Конспект занятия на тему: Почва

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ЗАВОДСКОГО РАЙОНА»

ГОРОДА КЕМЕРОВО














Конспект открытого занятия

Тема «Почва»
























Трофимова Светлана Васильевна

Педагог дополнительного образования




Кемерово, 2012






Конспект занятия на тему: Почва


Учащиеся творческого объединения «Живая природа» на открытом занятии

по природоохранной деятельности «Почва»

Составление листовок «Берегите первоцветы!» 1 год обучения














Цель: дать представление о почве Земли, как важной составляющей части жизни на планете.

Задачи:

*формировать представления о плодородной почве, как о равновесной хрупкой экологической системе;

*познакомить с основными причинами глобальной экологической проблемы - эрозии почвы, мерами ее предупреждения;

*развитие логического мышления, наглядно-образного мышления;

*воспитание потребностей бережного и ответственного отношения к почве.

Методы и приемы

*объяснительно-иллюстративный;

*проблемно-поисковый;

*практический (составление схемы «Плодородная почва»);

*письменного контроля и самоконтроля (проверочный тест);

*работа в группах;

*работа с тетрадью; работа с ТСО;

*прием «мозгового штурма».

Наглядные пособия:

*демонстрационные схемы: «Формирование почвы», «Круговорот веществ в природе», «Что растения получают из почвы», «Плодородная почва»;

*иллюстрация «Обитатели почвы»;

*набор слов - причины разрушения почвы;

*проверочный тест «Почва»;

*раздаточный материал (для работы в группах) «Почва»;

*Видеозапись «Дождевая и ветровая эрозия».

Тип занятия: изучение нового материала

Форма занятия: самостоятельно -поисковое занятие

План занятия:

I.Сообщение темы и цели занятия.

II.Знакомство с новой темой.

1.Что такое плодородная почва.

2.Причины разрушения почвы.

3.Эрозия почвы.

III. Закрепление. Самостоятельная работа с тестом. Анализ теста.

IV. Подведение итогов.

V.Домашнее задание.

Ход занятия. 1.Игровой момент.

Обучающиеся входят в кабинет. Здороваются с гостями. Педагог. Сегодня я вас разделю на группы по 2 человека.

Обучающиеся проходят на свои места.

Педагог обращает внимание детей на свой стол. На столе лежит осенний лист большого размера. Что это такое? Переворачивает. Дети это не просто лист осенний, а письмо с какими - то заданиями. От кого, мы сейчас узнаем, если отгадаем загадку - «Сделал дыру, вырыл нору, солнце сияет, а он не знает.

( крот). Видели ли вы это животное? Где оно обитает? Ответы детей.

Сейчас мы прочитаем, что в нем написано. Читает письмо.

С заданием: узнать как можно больше о среде его обитания. Кто знает, где живет крот?

Раздает листы с заданиями каждому ребенку, знакомит с правилами его заполнения. Все работы после проверки отправим кроту.

I. Наша планета Земля уникальна. Мы знаем, что из 9 планет солнечной системы, только на планете Земля есть разумная жизнь, потому что на Земле созданы все условия для жизни. Какие? Правильно. Воздух, вода и почва.

Тема нашего занятия спрятана в кроссворде.

Отгадывание кроссворда Вопросы к кроссворду:

1.Где летом лучше всего наблюдать следы птиц.

2.Что нельзя с места поднять?

3.Без рук, без ног, на брюхе ползет?

4.Без чего нельзя и 5 минут прожить?

5. Бесцветная жидкость, необходимая всему живому?

6.Среда, откуда дерево получает воду, кислород воздуха и питательные вещества?

Тема нашего занятия «Почва»

Почва (запись в тетради)

На занятии мы узнаем:

Как формируется плодородная почва;

Что растения получают из почвы;

Какие животные обитают в почве и как они влияют на ее плодородие;

как разрушается почва и что такое эрозия почвы.

Запомним, что почва - это важнейшее условие жизни на Земле и сможем определить ряд мер по ее охране.

II. 1.Что такое почва? (ответы детей).

Верно. Почва - это верхний слой земли, на котором растут растения.

Плодородие - главное (основное) свойство почвы. Почему же она плодородна? (ответы детей).

Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни?

Чтобы получить полные ответы на эти вопросы, мы сейчас проведем работу в группах. Сформируем 4 группы, каждая получит задание на карточках «Почва». Перед вами на стенде (доске) схемы и иллюстрации, которые помогут вам в выполнении задания.

После проведения работы в группах,

приглашается к стенду один ученик из группы, выполняющей задание:

«Как формируется почва?». Сообщение ученика сопровождается демонстрацией схемы на стенде (доске) «Формирование почвы».

