока : Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда.Конспект урока : Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда.

Урок : Взаимосвязь органов растения как живого организма.

Растения и окружающая среда.

Биология, 6 класс

Цели: систематизировать знания учащихся о строении и значении органов растений, их взаимосвязи.

Задачи:

-формировать представление о растении как целостном организме на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функциях их клеток, тканей, органов и систем органов;

-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, применять знания при решении биологических задач;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Результаты обучения: креативность мышления, умение прогнозировать и анализировать, обобщение знаний учащихся, воспитание бережного отношения к растениям.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, проблемный

Оборудование: учебник « Биология». Авт: К. Кайым. Р. Сатимбеков, А. Ахметов, Ж. Кожантаева, ватман для постеров, карточки для деления на группы, маркеры. инструктивные карты с заданиями, оценочный лист.

ФОПДУ: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

  1. Организационное начало урока.

Эмоциональный настрой и деление на группы
"Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая, жёлтая, белая. Посмотрите на них и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. (Учащиеся занимают места в группах согласно цвету полоски)

II. Стадия вызова

1.Целевая установка:

- На предыдущих уроках мы с вами познакомились с органами растительного организма. Вы уже знаете, из чего состоит организм растения. А чем же мы будем заниматься на этом уроке?

Выскажите свои предположения.

2.Проверка знаний и умений.

По ходу урока заполняется оценочный лист

Задание № 1

Учитель: Чтобы узнать, как вы усвоили материал об органах растения, поиграем в игру "Сортировка» У вас на столах находятся карточки с изображением органов растения, а вы выберите только те, которые относятся к группе органов, написанных на ваших постерах и приклейте их. Работа проводится по группам: 1-я и 3-я и 5-я группы выбирают изображения органов, составляющих вегетативную систему, а 2-я и 4-я - генеративную. Не забудьте подписать свои фамилии, так как работа будет оцениваться.

Правильные ответы

Вегетативные органы: лист, стебель, корень.

Генеративные органы: цветок, плод, семя.

(Происходит взаимопроверка работ. Заполнение оценочных листов)

Критерии оценок: за каждый правильный ответ-1 балл.

III. Основная часть. Стадия осмысления

  1. Тема урока (записывают в тетрадь: Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда).

Цель урока: доказать, что клетки, ткани, органы и системы органов находятся в тесной взаимосвязи и совместно обеспечивают жизнедеятельность организма.

  1. Постановка познавательных задач

(записаны на листах у каждой группы):

1. Какие уровни организации выделяют у растений?

2. Какая связь прослеживается между отдельными органами цветкового растения?

3. Чем достигается согласованная работа всех структур организма от клеток до системы органов?

4. Какие условия необходимы для проявления всех свойств жизни у организмов?

3. Решение познавательных задач:

Решение нашей первой познавательной задачи начнём с того, что вспомним, какие уровни организации живых организмов вы знаете.

Перед вами лежит инструктивная карта, найдите на ней задание №2 «Цепочка»

Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, а ответ впишите в прямоугольник, соответствующий номеру вопроса.

  1. Наименьшая часть любого живого организма - это ... ... ... (клетка).

  2. Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ... ... ... (ткань).

  3. Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение - это ... ... ... (орган).

  4. Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ... ... ... (систему органов).

  5. Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ... ... ... (организмом).

5

4

3

2

1

Ответ

Клетка ---ткань--- орган----система органов ---организм растения.

Учащиеся оценивают вою работу согласно критериям. Выставляют баллы в оценочный лист.

Критерии оценки: за каждый правильный ответ-1 балл.

Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, а из тканей состоят органы. Органы образуют живой организм

4. Актуализация опорных знаний:

Давайте вернёмся к схеме, какой уровень организации следует после ткани (Ответ уч-ся). Назовите, какие органы есть у цветкового растения?

Задание № 3:

1 группа - обучающимся предлагается загадка: Не рыли, не бурили, а воду добыли (корни)

Следовательно, ваша группа получит название - «Корень».

И вы будете обобщать информацию о корне.

2 группа - обучающимся предлагается загадка:

Вверх по стене крутой,
По бетонке литой,
Многоножка ползет,
С собой листья везет.

