Видеоурок обществознания в 11 кл. на яндекс-диске: https: //yadi. sk/d/Mg92Lf4XfSdSo

План урока. I.                   Проблема урока: определить роль права в регулировании семейно – брачных отношений. II.                 Поиск решения: самостоятельные выводы на поставленные задачи, опираясь на  знания, СК РФ, Конституцию РФ III.             Примерные выводы по проблеме: - семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела                                                       семьи; - в семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения се­мейных прав и ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока



Предмет: обществознание

Класс: 11

Тип урока: комбинированный

1

2

Тема

Семейное право

Цель

дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали.

Задачи

Образовательные: актуализировать известные учащимся знания по семейному праву; дать более глубокие и осмысленные знания (по сравнению с основной школой) о семейном праве; конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье; познакомить с формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; довести до учащихся специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений;

Развивающие: продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе ; организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники;

Воспитательные: сформировать представление о личности и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений. формировать мнение о роли семьи в обществе. Вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям. создать психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни. Сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, ее роль и значение в современном обществе.

УУД

Личностные:

1.Самостоятельно выявлять правовой прецедент, давать оценку заданной ситуации.

2.Обосновывать собственное мнение.

Регулятивные:

1. Определять цель - проблему.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность.

4. Работать по плану.

5. Оценивать степень и способы достижения цели.

Коммуникативные:

1.уметь вести дискуссию, диалог.

2.сотрудничество в учебной деятельности.

3.выражать и обосновывать свое мнение.

Познавательные:

1. Находить достоверную информацию из разных источников.

2. Владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактическую информацию.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

4. Анализировать, обобщать, делать выводы

Основные понятия

семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Межпредметные связи

Право, литература, история.

Ресурсы

ПОСОБИЯ.

1. Семейный Кодекс РФ.

2. Дидактический материал к уроку обществознания, 11 класс.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения

school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

history.standart.edu.ru - предметный сайт издательства «Просвещение»

social.standart.edu.ru - предметный сайт издательства «Просвещение»

Дополнительные Интернет-ресурсы

historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

Форма урока

Комбинированный урок

Технология

Проблемно - дискуссионная.

План урока.

  1. Проблема урока: определить роль права в регулировании семейно - брачных отношений.

  2. Поиск решения: самостоятельные выводы на поставленные задачи, опираясь на знания, СК РФ, Конституцию РФ

  3. Примерные выводы по проблеме:

- семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

- в семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения се­мейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотре­нию распоряжаться принадлежащими им семейными правами.

- Основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ

- Семья находится под защитой государства, так же как и материнство, отцовство и детство.



  1. Обязательный минимум содержания: семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Вступительное слово. На всём протяжении существования человечество сформировало ряд ценностей, значение которых очень велико.

Назовите общечеловеческие ценности (здоровье, образование, традиции и обычаи, вера, семья и т.д.). Семье, семейным отношениям еще в Древней Руси придавали большое значение. Семья являлась всегда миниатюрным государством со своим главой и собственной публичной властью. Например, в своем «Поучении детям» Владимир Мономах говорил о воспитательных функциях семьи. На протяжении всей истории государства общество постоянно обращало внимание на развитие брачно-семейных отношений. И.Резник в своем Гимне семье сказал:

Семья - любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья - опора государства,

Страны моей, моей России.

Фиксируем 1-й факт: семья -это маленькое государство

Обобщая ответы учеников, фиксируем учебную проблему:

Почему семья признаётся основной ценностью человечества?

Ученики высказывают различные мнения, которые сводятся к тому, что семья -это основная единица общества, каждый член которой имеет не только права, но и ряд существенных обязанностей перед обществом и государством.

Ученики делают вывод

Результаты соцопроса, выявление проблемы.

-Нас удивило, что основная масса людей страдает правовой безграмотностью.

Высказывают свои варианты учебной проблемы.

Фиксируют главные вопросы: что семья дает человеку, что семья дает государству, функции семьи.

II. Версии.

Изобразите в рабочих листах вашу версию слова «семья».

Видеоурок обществознания в 11 кл. на яндекс-диске:yadi.sk/d/Mg92Lf4XfSdSo

Предполагаемые версии:

Родство, общее хозяйство, дети, брак, права и обязанности.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Записывают ответы в рабочий лист.

