• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа элективного курса «Исследовательские задачи на стыке наук» (биологии, физики, химии)

Рабочая программа элективного курса «Исследовательские задачи на стыке наук» (биологии, физики, химии)

Рабочая программа элективного курса «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)» составлена на основе программы межпредметного элективного курса для 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)». Актуальность данного элективного курса заключается в интегративности, междисциплинарном характере исследовательских задач. Это сделано для того, чтобы, с одной стороны, показать учащим...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

п. Медвеженский



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР: Директор школы:

__________Л.П. Ксензюк _________ И.В. Купина «01»сентября 2015 г. Приказ № 111/1 от 02.09.2015 г







Рабочая программа

элективного курса

«Исследовательские задачи

на стыке наук»

(биологии, физики, химии)


Автор-составитель:

Купина Ирина Валентиновна

учитель биологии






2015 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)» составлена на основе программы межпредметного элективного курса для 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки «Исследовательские задачи на стыке наук (биологии, физики, химии)»

Актуальность данного элективного курса заключается в интегративности, междисциплинарном характере исследовательских задач. Это сделано для того, чтобы, с одной стороны, показать учащимся универсальный характер естественно- научной деятельности, а с другой - способствовать устранению психологических барьеров, мешающих школьникам, а потом и взрослым людям, видеть общее в разных областях знания, безбоязненно осваивать новые сферы деятельности.

Основная идея курса - знакомство девятиклассников с особенностями исследовательской деятельности на материале достаточно простых и увлекательных задач междисциплинарного содержания.

Общее количество часов -34 .

Содержание программы определялось следующими требованиями и огра­ничениями:

● входящие в нее исследовательские задачи должны допускать разный уро­вень выполнения, иметь ясную и интересную постановку, которая сама мотивировала бы ребят к исследованию;

● задачи не должны требовать дорогостоящего или сложного оборудования: желательно, чтобы оно входило в обычные лабораторные комплекты школьных кабинетов или могло быть быстро изготовлено из подручных средств;

● последовательность задач должна подчиняться главным образом, на постепенном усложнении исследовательских действий от задачи к задаче и учитывающей содержание программ системати­ческих естественнонаучных курсов и математики;

● сценарий учебных занятий по выполнению исследовательских задач дол­жен обязательно включать такие формы коммуникативной деятельности, как работа в группе, участие в дискуссии, презентация полученных результатов.

Категория обучающихся: ученики 9 класса основной школы.

Цель курса - создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.

Задачи курса:

  • Способствовать формированию умений строить план исследования, описывать механизм явления с опорой на его рабочую модель

  • Способствовать развитию навыка - фиксировать эмпирические данные в виде графика и таблицы;

  • Способствовать развитию коммуникативных компетенций- сотрудничать с товарищами работая в исследовательской группе, представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации (графиков, диаграмм, рисунков).

Главным содержанием курса является естественнонаучная деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, измерение, выдвижение гипотез, построение объясняющих моделей, экспериментирование, математическая обработка данных, анализ информационных источников, а также предполагает использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культуру ведения дискуссии, презентации результатов). Программа состоит из исследовательских задач, поэтому отсутствует лекционная форма занятий. Её аналогом можно считать информационно-инструктивную часть, в ходе которой в сжатой форме учитель представляет необходимые сведения об изучаемом явлении, вместе с учениками формулирует задачу, даёт информационные ссылки.

Качественное отличие содержания данного курса является интегративность, междисциплинарный характер исследовательской деятельности.

Возможные виды деятельности в работе с данным содержанием курса являются: инструкции, использование информационно-коммуникативных технологий, технологии - педагогических мастерских, технологии группового обучения.

Обучающиеся на протяжении курса будут: строить план исследования, фиксировать эмпирические данные в виде графика и таблиц, описывать механизм явления, предлагать и проводить эксперименты, сотрудничать с товарищами, представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации.

В основных чертах все учебные занятия курса будут выстраиваться в соответствии со следующей схемой организации учебной деятельности: Демонстрация явления, опыта - Информационно-инструктивный блок - Работа в группах - Презентация.

В то же время организационная структура занятий может быть другой. Например, над некоторыми задачами, ребятам будет удобнее работать индивидуально или в парах, а публичная презентация результатов (конференция) может быть заменена отчетом группы непосредственно перед педагогом.

Учебным материалом курса являются учебники по биологии, физике, химии.

Выполнение каждой задачи предусматривает самостоятельную работу обучающихся. Таким образом доля самостоятельности составит 75% .

Работа над каждой задачей будет заканчиваться конференцией или отчётом работы групп, где и будет проходить отслеживание результатов.





II. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


2.1. Критерии оценки

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

- самостоятельность ответа;

- речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5»:


  1. ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание биологической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу биологии, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;

Оценка «4»:


  • ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя;

Оценка «3»:


  • ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета; если учащийся правильно понимает биологическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса биологии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов;

Оценка «2»:


  • ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки «3»;

Оценка письменных работ

Оценка «5»:


  • ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей;

Оценка «4»:


  • ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

Оценка «3»:


  • ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки;

Оценка «2»:


  • ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения проводились неправильно.