(стебель)

Следовательно, ваша группа получит название - «Стебель»

И вы будете обобщать информацию о стебле

3 группа - обучающимся предлагается загадка:

Из почек появляются,

Весною распускаются,

Летом шелестят,

Осенью - летят.

( листья)

Следовательно, ваша группа получит название - «Лист».

И вы будете обобщать информацию о листе.

4 группа - обучающимся предлагается загадка:

Есть чашечка, да не разобьешь,

Есть венок, да не разовьешь,

Есть тычины, да очень хрупки,

Есть пестик, да без ступки:

И все это-вместе

Да на своем месте.

(цветок)

Следовательно, ваша группа получит название - «Цветок».

И вы будете обобщать информацию о цветке.

5группа - обучающимся предлагается загадка:

В малой хатке, в спаленке,

Спит ребенок маленький;

В кладовой еда лежит,

Как проснется - будет сыт.

(семя)

Следовательно, ваша группа получит название - «Семя».

И вы будете обобщать информацию о семени.

5. Организовывается работа в пяти группах

Группы получают листы - задания.

Работают с различными источниками информации.

Задание 4: Осуществление деятельности « Заполни таблицу».

1. Используя учебник и другие источники информации заполните таблицу «Взаимосвязь органов растения».

2. Сделайте вывод о значимости органа в жизни растения.

Органы растения

Функции органа

Особенности строения органа

Значение органа, связь с другими органами.


Первая группа -«Корень», вторая группа-«Стебель», третья-«Лист», четвёртая- «Цветок», пятая-«Семя».

Органы растения

Функции органа

Особенности строения органа

Значение органа, связь с другими органами.

Корень

-опорная

-минеральное питание

-вегетативное размножение

боковые корни, корневые волоски

зоны корня

всасывает воду и минеральные соли для всех органов

Стебель

-проводящая

-опорная

-запасающая

фотосинтезирующая ( для зеленых)

Луб, ситовидные трубки (проводящая ткань) по ней передвигаются органические вещества; сосуды древесины-минер.

вещества;

сердцевина -запас питательных веществ

проводит питательные вещества ко всем органам.

Цветок

половое размножение

образование плода и семян

пестик - женский орган размножения;

тычинки - мужские органы.

Образование плодов, семенное размножение

Лист

фотосинтез

газообмен

испарение воды

устьица
межклетники

столбчатая ткань - много хлоропластов

участвует в жизненно важных процессах: фотосинтезе.,дыхании, испарении воды

Семя

Развитие проростка

Размножение

расселение

Семядоли. Зародыш, эндосперм,

Семенная кожура

Сохранение вида

размножение

Каждая группа защищает свою работу у доски. Взаимооценка работ по критериям:

Полный ответ-3 баллов;

Неполный ответ- 2 балла;

Неправильный ответ- 0 баллов.

6. Инсценировка «Спор»

(У доски органы растения: стебель, лист, корень, цветок, плод. Все ученики в костюмах. Слова автора говорит учитель.)

Разыгрывается задача следующего содержания: между органами растения идет спор.

Учитель: Поспорили однажды корень, стебель, лист, цветок и плод, кто из них важнее? Расшумелись, поссорились, решили даже жить отдельно.

Спор органов (выступление учащихся)

Корень: Я -корень! Всех сильнее я, и очень важен. Что без меня растению не жить, кто с этим будет спорить? Водою я снабжаю всех, и удержаться в почве без меня никто не сможет. Мы, даже у маленьких растений бываем большими. Вон у свеклы, где тебя стебель и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду».

Стебель: Нет, главный - я! Кто без меня даст листьям воду, доставит к свету их и запасти поможет в клубнях пищу людям? Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу».

Лист: Но что же будет без меня, ведь это я свет солнечный ловлю и углекислый газ я поглощаю, и очищаю воздух я вокруг, и воду я с растенья испаряю. Так может, я главнее всех? Мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие функции выполняю».

Цветок: «Нет ничего лучше и полезнее меня, ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!»

А плод говорит: « А я ……., А я …..».
Учитель: Словом тоже стал утверждать своё превосходство.

