Рабочая программа элективного курса Путешествие в мир растений для 9 класса

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Киверичская средняя общеобразовательная школа»

Рамешковского района Тверской области





Утверждаю.

Директор школы: _____________ Куликова Н.Н.

Приказ №____ от __________________________



Рабочая программа

элективного курса по биологии

«Путешествие в мир растений»


для обучающихся 9 класса





Составила: Кузьмина Татьяна Валентиновна,

учитель химии и биологии









с/п Киверичи

2010-2011 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В Федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования уделяется внимание таким подходам к преподаванию биологии, как усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности за счет включения сведений прикладного характера и усиление внимания к методам познания природы и использование полученных знаний для решения практических проблем.

Помимо реализации данных подходов непосредственно на уроках биологии, их можно претворять в жизнь и на элективных курсах. Поскольку элективные курсы являются неотъемлемым компонентом вариативной системы образовательного процесса и обеспечивают успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся.

Мы очень мало знаем о растениях, сопровождающих нашу жизнь, - о деревьях, дающих нам тень, о кустах, с которых собираем ягоды, о траве, по которой ходим. Хочется, чтобы обучающиеся во время прогулок и экскурсий более внимательно смотрели бы на знакомые деревья и травы, стремясь понять суть увиденных явлений; чтобы чувствовали себя частицей окружающей природы и старшими братьями всех существ, живущих рядом.

В соответствии с новыми образовательными стандартами в основной школе сокращено время на изучение экологических групп цветковых растений. Предложенный элективный курс «Путешествие в мир растений» покажет, что в жизни наших самых обычных растений, мимо которых мы пробегаем не глядя, есть много интересного и даже загадочного. Он содержит знания, вызывающие познавательный интерес обучающихся и представляет ценность для определения ими профиля в старшей школе. Материал данного курса удачно сочетается с краеведческим материалом, что немаловажно в современных условиях.

В зависимости от конкретных условий преподавания курса можно использовать различные методы и приемы обучения, но основной формой являются экскурсии и практические работы на местности. Экскурсии - это мощное эмоциональное и эстетическое средство воздействия на школьников, а практическое ознакомление с растениями развивает наблюдательность, познавательную активность и способствует формированию экологической культуры учащихся.

Программа предусматривает практико-ориентированную и аналитическую деятельность обучающихся, что способствует развитию у них самостоятельности - одного из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования, жизни в обществе, творческому самопроявлению личности.

Курс рассчитан на 16 часов. Обычно это I-ая и II-ая четверти учебного года. Курс предусматривает целенаправленное удовлетворение познавательных интересов обучающихся, интересующихся биологией и желающих в будущем связать с ней свою жизнь.

Цель курса:

-при ознакомлении с флорой углубить и расширить знания обучающихся по экологическим группам растений и вовлечь школьников в активную практическую деятельность по изучению природы вообще и своего края в частности;

-подготовка к продолжению образования и осознанному выбору профессии.

Задачи курса:

о б р а з о в а т е л ь н ы е:

- расширить знания обучающихся об экологических группах растений, об эколого-морфологических признаках растений;

- знать растения различных экологических групп;

- определять признаки систематических категорий и экологических групп растений;

- научить вести наблюдения в природе;

- выявлять взаимосвязи растений с окружающей средой;

в о с п и т а т е л ь н ы е:

- выявить роль человека вообще и каждого индивида в частности в сохранении биологического разнообразия флоры планеты;

- выявить роль растений в природе и в жизни человека;

- формировать бережное и уважительное отношение к природе;

р а з в и в а ю щ и е:

- развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

- способствовать повышению уровня творческой и экспериментальной деятельности;

- развивать коммуникативные навыки обучающихся.

Формы работы с обучающимися:

- лекционно-семинарские занятия;

- практические работы с элементами творчества;

- экскурсии;

- просмотр видеофильмов;

- исследовательская и проектная деятельность.

Формы контроля и анализа результатов освоения программы:

  1. Выполнение исследовательского, информационного или практико-ориентированного проекта (по желанию). Приложение 1.

  2. Презентация проекта перед аудиторией (начальное и среднее звено школы, общественность).

  3. Мини-сочинение «Чем мне был полезен и интересен данный курс».

Планируемы результаты обучения

В результате обучения

обучающиеся должны знать:

- растения разных экологических групп;

- особенности развития растений разных экологических групп;

- значение растений данных экологических групп в природе и в жизни человека;

- видовой состав флоры окрестности;

- практические классификации растений;

- взаимосвязи растений с окружающей средой.

Обучающиеся должны уметь:

- вести наблюдения в природе;

- определять экологические группы растений;

-сравнивать растения разных экологических групп;

- пользоваться определителями;

- использовать различные источники информации;

- самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;

- организовать свой труд, работать в коллективе;

- составлять отчёт о проделанной работе.


Содержание изучаемого курса





Введение (1 ч).

Краткий обзор курса. Выбор проектов.

Экологические факторы. Основные экологические группы растений. Эколого-морфологические признаки растений. Примеры растений различных экологических групп. Растения в природе.

Тема 1. Редкие и исчезающие растения окрестностей.

Человек и природа (1 ч).

