- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока Общая характеристика Мипа Моллюски
Конспект урока Общая характеристика Мипа Моллюски
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Криулина И.В. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
.
Тема урока: Общая характеристика Типа Моллюски.
Цели урока:
-
Образовательные:
-
Ознакомить учащихся с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения и приспособленностями в связи со средой обитания их многообразием.
-
Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.
-
Воспитательные:
-
Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.
-
Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.
-
Развивающие:
-
Умение применять информационные технологии.
-
Умение сравнить биологические объекты.
-
Умение наблюдать, делать выводы.
Оборудование:
-
Презентация "Тип Моллюски"
-
Набор раковин моллюсков (на каждую парту)
-
Карточки - задания (на каждую парту):
-
"Обозначь части тела моллюсков"
-
"Распредели моллюсков по классам"
-
"Лабораторная работа "Особенности строения раковин моллюсков"
-
Конспекты для учащихся
-
Раздаточный материал:
Поделки из моллюсков
бусы, броши и т.д. из жемчуга;
перламутровые пуговицы;
Этапы урока.
-
Организационная часть.
-
Актуализация знаний.
-
Изучение нового материала.
-
Общее закрепление знаний.
-
Рефлексия. Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание.
Ход урока
I Организационная часть.
-
Проверка готовности учащихся к уроку.
-
Наличие на партах необходимых материалов к уроку.
II. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов. Посмотрите на стол. Какие объекты вам знакомы?
-Правильно-Это ракушки.
-А каким животным они принадлежат?
Вот на этот вопрос мы попытаемся ответить изучая новую тему.
III. Изучение нового материала.
Общие черты типа.
Учитель начинает объяснение новой темы с рассказа.
Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки - мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.
Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.
Среда обитания
Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже - во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются - от нескольких миллиметров до 20 м
Движение моллюсков.
Большинство из них - малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом. (слайд № 7)
Внешнее строение моллюсков
Определите по рисунку общие части тела разных моллюсков и отличительные особенности. Сделайте вывод. Записи сделать в тетради.
Вывод: Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из:
-
Голова.
-
Туловище.
-
Нога.
-
Мантия (мантийная полость)
-
Раковина.
Определите симметрию тела моллюсков.
Большинство моллюсков - двустороннее-симметричные, брюхоногие - асимметричные.
На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез. Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие - ползательные, клиновидные - для плавания, округлые - присасывающиеся и др.
Поэтапное закрепление материала.
Учащиеся выполняют задание: "Обозначь части тела моллюсков"
На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск
Лабораторная работа: "Особенности строения раковин моллюсков"
Оборудование: набор раковин брюхоногих и двустворчатых моллюсков.
(задания напечатаны на карточках и выдаются на каждый стол)
Задание:
1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:
-
а) определите её форму, окраску;
-
б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;
-
в) найдите выпуклую часть раковины - вершину;
-
г) найдите изогнутые линии - годичные кольца;
-
д) попробуйте определить прочность раковины.
2. Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:
-
а) определите её форму, окраску;
-
б) найдите вершину раковины и отверстие - устье;
-
в) сосчитайте число оборотов раковины;
-
г) попробуйте определить прочность раковины.
3. Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:
-
Форма.
-
Окраска.
-
Наличие годичных колец на раковине.
-
Наличие оборотов на раковине.
-
Прочность раковины.
-
Значение раковины.
-
Внутреннее строение.
Пищеварительная система.
Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу - терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками.
Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы.
Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы.
Кровеносная система.
Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие "Незамкнутая кровеносная система") Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце
Дыхательная система.
У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое - особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами
Выделительная система.
Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость. Нервная система.
Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов.
Органы чувств.
Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза.
Размножение.
Большинство моллюсков - раздельнополые (двустворчатые, головоногие)
Брюхоногие - гермафродиты.
Оплодотворение - наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)
Развитие: прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)
Выполнение заданий в рабочей тетради по вариантам
Закрепление материала.
Учащиеся выполняют задание: "Распределите моллюсков по классам"
Значение моллюсков в жизни человека.
IV. Общее закрепление материала.
Тест - тренажёр
V. Рефлексия. Итоги урока.
-
Что нового сегодня узнали на уроке.
-
Как оцениваете свою работу на уроке.
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
-
Выучить конспект. Подготовить сообщение о любом представителе класса Брюхоногих.