«Под действием солнца, воды и ветра горные породы (скалы, камни) непрерывно разрушаются и образуют рыхлый слой. В нем нет почти питательных веществ, необходимых растениям. И все же неприхотливые растения (лишайники, мхи) поселяются здесь. Из их остатков образуется перегной, где постепенно поселяются другие виды растений и животных. Они дают еще больше перегноя. Так очень, очень медленно горные породы пол действием живых организмов превращаются в плодородную почву.

Один сантиметр плодородной почвы образуется в природе за 200-300лет». Правильно.

Письменная проверка. Заполнение письменного теста №1.

Вызывается к стенду (доске) ученик из группы, выполняющей задание: «Как в почве образуется перегной?» Сообщение сопровождается демонстрацией схемы « Круговорот веществ в природе» на стенде (доске).

«Вы помните, что главная часть почвы - перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием обитателей почвы превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения. А растениями питаются другие животные. Вот так из года в год новые поколения растений и животных образуют перегной. Чем больше перегноя, тем она плодороднее» Правильно.

Письменная проверка. Заполнение письменного теста№2.

Запомните, плодородие- главное свойство почвы.

Физминутка.

К стенду (доске) выходит ученик из группы, выполняющей задание: «Какие живые организмы обитают в почве?» и «Как они влияют на плодородие почвы?» Сообщение сопровождается иллюстрациями «Обитатели почвы».

«Насекомые и их личинки: кроты и мыши; дождевые черви, микробы и др. Они делают в почве ходы, куда легко проникают вода и воздух; перемешивают почву; размельчают остатки растений и животных и превращают их в перегной. Так животные повышают плодородие почвы. «Правильно.

Письменная проверка. Заполнение теста №3.

К стенду выходит ученик из группы, выполняющей задание: «Что растения получают из почвы?».

Перед вами на стенде (доске) - растение,,вак с молочной начинкоййинкой корни которого получают из почвы---что? Учащиеся отвечают, а ученик прикрепляет на стенде соответствующие слова: вода, кислород воздуха, перегной (питательные вещества) соли, соли растворенные в воде. Правильно.

Письменная проверка. Заполнение письменного теста №4.

Корни растений дышат кислородом воздуха, всасывают воду и растворенные в воде соли. Соли - это питательные вещества, без которых растения не могут жить. Соли же образуются из перегноя, под действием микробов, которые живут в почве. Перегной, как бы «кормит» растения солями.

Еще раз подчеркнем. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Плодородие-главное свойство почвы.

Практическая работа. Обратите внимание, перед вами на стенде схема «Плодородная почва».

Оказывается, в почве сложным образом взаимодействуют горные породы (песок, глина, известняк), промежутки, между которыми заполнены водой и воздухом; мертвыми остатками растений и животных; множеством живых организмов. Это подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. Почва не может появиться без живых существ, и в то же время, почва необходима растениям и животным

Теперь подчеркнем определение почвы:

«Почва - это верхний плодородный слой Земли, где связаны между собой горные породы, мертвые остатки и обитатели почвы.

II.2.В нормальных естественных условиях(лес, луг) все процессы, происходящие в почве, находятся в равновесии. Но, нередко в нарушении равновесного состояния почвы повинен человек. В результате развития хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение почвы, изменение ее состава и даже уничтожение.

Уничтожение (разрушение) (эрозия почвы) почвы - глобальная экологическая проблема.

Как только человек на каком-то участке Земли уничтожит природную растительность, сразу же начинается разрушение ее поверхности.

Как разрушается почва? Давайте попытаемся найти причины, которые приводят к уничтожению растительности и дальнейшему разрушению почвы.

Ответы детей.

Педагог, обобщая ответы детей, прикрепляет на доске слова - причины разрушения почвы:

1.Вырубка (уничтожается растительность);

2.Добыча полезных ископаемых;

3.Распашка огромных площадей (ежегодный сбор урожая нарушает круговорот веществ в природе; снижается плодородие почвы);

4.Пожары (гибель растений и животных, обитающих в почве);

5.Строительство (грубо перемешивается почва; гибель растений и животных)

6.Тяжелая техника (переуплотнение)

7.Перевыпас скота (переуплотнение; трава съедается быстрее, чем растет).

Все это приводит к уничтожению растительности и оголению почвы, которая подвержена эрозии.
Просмотр информации «Ветровая и водная эрозия почвы»

III.1.Сейчас для закрепления материала -самостоятельная работа. Детям выдаются проверочные тесты «Почва» Работа с тестом. Выполнили задание. Проверяем. Педагог читает первый вопрос и спрашивает, кто выбрал ответ «а» (обучающиеся поднимают руки), кто выбрал «б» (поднимают руки), кто выбрал ответ «в»(поднимают руки Правильный ответ. В ходе проверки педагог (анализа) анализирует выбор правильного ответа учащимися, где они испытывали затруднения, и делает соответствующие выводы.

