- Преподавателю
- Биология
- Урок «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение рыб»
Урок «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение рыб»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Медкова Е.Н. |
Дата | 15.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Номинация "Лучший открытый урок"
Разработка: Открытый урок по биологии, 7 класс «Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение рыб».
План разработки:
-
Урок, цели и план урока.
-
Конспект урока
-
Приложение № 1
-
Приложение № 2
-
Приложение № 3
-
Приложение № 4
Класс 7
Урок 1/33 Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение рыб.
Цель урока: рассмотрение общих черт рыб, раскрытие особенностей строения
представителей надкласса рыб (самого распространенного среди
позвоночных) в связи с обитанием в водной среде,
продолжить формирование понятия о приспособленности организмов
к среде обитания;
продолжить формирование навыков работы с текстом и рисунками
учебника, с тетрадью и навыков заполнения таблиц,
формирование эстетического вкуса, аккуратности при выполнении
заданий,
развитие познавательного интереса у уч-ся к биологии,
развитие умений анализировать, обобщать и делать выводы.
Задачи урока: изучить внешнее строение рыб и особенности, связанные с обитанием
в водной среде, заполнить таблицу, выполнить лабораторную работу,
тестовое задание и подвести итоги урока.
Оборудование: учебные таблицы «Многообразие Хрящевых и Костных рыб»,
«Внешнее строение рыб», лабораторное оборудование (микроскоп,
лупы, засушенная рыба, чешуя рыб), шаблоны таблиц «Характерные
особенности во внешнем строении рыб в связи с обитанием в водной
среде», тестовое задание, вопросы викторины.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока.
I. Организационный момент. Проверка готовности уч-ся к уроку.
Постановка цели, задач урока. План урока.
II. Переход к изучению нового материала.( Беседа)
III. Изучение нового материала.
1. Характеристика Надкласса Рыбы.( Объяснение)
2. Внешнее строение рыб.( Рассказ с элементами беседы и практическим заданием)
3. Особенности внешнего строения рыб в связи с обитанием в водной среды.
( Объяснение и заполнение таблицы).
IV. Закрепление изученного материала. Выполнение лабораторной работы.
V. Обобщение и систематизация знаний.
VI. Контроль и самопроверка знаний уч-ся.
Тестирование.
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VIII. Рефлексия.
IX. Задание на дом.
Конспект урока:
Учитель: I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Приготовьтесь к уроку.
Темой сегодняшнего урока будет: Общая характеристика Надкласса рыб.
Внешнее строение рыб.
На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с представителями самого
распространенного среди позвоночных животных - Надклассом рыб,
мы выясним, откуда пошло такое выражение - «чувствует себя как рыба в
воде», а также ответим на вопросы:
1) Почему рыба скользкая?
2) Зачем рыбе чешуя?
3) Есть ли у рыбы паспорт?
4) Существует ли вещество страха?
Для того чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, мы рассмотрим
внешнее строение рыб и познакомимся с его особенностями, связанными
с водной средой обитания.
В качестве закрепления вы выполните лабораторную работу, а в конце
урока вас ждет небольшой тест, который поможет узнать насколько хорошо вы
усвоили новую тему.
II. Переход к изучению нового материала.
Для того чтобы перейти к изучению новой темы, давайте вспомним
Вопросы: 1) Какой тип и подтипы животных вы изучили на прошлом уроке?
2) Почему тип Хордовые животные так назван?
3) Какие животные называются позвоночными?
4) Какие классы животных относятся к подтипу позвоночные?
III. Изучение нового материала
1. Характеристика Надкласса Рыбы.
Из перечисленных вами классов животных мы рассмотрим - Надкласс
Рыбы, который включает более 20 тыс. современных видов. Надкласс Рыбы
подразделяется на два класса: класс Хрящевые рыбы и класс Костные рыбы
по основному критерию - веществу, из которого состоит внутренний скелет -
или хрящ, или кость. Хрящевые рыбы - это обитатели морских просторов и
океанских глубин - акулы и скаты. А вот с представителями класса Костных
рыб вы хорошо знакомы и можете их назвать, т. к. они обитают не только в
соленых, но и в пресных водоемах.
Ученики: вобла, сазан, щука, окунь, сом, карась, лещ.
Рыбы заселили все водоемы на Земле: моря и океаны, реки, озера и пруды.
Их можно встретить и на глубине больше 10 тыс. м в океане и на высоте 6тыс.
метров в горных и подземных озерах. Каждый вид рыб имеет свое место
обитания, например ( рис. 116) треска и тунец обитают в толще воды, в
поверхностном слое живет летучая рыба, а на дне - камбала.
Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб, их биоло-
гические особенности, поэтому рыбы имеют разнообразные формы тела и
множество приспособлений как во внешнем строении, так и в строении
внутренних органов.