Критерии оценивания презентаций учащихся

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Содержание

Работа полностью завершена

Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы

Не все важнейшие компоненты работы выполнены

Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя

Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов

Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются

Работа демонстрирует понимание, но неполное

Работа демонстрирует минимальное понимание

Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика

Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно.

Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно.

Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов

Ученик предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии)

Ученик в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы

Ученик иногда предлагает свою интерпретацию

Интерпретация ограничена или беспочвенна

Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс

Почти везде выбирается более эффективный процесс

Ученику нужна помощь в выборе эффективного процесса

Ученик может работать только под руководством учителя

Дизайн

Дизайн логичен и очевиден

Дизайн есть

Дизайн случайный

Дизайн не ясен

Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание.

Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию.

Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию.

Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.

Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается)

Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.

Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию

Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым

Графика

Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание

Графика соответствует содержанию

Графика мало соответствует содержанию

Графика не соответствует содержанию

Грамотность

Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических

Минимальное количество ошибок

Есть ошибки, мешающие восприятию

Много ошибок, делающих материал трудночитаемым











2.2.Требования к уровню подготовки выпускников на ступени основного общего образования

Результатом изучения данного курса следует рассматривать сформированности у учащихся следующих умений:

Строить план исследования;

Фиксировать эмпирические данные (с учетом погрешностей) в виде графика и таблицы;

Описывать механизм явления с опорой на его рабочую модель;

Предлагать и проводить эксперименты (наблюдения), позволяющие выявить новые характеристики явления, проверить и скорректировать его рабочую модель;

Сотрудничать с товарищами, работая в исследовательской группе;

Представлять результаты работы в форме короткого сообщения с использованием визуальных средств демонстрации (графиков, диаграмм, рисунков).





























2.3. Учебно -тематическое планирование


№ п/п

Темы и основное содержание

Всего занятий

В том числе

Теория

Практика

Семинар


Конференция

1

План деятельности решения исследовательских задач

Разработка алгоритма

2

2




1

Время реакции человека и факторы, которые на него влияют.

В задаче интегрируются темы: свободное падение тел (физика), рефлекс (биология), статическая обработка (математика)

5

1

2

1

1

2

Что такое артериальное давление?

В задаче проводятся идеи системного подхода и интегрируются темы: кровообращение (биология), давление жидкости (физика), построение графиков функций (математика).

5

1

2

1

1

3

Определение объема кратковременной памяти

В задаче интегрируется материал биологии( высшая нервная деятельность ), и психологии, а также используются элементы статической обработки данных

5

1

2

1

1

4

Почему «притягиваются » друг к другу капли масла на поверхности воды?

В задаче интегрируются темы : поверхностное натяжение воды(физика), растворы, электролиты (химия)

6

2

2

1

1

5

Что такое автоволны?

В задаче интегрируются темы: свойства волн(физика), реакции окисления и горения (химия), механизм передачи нервного импульса (биология)

5

1

2

1

1


6

Вода, ее происхождение и значение

5

2

1

1

1

7


Защита собственных проектов учащихся

1

1






ВСЕГО ЗАНЯТИЙ:

34



































2.4. Календарно - тематическое планирование


п/п

Темы и

основное

содержание

Форма занятий

Виды деятельности

Количество часов

Дата

Теор.

Практ.


1

План деятельности решения исследовательских задач

Обще классная

Разработка алгоритма

1


2

План деятельности решения исследовательских задач

Обще классная

Разработка алгоритма

1


3

Время реакции человека и факторы, которые на него влияют.

В задаче интегрируются темы: свободное падение тел (физика), рефлекс (биология), статическая обработка (математика).

Семинар

Вводная лекция. Демонстрация явления:

«время реакции», «мозговой штурм»,


1


4


Измерение времени реакции

Лабораторное

занятие

Способы измерения. Планирование эксперимента.

1



5

Исследовательская работа по измерению времени реакции

Лабораторное занятие

Самостоятельная работа в группах, планирование эксперимента, систематизация и интерпретация результатов измерения.


1


6

Исследовательская работа по измерению времени реакции

Лабораторное занятие

Самостоятельная работа в группах, планирование эксперимента, систематизация и интерпретация результатов измерения.


1


7

Конференция по систематизации и интерпретации результатов измерений.

Конференция

Выступление на конференции.

Отчёты групп.

1



8

Что такое артериальное давление?

В задаче проводятся идеи системного подхода и интегрируются темы: кровообращение (биология), давление жидкости (физика), построение графиков функций (математика).

Семинар

Вводная лекция. Работа по определению смысла термина. Объясняющая беседа.

1



9

Способы измерения артериального давления

Лабораторное занятие,

Построение модели. Работа по определению артериального давления

1



10

Исследовательская работа по выявлению факторов, влияющих на артериальное давление, объяснение этого.

