- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа элективного курса Путешествие в мир растений для 9 класса
Рабочая программа элективного курса Путешествие в мир растений для 9 класса
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузьмина Т.В. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Киверичская средняя общеобразовательная школа»
Рамешковского района Тверской области
Утверждаю.
Директор школы: _____________ Куликова Н.Н.
Приказ №____ от __________________________
Рабочая программа
элективного курса по биологии
«Путешествие в мир растений»
для обучающихся 9 класса
Составила: Кузьмина Татьяна Валентиновна,
учитель химии и биологии
с/п Киверичи
2010-2011 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования уделяется внимание таким подходам к преподаванию биологии, как усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности за счет включения сведений прикладного характера и усиление внимания к методам познания природы и использование полученных знаний для решения практических проблем.
Помимо реализации данных подходов непосредственно на уроках биологии, их можно претворять в жизнь и на элективных курсах. Поскольку элективные курсы являются неотъемлемым компонентом вариативной системы образовательного процесса и обеспечивают успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся.
Мы очень мало знаем о растениях, сопровождающих нашу жизнь, - о деревьях, дающих нам тень, о кустах, с которых собираем ягоды, о траве, по которой ходим. Хочется, чтобы обучающиеся во время прогулок и экскурсий более внимательно смотрели бы на знакомые деревья и травы, стремясь понять суть увиденных явлений; чтобы чувствовали себя частицей окружающей природы и старшими братьями всех существ, живущих рядом.
В соответствии с новыми образовательными стандартами в основной школе сокращено время на изучение экологических групп цветковых растений. Предложенный элективный курс «Путешествие в мир растений» покажет, что в жизни наших самых обычных растений, мимо которых мы пробегаем не глядя, есть много интересного и даже загадочного. Он содержит знания, вызывающие познавательный интерес обучающихся и представляет ценность для определения ими профиля в старшей школе. Материал данного курса удачно сочетается с краеведческим материалом, что немаловажно в современных условиях.
В зависимости от конкретных условий преподавания курса можно использовать различные методы и приемы обучения, но основной формой являются экскурсии и практические работы на местности. Экскурсии - это мощное эмоциональное и эстетическое средство воздействия на школьников, а практическое ознакомление с растениями развивает наблюдательность, познавательную активность и способствует формированию экологической культуры учащихся.
Программа предусматривает практико-ориентированную и аналитическую деятельность обучающихся, что способствует развитию у них самостоятельности - одного из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования, жизни в обществе, творческому самопроявлению личности.
Курс рассчитан на 16 часов. Обычно это I-ая и II-ая четверти учебного года. Курс предусматривает целенаправленное удовлетворение познавательных интересов обучающихся, интересующихся биологией и желающих в будущем связать с ней свою жизнь.
Цель курса:
-при ознакомлении с флорой углубить и расширить знания обучающихся по экологическим группам растений и вовлечь школьников в активную практическую деятельность по изучению природы вообще и своего края в частности;
-подготовка к продолжению образования и осознанному выбору профессии.
Задачи курса:
о б р а з о в а т е л ь н ы е:
- расширить знания обучающихся об экологических группах растений, об эколого-морфологических признаках растений;
- знать растения различных экологических групп;
- определять признаки систематических категорий и экологических групп растений;
- научить вести наблюдения в природе;
- выявлять взаимосвязи растений с окружающей средой;
в о с п и т а т е л ь н ы е:
- выявить роль человека вообще и каждого индивида в частности в сохранении биологического разнообразия флоры планеты;
- выявить роль растений в природе и в жизни человека;
- формировать бережное и уважительное отношение к природе;
р а з в и в а ю щ и е:
- развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
- способствовать повышению уровня творческой и экспериментальной деятельности;
- развивать коммуникативные навыки обучающихся.
Формы работы с обучающимися:
- лекционно-семинарские занятия;
- практические работы с элементами творчества;
- экскурсии;
- просмотр видеофильмов;
- исследовательская и проектная деятельность.
Формы контроля и анализа результатов освоения программы:
-
Выполнение исследовательского, информационного или практико-ориентированного проекта (по желанию). Приложение 1.
-
Презентация проекта перед аудиторией (начальное и среднее звено школы, общественность).
-
Мини-сочинение «Чем мне был полезен и интересен данный курс».
Планируемы результаты обучения
В результате обучения
обучающиеся должны знать:
- растения разных экологических групп;
- особенности развития растений разных экологических групп;
- значение растений данных экологических групп в природе и в жизни человека;
- видовой состав флоры окрестности;
- практические классификации растений;
- взаимосвязи растений с окружающей средой.
Обучающиеся должны уметь:
- вести наблюдения в природе;
- определять экологические группы растений;
-сравнивать растения разных экологических групп;
- пользоваться определителями;
- использовать различные источники информации;
- самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;
- организовать свой труд, работать в коллективе;
- составлять отчёт о проделанной работе.
Содержание изучаемого курса
Введение (1 ч).
Краткий обзор курса. Выбор проектов.
Экологические факторы. Основные экологические группы растений. Эколого-морфологические признаки растений. Примеры растений различных экологических групп. Растения в природе.
Тема 1. Редкие и исчезающие растения окрестностей.
Человек и природа (1 ч).
Красная книга растений России. Красная книга растений Тверской области. Классификация редких и исчезающих видов растений. Роль человека в сохранении биологического разнообразия флоры планеты.
Тема 2. Лекарственные растения (2 ч).