III. Актуализация знаний.

Если есть государство, значит, есть определенные права и обязанности.

Какие источники семейного права вы можете назвать?

Что такое правоотношения?

На основе изучения нашей темы урока понятие «правоотношения» будет конкретизировано на примерах регулируемых нормами права отношений членов семьи.

А сейчас попробуем разобраться в том, какой брак мы можем назвать действительным.

Всякий ли союз между мужчиной и женщиной является законным браком?

- Каковы условия и порядок заключения брака?

- Каковы условия прекращения брака?

- Когда брак признаётся недействительным?

На эти вопросы вы должны ответить, работая в группах с источниками.

В последнее время мы наблюдаем возросшее количество случаев, когда семейные пары проживают в церковном браке, появившемся в результате венчания мужчины и женщины в церкви без регистрации брака на законных основаниях; в фактическом браке - длительное совместное проживание мужчины и женщины, при котором брачные отношения не оформлены в ЗАГСЕ. Поэтому ни церковный, ни фактический брак не порождают правовых отношений между супругами. Примером может служить история Пабло Пикассо и Франсуазы Жило, одной из гражданских жён художника. Они познакомились в 1943 году: она - начинающий живописец, он - всемирно известный мастер, к тому же на 40 лет её старше. Они прожили вместе 10 лет. Двое детей - сын Клод и дочь Палома, казалось, навечно скрепили их союз. И всё-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, - ей надоели его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить о её щёку сигарету. Естественно, ни она, ни дети не получили ничего из миллионного состояния художника.

Какая проблема выявляется в данной ситуации?

Правоотношения-это охраняемое государством и урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого имеют взаимные права и обязанности).

(работа в группах с СК РФ)

- Дать определение законному браку выделить существенные характеристики

-условия заключения брака, обстоятельства, препятствующие его заключению.

-Основания для прекращения брака.

Ответы записываются в рабочий лист.





Фиксируется проблема: нарушение системы правоотношений.

IV. Планирование деятельности.

Вопросы для реализации УУД:

1) Правовая связь членов семьи.

2) Вступление в брак и расторжение брака.

3) Права и обязанности супругов.

4) Права и обязанности детей и родителей.

5) Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

6) Брачный договор

Определяем план действий по решению проблемы.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).











Итак, определим субъекты и объекты правоотношений.



Какие же правоотношения регулирует семейное право?

В дискуссионной форме выясняем:

- институт родителей и детей.

-права и обязанности сторон.

- в каких случаях происходит лишение родительских прав?

-что такое алименты?

-что такое институт опеки и попечительства?

Фиксация материала в решении проблемы:

В редакцию одного юридического журнала пришло такое письмо: «В нашем доме живет очень старая и больная женщина - Ольга Сергеевна. Мы, все ее соседи, хоть и сами люди немолодые, помогаем ей как можем. Кто сходит за продуктами, кто уберет квартиру, кто приготовит обед, кто поможет ей из квартиры спуститься на улицу, у дома на лавочке посидеть. До последнего времени мы все считали, что Ольга Сергеевна одинокая, что нет у нее на свете ни одной родной души. Ведь никогда она никому не жалуется, да и о себе не рассказывает. Но как-то вечером рядом с нашим домом остановился роскошный автомобиль, и из него вышел молодой, хорошо одетый мужчина. Оказалось, что это родной сын Ольги Сергеевны. Но приезжал он не затем, чтобы помочь своей матери, уделить ей внимание, узнать о здоровье. Он приехал уговорить мать согласиться жить в доме для престарелых, а квартиру подарить ему. Долго после его отъезда все мы возмущались, а вот что можно по закону с такими сделать - не знаем. Помогите нам».

А какой документ призван защитить имущественные права супругов?

Что мы знаем о брачных договорах?

Предлагаем вариант брачного договора. Попробуйте предложить свои варианты.

Субъекты семейных правоотношений: муж и жена, дети, усыновители и усыновлённые, другие родственники Объекты семейных отношений: действия членов семьи, вещи…

СК РФ регулирует личные и имущественные отношения.

(работа со слайдами о правах и обязанностях)

Учащиеся работают со слайдами презентации.



