- Преподавателю
- Биология
- Разработка урока-дидактической игры В гостях у птиц биология 7 класс
Разработка урока-дидактической игры В гостях у птиц биология 7 класс
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Калабухова И.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Цель: обобщить в игровой форме знания о строении и разнообразии организмов класса Птицы.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания о строении органов, функциях и их взаимосвязи; осуществить тематическую коррекцию и выявить уровни учебных достижений учащихся по теме «Класс Птицы»;
Развивающие: развивать умения сравнивать, обобщать, логически мыслить, делать выводы; развивать познавательный интерес у учащихся, развивать речь.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, осуществлять экологическое образование и воспитание; формировать культуру общения во время соревнования, приобщать учащихся к научному творчеству; развивать навыки самостоятельной работы, формировать навыки самооценки.
Материалы и оборудование: таблица «Класс Птицы», чучела птиц, рисунки, фотографии, плакаты, выставка книг о птицах, фрагменты фильма или диафильма, слайды, картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели», презентация.
Понятия: общая характеристика типа, общие признаки, обобщение, систематизация.
Тип урока: контрольно-обобщающий, вид - «дидактическая игра».
Методы и методические приемы: словесные, наглядные: беседа с демонстрацией таблиц, наглядности; практический: распознавание и определение объектов; приемы: логические: сравнение и установление черт сходства и различия пресмыкающихся и птиц, постановка проблемы, выводы, составление обобщающей схемы, контроль знаний; организационные: беседы, ответы у доски и с места, групповые формы работы.
Ход урока-игры
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП И МОТИВАЦИЯ
Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока
-
Напоминание учащимся правил игры.
-
Определение команд учащихся.
-
Представление жюри (ученики из противоположных команд).
-
Подготовка листов контроля, на которых отмечены фамилия, имя, класс учащегося, тема урока и будут выполнены письменные задания, выставлены поурочные баллы.
-
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ, УМЕНИЙ (КОНКУРСЫ)
-
Конкурс «Разминка»
На доске составляется схема, в которой учащиеся отражают науки, которые помогают изучать птиц (у доски работают по одному представителю от каждой команды.
-
Какие науки помогли нам изучить класс Птицы?
После составления схемы учащиеся дают определение каждой из
-
Как называется наука, которая является разделом зоологии, изучающая только класс Птицы? (Орнитология.)
Что обозначает в переводе с греческого языка «орнитология»? («Орнито» - птица, «логос» - учение.)
lll. «Блиц-викторина»
Каждая команда быстро отвечает на 10 вопросов, за каждый правильный ответ получает по одному баллу.
В Кто быстро и правильно назовет характерные признаки птиц?
1-я команда
-
Конечности, которые обеспечивают полет птицам. (Крылья)
-
Расширение пищевода у голубя. (Зоб)
-
Какое сердце у птиц? (Четырехкамерное)
-
Способ оплодотворения у птиц. (Внутреннее)
5. Постройки птиц. (Гнезда)
6. Какого органа выделительной системы нет у птиц? (Мочевого пузыря) №;
7. Оболочка яйца, которая является источником воды. (Белок)
8. Оболочка яйца, которая пигментируется. (Скорлуповая)
9. Способ дыхания у птиц. (Двойное)
10. Отдел желудка, заменяющий зубы у птиц. (Мускульный)
2-я команда
-
Высокий гребень грудины, увеличивающий площадь прикрепления грудных мышц. (Киль)
-
Часть нижней конечности из сросшихся костей стопы и пальцев. (Цевка)
3. Роговой чехол, покрывающий кости челюстей. (Клюв)
4. Покровы тела птиц. (Перья)
-
Функционирующий орган размножения у самки. (Левый яичник)
-
Где находится запас питательных веществ в яйце? (Желток)
-
Расширение крупных бронхов за пределами легких. (Воздушные мешки)
-
Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии)
-
Что раньше появилось - яйцо или курица? (Яйцо, так как оно появилось у пресмыкающихся)
-
Разновидность пуховых перьев (Пух).
lV/Конкурс «занимательная систематика»
Учащимся предлагается загадка и к ней ставится вопрос.
Назовите птицу, о которой идет речь в загадке, назовите отряд, к которому она относится, и ответьте на вопрос после того, как разгадаете загадку.
1-я команда.
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки (Гусь, отряд Гусеобразные)
Почему гусь выходит сухим из воды?
(Учащиеся указывают характерные признаки гусеобразых:
-
благодаря строению перьевого покрова - плотное переплетение перьевых и пуховых бородок образует густой слой с водоотталкивающей наружной поверхностью;
-
водонепроницаемости способствуют бесчисленные пузырьки воздуха, заключенные в тончайших полостях слоев оперения;
-
смазывание перьев выделениями копчиковой железы сохраняет естественную структуру, форму и эластичность перьев, образующих водонепроницаемый слой.)
