Разработка урока-дидактической игры В гостях у птиц биология 7 класс

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: обобщить в игровой форме знания о строении и разнообразии организмов класса Птицы.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания о строении органов, функциях и их взаимосвязи; осуществить тематическую коррекцию и выявить уровни учебных достижений учащихся по теме «Класс Птицы»;

Развивающие: развивать умения сравнивать, обобщать, логически мыслить, делать выводы; развивать познавательный интерес у учащихся, развивать речь.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, осуществлять экологическое образование и воспитание; формировать культуру общения во время соревнования, приобщать учащихся к научному творчеству; развивать навыки самостоятельной работы, формировать навыки самооценки.

Материалы и оборудование: таблица «Класс Птицы», чучела птиц, рисунки, фотографии, плакаты, выставка книг о птицах, фрагменты фильма или диафильма, слайды, картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели», презентация.

Понятия: общая характеристика типа, общие признаки, обобщение, систематизация.

Тип урока: контрольно-обобщающий, вид - «дидактическая игра».

Методы и методические приемы: словесные, наглядные: беседа с демонстрацией таблиц, наглядности; практический: распознавание и определение объектов; приемы: логические: сравнение и установление черт сходства и различия пресмыкающихся и птиц, постановка проблемы, выводы, составление обобщающей схемы, контроль знаний; организационные: беседы, ответы у доски и с места, групповые формы работы.

Разработка урока-дидактической игры В гостях у птиц биология 7 классРазработка урока-дидактической игры В гостях у птиц биология 7 класс





Ход урока-игры

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП И МОТИВАЦИЯ

Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока

  1. Напоминание учащимся правил игры.

  2. Определение команд учащихся.

  3. Представление жюри (ученики из противоположных команд).

  4. Подготовка листов контроля, на которых отмечены фамилия, имя, класс учащегося, тема урока и будут выполнены письменные задания, выставлены поурочные баллы.

  1. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ, УМЕНИЙ (КОНКУРСЫ)

  1. Конкурс «Разминка»

На доске составляется схема, в которой учащиеся отражают науки, которые помогают изучать птиц (у доски работают по одному представителю от каждой команды.

  1. Какие науки помогли нам изучить класс Птицы?

Разработка урока-дидактической игры В гостях у птиц биология 7 класс

После составления схемы учащиеся дают определение каждой из

  1. Как называется наука, которая является разделом зоологии, изучающая только класс Птицы? (Орнитология.)

Что обозначает в переводе с греческого языка «орнитология»? («Орнито» - птица, «логос» - учение.)

Разработка урока-дидактической игры В гостях у птиц биология 7 класс


lll. «Блиц-викторина»

Каждая команда быстро отвечает на 10 вопросов, за каждый правильный ответ получает по одному баллу.

В Кто быстро и правильно назовет характерные признаки птиц?

1-я команда

  1. Конечности, которые обеспечивают полет птицам. (Крылья)

  2. Расширение пищевода у голубя. (Зоб)

  3. Какое сердце у птиц? (Четырехкамерное)

  4. Способ оплодотворения у птиц. (Внутреннее)

5. Постройки птиц. (Гнезда)

6. Какого органа выделительной системы нет у птиц? (Мочевого пузыря) №;

7. Оболочка яйца, которая является источником воды. (Белок)

8. Оболочка яйца, которая пигментируется. (Скорлуповая)

9. Способ дыхания у птиц. (Двойное)

10. Отдел желудка, заменяющий зубы у птиц. (Мускульный)

2-я команда

  1. Высокий гребень грудины, увеличивающий площадь прикрепления грудных мышц. (Киль)

  2. Часть нижней конечности из сросшихся костей стопы и пальцев. (Цевка) Разработка урока-дидактической игры В гостях у птиц биология 7 класс

3. Роговой чехол, покрывающий кости челюстей. (Клюв)

4. Покровы тела птиц. (Перья)

  1. Функционирующий орган размножения у самки. (Левый яичник)

  2. Где находится запас питательных веществ в яйце? (Желток)

  3. Расширение крупных бронхов за пределами легких. (Воздушные мешки)

  4. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии)

  5. Что раньше появилось - яйцо или курица? (Яйцо, так как оно появилось у пресмыкающихся)

  6. Разновидность пуховых перьев (Пух).