Учащиеся, сославшись на ст.87 Семейного кодекса РФ, должны предложить свои варианты решения данной проблемы.







Справка об истории брачных договоров.

Обсуждение текста брачного договора.

VI. Выражение решения проблемы.

Итак, для того, чтобы обобщить вышесказанное, составляем кластеры по группам:



В качестве вывода делаем синквейн по проблеме урока.

Составляют кластер по заданной теме:

-Правовые основы семьи и брака

-Правовое регулирование семейно - брачных отношений

- институт детей и родителей.

Делаем общие выводы.

VII. Применение нового знания.

Решение ситуативных задач:

  • Бабушка подарила своему 12-летнему внуку принадлежавшую ей приватизирован-ную квартиру. Кто теперь является собственником квартиры? Кто имеет право распоряжаться этой собственностью, например, сдать квартиру в аренду?

  • Является ли дача, перешедшая по наслед­ству к одному из супругов после заключения брака, их совместной собственностью?

  • Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение развестись. Должен ли вопрос о разводе решаться в суде?

  • Супруги М. подали на развод. Жена соби­рается потребовать на суде долю в общей соб­ственности с учетом полученных мужем в каче­стве наследства и проигранных им в карты ав­томобиля «Москвич» и дома в деревне, так как, по ее мнению, супруг расходовал это имущест­во в ущерб интересам семьи. Удовлетворит ли суд ее требование?

  • Супруги, имеющие сына, разводятся и де­лят имущество. К кому должны перейти приоб­ретенные для сына спортивный тренажер и му­зыкальный инструмент?

  • При разделе имущества после развода супруга потребовала разделить всё имущество, нажитое в период нахождения в браке, поровну, включая дачу, которую её супруг получил в порядке наследования после смерти отца. Какое решение примет суд?

  • При разделе имущества в связи с разводом гражданин В. потребовал, чтобы суд присудил ему 2/3 подлежащего разделу имущества на том основании, что почти всё имущество было приобретено на его деньги, так как в течение пяти лет жена не работала. Жена на суде потребовала разделить имущество поровну, сославшись на то, что она занималась домашним хозяйством. Какое решение должен вынести суд?

  • Супруги при вступлении в брак составили брачный договор, согласно которому все предметы роскоши, подаренные мужем жене, будут принадлежать ей и останутся за ней в случае развода. После трёх лет совместной жизни супруги развелись, и муж потребовал, чтобы подаренные им жене дорогостоящие украшения и картины были поделены поровну. При этом он ссылался на нормы Семейного кодекса РФ. Правомерны ли притязания мужа?

Коллективное решение поставленных задач с элементами дискуссии.















Примерные выводы по теме:

- семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

- в семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения се­мейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотре­нию распоряжаться принадлежащими им семейными правами.

- Основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ

- Семья находится под защитой государства, так же как и материнство, отцовство и детство.

VIII. Рефлексия.

Ребята, как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

И закончить я хочу урок опять же словами Ильи Резника

Семья - источник изначальный

Небесным ангелом хранимый,

И грусть, и радость, и печали

Одни на всех, неразделимы!

Пусть повторятся в поколеньях

Благословенной жизни дни.

Храни, Господь, очаг семейный,

Любовь любимых охрани! (И.Резник)

Оформление рабочих листов и заполнение опросного листа.

Домашнее задание.

На основании изученного материала написать эссе:

-«Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» Ф.Адлер.

- « Хорошее дело браком не назовёшь» .

- «Там где начинается быт, заканчивается любовь».













ПРИЛОЖЕНИЯ



Задания по группам

1 группа

1. На основе Семейного кодекса РФ (Глава 1 Ст.1) и учебника (стр93) дать определения законному браку, а также выделить его существенные характеристики.

2. Составить кластер на тему: «Правовые основы семьи и брака».

3. Решение ситуативных задач:

  • Бабушка подарила своему 12-летнему внуку принадлежавшую ей приватизированную квартиру. Кто теперь является собственником квартиры? Кто имеет право распоряжаться этой собственностью, например, сдать квартиру в аренду?

  • Является ли дача, перешедшая по наслед­ству к одному из супругов после заключения брака, их совместной собственностью?

  • Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение развестись. Должен ли вопрос о разводе решаться в суде?