2-я команда.
Всех перелетных птиц черней,
Он чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица ... (Грач, отряд Воробьинообразные)
Когда и почему первыми прилетают грачи, и зачем грач скачет по пашне?
(Прилетают, когда сойдет снег, и питаются беспозвоночными обитающими в почве. Работая мощным клювом, извлекают из почвы насекомых и их личинок.)
Вопросы, на которые команды отвечают по очереди:
-
В названии какой птицы сорок букв? (Сорока)
-
Какая птица носит название известного русского писателя? (Гоголь)
-
Какая птица носит название танца? (Чечетка)
-
Какой город носит название хищной птицы? (Орел)
-
К названию какой русской реки надо добавить впереди одну букву, чтобы получить название лесной птицы? (Волга, иволга)
Как превратить дрова в оседлую птицу степей и пустынь? (Поменять букву «в» на «ф», Дрофа)
V/«Литературно-художественный конкурс»
Звучит музыка П. И. Чайковского из альбома «Времена года»: «Март» или «Апрель».
-
На фоне музыки звучат слова, характеризующие картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Этот неброский пейзаж родной природы стал яркой вехой в русской живописи и значительным произведением для всего мира. В этой картине скрыта тайна воздействия природы на человека. Картина стала символом родного края. Несмотря на неприглядный вид сельских задворок, уныло покосившихся заборов и еще не оживших по-весеннему деревьев, в картине явно звучит песня торжествующей жизни. Этим произведением было положено начало русскому пейзажу.
Команды отвечают на вопросы, задаваемые противниками.
Задайте вопросы противнику о поведении птиц в период, изображенный на картине (о сезонных явлениях в жизни птиц).
Команды поочередно называют признаки приспособленности совы к ночному образу жизни, указывая и те, о которых не сказано в стихотворении.
-
Послушайте стихотворение Павла Барто и отметьте признаки отряда (можно назвать 11 признаков), к которому относится известная птица.
Во тьме сверкают очи:
Обличье человечье
Да два крыла в заплечье.
Полет совы беззвучен,
Пролет в лесу изучен.
Клюв с когтем очень прочен,
А слух совы так точен
Малейший скрип им слышен,
От них не скрыться мышам.
Совиной шеи разворот -
Глаза назад, глаза вперед.
После биологического анализа стихотворения учитель задает вопрос:
«Каково значение ночных хищных птиц?» (Охотятся в то время, когда другие птицы спят)
Vl. Конкурс «Занимательная птица»
При подготовке к уроку готовится рисунок, где изображена птица-химера, состоящая из частей различных птиц.
Учащиеся должны назвать, от каких птиц унаследовал предложений объект данные признаки, дать ему название и попытаться найти ей место в системе органического мира. (Например, у птицы может быть голова орла, шея лебедя, тело пингвина, ноги страуса, глаза совы и т. д.)
-
«Конкурс скороговорок»
Приглашаются по одному участнику из команды, им выдаются карточки, на которых написаны скороговорки.
Задача игроков - три раза подряд быстро и правильно сказать скороговорку и ответить на вопросы учителя.
-
«Кукушка кукушонку купила капюшон».
а) К какому отряду относится кукушка? (Кукушкообразные)
б) Как называют кукушку в других странах? (Кукачка, куковица, гигук, кукук, куколо, куко, зозуля) _
в) Как называют экологи поведение кукушки? (Гнездовой паразитизм)
-
«Летели лебеди с лебедятами».
-
а) К какому отряду относятся лебеди? (Гусеобразные)
б) Куда и когда могли лететь лебеди?
в) В каком балете исполняется «Танец маленьких лебедей», кто написал музыку к этому балету?
Vll. Конкурс «Орнитологический клин»
На вырезанных из бумаги «птицах» написаны вопросы, которые располагаются на доске в виде клина, команды поочередно снимают вопросы с доски и дают на них ответы.
-
Какая птица летает только под водой? Почему? (Пингвин. Крылья-весла, хорошо развит киль, тяжелый скелет обеспечивает ныряние, плавательные перепонки между пальцами, расположение ног на заднем конце туловища, это дополняет работу крыльев, толстый слой подкожного жира предотвращает потери тепла, перья в виде чешуи.)
-
Если страус - это птица, от чего ж ей не летится? (Слабо развиты крылья, нет дифференциации перьев, маленькая грудина без киля, лопатки и коракоиды срастаются в одну кость, ключицы зачаточные.)
-
Какая птица, отложив яйца, сразу улетает на юг? (Кукушка. В Африку она уже прилетает в июле.)
