- Преподавателю
- Биология
- Тема урока: «Класс Костные рыбы. Многообразие рыб, использование и охрана промысловых рыб в нашей стране»
Тема урока: «Класс Костные рыбы. Многообразие рыб, использование и охрана промысловых рыб в нашей стране»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мартынова О.И. |
Дата | 17.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по биологии в 7 классе.
Тема урока: «Класс Костные рыбы. Многообразие рыб, использование и охрана промысловых рыб в нашей стране»
Цель: Сформировать понятия об особенностях жизнедеятельности систематических групп рыб, формирование знаний о промысловых рыбах, их рациональном использовании и охране.
Задачи:
1.Обучающие: Закрепить понятия «Инстинкт», «Поведение», «Рефлекс». Раскрыть значение рыб в природе и жизни человека, обосновать необходимость охраны рыб.
2.Развивающие: развивать мышление, творческие способности, социальную активность учащихся, умение обобщать, делать выводы, развивать творческие навыки, интерес к своей Родине.
3.Воспитательные: воспитывать любовь к родине, экологическую культуру, развивать коммуникативные качества.
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока:
1.Оргмомент (1 мин.)
2.Актуализация знаний (5 мин.)
3.Целеполагание и мотивация (3 мин.)
4.Изучение нового материала (30 мин.)
5.Закрепление нового материала (4 мин.)
6. Организация домашнего задания (2 мин)
6.Рефлексия (1 мин.)
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, учебник, цветные стикеры
План урока:
-
Основные признаки класса.
-
Многообразие рыб.
-
Значение рыб.
-
Охрана рыб.
Ход урока
Организационный момент (1 мин) (проверяется готовность к уроку). Здравствуйте, ребята меня зовут Олеся Ивановна. Скажите пожалуйста, какую тему вы изучили на прошлом уроке?
( Класс Рыбы. Подкласс Хрящевые рыбы.)
Прошу вас открыть тетради, записать число классная работа, и выполнить небольшой тест, в завершении теста, обменяйтесь тетрадками с соседом по парте и проверьте правильность, выставив оценку по результату тестирования. На данное задание у вас 4 минуты
Актуализация знаний. ( 5 мин) Тестирование с самооценкой. (слайд 2)
-
Какие рыбы называют хрящевыми?
А) рыб, у которых хордовый скелет.
Б) рыб, у которых хрящевой скелет.
В) рыб, у которых костный скелет.
-
Какие отряды хрящевых рыб вам известны?
А) Акулы, карпы, химеры
Б) Акулы, скаты, карпообразные
В) Скаты, акулы, химеры
-
Какие признаки объединяют акул, скатов, химер?
А) Хрящевой скелет, отсутствие жаберных крышек, 5-7 жаберных щелей, отсутствие плавательного пузыря.
Б) Хрящевой скелет, отсутствие жаберных крышек, 5-7 жаберных щелей, наличие плавательного пузыря.
В) Хрящевой скелет, наличие жаберных крышек, 15-27 жаберных щелей, отсутствие плавательного пузыря.
-
Как размножаются хрящевые рыбы?
А) Метут икру
Б) Они живородящие
В) Откладывают икринки на водорослях
Целеполагание и мотивация. (3 мин.)
Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадки.
1. Не летит, не поёт, а клюёт. Кто это? (Рыба)
2. Драчун-забияка, живет в воде, Иглы на спине. (Ерш)
3. У нее во рту пила, Под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, А теперь в котел попала (Щука)
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Какие рыбы здесь изображены? Попробуйте, угадайте (осётр, щука, окунь, карп) (слайды №6) Молодцы! Эти все рыбы обитают в водоемах нашей страны.
Предположите, что мы сегодня на уроке будем изучать? (рыб, многообразие рыб и т. п.).
Тема нашего урока «Класс Костные рыбы. Многообразие рыб, использование и охрана промысловых рыб в нашей стране».
Какую цель урока мы поставим, что нам нужно сделать и изучить сегодня?
Цель: узнать о промысловых рыбах, их рациональном использовании и охране, рассмотреть многообразие рыб.
Изучение нового материала. (30 мин.)
1. Ребята прочитайте основные признаки класса в §41. Запишите в тетрадях, по каким признакам представители класса костные рыбы отличаются от класса хрящевые? (3 мин) (дети читают и записывают: костный скелет, наличие жаберных крышек и плавательного пузыря, оплодотворение наружное.)
2. Ребята обратите внимание на экран и давайте познакомимся с систематикой костных рыб.(слайд 9)
Царство - Животные
Тип - Хордовые
Под тип - Черепные /позвоночные/
Надкласс - Рыбы
Класс - Костные рыбы
Подклассы: лопастепёрые, и лучепёрые
двоякодышащие (австралийский рогозуб) отряды:
кистепёрые (латимерия) Осетрообразные
Сельдеобразные
Лососеобразны
Карпообразные
Окунеобразные
Ребята, заполните таблицу «Отряды костных рыб», используя §41 в учебнике. Форма таблицы на экране (слайд №10) Работать будем в группах (3 группы по 4-5человек). 1группа изучает Лопастепёрых, 2 - осетрообразных, 3 - сельдеобразных. На работу в группах - 2 мин. Один выступающий из группы рассказывает об отряде, ребята из класса заносят информацию в свои таблицы Схематично нарисовать визитку представителя отряда (подкласса) (листы и карандаши)(4 мин)
План визитки (заголовки таблицы)
Название отряда
Признаки, особенности
существования.