Разработка урока-дидактической игры В гостях у птиц биология 7 класс

lV/Конкурс «занимательная систематика»

Учащимся предлагается загадка и к ней ставится вопрос.

Назовите птицу, о которой идет речь в загадке, назовите отряд, к которому она относится, и ответьте на вопрос после того, как разгадаете загадку.

1-я команда.

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки (Гусь, отряд Гусеобразные)

Почему гусь выходит сухим из воды?

(Учащиеся указывают характерные признаки гусеобразых:

  1. благодаря строению перьевого покрова - плотное переплетение перьевых и пуховых бородок образует густой слой с водоотталкивающей наружной поверхностью;

  2. водонепроницаемости способствуют бесчисленные пузырьки воздуха, заключенные в тончайших полостях слоев оперения;

  3. смазывание перьев выделениями копчиковой железы сохраняет естественную структуру, форму и эластичность перьев, образующих водонепроницаемый слой.)

2-я команда.

Всех перелетных птиц черней,

Он чистит пашню от червей.

Целый день по пашне вскачь,

И зовется птица ... (Грач, отряд Воробьинообразные)

Когда и почему первыми прилетают грачи, и зачем грач скачет по пашне?

(Прилетают, когда сойдет снег, и питаются беспозвоночными обитающими в почве. Работая мощным клювом, извлекают из почвы насекомых и их личинок.)

Вопросы, на которые команды отвечают по очереди:

  1. В названии какой птицы сорок букв? (Сорока)

  2. Какая птица носит название известного русского писателя? (Гоголь)

  3. Какая птица носит название танца? (Чечетка)

  4. Какой город носит название хищной птицы? (Орел)

  5. К названию какой русской реки надо добавить впереди одну букву, чтобы получить название лесной птицы? (Волга, иволга)

Как превратить дрова в оседлую птицу степей и пустынь? (Поменять букву «в» на «ф», Дрофа)

Разработка урока-дидактической игры В гостях у птиц биология 7 класс

V/«Литературно-художественный конкурс»

Звучит музыка П. И. Чайковского из альбома «Времена года»: «Март» или «Апрель».

  1. На фоне музыки звучат слова, характеризующие картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Этот неброский пейзаж родной природы стал яркой вехой в русской живописи и значительным произведением для всего мира. В этой картине скрыта тайна воздействия природы на человека. Картина стала символом родного края. Несмотря на неприглядный вид сельских задворок, уныло покосившихся заборов и еще не оживших по-весеннему деревьев, в картине явно звучит песня торжествующей жизни. Этим произведением было положено начало русскому пейзажу.

Команды отвечают на вопросы, задаваемые противниками.

Задайте вопросы противнику о поведении птиц в период, изображенный на картине (о сезонных явлениях в жизни птиц).

Команды поочередно называют признаки приспособленности совы к ночному образу жизни, указывая и те, о которых не сказано в стихотворении.

  1. Послушайте стихотворение Павла Барто и отметьте признаки отряда (можно назвать 11 признаков), к которому относится известная птица.

Во тьме сверкают очи:

Обличье человечье

Да два крыла в заплечье.

Полет совы беззвучен,

Пролет в лесу изучен.

Клюв с когтем очень прочен,

А слух совы так точен

Малейший скрип им слышен,

От них не скрыться мышам.

Совиной шеи разворот -

Глаза назад, глаза вперед.

После биологического анализа стихотворения учитель задает вопрос:

Разработка урока-дидактической игры В гостях у птиц биология 7 класс

«Каково значение ночных хищных птиц?» (Охотятся в то время, когда другие птицы спят)

Vl. Конкурс «Занимательная птица»

При подготовке к уроку готовится рисунок, где изображена птица-химера, состоящая из частей различных птиц.

Учащиеся должны назвать, от каких птиц унаследовал предложений объект данные признаки, дать ему название и попытаться найти ей место в системе органического мира. (Например, у птицы может быть голова орла, шея лебедя, тело пингвина, ноги страуса, глаза совы и т. д.)