По окончании работы педагог с обучающимися подводит итог занятия.

IV.Сегодня вы узнали: (спрашивает детей)

-почва- это верхний плодородный слой Земли;

- почва образуется очень медленно, а разрушить ее можно очень быстро;

-поэтому ее необходимо беречь и охранять от разрушения.

Сегодня вы стали грамотнее, не будете делать ошибок в природе, научите других охранять почву.

На следующем занятии мы с вами более подробно рассмотрим основные причины эрозии почвы.

V.Домашнее задание : вам нарисовать эскиз листовки по защите почвы, растений, животных от уничтожения.

Проверочные тесты.

Письменные тесты

Почва№1.

Как формируется почва? Заполни пропуски.

Под действием --------------------------------,воды, ветра горные породы (скалы, камни) непрерывно разрушаются, и образуется рыхлый слой. В нем почти нет питательных веществ, необходимых -----------------------.

И все же неприхотливые растения (лишайники,-----------------)поселяются здесь. Из их остатков по действием обитателей почвы образуется --------------.Постепенно поселяются другие виды растений и -------------------------. Они дают еще больше--------------------.

Так, очень, очень медленно горные породы под действием живых организмов превращаются в плодородную -------------------.

Почва№2

Как в почве образуется перегной? Заполни пропуски.

Вы помните, что главная часть почвы - перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют ----------------.Растениями питаются ------------------------.

Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в ----------------------------- и по действием почвенных организмов превращаются в ----------------------------. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения. А растениями питаются другие------------------.Вот так из года в год новые поколения растений и животных образуют -----------------------..Чем больше в почве----------------,тем она плодороднее.

Почва№3.

Какие живые организмы обитают в почве? Нужное подчеркнуть.

Насекомые, птицы, рыбы, кроты, личинки насекомых, черепахи, мыши, дождевые черви, муравьи, ежик, тигр, микробы, лягушка, клоп - водомерка.

Как они влияют на плодородие почвы? Нужное подчеркнуть.

Роют ходы, загрязняют, перемешивают почву, уплотняют почву, размельчают остатки растений и животных, рыхлят почву, уничтожают почву, образуют перегной.

Почва№4.

Что растения получают из почвы? Зачеркни лишнее.

Сахар, листья, вода, песок, кислород воздуха, полезные ископаемые, солнце, перегной, цветы, питательные вещества (соли), глина, ветер, соли, растворенные в воде, камни.

Один сантиметр почвы образуется в природе за 200-300лет.


Почва (тест)

Выберите один правильный ответ.

1.Что такое почва?

А) земля, на которой строят дома;

Б) то, что у нас под ногами;

В) верхний плодородный слой земли.

2.Плодородие почвы зависит от содержания в ней:

А) воды;

Б) перегноя;

В) воздуха.

3.Как служат почве дождевые черви?

А) уничтожают вредителей;

Б) поедают корни растений;

В) перерабатывают опавшие листья и роют подземные ходы.

4.Почему огонь называют «врагом» почвы?

А) в огне погибают почвенные животные и микроорганизмы;

Б) сжигает полезные ископаемые;

В) сжигает перегной.

5.Откуда в почву поступают вредные вещества?

А) из песка и камней;

Б) из воздуха и воды;

В) из растений.

6.Назови основное свойство почвы.

А) водопроницаемость;

Б) воздухопроницаемость;

В) плодородие.

7.Знаете ли вы, какой слой плодородной почвы образуется за 200-300 лет?

А)100см;

Б)10см;

В)1см.

8.Какое воздействие оказывает выпас скота на почву?

А) уплотнение почвы, часто трава съедается быстрее, чем растет;

Б) загрязнение почвы;

В) не оказывает воздействия.

9.Где больше загрязнена и разрушена почва?

А) в лесу;

Б) в городе;

В) на лугу.

10.Эрозия почвы происходит из-за ее разрушения:

А) растениями;

Б) дождем и ветром;

В) насекомыми.


Письменные тесты

Почва№1.

Как формируется почва? Заполни пропуски.

Под действием --------------------------------,воды, ветра горные породы (скалы, камни) непрерывно разрушаются, и образуется рыхлый слой. В нем почти нет питательных веществ, необходимых -----------------------.

