Школьный этап ВОШ по биологии 9 класс

   Работа составлена для школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии.9 класс. Олимпиада состоит из разных типов заданий: 1 часть -  тестовые вопросы (25) с одним вариантом правильного ответа; 2 часть -  тестовые задания (10) с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора; 3 часть -  тестовые задания в виде суждений (15 суждений), с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить; 4 часть - тестовые задания (два задания), треб...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийская олимпиада школьников по биологии школьный этап 2014-2015 учебный год

9 класс

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Формула цветка ↑О (2)+2Т3П1 характерна для семейства:

а) пасленовых; в) лилейных;

б) злаковых; г) мотыльковых (бобовых).

2. Выдающийся русский биолог Карл Максимович Бэр является автором:

а) закона зародышевого сходства;

б) закона независимого наследования признаков;

в) закона гомологических рядов;

г) биогенетического закона.

3. При активной физической работе в первую очередь расходуются запасы:

а) мышечных белков в) подкожного жира

б) минеральных солей г) гликогена печени

4. Подавляющее большинство людей в детстве болеют ветрянкой (ветряной оспой). Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного заболевания?

а) естественный врожденный в) естественный приобретенный

б) искусственный активный г) искусственный пассивный

5Школьный этап ВОШ по биологии 9 класс. На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой буквой на ней обозначено правое предсердие?

а) А

б) Б

в) В

г) Г

6. Какая часть кости является кроветворным органом?

а) надкостница в) жёлтый костный мозг

б) красный костный мозг г) компактное вещество

7. Нейроны коры, обрабатывающие нервные импульсы в слуховые образы, расположены в:

а) височной доле в) затылочной доле

б) лобной доле г) теменной доле

8. Что произойдет с эритроцитами, если их поместить в раствор солей, концентрация которых равна концентрации солей в крови?

а) останутся неизменными в) склеятся

б) сморщатся г) набухнут

9. Где в теле человека размножается малярийный паразит?

а) в лёгких в) в головном мозге

б) в кишечнике г) в эритроцитах крови

10. Травинки с сырых лугов нельзя брать в рот, так как на них могут быть

а) финны бычьего цепня в) взрослые свиные цепни

б) цисты печёночного сосальщика г) яйца белой планарии

11. Какое из утверждений правильно описывает движение крови по малому кругу кровообращения?

а) начинается в правом желудочке и заканчивается в правом предсердии

б) начинается в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии

в) начинается в правом желудочке и заканчивается в левом предсердии

г) начинается в левом желудочке и заканчивается в левом предсердии

12. Определите правильную последовательность основных этапов эволюции человека.

а) древнейшие люди ⇒ предшественники людей ⇒ неандертальцы ⇒ кроманьонцы

б) предшественники людей ⇒ древнейшие люди ⇒ неандертальцы ⇒ кроманьонцы

в) кроманьонцы ⇒ неандертальцы ⇒ предшественники людей ⇒ древние люди

г) неандертальцы ⇒ древнейшие люди ⇒ предшественники людей ⇒ кроманьонцы

13. Усы винограда:

а) являются видоизмененными корнями;

б) являются видоизмененными листьями;

в) являются видоизмененными побегами;

г) не являются видоизмененными вегетативными органами.

14. Пищеварение у коралловых полипов:

а) только полостное; в) полостное и внутриклеточное;

б) только внутриклеточное; г) полостное, внутриклеточное и наружно

15. Антибиотики выделены из гриба:

а) аспергилла в) пеницилла

б) дрожжей г) мукора

16. Аналогом какой из клеточных структур можно считать жесткий диск компьютера?

а) лизосомы в) рибосомы

б) ядра г) митохондрии

17. При пересадке рассады капусты у нее прищипывают верхушку корня для:

а) усиления образования придаточных корней в) уменьшения испарения

б) ускорения фотосинтеза в листьях г) образования столонов

18. Проводящая ткань растений, по клеткам которой осуществляется передвижение органических веществ, состоит из:

а) сосудов в) волокон

б) ситовидных трубок г) клеток с волосками

19. Какая группа животных среди перечисленных возникла в процессе эволюции позже остальных?

