Технологическая карта по биологии на тему Лишайники (5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Организационная информация

Предмет

Биология

Название учебного пособия и образовательной программы с указанием автора

Пасечник В.В. Биология 5 класс

УМК Пасечник В.В.

Класс

5

Тема

Лишайники

Автор урока (ФИО, должность)

Петрова Валентина Викентьевна, учитель

Образовательное учреждение

МБОУ «Дороховская СОШ»

Описание урока

Тип урока

Урок «открытия » нового знания

Время реализации урока

45 мин

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

создание условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах, ознакомление учащихся с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

  • Обучающие: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов - гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

  • Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.

  • Воспитывающие: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Предметные результаты:
- формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов
- формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД:

  1. формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

  2. формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.

Познавательные УУД:

  1. Формирование умения анализировать, сравнивать , обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

  2. формирование умения владеть смысловым чтением, Задавать вопросы на основе извлечённой из текста информации.

  3. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости

Ресурсы, оборудование и материалы, использующиеся на уроке: технические средства обучения, ЭОР, раздаточный материал, лаборатория и др. (перечислить)

ноутбуки с выходом в интернет, мультимедийное оборудование, камера Аvervision , презентация, интернет как источник информации, коллекция натуральных объектов, гербарные материалы, лупы, фотографии различных лишайников, бумага, фломастеры, путевой лист для группы, листы самоконтроля и самооценки учащихся на уроке

Список учебной и дополнительной литературы

  1. Учебник "Биология. 5класс" ФГОС. В.В.Пасечник, Дрофа,2015

  2. Энциклопедия для детей. Биология. М, Атланта,1993.

  3. И.А.Шапиро "Загадки растения - сфинкса", Ленинград, 1991.

  4. Википедия. Свободная энциклопедия. // ru.wikipedia.org.

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы

Электронный учебник "Биология. 5класс" ФГОС.В.В. Пасечник , Изд.Дрофа,2015г

Википедия. Свободная энциклопедия. // ru.wikipedia.org

learningapps.org

onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Biology-5class-199/Default.aspx

onlinetestpad.com/ru-ru/t/304b679748a745049d52001d64cb1722

Проект урока

Этапы урока

Планируемые результаты каждого этапа урока

(предметные, метапредметные, личностные)

Используемые педагогические технологии, методы, приемы, формы, оборудование, материалы, ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Диагностика достижения результатов

(как проверяете, достигнуты ли планируемые результаты)

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:


Коммуникативные: Раскрывают полученные знания, оформляют мысли в устной форме, доказывают свою точку зрения

Познавательные УУД

Преобразуют информацию из одной формы в другую.

Интерактивный метод обучения сайт onlaintest pad.ru (тест из личного кабинета учителя)


Использование камеры для вывода схем на доску


(Презентация. Слайд 1)

Приветствие учащихся. Организация ребят для работы в группах. Правила работы в группах в Приложении 1.

Проводит разминку

Ребята, давайте вспомним, - Какие царства живой природы мы с вами знаем?

Составьте схему на основе ваших знаний.

Приветствуют учителя. Вспоминают правила работы в группах

Выполняют игровой тест на сайте onlaintest pad.ru

Заполняют лист самооценки

Составляют схему. Представляют результат

Вывешивают карточку со слогами

Проговаривают правила

На сайте высвечивается результат, заносят в лист самооценки

Заносят результат составления схемы и представления

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:


Познавательные УУД.

Высказывают предположение на поставленный вопрос.

Проявляют познавательную инициативу.

Рассматривание натуральных объектов, гербарных материалов


Презентация

Слайд 2

А теперь посмотрите на коллекции живых материалов и на гербарии, которые лежат перед вами. У вас на столах лежат лупы. Рассмотрите эти организмы.

Эти же организмы вы видите на экране и на фотографиях, лежащих на столах.

Что это за организмы?

Высказывают разные предположения ((могут ответить-лишайники).


3. Выявление места и причины затруднения

Регулятивные УУД.

Формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему (формулировка вопроса урока).

Презентация

Слайд 3

Создается проблемная ситуация.

А мы можем отнести эти организмы(лишайники) к какой-нибудь уже известной вам группе живых организмов?

Какая же у нас возникла проблема?

Учащиеся работают в группах, не могут дать однозначного ответа. Формулируют проблему.

Мы не знаем к какой группе живых организмов отнести лишайники.


4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)


Регулятивные УУД.

Формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД.

Формируем умение анализировать, строить












Презентация

Слайд 4





Презентация

Слайд 5

Ну а теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема: лишайники.

Что нужно знать об организме, чтобы отнести его к какому-нибудь царству?

Попробуйте сформулировать гипотезу (предположение). (работа в группах)

Определите цель нашей работы?

А теперь предложите план нашей работы. Работа в группах. Из предложений учащихся составляется план работы.





Где мы можем найти нужную информацию?

Ученики предлагают свои варианты, выбираем одно.

Работа в группах. Ответы учащихся.

Предложения учащихся: Если мы будем знать строение и способ питания , то сможем определить, к какой группе живых организмов относятся лишайники.

Учащиеся предлагают: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников.

Составляем план работы:

  1. Изучить строение лишайников.

  2. Изучить способ питания лишайников.

  3. Узнать, где обитают лишайники.

  4. Выяснить значение лишайников в природе и для человека.