Лечебные свойства растений. Важнейшие лекарственные растения, произрастающие в России, в Тверской области, в нашей местности. Группы лекарственных растений. Народная и современная медицина. Лекарственные растения в природе.
Практическая работа № 1. Изучение лекарственных растений своего края.
Тема 3. Ядовитые растения (2 ч).
Токсические свойства растений. Главнейшие ядовитые растения России, Тверской области, нашей местности и находящиеся в них яды. Первая помощь в случае отравления или поражения ядовитыми растениями.
Практическая работа № 2. Ядовитые растения своей местности.
Тема 4. Растения - хищники (1 ч).
Причины приобретения растениями - хищниками своих хищнических инстинктов в ходе эволюции. Их распространение на Земле. Насекомоядные растения. Особенности их жизнедеятельности. Виды растений- хищников. Примеры их ловчих аппаратов. Другие роли растений - хищников.
Тема 5. Растения - часы (2 ч).
Суточные ритмы в жизни растений. Часы Карла Линнея. Виды растений - часов средней полосы России. Практическое применение биологических ритмов растений. Цветы для клумбы «Часы».
Практическая работа № 3. Как растения показывают время.
Тема 6. Растения - барометры (2 ч).
Факторы, помогающие растениям предсказывать погоду. Изменения органов растений в связи с атмосферными явлениями. Народные приметы, связанные с растениями - барометрами. Виды растений - барометров средней полосы России.
Практическая работа № 4. Как растения предсказывают погоду.
Тема 7. Растения - паразиты (1 ч).
Сущность паразитизма у растений. Эволюционный путь растений-паразитов. Классификация растений - паразитов. Приспособления у растений к паразитическому образу жизни. Виды растений - паразитов.
Тема 8. Растения - парфюмеры (1 ч).
Компоненты растений, используемые в парфюмерной промышленности. Ароматные растения и их ароматы. Парфюмерные композиции на основе цветочных ароматов.
Тема 9. Растения - индикаторы (1 ч).
Растения-индикаторы в природе. Растения-индикаторы кислотности почв, почвенного плодородия, дефицита или избытка питательных элементов, месторождений полезных ископаемых, грунтовых вод, загрязнённости окружающей среды. Растения-индикаторы в борьбе с вирусами. Растения-индикаторы опасности. Растения-индикаторы в вашем доме.
Тема 10. Растения - переселенцы. (1 ч).
Путешествие растений по материкам, их приспособление к новым условиям обитания. Адвентивные виды растений. Польза и вред от завезённой растительности. Некоторые виды завезённых растений у нас.
Тематическое планирование
Введение (1 час)
-
Экологические группы растений. Вводная лекция. Обзорная виртуальная экскурсия.
Тема 1. Редкие и исчезающие растения окрестностей. Человек и природа (1 час)
-
Редкие и исчезающие растения окрестностей. Человек и природа.
Практикум.
Тема 2. Лекарственные растения (2 часа)
-
Лекция. Лекарственные растения.
-
Практическая работа. Изучение лекарственных растений своего края.
Тема 3. Ядовитые растения (2 часа)
-
Лекция. Ядовитые растения.
-
Практическая работа. Ядовитые растения своей местности.
Тема 4. Растения-хищники (1 час)
-
Лекция. Растения - хищники.
Тема 5. Растения - часы (2 час)
-
Лекция. Растения-часы.
-
Практическая работа. Как растения показывают время.
Тема 6. Растения - барометры (2 час)
-
Лекция. Растения - барометры.
-
Практическая работа. Как растения предсказывают погоду.
Тема 7. Растения - паразиты (1 час)
-
Лекция. Растения-паразиты.
Тема 8. Растения - парфюмеры (1 час)
-
Лекция. Растения - парфюмеры.
Тема 9. Растения - индикаторы (1 час)
-
Лекция. Растения - индикаторы.
Тема 10. Растения-переселенцы (1 час)
-
Лекция. Растения - переселенцы.
-
Заключительное занятие. Презентация проектов и мини-сочинений.
Подведение итогов изучения курса.
Литература
-
Алексейчик М.М. Путешествие в мир растений. Минск «Народная асвета»
1968 г.
-
Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. С.-Петербург «Паритет» 2000.
-
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2004.
-
Головкин Б.Н. Рассказы о растениях-переселенцах: Книга для внекл. чтения учащихся 5-6 кл. - М.: Просвещение, 1984.
-
Денисова Г.А. Удивительный мир растений. Москва «Просвещение» 1983г.
-
Дмитриев Ю.Д. Занимательная биология. Москва «Дрофа» 1996 г.
-
Измайлова С. Энциклопедия для детей т. 1, 2. Москва. «Аванта+» 1995 г.
-
Красная книга Тверской области/ Ред. А.С.Сорокин. - Тверь:ООО «Вече Твери», ООО «Издательство АНТЭК». - 2002
-
Межанский В.Н. Растения-индикаторы. М.: АСТ Донецк, Сталкер, 2004 г.
-
Пастушенков Л.В. Растения - друзья здоровья. - Л.: Лениздат, 1989.
-
Яковлев Г.П. , Аверьянов Л. В. Ботаника для учителя в двух частях. Москва «Просвещение» 1996 г.
Приложение 1
Темы проектов
-
Красная книга нашего поселения.
-
В царстве лекарственных трав. (На примере лекарственных растений нашего поселения).
-
Банк ядовитых растений нашего края.
-
Часы - цветы.
-
Удивительное о растениях.
-
Растения-хищники в природе и на подоконнике.
-
Природная парфюмерия.