а) круглые черви в) кишечнополостные

б) моллюски г) плоские черви

20. Четырёхкамерное сердце у:

а) аллигатора в) змеи

б) черепахи г) ящерицы

21. Теория эволюции Ч. Дарвина объясняет причины возникновения:

а) планеты Земля в) жизни на Земле

б) зародышей хордовых г) видов и их приспособленности

22. Симбиотическим организмом является:

а) гриб в) лишайник

б) бактерия г) папоротник

23. Слуховая труба среднего уха обеспечивает:

а) выравнивание давления по разные стороны барабанной перепонки

б) защиту от попадания в полость среднего уха микроорганизмов

в) передачу звуковых колебаний от барабанной перепонки к слуховым косточкам среднего уха

г) колебания жидкости в улитке внутреннего уха

24. Для возникновения мышечного сокращения необходимы ионы:

а) калия в) железа

б) кальция г) магния

25. Активное усвоение какого витамина происходит только в том случае, если он поступает с жирами?

а) С в) В12

б) В1 г) А

Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Корни могут выполнять функции:

I. образования почек.

II. образования листьев.

III. вегетативного размножения.

IV. поглощения воды и минеральных веществ.

V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов.

а) II, III, IV;

б) I, II, IV, V;

в) I, III, IV, V;

г) I, II, III, IV.

2. Хорда сохраняется в течение всей жизни у:

I. окуня.

II. осетра.

III. акулы.

IV. миноги.

V. ланцетника.

а) I, II, III, IV;

б) III, IV, V;

3. Автотрофы:

I. используют энергию мертвых органических веществ

II. используют солнечную энергию для синтеза органических веществ

III.используют энергию окисления неорганиче­ских соединений

VI. могут захватывать пищу фагоцитозом

V. осуществляют фотосинтез

в) I,IV

г) II,IV,V

VI. используют готовые органические вещества

а) I, V

б) II,IV,VI

в) II,III,V

г) III,VI,VI

4. Примерами условного рефлекса являются:

I. мигательный рефлекс

II. реакция на мелодию мобильного телефона

III.реакция грудного ребенка на вид бутылочки с мо­локом

IV. выделение слюны при виде жареной курочки

V.выделение слюны при попадании пищи в ротовую полость

VI. рвотный рефлекс

а)II,III,IV

б)I,IV

в) II,V

г) III,V,VI




I.обрабатывает информацию от рецепторов кожи и мышц

II.управляет работой сердечно - сосудистой си­стемы

III.регулирует расширение и сужение зрачка

IV. управляет мимическими мышцами

V. поддерживает постоянство внутренней среды

5. Соматическая нервная система:

VI.управляет работой скелетных мышц

а) I,III,V,VI

б)II,III

в)III,IV

г)I,IV,VI

I. автотрофы

II. в клетках содержатся пластиды

III. используют готовые органические вещества

IV.запасной углевод - гликоген

V.имеют клеточную стенку из целлюлозы

6. Признаки представителей царства Грибы:

VI. оболочки клеток содержат хитин

а)I,III,IV

б)III,IV,VI

в)II,III,VI

г)I,II,V

I. сердце четырехкамерное

II. теплокровные

III.артериальная и венозная кровь частич­но смешивается

IV. зубы отсутствуют

V. кожа покрыта роговыми чешуйками

7. Признаки класса Пресмыкающиеся:

VI. имеются зубы

а) II,III,V

б) III,V,VI

в) I,III,V,VI

г) III,IV

I.крыса серая

II. кит синий

III.тритон гребенчатый

IV. альбатрос белый

V. щука

8. Постоянную температуру тела имеют:

VI.лягушка озерная

а) I,II,IV

б) I,III,IV

в) II, IV,VI

г) I,IV

9. Результатом эволюции является

I. дрейф генов

II. многообразие видов

III.мутационная изменчивость

IV.приспособленность организмов к условиям внешней среды

V.повышение организации живых существ

VI. борьба за существование

а) I,II,IV,V

б) IV,V,VI

в) III, VI

г) II,IV,V

10. Атавизмы человека:

I. развитие хвоста

II. аппендикс

III. копчик

IV. густой волосяной покров на теле

V. многососковость

VI. складка мигательной перепонки

а) I,II,V

б) I,IV,V

в) II,III,VI

г) II,III

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Вайи - сильно расчлененные листья папоротников, растут прямо от корневищ.