  1. «Конкурс скороговорок»

Приглашаются по одному участнику из команды, им выдаются карточки, на которых написаны скороговорки.

Задача игроков - три раза подряд быстро и правильно сказать скороговорку и ответить на вопросы учителя.

  1. «Кукушка кукушонку купила капюшон».

а) К какому отряду относится кукушка? (Кукушкообразные)

б) Как называют кукушку в других странах? (Кукачка, куковица, гигук, кукук, куколо, куко, зозуля) _

в) Как называют экологи поведение кукушки? (Гнездовой паразитизм)

  1. «Летели лебеди с лебедятами».

  2. Разработка урока-дидактической игры В гостях у птиц биология 7 класс

а) К какому отряду относятся лебеди? (Гусеобразные)

б) Куда и когда могли лететь лебеди?

в) В каком балете исполняется «Танец маленьких лебедей», кто написал музыку к этому балету?

Разработка урока-дидактической игры В гостях у птиц биология 7 класс

Vll. Конкурс «Орнитологический клин»

На вырезанных из бумаги «птицах» написаны вопросы, которые располагаются на доске в виде клина, команды поочередно снимают вопросы с доски и дают на них ответы.

  • Какая птица летает только под водой? Почему? (Пингвин. Крылья-весла, хорошо развит киль, тяжелый скелет обеспечивает ныряние, плавательные перепонки между пальцами, расположение ног на заднем конце туловища, это дополняет работу крыльев, толстый слой подкожного жира предотвращает потери тепла, перья в виде чешуи.)

  • Если страус - это птица, от чего ж ей не летится? (Слабо развиты крылья, нет дифференциации перьев, маленькая грудина без киля, лопатки и коракоиды срастаются в одну кость, ключицы зачаточные.)

  • Какая птица, отложив яйца, сразу улетает на юг? (Кукушка. В Африку она уже прилетает в июле.)

  • Какие птицы прилетают раньше весной - стрижи или ласточки? Почему? (Стрижи видят отчетливо только то, что находится перед ними, ласточки обладают боковым зрением, поэтому стрижам надо, чтобы насекомых было много, тогда какая-то часть окажется в поле зрения стрижей. Ласточки могут охотиться в воздухе и тогда, когда насекомых еще не очень много, и тогда, когда их еще мало, т. е. весной. Из вышесказанного следует, что ласточки прилетают раньше, чем стрижи, так как могут ловить насекомых у земли.)

  • Почему птицы в полете не задыхаются? (Двойное дыхание.)

  • Какая птица гнездится зимой и почему? (Клест, так как зимой есть для них корм - шишки хвойных.)

  • Почему птицу клест называют «святой»? (Крестообразный клюв у взрослых; птенцы на свет появляются с прямыми клювиками, они у них прямые до тех пор, пока их кормят родители; их организм в течение жизни пропитывается смолистыми веществами хвойных, уже при жизни их тела превращаются в своеобразные мумии, что предотвращает быстрое разложение трупиков птиц после смерти, трупики после смерти сохраняются 15-20 лет: как известно, смола хорошо защищает от гниения.)

  • Что заставляет птиц делать перелеты - голод или холод? Почему? (Голод.)

  • Во время сильных морозов птицы нахохливаются. Почему при этом они легче переносят холод? (Слой воздуха между перьями увеличивается, и вследствие плохой теплопроводимости задерживается отдача тепла телом птиц, воздух плохо проводит тепло.)

- В жаркий летний день перьевой покров птиц становится взъерошенным. Почему? (Кожа сухая, а плотный слой перьев лишает ее в жаркое время испарения, поэтому перьевой покров становится взъерошенным, что защищает от перегрева.)

Разработка урока-дидактической игры В гостях у птиц биология 7 класс

Vlll. Конкурс «Экологическое лото»

Участники команд поочередно вытягивают из «гнезда» «яйца», сделанные по заданию учителя - карточки с вопросами.

  1. Кукушонок выбрасывает яйца или птенцов приемных родителей и один поедает корм, который они ему приносят. Но потом искупает свою вину. Как? (Ест много мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы.)