И все же неприхотливые растения (лишайники,-----------------)поселяются здесь. Из их остатков по действием обитателей почвы образуется --------------.Постепенно поселяются другие виды растений и -------------------------. Они дают еще больше--------------------.

Так, очень, очень медленно горные породы под действием живых организмов превращаются в плодородную -------------------.


Почва№2

Как в почве образуется перегной? Заполни пропуски.

Вы помните, что главная часть почвы - перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют ----------------.Растениями питаются ------------------------.

Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в ----------------------------- и по действием почвенных организмов превращаются в ----------------------------. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения. А растениями питаются другие------------------.Вот так из года в год новые поколения растений и животных образуют -----------------------..Чем больше в почве----------------,тем она плодороднее.


Почва№3.

Какие живые организмы обитают в почве? Нужное подчеркнуть.

Насекомые, птицы, рыбы, кроты, личинки насекомых, черепахи, мыши, дождевые черви, муравьи, ежик, тигр, микробы, лягушка, клоп - водомерка.

Как они влияют на плодородие почвы? Нужное подчеркнуть.

Роют ходы, загрязняют, перемешивают почву, уплотняют почву, размельчают остатки растений и животных, рыхлят почву, уничтожают почву, образуют перегной.



Почва№4.

Что растения получают из почвы? Зачеркни лишнее.

Сахар, листья, вода, песок, кислород воздуха, полезные ископаемые, солнце, перегной, цветы, питательные вещества (соли), глина, ветер, соли, растворенные в воде, камни.

Один сантиметр почвы образуется в природе за 200-300лет.




Причины разрушения почвы:

1.Вырубка (уничтожается растительность);

2.Добыча полезных ископаемых;

3.Распашка огромных площадей (ежегодный сбор урожая нарушает круговорот веществ в природе; снижается плодородие почвы);

4.Пожары (гибель растений и животных, обитающих в почве);

5.Строительство (грубо перемешивается почва; гибель растений и животных)

6.Тяжелая техника (переуплотнение)

7.Перевыпас скота (переуплотнение; трава съедается быстрее, чем растет).

Все это приводит к уничтожению растительности и оголению почвы, которая подвержена эрозии.








Эрозия почвы



Конспект занятия на тему: Почва


Эрозия почвы (лат. Еrosio-разъедание) - процесс разрушения и сноса верхних, обладающих самым плодородным слоем почвы. Различают естественную и ускоренную (антропогенную) эрозии почв. Естественная эрозия протекает очень медленно, и входе ее плодородие не снижается.

Ускоренная эрозия протекает очень быстро и вызвана нерациональной хозяйственной деятельности человека, в результате которой активно, усиливаются естественные эрозии (неправильная обработка и орошение земель, чрезмерное внесение в нее удобрений, бесконтрольный выпас скота, вырубка лесов, осушение болот).

Существует два основных вида эрозии почв: ветровая и водная эрозии.





Ветровая эрозия


Конспект занятия на тему: Почва


Это разрушающее действие ветра: развеивание песков, лессов, вспаханных почв, возбуждение пыльных бурь, шлифовка скал, камней твердыми частицами, поднятыми силой ветра.

Разделяется на два типа:

  • Повседневная

  • Пыльные бури

Начало пыльной бури связано с определенными скоростями ветра, однако из-за того, что летящие частицы вызывают цепную реакцию отрыва новых частиц, окончание её происходит при скоростях существенно меньших.

Наиболее сильные бури имели место в США в 1930-е годы (Пыльный котёл) и в СССР в 1960-е после освоения целины и связаны с нерациональной хозяйственной деятельностью человека: массированной распашкой земель без проведения почвозащитных мероприятий.


Водная эрозия




Конспект занятия на тему: Почва


Разрушение почвы ударами капель дождя.Комочки почвы разрушаются под действием энергии капель дождя и разбрасываются в стороны. На склонах перемещение вниз происходит на большее расстояние. Падая, частички почвы попадают на плёнку воды, что способствует их дальнейшему перемещению. Этот вид водной эрозии приобретает особое значение во влажных тропиках и субтропиках[2]

Плоскостная эрозия

Под плоскостной (поверхностной) эрозией понимают равномерный смыв материала со склонов, приводящий к их выполаживанию. Смыв почвы производится сетью мелких временных водных потоков.

Поверхностная эрозия приводит к образованию смытых и намытых почв.

Линейная эрозия

В отличие от поверхностной, линейная эрозия происходит на небольших участках поверхности и приводит к расчленению земной поверхности и образованию различных эрозионных форм (промоин, оврагов, балок, долин). Сюда же относят и речную эрозию, производимую постоянными потоками воды.





Конспект занятия на тему: Почва




© 2010-2022