Программа для углубленного изучения биологии в 9 классе «Основы общей биологии»

"Описание материала: Пояснительная записка "Цели программы: формирование у учащихся знания о закономерностях развития живой материи; подготовка личности, понимающей биологическую и социальную сущность жизни. Программа для 9 класса – «Основы общей биологии», (с уклоном на эволюционное учение) – предусматривает завершенность биологического образования на основной ступени школы. Здесь рассматривается в основном бисферно-биогеоценотическая, популеционно-видовая формы биологической организации жизни. Особое внимание уделено формированию специальных умений составить опыты, проводить наблюдения, выполнять гигиенические правила и правила поведения в природе, а также общеучебных умений работать с текстом и в нетекстовыми компонентами учебника.
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Береговая средняя обшеоброзовательная школа












Программа

9 класса

(для углубленного изучения)




Составил учитель химии и биологии

Аубакирова А. Г.



Береговое


Пояснительная записка

Содержание программы для 9 класса «Основы общей биологии» - составлено в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету «Биология».

Цели программы: формирование у учащихся знания о закономерностях развития живой материи; подготовка личности, понимающей биологическую и социальную сущность жизни.

Программа для 9 класса - «Основы общей биологии», (с уклоном на эволюционное учение) - предусматривает завершенность биологического образования на основной ступени школы. Здесь рассматривается в основном бисферно-биогеоценотическая, популеционно-видовая формы биологической организации жизни.

Полученные в предыдущих классах (понятия и представления) о клеточно-организменной структуре биологической формы существования, с одной стороны, служат основой для понимания содержания данного курса, с другой - углубляются с позиций биологических теорий и программных концепций. Биологическая реальность включает основные формы жизни (клеточно-организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный). Процессы жизни (обмен веществ и энергии, онтогенез и филогенез) и принципы биологического познания (критичность, системность, историзм, дополняемость, полицентризм).

В программе указаны основные требования к знаниям и умениям учащихся каждого класса, в них отражены наиболее существенные вопросы содержания, важные для общего образования и воспитания школьников. Особое внимание уделено формированию специальных умений составить опыты, проводить наблюдения, выполнять гигиенические правила и правила поведения в природе, а также общеучебных умений работать с текстом и в нетекстовыми компонентами учебника.

Межпредметные связи

К каждому разделу указаны межпредметные связи. Знания по предметам естественнонаучного и общественно-исторического циклов используется при обучении биологии в качестве опорных для усвоения биологических понятий, раскрытия сущности биологических явлений, формирования научной картины мира, овладение общеучебными интеллектуальными умениями, воспитание всесторонне развитой личности.

Приведены также рекомендации по использованию биологических знаний на уроках географии, физике, химии и других предметов, что способствует формированию целостной системы естественнонаучных знаний школьников.

IX класс (Всего 136 часов, по 4 часа в неделю)


Введение (2 часа) + (1 часа)

Предмет «Основы общей биологии», его задачи. Изучение общих биологических закономерностей. История развития биологии. Связь биологии с другими науками. Достижения биологической науки. Значение биологической науки для сельского хозяйства, медицины промышленности, гигиены, охраны труда.

Общие принципы организации живых организмов (17 часов) + (24 часа)

Жизнь основные уровни организации живой природы (1 час) + (1 час)

Основные уровни живой природы (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный). Основные свойства живых организмов (2 часа) + (2 часа)

Единство химического состава. Обмен веществ и энергии. Саморегуляция. Самовоспроизведение (репродукция). Рост и развитие. Раздражимость - реакция на внешние воздействия. Рефлекс. Дискретность. Ритмичность. Энергозависимость.

Возникновение жизни на Земле (2 часа) + (2 час) Начальные этапы развития жизни. Неорганическая эволюция и условия возникновения жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни. Формирование жизни на земле.

Химическая организация живых организмов (3 часа) + (1 часа)

Жизненный цикл клетки. Химический состав живого организма. Органические и неорганические вещества. Биосинтез белка. Биополимеры - нуклеиновые кислоты.

Лабораторная работа №1 (1 час)

Приготовление раствора яичного белка.

Строение и функции клеток (3 часа) + (2 часа)

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица живого. Строение и функции органоидов клетки. Ядро. Хромосомы и гены. Особенности структурной организации клеток прокариот и эукариот. Деление клетки. Биологическое значение митоза. Мейоз.

Лабораторная работа №2 (1 час)

Сравнение растительной и животной клеток.

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа) + (3 часа)

Обмен веществ - основное свойство живого Пластический обмен - анаболизм. Фотосинтез. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. Энергетический обмен - катаболизм. Значение АТФ в энергетическом обмене. Типы питания живых организмов. Обмен веществ в природе.

Регуляция и гомеостаз живых организмов (2 часа) + (1 час)

Саморегуляция живых организмов. Гомеостаз. Терморегуляция живых организмов. Роль кожи в терморегуляции.

Раздражение и движение (2 часа)

Раздражимость - общее свойство живых организмов. Характерные основные черты раздражимости.

Размножение и индивидуальное развитие живых организмов (4 часа) + (1 часа)

Формы размножения организма. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение растений и животных. Развитие половых клеток (гаметогенез).

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2 часа)

Понятие об онтогенезе. Рост и развитие организма.

Современные представления о биогенетическом законе (1 час)

Общие закономерности развития живой природы (40 часов) +(49 часа)

Эволюционное учение (14 часов) + (33 часов)

Додарвиновское представления о происхождении и развитии жизни на Земле (2 часа) + (2 часа)

Понятие эволюция. Эволюция органического мира, ее основные направления. Развитие биологии в додарвинский период. Ученые-эволюционисты: К. Линней, Ж. Б. Ламарк.