-
Какие птицы прилетают раньше весной - стрижи или ласточки? Почему? (Стрижи видят отчетливо только то, что находится перед ними, ласточки обладают боковым зрением, поэтому стрижам надо, чтобы насекомых было много, тогда какая-то часть окажется в поле зрения стрижей. Ласточки могут охотиться в воздухе и тогда, когда насекомых еще не очень много, и тогда, когда их еще мало, т. е. весной. Из вышесказанного следует, что ласточки прилетают раньше, чем стрижи, так как могут ловить насекомых у земли.)
-
Почему птицы в полете не задыхаются? (Двойное дыхание.)
-
Какая птица гнездится зимой и почему? (Клест, так как зимой есть для них корм - шишки хвойных.)
-
Почему птицу клест называют «святой»? (Крестообразный клюв у взрослых; птенцы на свет появляются с прямыми клювиками, они у них прямые до тех пор, пока их кормят родители; их организм в течение жизни пропитывается смолистыми веществами хвойных, уже при жизни их тела превращаются в своеобразные мумии, что предотвращает быстрое разложение трупиков птиц после смерти, трупики после смерти сохраняются 15-20 лет: как известно, смола хорошо защищает от гниения.)
-
Что заставляет птиц делать перелеты - голод или холод? Почему? (Голод.)
-
Во время сильных морозов птицы нахохливаются. Почему при этом они легче переносят холод? (Слой воздуха между перьями увеличивается, и вследствие плохой теплопроводимости задерживается отдача тепла телом птиц, воздух плохо проводит тепло.)
- В жаркий летний день перьевой покров птиц становится взъерошенным. Почему? (Кожа сухая, а плотный слой перьев лишает ее в жаркое время испарения, поэтому перьевой покров становится взъерошенным, что защищает от перегрева.)
Vlll. Конкурс «Экологическое лото»
Участники команд поочередно вытягивают из «гнезда» «яйца», сделанные по заданию учителя - карточки с вопросами.
-
Кукушонок выбрасывает яйца или птенцов приемных родителей и один поедает корм, который они ему приносят. Но потом искупает свою вину. Как? (Ест много мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы.)
-
Опыление крон деревьев препаратом ДДТ с целью уничтожения вредных насекомых, питающихся листьями деревьев, может привести к тому, что на обработанном участке исчезнет почти весь род особей одного из видов дроздов и других птиц. Какова взаимосвязь этих двух фактов, если основной корм этих птиц - дождевые черви? (ДДТ попал в почву, черви заглатывали яд вместе с перегнившими растительными остатками, а птицы получали ядохимикаты, накопившиеся в организме червей)
-
Весной прилетевшие скворцы принимаются за чистку гнездовий, старательно удаляют из птичьих домов мусор и строят новые гнезда. В новое гнездо они приносят душистую полынь, мяту и другие сильно пахнущие растения. Зачем скворцы приносят в заново построенное гнездо эти растения?
-
Какую опасность для морских птиц представляет собой загрязнение моря нефтью? (Нефть нарушает структуру перьев, которые сохраняют тепло, вырабатываемое телом, и птица погибает от переохлаждения)
-
Высоко в горах обитает птица клушица, из семейства врановых. В Гималаях они обнаружены на высоте до 8100 м, а чаще всего - где пасутся отары овец (до 5000 м). Овцы и птицы хорошо уживаются. Почему клушицы не пугаются овец, а овцы позволяют птицам садиться на свою спину? (В горах трудно найти пищу, поэтому клушицы питаются паразитами на коже овец, и избавляют овец от паразитов)
lX. Конкурс «Человек и птицы»
На фоне спокойной музыки звучит стихотворение Н. Заболоцкого «Журавли»
Журавли
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе-
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
(Николай Заболоцкий)
Команды по очереди перечисляют факторы, вызывающие сокращение численности птиц.
Человек связан с миром птиц сотнями невидимых, но прочных нитей. И что же взамен?!
-
Загрязнение морей нефтью и радиоактивными отходами, моющими средствами, ядохимикатами;
-
вырубка лесов;
-
браконьерство;
-
разорение гнезд и уничтожение яиц;
-
вытеснение птиц шумовым загрязнением.
Все эти причины и вызвали попадание многих видов птиц на страницы Красной книги.
Учащиеся перечисляют виды птиц, занесенных в Красную книгу, указывают причину, по которой они туда попали.
Неспособность человека жить в гармонии с природой грозит человечеству катастрофой.
X. КОНКУРС « ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
lll. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Задание выполняется на альбомных листах.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Братья наши меньшие*) экологическую сказку; придумать загадки, стихотворение или составит кроссворд на тему «Птицы».
ИТОГ УРОКА: Подведение итогов командной игры.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Лозовская специальная школа-интернат»
« В ГОСТЯХ У ПТИЦ »
Урок - дидактическая игра для
8-х классов
подготовила учитель биологии
Калабухова И.В.
с. Ферсманово 2015г.