Конспект урока Общая характеристика Мипа Моллюски

Тема урока: Общая характеристика Типа Моллюски. Цели урока: Образовательные: 1.     Ознакомить учащихся с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения и приспособленностями в связи со средой обитания их многообразием. 2.     Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие. Воспитательные: 1.     Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе. 2.     Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах. Развивающие: 1.     Умение применять информационные технологии. 2.     Умение сравнить биологические объекты. 3.     Умение наблюдать, делать выводы. Оборудование: Презентация “Тип Моллюски” Набор раковин моллюсков (на каждую парту) Карточки – задания (на каждую парту): 1.     “Обозначь части тела моллюсков” 2.     “Распредели моллюсков по классам” 3.     “Лабораторная работа “Особенности строения раковин моллюсков” 4.     Конспекты для учащихся Раздаточный материал: Поделки из моллюсков бусы, броши и т.д. из жемчуга; перламутровые пуговицы; Этапы урока. 1.     Организационная часть. 2.     Актуализация знаний. 3.     Изучение нового материала. 4.     Общее закрепление знаний. 5.     Рефлексия. Подведение итогов урока. 6.     Домашнее задание. Ход урока I Организационная часть. Проверка  готовности учащихся к уроку. Наличие на партах необходимых материалов к уроку. II. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов. Посмотрите на стол. Какие объекты вам знакомы? -Правильно—Это ракушки. -А каким животным они принадлежат? Вот на этот вопрос мы попытаемся ответить изучая новую тему. III. Изучение нового материала. Общие черты типа. Учитель начинает объяснение новой темы с рассказа. Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей. Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Среда обитания Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, о... а) определите её форму, окраску; б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец; в) найдите выпуклую часть раковины – вершину; г) найдите изогнутые линии – годичные кольца; д) попробуйте определить прочность раковины. 2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска: а) определите её форму, окраску; б) найдите вершину раковины и отверстие – устье; в) сосчитайте число оборотов раковины; г) попробуйте определить прочность раковины. 3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану: 1.     Форма. 2.     Окраска. 3.     Наличие годичных колец на раковине. 4.     Наличие оборотов на раковине. 5.     Прочность раковины. 6.     Значение раковины. 7.      Внутреннее строение. Пищеварительная система. Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками. Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в ж... Что нового сегодня узнали на уроке. Как оцениваете свою работу на уроке. VI. Выставление оценок.  VII. Домашнее задание. 1.     Выучить конспект. Подготовить сообщение о любом представителе класса Брюхоногих.  
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

.

Тема урока: Общая характеристика Типа Моллюски.

Цели урока:

  1. Образовательные:

  1. Ознакомить учащихся с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения и приспособленностями в связи со средой обитания их многообразием.

  2. Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

  1. Воспитательные:

  1. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.

  2. Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.

  1. Развивающие:

  1. Умение применять информационные технологии.

  2. Умение сравнить биологические объекты.

  3. Умение наблюдать, делать выводы.

Оборудование:

  • Презентация "Тип Моллюски"

  • Набор раковин моллюсков (на каждую парту)

  • Карточки - задания (на каждую парту):

  1. "Обозначь части тела моллюсков"

  2. "Распредели моллюсков по классам"

  3. "Лабораторная работа "Особенности строения раковин моллюсков"

  4. Конспекты для учащихся

  • Раздаточный материал:

Поделки из моллюсков

бусы, броши и т.д. из жемчуга;

перламутровые пуговицы;

Этапы урока.

  1. Организационная часть.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Общее закрепление знаний.

  5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание.

Ход урока

I Организационная часть.

  • Проверка готовности учащихся к уроку.

  • Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

II. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов. Посмотрите на стол. Какие объекты вам знакомы?

-Правильно-Это ракушки.

-А каким животным они принадлежат?

Вот на этот вопрос мы попытаемся ответить изучая новую тему.

III. Изучение нового материала.

Общие черты типа.

Учитель начинает объяснение новой темы с рассказа.

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки - мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.

Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Среда обитания

Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже - во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются - от нескольких миллиметров до 20 м

Движение моллюсков.

Большинство из них - малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом. (слайд № 7)

Внешнее строение моллюсков

Определите по рисунку общие части тела разных моллюсков и отличительные особенности. Сделайте вывод. Записи сделать в тетради.

Вывод: Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:

  1. Голова.

  2. Туловище.

  3. Нога.

  4. Мантия (мантийная полость)

  5. Раковина.

Определите симметрию тела моллюсков.

Большинство моллюсков - двустороннее-симметричные, брюхоногие - асимметричные.

На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез. Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие - ползательные, клиновидные - для плавания, округлые - присасывающиеся и др.

Поэтапное закрепление материала.

Учащиеся выполняют задание: "Обозначь части тела моллюсков"

На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск

Лабораторная работа: "Особенности строения раковин моллюсков"

Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

(задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол)

Задание:

1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:

  • а) определите её форму, окраску;

  • б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;

  • в) найдите выпуклую часть раковины - вершину;

  • г) найдите изогнутые линии - годичные кольца;

  • д) попробуйте определить прочность раковины.

2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:

  • а) определите её форму, окраску;

  • б) найдите вершину раковины и отверстие - устье;

  • в) сосчитайте число оборотов раковины;

  • г) попробуйте определить прочность раковины.

3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:

  1. Форма.

  2. Окраска.

  3. Наличие годичных колец на раковине.

  4. Наличие оборотов на раковине.

  5. Прочность раковины.

  6. Значение раковины.

  7. Внутреннее строение.

Пищеварительная система.

Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу - терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками.

Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы.

Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы.

Кровеносная система.

Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие "Незамкнутая кровеносная система") Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце

Дыхательная система.

У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое - особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами

Выделительная система.

Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость. Нервная система.

Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов.

Органы чувств.

Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза.

Размножение.

Большинство моллюсков - раздельнополые (двустворчатые, головоногие)

Брюхоногие - гермафродиты.

Оплодотворение - наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)

Развитие: прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)

Выполнение заданий в рабочей тетради по вариантам

Закрепление материала.

Учащиеся выполняют задание: "Распределите моллюсков по классам"

Значение моллюсков в жизни человека.

IV. Общее закрепление материала.

Тест - тренажёр

V. Рефлексия. Итоги урока.

  • Что нового сегодня узнали на уроке.

  • Как оцениваете свою работу на уроке.

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

  1. Выучить конспект. Подготовить сообщение о любом представителе класса Брюхоногих.



© 2010-2022