Теория Ч. Дарвина о происхождении вида (3 часа) + (5 часа)

Предпосылки возникновения и основные положения Ч. Дарвина. Искусственный отбор. Ч. Дарвин о движущих силах эволюции видов. Оценка эволюционного учения Ч. Дарвина. Победа эволюционного учения. Палеонтологические, сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства эволюции. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Биологический прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса. Доказательства эволюции органического мира.

Лабораторная работа №3 (1 час)

Изучения морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах.

Экскурсия №1

Многообразие видов растительной и животной местности.

Лабораторная работа №4 (1 час)

Выявление изменчивости организмов.

Лабораторная работа №5 (1 час)

Изучение приспособленности организмов и среда обитания.

Микро эволюция (2часа) + (10 часов)

Дальнейшее развитие дарвинизма. Формирование синтетической теории эволюции. Вид, возникновение вида. Популяционная структура вида. Введение в популяционную генетику. Генетическая система и единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Мутационный процесс. Популяционные волны. Генетический дрейф. Регуляция численности популяций, как основа их сохранения. Изоляция. Естественный отбор - направляющий элементарный фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Возникновение приспособлений - результат действия естественного отбора. Образование вида - результат микро эволюции. Основные положения СТЭ. Дальнейшее развитие эволюционизма.

Макроэволюция многообразие органического мира (2 часа) + (3 часа)

Основные направления эволюционного процесса. Многообразие органического мира. Принципы систематики. Широкая классификация организмов: доклеточные и клеточные формы жизни; царства растений и грибов; царство животных.

Развитие жизни на Земле (2 часа) + (5 часа)

История развития органического мира. Главные направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация. Соотношение различных направлений эволюции. Неорганическая эволюция и условия жизни на Земле. На пути к возникновению первичных организмов. История Земли и методы ее изучения. Развитие жизни в архейской, протерозойской, палеозойской мезозойской и кайнозойской эрах, многообразие живых организмов. Эволюция млекопитающих.

Лабораторная работа №6 (1 час)

Выявление ароморфозов у растений (на живых объектах или гербарных материалах), идиоадаптаций у насекомых (на коллекциях).

Экскурсия №2 (1 час)

История развития жизни на Земле (краеведческий музей).

Антропосоциогенез (3 часа) + (2 часа)

Ч. Дарвин о происхождении человека от животных. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Место человека в природе. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, человек разумный. Происхождение рас и их единство. Биосоциальная сущность человека. Адаптация человека.

Основы генетики и селекции (10 часов) + (14 часов)

Закономерности наследования признаков (4часа) + (2 часа) Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов их цитологические основы. Предмет генетики, цели и задачи, история развития. Ученые-генетики: Г. Мендель, Т. Морган, И. Вавилов. Понятие о гене. Наследственность и изменчивость. Доминантные и рецессивные признаки. Гомози готы и гетерозиготы. Законы наследственности установленные Г. Менделем. Единообразие первого поколения. Промежуточный характер исследования. Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщепления. Закон независимого наследования и его цитологические основы. Сцепленное наследование. Нарушение сцепление. Перекрест хромосом. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности. Генетика человека (2 часа) + (8 часов)

Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на наследственность человека. Анеуплоидия у растений, животных и человека. Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Мутации, их причины. Болезнь Дауна. Фенилкетанурия. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия. Генетика и теория эволюции. Генетика популяций. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий. Проблемы генетики и контроль над эволюцией жизни на Земле.

Лабораторная работа №7 (1 час)

Описание фенотипов растений местных сортов и комнатных растений.

Лабораторная работа №8 (1 час)

Изучение изменчивости у растений и животных построение вариационного ряда и кривой.

Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа) + (2 час)

Селекция растений и животных, ее задачи. Методы выведения новых сортов растений и пород животных их генетические основы. Учение Н. Вавилова о происхождение культурных растений. Достижения селекции растений. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Генная инженерия. Биотехнология. Достижения казахстанских селекционеров.

Экскурсия №3 (1 час)

Выведение новых сортов растений и пород животных.

Основы экологии (16 часов) + (1 часа)

Введение в экологию (2 часа)

Предмет экологии, цели и задачи, исторические этапы становления. Разделы экологии. Влияние экологических факторов окружающей среды на живые организмы. Глобальные проблемы экологии в мире и в Казахстане.

Факторы среды и живые организмы (3 часа)

Основная среда обитания организмов. Экологические факторы. Закономерности действия факторов среды на живые организмы. Ограничивающий фактор. Факторы, влияющие на организм. Биологические ритмы. Фотопериодизм.

Экология популяций, сообществ, экосистем (3 часа) + (1 час)

Популяции. Сообщества. Экосистемы. Развитие сообществ. Устойчивость живых организмов. Экосистемы промышленных ландшафтов и сельскохозяйственного производства. Свойства экосистем. Агроценозы

Охрана и рациональное использование природных ресурсов. Применение экологических знаний в практической деятельности человека.

Биосфера, ее структура и функции (3 часа)

Продуктивность биосферы. Круговорот веществ в природе и поток энергии в биосфере. Учение В. Вернадского. Роль биосферы в жизнедеятельности человека. Круговорот веществ в природе. Круговорот потока энергии в биосфере, роль живого вещества в нем.

Биосфера и человек (2 часа)

Глобальные изменения в биосфере (расширение озоновых дыр, парниковый эффект, кислотные дожди и др.), вызванные деятельностью человека.

Рациональное использование природных ресурсов, их охрана в Казахстане (3 часа)

Природные ресурсы Казахстана и их использование. Влияние антропогенной деятельности на природу Казахстана. Охрана природы в Казахстане. Красная книга Казахстана.

Экскурсия №4 (1 час)

Парк как пример искусственного биогеоценоза










Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса.



© 2010-2022