2. Внешнее строение рыб.
Давайте рассмотрим внешнее строение рыб на примере костной рыбы.
Тело рыб имеет обтекаемую форму и состоит из трех отделов.
Найдите на рисунке 117(Б) эти отделы и назовите их.
Ученики: Голова, туловище и хвост.
Учитель: Тело большинства рыб покрыто чешуей, которая представляет собой
тонкие костные пластинки. налегающие друг на друга как черепица на крыше
домов. Один край чешуйки погружен в кожу, в которой она образуется.
Давайте возьмем чешую и с помощью лупы рассмотрим её.
Что вы видите на ней?
Ученики: На чешуе видны годовые кольца.
Учитель: По этим кольцам можно определить возраст рыбы, а еще вид рыб и её
состояние - здорова ли она. А теперь ответьте мне, есть ли паспорт у рыб?
Ученик: Чешую рыб можно назвать своеобразным «паспортом».
Учитель: В коже рыб находится много желез, из которых выделяется слизь, покрываю
щая все тело рыбы. Поэтому рыбы такая скользкая. Но слизь выполняет мно-
жество функций: защита от бактерий, от хищников ( ядовитая слизь). А также
в слизи содержится вещество, служащее сигналом в случае нападения хищника
на стаю рыб.
На теле рыб хорошо заметны несколько плавников.
Задание: На рис. 117(Б) найдите плавники и перечислите их. В тексте учебника найдите
ответ на вопрос: какие функции выполняют плавники у рыб?
Учитель: Позади брюшных плавников находятся три отверстия: анальное, половое и
мочевое, через них во внешнюю среду выделяются продукты жизнедеятельности.
Могут ли рыбы видеть без глаз?
По бокам тела в чешуе видна боковая линия - своеобразный орган
чувств у рыб. Он представляет собой канал, лежащий в коже и имеющий мно-
жество рецепторов, воспринимающих давление и силу течения воды, электро-
магнитные поля живых организмов, а также неподвижные предметы за счет волн
отходящих от них. Поэтому в мутной воде и даже в полной темноте рыбы прекра-
сно ориентируются и не натыкаются на подводные объекты.
Кроме органа боковой линии у рыб имеются органы чувств, расположен-
ные на голове. В передней части головы находится рот, которым рыба захваты-
вает пищу и втягивает воду, необходимую для дыхания. Выше рта расположены
ноздри - орган обоняния, с помощью которого рыба воспринимает запахи
веществ, растворенных в воде. По бокам головы находятся глаза, довольно боль-
шие с плоской поверхностью - роговицей. За ней скрыт хрусталик. Рыбы видят
на близком расстоянии и хорошо различают цвета.
На поверхности головы рыбы не видно ушей, но это не значит, что
рыбы не слышат. У них есть внутреннее ухо в черепе, что позволяет им слышать
звуки. Рядом расположен орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает
положение своего тела и не переворачивается.
Учитель: 3. Рассмотрев внешнее строение рыбы нам необходимо отметить особенности,
являющиеся приспособлением к обитанию в водной среде.
Задание: Для этого мы вместе заполним таблицу. Шаблоны таблиц лежат у вас на столах и
в ней указаны некоторые факторы водной среды. Ваша задача заполнить остав-
шуюся часть таблицы и сделать вывод о приспособленности рыб.
Первый фактор, указанный в таблице - это высокая плотность воды, она пре-
вышает плотность воздуха в 800 раз. Такая плотность среды оказывает высокое
сопротивление движущемуся телу и снижает его скорость. Наиболее важным
приспособлением является обтекаемая форма тела, треугольная форма головы
и неподвижное соединение головы и туловища. ( Запишите данные в таблицу )
В третью колонку вы записываете функциональную роль этих приспособлений.
Такое свойство воды как прозрачность определяет наличие у рыб своеобразной
окраски тела, которая помогает ей спрятаться в водорослях, кораллах, на дне в
песке или в камнях. Серебристость чешуи, за счет её способности преломлять и
отражать солнечные лучи, также имеет маскировочное значение для её облада-
телей. Прозрачность
Благодаря тому, что вода способна растворять различные вещества, рыба
прекрасно ощущает запахи в воде и различает вкус пищи с помощью органов
обоняния и вкуса, а также имеется жаберное дыхание.
Для выживания в своей среде рыбе необходимо хорошо ориентироваться
и реагировать на других обитателей рядом с собой. Поэтому у них имеется орган
боковой линии.
Таблица:
IV. Закрепление изученного материала. Выполнение лабораторной работы.
Учитель: Для закрепления изученного материала на уроке вы выполните
лаб. работу № 7 на стр. 156. Прочитайте название и цель работы, познакомь-
тесь с заданиями и выполните их в тетради. Вы можете использовать данные
таблицы в своей работе. В конце работы сделайте вывод. На работу вам
отводиться 5-7 минут.