2. Корневые волоски всасывают воду с растворенными в ней органическими веществами.

3. К гетеротрофным организмам относится большинство бактерии, грибы и животные.

4. Фитофтора-паразит смородины.

5. Основной элемент нервной ткани - нейроглия.

6. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у плоских червей.

7. Люди, обладающие группой крови IV (АВ) являются при ее переливании

универсальными донорами.

8. В регуляции работы желез внутренней секреции принимает участие только нервная система.

9. Растения поглощают углекислый газ только на свету.

10. Венами называют сосуды, по которым течет венозная кровь.

11. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

12. Печень - удивительный орган: она способна быстро и без последствий регенерировать до 70% своего объема, удаленного при хирургической операции.

13. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.

14. Архегоний - женский половой орган у высших споровых и голосеменных растений.

15. Гомеостаз - постоянство внутренней среды и способность ее к саморегуляции.

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 5,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. Установите соответствие между регуляцией функции и отделом нервной системы, который её обеспечивает. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИИ ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

А) произвольные движения 1) соматический

Б) непроизвольные движения кишечника 2) вегетативный

В) интенсивность обмена веществ

Г) работа внутренних органов

Д) сокращение скелетной мускулатуры

2. Установите соответствие между процессом и отделом пи­щеварительного тракта,

в котором он протекает.

ПРОЦЕСС ОТДЕЛ

  1. частичное расщепление клетчатки 1) тонкая кишка

Б) обработка пищевой массы желчью 2) толстая кишка

В) окончательное расщепление белков до

ами­нокислот

Г) интенсивное всасывание воды

Д) основное всасывание питательных веществ

ворсинками

Е) расщепление жиров до глицерина и жирных кислот









МАТРИЦА ОТВЕТОВ

______________________________________________________________________

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО УЧАЩЕГОСЯ

9 класс МБОУ ________________________ ___ОШ

Учитель______________________________

Часть I [max 25 баллов, по 1 баллу за верный ответ]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15




16

17

18

19

20

21

22

23

24

25









Часть II [max 20 баллов, по 2 балла за верный ответ]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Часть III [max 15 баллов, по 1 баллу за каждое верное задание]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



11

12

13

14

15








Часть IV [max 5,5 баллов]

Задание 1 [max 2,5 балла, по 0,5 баллу за верное соответствие]

Регуляция функции

А

Б

В

Г

Д

Отдел нервной системы (1/2)


Задание 2 [max 3 балла, по 0,5 балла за верное соответствие]

Процесс

А

Б

В

Г

Д

Е

Отдел (1/2)


Итого _________ баллов










МАТРИЦА ОТВЕТОВ

9 класc

Часть I [max 25 баллов, по 1 баллу за верный ответ]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Б

А

Г

В

Г

Б

А

А

Г

Б

В

Б

В

Г

В

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25






Б

А

Б

Б

А

Г

В

А

Б

Г


Часть II [max 20 баллов, по 2 балла за верный ответ]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

Г

В

А

Г

Б

Б

А

Г

Б

Часть III [max 15 баллов, по 1 баллу за каждое верное задание]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нет

нет

да

нет

нет

нет

нет

нет

да

нет

11

12

13

14

15






нет

да

да

да

да


Часть IV [max 5,5 баллов]

Задание 1 [max 2,5 балла, по 0,5 баллу за верное соответствие]

Регуляция функции

А

Б

В

Г

Д

Отдел нервной системы (1/2)

1

2

2

2

1

Задание 2 [max 3 балла, по 0,5 балла за верное соответствие]

Процесс

А

Б

В

Г

Д

Е

Отдел (1/2)

2

1

1

2

1

1

Итого _________ баллов




© 2010-2022