Экспериментальная работа в группах,

Исследовательская работа


1


11

Исследовательская работа по выявлению факторов, влияющих на артериальное давление, объяснение этого.

Экспериментальная работа в группах,

Исследовательская работа


1


12

Конференция по систематизации и интерпретации результатов измерений.

конференция

Выступление на конференции.

Отчёты групп.

1



13

Определение объема кратковременной памяти

В задаче интегрируется материал биологии( высшая нервная деятельность ), и психологии, а также используются элементы статической обработки данных..

Семинар

Вводная лекция. Определение смысла термина.

1



14

Способы измерения кратковременной памяти

Работа в группах

Разработка плана эксперимента

1



15

Исследовательская работа по измерению кратковременной памяти

Экспериментальная работа в группах,

Совместная

работа в группах


1


16

Исследовательская работа по измерению кратковременной памяти

Экспериментальная работа в группах,

Совместная

работа в группах


1


17

Конференция по систематизации и интерпретации результатов измерений.

Конференция

Выступление на конференции. Отчеты групп

1



18

Почему «притягиваются » друг к другу капли масла на поверхности воды?

В задаче интегрируются темы : поверхностное натяжение воды(физика), растворы ,электролиты (химия)

Семинар.

Инструктаж,

Исследования. Вводная лекция

1


19


Поверхностное натяжение жидкости

Обще классное

Определение смысла термина

1



20


Способы исследования действия сил поверхностного натяжения

Работа в парах.

Совместная

работа в группах

1




21

Исследовательская работа по выявлению факторов, влияющих на действие сил поверхностного натяжения жидкости.

Работа в парах.

Совместная

работа в группах


1


22


Исследовательская работа по выявлению факторов, влияющих на действие сил поверхностного натяжения жидкости.

Работа в парах.

Совместная

работа в группах


1


23

Конференция по систематизации и интерпретации результатов измерений

Конференция

Выступление на конференции

1




24

Что такое автоволны?

В задаче интегрируются темы: свойства волн(физика), реакции окисления и горения (химия), механизм передачи нервного импульса (биология.)

Семинар

конференция.

Вводная лекция. Инструктаж.

1




25

Способы передачи автоволн

Работа в группах

Поиск способов передачи автоволн

1



26


Исследовательская работа по выявлению способов передачи автоволн

Работа в парах.

Проведение эксперимента


1


27

Исследовательская работа по выявлению способов передачи автоволн

Работа в парах.

Проведение эксперимента


1



28

Конференция по систематизации и интерпретации результатов измерений

Конференция

Выступление на конференции. Отчёт о деятельности.

1




29

Вода, ее происхождение и значение

Семинар

Вводная лекция

1







30


Физические свойства воды

Работа в парах

Планирование эксперимента

1



31


Химические свойства воды

Работа в парах

Планирование эксперимента

1




32

Исследовательская работа по изучению загрязненности воды

Работа в парах.

Проведение эксперимента


1



33

Конференция по систематизации и интерпретации результатов измерений.

Конференция

Выступление на конференции. Отчёт о деятельности.

1



34

Защита собственных проектов учащихся

Защита проекта

Отчет в различной форме

1


































III. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Основные формы и методы контроля, используемые в элективном курсе обучения:

текущий - в форме устного фронтального и индивидуального опроса, самостоятельных работ.

тематический - в форме презентации

итоговый - итоговый отчет о деятельности
























IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Методические и учебные пособия

Учебным материалом курса являются учебники по биологии, физике, химии.

Вспомогательный материал:

  1. Ильиченко В.Р. Перекрёстки физики, химии, биологии.- М.: Просвещение ,1986.

  2. Тарасов Л.В. Современная физика в средней школе.- М.: Просвещение,1998.

  3. Чандаева С.А. Физика и человек.-М: АО аспект Пресс, 1994.

  4. Роуз С.Устройство памяти. От молекул к созданию.- М.: Мир, 1995.

  5. Д. Хьюбел . Глаз, мозг, зрение- М.: Мир, 1990.

  6. Физика. 8-9 классы: сборник программ элективных курсов / сост. В.А.Попова.- Волгоград: Учитель, 2007

  7. Физика. Химия. Биология. Конструктор элективных курсов (межпредметных и предметно - ориентированных): для организации предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе. Москва, 2006.

  8. Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 классы»

Мультимедийный интерактивный курс «Физика 7-11 классы"







  1. Оборудование

1. Мультимедийный компьютер

  1. Проектор

  2. Экран

  3. Мультимедийный интерактивный курс «Физика 7-11 классы"

  4. Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11 классы»

6 . Мультимедийный интерактивный курс «Физика 7-11 классы"

7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Рассмотрено на заседании

МО учителей естественно-

математического цикла

Протокол №1 от 01.09.2015 г.

Руководитель МО:

_________Т.Е. Гусакова







18


© 2010-2022