2 группа

1. На основе Семейного кодекса РФ (Раздел 2 глава 3) и учебника (стр.94) определить условия заключения брака, а также обстоятельства, препятствующие заключению брака.

2. Составить кластер на тему: «Правовое регулирование семейно - брачных отношений».

3. Решение ситуативных задач:

  • Супруги М. подали на развод. Жена соби­рается потребовать на суде долю в общей соб­ственности с учетом полученных мужем в каче­стве наследства и проигранных им в карты ав­томобиля «Москвич» и дома в деревне, так как, по ее мнению, супруг расходовал это имущест­во в ущерб интересам семьи. Удовлетворит ли суд ее требование?

  • Супруги, имеющие сына, разводятся и де­лят имущество. К кому должны перейти приоб­ретенные для сына спортивный тренажер и му­зыкальный инструмент?

  • При разделе имущества после развода супруга потребовала разделить всё имущество, нажитое в период нахождения в браке, поровну, включая дачу, которую её супруг получил в порядке наследования после смерти отца. Какое решение примет суд?



3 группа.



  1. На основе Семейного кодекса РФ глава4 ст.16 и глава 5 ст.27 определить основания для прекращения брака, и признания брака недействительным.

2. Составить кластер на тему: «Институт родителей и детей».

3. Решение ситуативных задач:

  • При разделе имущества в связи с разводом гражданин В. потребовал, чтобы суд присудил ему 2/3 подлежащего разделу имущества на том основании, что почти всё имущество было приобретено на его деньги, так как в течение пяти лет жена не работала. Жена на суде потребовала разделить имущество поровну, сославшись на то, что она занималась домашним хозяйством. Какое решение должен вынести суд?

  • Супруги при вступлении в брак составили брачный договор, согласно которому все предметы роскоши, подаренные мужем жене, будут принадлежать ей и останутся за ней в случае развода. После трёх лет совместной жизни супруги развелись, и муж потребовал, чтобы подаренные им жене дорогостоящие украшения и картины были поделены поровну. При этом он ссылался на нормы Семейного кодекса РФ. Правомерны ли притязания мужа?









































Рабочий лист.



Вопросы

Ответы

Что такое семья








Что семья дает человеку



Что семья дает государству



Функции семьи



Семейное право



Источники права



Условия заключения брака



Условия прекращения брака



Кто такие опекуны



Кто такие попечители



Составить синквейн по теме урока



















Оценочный лист

ученика (цы) 11класса_________________________



N

Критерии оценки

Макс. балл

Моя оценка

1

Я сегодня активно работал в течении всего урока

5

2

Я неоднократно выступал публично

5

3

Я активно работал в группе

5

4

Я не очень активно работал на уроке

2

5

Я не очень активно работал в группе

1

6

Я часть времени спал, но вовремя проснулся и чуть поработал

1

7

Я был не готов работать на уроке, но кое-что произносил тихо, но не был услышан.

0,5

8

Я все знал, но предпочитал молчать (не по мне эта наука)

0.25

9

Я даже смотрел и слушал, что вокруг происходит

0.25

10

Я вообще не понял, что здесь происходило

0.5

11

Я решил стать юристом

10

Итого я набрал - ___________баллов.

Считаю, что заслужил оценку________

_____________________________________________________________________________

Оценочный лист

ученика (цы) 11класса_________________________



N

Критерии оценки

Макс. балл

Моя оценка

1

Я сегодня активно работал в течении всего урока

5

2

Я неоднократно выступал публично

5

3

Я активно работал в группе

5

4

Я не очень активно работал на уроке

2

5

Я не очень активно работал в группе

1

6

Я часть времени спал, но вовремя проснулся и чуть поработал

1

7

Я был не готов работать на уроке, но кое-что произносил тихо, но не был услышан.

0,5

8

Я все знал, но предпочитал молчать (не по мне эта наука)

0.25

9

Я даже смотрел и слушал, что вокруг происходит

0.25

10

Я вообще не понял, что здесь происходило

0.5

11

Я решил стать юристом

Итого я набрал - ___________баллов. Считаю, что заслужил оценку________





















Статья 87. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

4. При определении размера алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено требование ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них.

5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей.

Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.





















© 2010-2022