Представители
Значение для человека
Двоякодышащие и кистепёрые
Мускулатура, в основании парных плавников, позволяет опираться на грунт, появилось наряду с жаберным и легочное дыхание
Латимерия, австралийский рогозуб.
Эволюционное, подтверждение гипотезы освоения водными обитателями суши.
Осётрообразные
Сохраняется хорда, скелет в основном хрящевой, хвостовой плавник неравнолопастной, тело голое с пятью рядами костных пластинок. Проходные рыбы. Мигрируют для нереста в верховья рек, впадающих в моря где они обитают.
Осетр, белуга, калуга, стерлядь
Промысловые рыбы.
Сельдеобразные
Отличаются легко отделяющейся чешуей и стадным образом жизни
Сельдь, салака, сардина, иваси
Промысловые рыбы, разводят в прудовых хозяйствах
Ребята, а что такое миграция рыб? (перемещение) Обратите внимание на схему (слайд №11 «Миграция рыб») миграции бывают как ежедневные (кормовые) так и ежегодные (нерест). В большинстве случаев многие гибнут еще до конечного пункта миграции, а например дальневосточный лосось сразу после нереста. Так почему же рыбы мигрируют? (Инстинкт - (лат. - побуждение, стимул) естественное влечение; свойственная роду и виду врожденная, т.е. наследственная, склонность к определенному поведению, или образу действий)
Ребята, какую роль, по вашему мнению, играют рыбы в природе и в жизни человека? (дети говорят свои предположения).
Рассмотрите список «Значение рыб в природе и жизни человека»: (слайд №13)
1. Один из элементов биогеоценозов, поддерживающих их равновесие.
2. Звено в пищевых цепочках биогеоценозов.
3. Регулируют численность водных животных.
4. Являются объектом промысла людей.
5. Источник рыбьего жира.
6. Источник витаминов и минеральных веществ.
7. Диетическое питание (животные белки и углеводы).
8. Минеральные удобрения. Кормовая мука.
9. Рыбы используются для очистки водоёмов от зарастания.
10. Эстетическое значение.
Заполните в тетради схему «Значение рыб в природе и в жизни человека»(4 мин.): (слайд №14)
Значение рыб
в природе в жизни человека
………………… ……………………..
Как мы видим, значение рыб огромно. Рыбы для человека - источник очень ценных пищевых продуктов. Поэтому одной из древних форм хозяйственной деятельности является рыболовство. Рыболовство - отрасль хозяйственной деятельности людей. Промышленный лов рыб ведётся в морях, океанах, на крупных реках, в озёрах. Перечислите промысловых рыб, обитающих в морях и реках России (сельдь, салака, сардины).
Для быстрого получения рыбной продукции рыб разводят в специальных прудах (слайд 21) В прудовых хозяйствах рыб размножают в специально созданных условиях: в хорошо прогреваемой, богатой кислородом воде и при обилии пищи. Для этого строят систему прудов.
С какой целью создают аквариумное рыбоводство? (эстетическая цель).
В связи с тем, что человек ведёт промысел рыб, необходимо их охранять. Какие меры предпринимает человек, чтобы сохранить численность и многообразие видов рыб? (ответы детей: создает заповедники, парки, заносит в Красную книгу исчезающие виды и т. п.)
Основные принципы охраны рыб (слайд №22)
1. Сохранение уникальных водных экосистем путем создания заповедников, заказников, национальных парков и т. д.
2. Охрана верховьев многих рек, где обитают редкие виды, (например: пелядь, сиг, чир, нельма, хариус, подкаменщик, ручьевая форель, кумжа).
3. Мелиорация водоемов, расчистка нерестовых рек.
4. Искусственное воспроизводство. Таким способом поддерживается численность многих видов осетровых, лососевых и сиговых рыб.
5. Криоконсервация их генома, или создание низкотемпературных генетических банков, где половые клетки могут храниться в течение десятилетий и даже столетий.
Закрепление изученного материала (4 мин.) (слайд №23).
Необходимо вставить пропущенные слова в текст. …...... - одна из древнейших и важнейших отраслей хозяйства (рыболовство). От рыб люди получают …. и …. (белковую пищу и жир). Для быстрого получения рыбной продукции создают ……… хозяйства (прудовые). В декоративных целях содержат …….. рыб (аквариумных). Из-за огромного промысла многие виды стали редкими и нуждаются в …….. (охране). В нашей стране охраняемыми видами являются ……. (пелядь, сиг, чир, нельма, хариус, подкаменщик и Форель ручьевая, кумжа.)
Организация домашнего задания (2 мин) (слайд №24)
1. Прочитать §41
2. Творческое задание: создать кроссворд о рыбах р. Волги.
Спасибо, ребята, за работу на уроке! (слайд №25)
Самооценка ученика (2 мин.) в тетради: (слайд №26)
Я вспомнил_______________________
Я узнал___________________________
Я хочу узнать_____________________
Рефлексия (1 мин.) А с каким настроением вы уйдёте с урока? Ребята, на столах у вас лежат стикеры трёх цветов: желтый - отличное настроение, зеленый - хорошее, розовый - не определился. Уходя из кабинета, приклейте, пожалуйста, на доску тот стикер, цвет которому соответствует ваше настроение.
Благодарю за внимание.
Время урока 42 минуты + 3минуты в запасе