  5. Сформулировать вывод о принадлежности лишайников к какой-нибудь группе живых организмов.

Предложения учащихся: Учебник, интернет, справочники, энциклопедии, дополнительная литература, спросить у взрослых.


5. Реализация построения проекта

Коммуникативные УУД.

1. формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

2. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Познавательные УУД. 1. формирование умения владеть смысловым чтением , выделять главное.

2. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации.

3. Озвучивают результаты работы, сравнивая с изображением на интерактивной доске.

Регулятивные: формирование правильной осанки


-











Ноутбуки с выходом в интернет, электронный учебник, учебник, листы с заданиями для групп

Сейчас каждая группа получит свое задание.

Распределите ваши роли в группе. Используя необходимую информацию, проанализируйте её, подготовьте выступление от группы и по одному вопросу для одноклассников. Оформите страничку рукописной книги, которую мы назовем "Лишайники".

Раздаются дисты с заданиями. Учитель, при необходимости, консультирует учащихся, контролирует ход работы.

1-я группа работает над материалом "Понятие о лишайнике".

2-я группа анализирует материал "Строение лишайников".

3-я группа анализирует изображение внутреннего строения лишайника по рис и тексту учебника "жизнедеятельность лишайников".

4-я группа анализирует материал о значении лишайников в природе и жизни человека .

На работу дается 15 минут.

Во время выступления учащихся учитель показывает слайды №6,7,8,9,10,11, 12, 13, 14.

Итак, мы познакомились с новым материалом, заслушали выступающих , оценили странички рукописной книги. Вспомните, для чего мы все это делали?

Какой же вывод вы можете сделать на основе полученной информации?

Вы сделали совершенно правильный вывод!

Учащиеся работают в группах по заданиям, готовят выступающих, оформляют страничку рукописной книги "Лишайники", используя дополнительный материал, фотографии лишайников, Интернет.

Заслушивают выступающих, отвечают на вопросы, оценивают подготовленные рукописные странички . Складывают странички вместе, получая рукописную книгу. Торжественно вручают учителю.

Учащиеся отвечают: Чтобы решить проблему! Мы не знали, к какой группе живых организмов можно отнести лишайники.

Такое строение и способ питания не имеет ни один организм. Таким образом, лишайники нельзя отнести ни к одному царству живой природы, т. к. это симбиотические организмы, состоящие из нитей грибницы и клеток водорослей.

Рукописная страница от группы

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Регулятивные УУД.

Умение давать развернутые ответы. Самоконтроль.

Коммуникативные УУД.

Свободно излагать свои мысли в устной форме.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Презентация

(Слайд 16)


Учитель проводит конкретизацию первичных знаний, просит ответить на вопросы.

1. Что представляет собой организм лишайника?
2. Как питается лишайник?
3. Как вы думаете, лишайники можно
отнести к растениям?
4. Лишайники часто встречаются на деревьях. Как вы думаете лишайники - паразиты?

Ребята обсуждают вопросы, дают ответы, высказывают предположения.

Наблюдение

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Регулятивные УУД.

1. формировать умение адекватно оценивать свои знания и умения.

2. формировать умение определять степень успешности своей работы

Электронное приложение к учебнику

Ребята, в электронном приложении к учебнику есть раздел «Контроль темы». Работайте над тестом самостоятельно, в конце работы компьютер даст оценку вашим знаниям. Если допустили ошибку, посмотрите раздел «не правильные ответы»

На работу дается 5мин

Самостоятельная работа учащихся.

Проводится самоконтроль и самооценка. Учащиеся подсчитывают свои баллы.

Заполняют листы самоконтроля и самооценки


8. Включение в систему знаний и повторения


Познавательные УУД.

1. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты, выявлять причины и следствия простых явлений.


- Используя новые знания , ответьте на вопрос: Как вы считаете, правильно ли то, что лишайники выделяют в отдельную группу живых организмов?

Учащиеся обобщают полученные знания, делают выводы.


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


Личностные УУД.

Называют тему урока, цели, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы.

Познавательные УУД.

Анализ, построение логической цепи рассуждений.

Личностные УУД

Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Листы самоконтроля и самооценки

Учитель предлагает вспомнить тему урока, цели, проблему над которой работали ученики, оценить меру продвижения каждого учащегося к цели, поставленной в начале урока

Ребята, мы на сегодняшнем уроке выполнили серьезную работу. Мы не только изучили новые для нас организмы, но познакомились с основными этапами проектной деятельности. В конце урока определите, как вы оцениваете свою работу? Отметьте в ваших листах самооценки.

Уч-ся отмечают наиболее трудные и понравившиеся этапы урока,

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы

Определили тему проекта, проблему, гипотезу, план работы, источники информации, создали продукт -странички рукописной книги "лишайники", сумели сделать вывод.

Ребята работают в листах самооценки.

Листы самоконтроля и самооценки

10. Домашнее задание

Коммуникативные УУД.

Осуществляют взаимный контроль записей домашнего задания в дневнике


Учитель подводит итоги урока, предлагает самим определиться с домашним заданием

Предложения детей


Приложения

Рабочие материалы для учащегося (карточки, картинки, геометрические фигуры и др. раздаточный материал)

Натуральные объекты (лишайник), гербарные материалы, фотографии лишайников

Оценочные материалы

(листы самоконтроля, путевые листы, шкалы и др.)

Листы самоконтроля и самооценки


9


© 2010-2022