V. Какой вывод вы сделали?
Обобщение и систематизация знаний.
Рыбы имеют множество приспособлений во внешнем строении,
они позволяют им выжить в водной среде, дает преимущества и
позволяет процветать им как самой многочисленной группе позвоночных
животных.
Молодцы, большинство из вас быстро справились с работой и сделали
правильный вывод.
Поэтому вам не составит никого труда ответить на вопросы теста.
VII. Контроль и самопроверка знаний.
В своих тетрадях запишите номера вопросов, а рядом ответ в виде
большой буквы. Во всех вопросах кроме 2-го и 4-го один ответ. Затем мы
вместе с вами проверим правильность ответов. На тест вам дается три
минуты. Можете приступать к работе.
VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Давайте подведем итоги урока и вспомним основные моменты урока.
Вопросы: 1) Какие классы животных мы сегодня изучали?
2) Что вы узнали о рыбах?
Учитель: Таким образом, рыбы настолько хорошо приспособлены к среде обитания,
что человек использовал их в выражении «чувствует себя как рыба в воде»,
чтобы подчеркнуть, что человек находиться в своей стихии и чувствует себя
очень хорошо.
IX. Рефлексия. Вы сегодня хорошо поработали и выполнили все задачи на уроке.
Спасибо вам за урок.
X. Задание на дом.
параграф 31, выполнить задания в зеленой тетради на стр. 6-8,
подготовить сообщение и кроссворд по теме «Многообразие рыб».
Приложение № 1
Задание: заполнить таблицу и сделать вывод о приспособленности рыб
Характерные особенности во внешнем строении рыб в связи с водной
средой обитания
№
Свойства водной
среды
Приспособление рыб
во внешнем строении
Функциональная роль
1
Большая плотность
( в 800 раз выше
плотности воздуха)
2
Прозрачность
3
Способность растворять различные вещества
4
Текучесть воды
Приложение № 2
Задание: заполнить таблицу
Характерные особенности во внешнем строении рыб в связи с водной
средой обитания
№
Свойства водной
среды
Приспособление рыб
во внешнем строении
Функциональная роль
1
Большая плотность
( в 800 раз выше
плотности воздуха)
Обтекаемая форма тела,
треугольная форма головы, неподвижное соединение головы и туловища, наличие чешуи и ее черепитча- тое расположение, наличие слизи, плавников и хвоста
Обеспечение движения с определенной скоростью, уменьшение затрат энер- гии для движения,
уменьшение трения о воду,
сохранение равновесия и движение тела вперед
2
Прозрачность
Окраска тела, серебрис-
тая чешуя, наличие органов зрения
маскировка, отражение и преломление световых лучей, ориентация в воде
3
Способность растворять различные вещества
наличие органов обоняния и вкуса, жабры
ощущение запахов в воде,
вкусовые ощущения,
жаберное дыхание
4
Текучесть воды
наличие органа боковой линии
ощущение направление тока воды, ощущение находящихся рядом предметов ( камни, скалы,
живые объекты), глубину погружения и силу течения
Приложение № 3
Тест по теме «Надкласс Рыбы. Внешнее строение рыб». (7 класс)
Выберите правильные ответы:
1. Рыбы - это животные, которых относят к:
А - одному классу
Б - двум классам: Хрящевые рыбы и Костные рыбы
В - трем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы и Костные рыбы
Г - четырем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы, Костные
рыбы, Костистые рыбы.
2. Рыбы приспособлены к среде обитания:
А - дышат жабрами
Б - имеют хорду
В - имеют головной и спинной мозг
Г -парные конечности имеют форму плавников
3. Из каких отделов состоит тело рыб:
А - головогрудь, брюшко, хвост
Б - голова, грудь, брюшко
В - голова, туловище, хвост
Г - голова, туловище, плавники
4. Каковы особенности строения кожи рыб?
А - не имеют желез
Б - покрыта чешуей
В - имеет много слизистых желез
Г - не имеет покровных образований
5. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу течения воды:
А - органом обоняния
Б - органом вкуса
В - боковой линии
Г - органом слуха
6. Органы боковой линии у рыб выполняют функции:
А - обоняния
Б - осязания
В - только ощущения глубины погружения
Г - ощущения глубины погружения, направления и силы течения воды
7. Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о:
А - способе размножения
Б - наличии у них скелета
В - приспособленности к среде и месту обитания
Г - наличии у них покровительственной окраски
8. Рыбы относятся к типу:
А - хордовых
Б - полухордовых
В - бесчерепных
Г - позвоночных
Приложение № 4
Ответы к тесту по теме «Надкласс Рыбы. Внешнее строение»
1. Б
2. А, Г
3. В
4. Б, В
5. А
6. Г
7. В
8. А