- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии Строение клетки
Конспект урока по биологии Строение клетки
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | ШВАРЦ Е.В. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МОУ «Турочакская СОШ»
Методическая разработка
к уроку биологии 10 класс.
Тема: Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.
Подготовил: учитель биологии
МОУ «Турочакская СОШ»
Шварц Е.В.
2015г.
Тема урока: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.
Цели: формирование у учащихся знаний о строении эукариотической клетки; Объяснение сущности принципа построения клеточной мембраны, её функций; раскрывание роли ядра как наиважнейшей структуры эукариотической клетки; знакомство учащихся со строением ядра, особенностями строения цитоплазмы и ее немембранных структур.
- развитие умения выявлять взаимосвязь строения и функций органоидов клеток
- воспитание внимательности
Основные понятия: цитоплазматическая мембрана, эндоцитоз, экзоцитоз, ядро, хроматин, ядрышко, кариоплазма, кариотип, хромосомы, гомологичные хромосомы, диплоидные и гаплоидные наборы хромосом, цитоплазма, гиалоплазма, клеточный центр, центриоли, рибосомы.
Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие строение эукариотической клетки, строение цитоплазматической мембраны, таблица (презентация) с основными положениями клеточной теории, таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение и функционирование цитоплазмы и немембранных органоидов клетки.
Методические приемы: слово учителя, фронтальный и индивидуальный опрос, работа в группах, работа с построением схем и таблиц, работа с учебником, составление синквейнов, рефлексия, работа у доски.
Тип урока: комбинированный
Структура урока
-
Организационный момент
- приветствие
- подготовка класса к уроку
- готовность обучающихся к уроку
-
Повторение пройденного материала
- (фронтальный опрос)
А) Какой уровень называется молекулярным?
Б) Почему молекулярный уровень самый низший, но самый главный?
В) С какими органическими веществами мы познакомились при изучении молекулярного уровня?
- индивидуалый опрос по карточкам. (проводится между учащимися с более слабым уровнем знаний)
Задания на карточках. Для 2 - 3 обучающихся. ( Что такое белки, липиды, углеводы? Какую роль они играют в клетках живых организмов?)
- Решение задачи (один обучающийся работает у доски)
Задача.
Фрагмент цепи ДНК имеет состав:
Г-Т-Ц-А-Т-Т-А-Г-Ц-Г-Т.
Используя принцип комплементарности , достроить вторую цепь.
-
Целевая установка
- психологический настрой обучающихся
-
Изучение нового материала
Вводный рассказ учителя об общих принципах построения всех живых организмов с озвучиванием основных положений клеточной теории и записью на доске общей формулы строения живой клетки.
Проверка знаний.
На предыдущем уроке между учащимися ( из которых формируются группы по два человека) распределяются клеточные структуры: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, клеточный центр, рибосома, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения.
Каждая группа к уроку готовит следующие задания:
-
Рассказ о строении и функциях данной части клетки ( с выделением главной информации и дополнительной)
-
Опорную таблицу
Схема строения клетки
Клетка
Клеточная оболочка 2. Ядро
- мембрана - ядерная оболочка
- клеточная стенка - ядерный сок
- а) целлюлозная(раст) - ядерное вещество
-б) хитиновая (гриб.) - ядрышко
- в) муреиновая (бакт.)
-
Цитоплазма 5. Включения
- Внутриклеточная среда: - вакуоль
- гиалоплазма - гранулы
- цитоскелет - капли
-
Совокупность органоидов;
- митохондрии
-рибосомы
-лизосомы
-ЭПС
-аппарат Гольджи
-клеточный центр
-пластиды
3. Вопросы для теста ( сдаются перед началом урока учителю), на основе которых преподаватель составляет проверочную работу к следующему уроку.
4.Рассказ учащихся о строении, составе и функционировании клеточных органелл.
5.Работа с опорными таблицами.
6. Работа с учебником (п. 14-15)
Задание.
-
Перечислить, какие функции характерны для клеточных органелл.
-
Найти сходства и различия между процессами эндоцитоза и экзоцитоза.
-
Какие хромосомы называются гомологичными?
-
Составить схему «Виды хромосомных наборов» с указанием признаков отличия.
-
Обобщение и закрепление изученного материала.
Составление синквейнов.
Пример.
- Ядро
-Важнейшее, эукариотическое
- хранит, передает, участвует
- Является центром управления клетки и хранилищем генетической информации
- Наследственность
-
Итог урока: рефлексия ( учащиеся заполняют карточку, которая сдается учителю и анализируется им)
-
Вопросы и понятия из данной темы
Все понятно
Не все понятно
Непонятно
Клеточная мембрана
Ядро
Цитоплазма
Клеточный центр
Рибосомы
-
Домашнее задание: п. 14 -15, записи в тетради, подготовить синквейны по клеточным органеллам. Сообщения (по желанию)
-