Вовремя вмешался в разговор человек. Примирил спорщиков. Что сказал человек листьям, стеблям и корням? Ребята, как вы думаете, кто из них прав? Кто из органов, для растения самый главный? Почему?

7.Мозговой штурм.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос давайте подумаем, что произойдёт, если работа какого-либо органа будет нарушена?

Каждая группа выдвигает свои версии.

Так что же сказал Человек органам растения?

Вывод: все органы растения - важны, они взаимосвязаны. В работе организма участвуют все органы взаимосвязано. В листьях образуются органические вещества, они необходимы для питания всех органов , поэтому стебель обеспечивает передвижение питательных веществ к корню, а из корня вода и минеральные вещества поступают в листья тоже через стебель. Если разрушить стебель - транспорт прекратится. Это пример взаимосвязи органов в растении . Поэтому повреждение любой части организма ( корня, стебля, листа) может стать причиной гибели растения.

Чем достигается согласованная работа всех структур организма от клеток до системы органов?

Гормоны вырабатывают определённые клетки растений, такие вещества называют фитогормонами. Они управляют ростовыми процессами. Одни из них стимулируют рост, другие - замедляют.

Вывод: работа органов и систем органов растения регулируется гормонами.

Физминутка

Я считаю, что сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваша нервная и мышечная системы. Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.

1. Встали.

2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)

3. Присели. (Я касаюсь уха)

4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)

5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

8. Опустили руки.

9. Сели на места.

У нас осталась нерешённой одна познавательная задача:

Какие условия необходимы для проявления всех свойств жизни у организмов?

Чтобы её решить, необходимо вспомнить основные свойства живого. Откройте стр. 5, прочитайте 4-й абзац и назовите мне признаки живых организмов.

Снова посмотрим на уровни организации растительного и животного организмов. Что образуют системы органов? Организм. Организм - открытая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных и соподчинённых частей, особенности, строения которых определены их работой как единого целого.

При каком условии может существовать организм?

Вывод: организм может существовать только при обмене с окружающей средой веществами и энергией.

IV. Закрепление знаний, полученных на уроке:

Ребята, подумайте и ответьте на вопросы: (слайд16)

1.Зачем бороться с колорадским жуком, если он ест листья картофеля, а человек клубни?

2.Зачем при высадке рассады (капусты, помидоров) у этих растений прищипывают главный корень?

Учащиеся высказывают предположения.

V. Рефлексия.

Фронтальная беседа.

1. Что мы делали сегодня на уроке и с какой целью?
2. Мне было интересно…

  1. Мы сегодня разобрались…

  2. Мне было трудно…

  3. На следующем уроке я хочу…

Итог урока.

Сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали органы растения, установили взаимосвязи органов и доказали. Что организм растения - единое целое. Изученный сегодня материал очень важен для успешного дальнейшего изучения курса биологии. Мы рассмотрели примеры связи строения и функций клеток, тканей, органов и систем органов.

Оценки детям, выставляются согласно оценочных листов

VI. Организация домашнего задания:

1. Повторить изученный материал о корне, листе, стебле, цветке, семени, плоде.

2. Желающим предлагается творческое задание:

- сочинить рассказ или сказку о взаимосвязи органов и систем органов

-составить кроссворд «Органы растения»

-написать сказку « Путешествие по растению»

Список использованной литературы:

  1. Кайым К., Сатимбеков Р., Ахметов А., Кожантаева Ж. Биология. - «Атамұра», 2015г.

  2. Сонин Н.И.Биология: Разработка уроков с использованием новых педагогических технологий: 6 класс.- Москва, 2009г.

  3. Ляшенко Н.В., Попова Е.В., Артёменко В.П., Маслак Е.Н.Биология. 6-1 классы: секреты эффективности современного урока.- Волгоград: Учитель.2011г.

  4. Поддубная Л.Б. Нестандартные уроки биологии. 6 класс.- Волгоград: ИТД « Корифей», 2007г.

  5. Коновалова С.Н. Сборник развивающих задач по ботанике.- Кокшетау: « Келешек-2030», 2008.








12


© 2010-2022