  2. Опыление крон деревьев препаратом ДДТ с целью уничтожения вредных насекомых, питающихся листьями деревьев, может привести к тому, что на обработанном участке исчезнет почти весь род особей одного из видов дроздов и других птиц. Какова взаимосвязь этих двух фактов, если основной корм этих птиц - дождевые черви? (ДДТ попал в почву, черви заглатывали яд вместе с перегнившими растительными остатками, а птицы получали ядохимикаты, накопившиеся в организме червей)

  3. Весной прилетевшие скворцы принимаются за чистку гнездовий, старательно удаляют из птичьих домов мусор и строят новые гнезда. В новое гнездо они приносят душистую полынь, мяту и другие сильно пахнущие растения. Зачем скворцы приносят в заново построенное гнездо эти растения?

  4. Какую опасность для морских птиц представляет собой загрязнение моря нефтью? (Нефть нарушает структуру перьев, которые сохраняют тепло, вырабатываемое телом, и птица погибает от переохлаждения)

  5. Высоко в горах обитает птица клушица, из семейства врановых. В Гималаях они обнаружены на высоте до 81Разработка урока-дидактической игры В гостях у птиц биология 7 класс00 м, а чаще всего - где пасутся отары овец (до 5000 м). Овцы и птицы хорошо уживаются. Почему клушицы не пугаются овец, а овцы позволяют птицам садиться на свою спину? (В горах трудно найти пищу, поэтому клушицы питаются паразитами на коже овец, и избавляют овец от паразитов)

lX. Конкурс «Человек и птицы»

На фоне спокойной музыки звучит стихотворение Н. Заболоцкого «Журавли»

Журавли

Вылетев из Африки в апреле

К берегам отеческой земли,

Длинным треугольником летели,

Утопая в небе, журавли.

Вытянув серебряные крылья

Через весь широкий небосвод,

Вел вожак в долину изобилья

Свой немногочисленный народ.

Но когда под крыльями блеснуло

Озеро, прозрачное насквозь,

Черное зияющее дуло

Из кустов навстречу поднялось.

Луч огня ударил в сердце птичье,

Быстрый пламень вспыхнул и погас,

И частица дивного величья

С высоты обрушилась на нас.

Два крыла, как два огромных горя,

Обняли холодную волну,

И, рыданью горестному вторя,

журавли рванулись в вышину.

Только там, где движутся светила,

В искупленье собственного зла

Им природа снова возвратила

То, что смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье,

Волю непреклонную к борьбе-

Все, что от былого поколенья

Переходит, молодость, к тебе.

А вожак в рубашке из металла

Погружался медленно на дно,

И заря над ним образовала

Золотого зарева пятно.

(Николай Заболоцкий)

Команды по очереди перечисляют факторы, вызывающие сокращение численности птиц.

Человек связан с миром птиц сотнями невидимых, но прочных нитей. И что же взамен?!

  • Загрязнение морей нефтью и радиоактивными отходами, моющими средствами, ядохимикатами;

  • вырубка лесов;

  • браконьерство;

  • разорение гнезд и уничтожение яиц;

  • вытеснение птиц шумовым загрязнением.

Все эти причины и вызвали попадание многих видов птиц на страницы Красной книги.

Учащиеся перечисляют виды птиц, занесенных в Красную книгу, указывают причину, по которой они туда попали.

Неспособность человека жить в гармонии с природой грозит человечеству катастрофой.

X. КОНКУРС « ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»

Разработка урока-дидактической игры В гостях у птиц биология 7 класс

lll. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Задание выполняется на альбомных листах.

Написать сочинение-миниатюру на тему «Братья наши меньшие*) экологическую сказку; придумать загадки, стихотворение или составит кроссворд на тему «Птицы».

ИТОГ УРОКА: Подведение итогов командной игры.

Разработка урока-дидактической игры В гостях у птиц биология 7 класс

Разработка урока-дидактической игры В гостях у птиц биология 7 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Лозовская специальная школа-интернат»



« В ГОСТЯХ У ПТИЦ »

Урок - дидактическая игра для

8-х классов

подготовила учитель биологии

Калабухова И.В.











с. Ферсманово 2015г.

© 2010-2022