Красная книга растений России. Красная книга растений Тверской области. Классификация редких и исчезающих видов растений. Роль человека в сохранении биологического разнообразия флоры планеты.

Тема 2. Лекарственные растения (2 ч).

Лечебные свойства растений. Важнейшие лекарственные растения, произрастающие в России, в Тверской области, в нашей местности. Группы лекарственных растений. Народная и современная медицина. Лекарственные растения в природе.

Практическая работа № 1. Изучение лекарственных растений своего края.

Тема 3. Ядовитые растения (2 ч).

Токсические свойства растений. Главнейшие ядовитые растения России, Тверской области, нашей местности и находящиеся в них яды. Первая помощь в случае отравления или поражения ядовитыми растениями.

Практическая работа № 2. Ядовитые растения своей местности.

Тема 4. Растения - хищники (1 ч).

Причины приобретения растениями - хищниками своих хищнических инстинктов в ходе эволюции. Их распространение на Земле. Насекомоядные растения. Особенности их жизнедеятельности. Виды растений- хищников. Примеры их ловчих аппаратов. Другие роли растений - хищников.

Тема 5. Растения - часы (2 ч).

Суточные ритмы в жизни растений. Часы Карла Линнея. Виды растений - часов средней полосы России. Практическое применение биологических ритмов растений. Цветы для клумбы «Часы».

Практическая работа № 3. Как растения показывают время.

Тема 6. Растения - барометры (2 ч).

Факторы, помогающие растениям предсказывать погоду. Изменения органов растений в связи с атмосферными явлениями. Народные приметы, связанные с растениями - барометрами. Виды растений - барометров средней полосы России.

Практическая работа № 4. Как растения предсказывают погоду.

Тема 7. Растения - паразиты (1 ч).

Сущность паразитизма у растений. Эволюционный путь растений-паразитов. Классификация растений - паразитов. Приспособления у растений к паразитическому образу жизни. Виды растений - паразитов.


Тема 8. Растения - парфюмеры (1 ч).

Компоненты растений, используемые в парфюмерной промышленности. Ароматные растения и их ароматы. Парфюмерные композиции на основе цветочных ароматов.

Тема 9. Растения - индикаторы (1 ч).

Растения-индикаторы в природе. Растения-индикаторы кислотности почв, почвенного плодородия, дефицита или избытка питательных элементов, месторождений полезных ископаемых, грунтовых вод, загрязнённости окружающей среды. Растения-индикаторы в борьбе с вирусами. Растения-индикаторы опасности. Растения-индикаторы в вашем доме.

Тема 10. Растения - переселенцы. (1 ч).

Путешествие растений по материкам, их приспособление к новым условиям обитания. Адвентивные виды растений. Польза и вред от завезённой растительности. Некоторые виды завезённых растений у нас.





Тематическое планирование


Введение (1 час)

  1. Экологические группы растений. Вводная лекция. Обзорная виртуальная экскурсия.

Тема 1. Редкие и исчезающие растения окрестностей. Человек и природа (1 час)

  1. Редкие и исчезающие растения окрестностей. Человек и природа.

Практикум.

Тема 2. Лекарственные растения (2 часа)

  1. Лекция. Лекарственные растения.

  2. Практическая работа. Изучение лекарственных растений своего края.

Тема 3. Ядовитые растения (2 часа)

  1. Лекция. Ядовитые растения.

  2. Практическая работа. Ядовитые растения своей местности.

Тема 4. Растения-хищники (1 час)

  1. Лекция. Растения - хищники.

Тема 5. Растения - часы (2 час)

  1. Лекция. Растения-часы.

  2. Практическая работа. Как растения показывают время.

Тема 6. Растения - барометры (2 час)

  1. Лекция. Растения - барометры.

  2. Практическая работа. Как растения предсказывают погоду.

Тема 7. Растения - паразиты (1 час)

  1. Лекция. Растения-паразиты.

Тема 8. Растения - парфюмеры (1 час)

  1. Лекция. Растения - парфюмеры.

Тема 9. Растения - индикаторы (1 час)

  1. Лекция. Растения - индикаторы.

Тема 10. Растения-переселенцы (1 час)

  1. Лекция. Растения - переселенцы.


  1. Заключительное занятие. Презентация проектов и мини-сочинений.

Подведение итогов изучения курса.


Литература


  1. Алексейчик М.М. Путешествие в мир растений. Минск «Народная асвета»

1968 г.

  1. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. С.-Петербург «Паритет» 2000.

  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2004.

  3. Головкин Б.Н. Рассказы о растениях-переселенцах: Книга для внекл. чтения учащихся 5-6 кл. - М.: Просвещение, 1984.

  4. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. Москва «Просвещение» 1983г.

  5. Дмитриев Ю.Д. Занимательная биология. Москва «Дрофа» 1996 г.

  6. Измайлова С. Энциклопедия для детей т. 1, 2. Москва. «Аванта+» 1995 г.

  7. Красная книга Тверской области/ Ред. А.С.Сорокин. - Тверь:ООО «Вече Твери», ООО «Издательство АНТЭК». - 2002

  8. Межанский В.Н. Растения-индикаторы. М.: АСТ Донецк, Сталкер, 2004 г.

  9. Пастушенков Л.В. Растения - друзья здоровья. - Л.: Лениздат, 1989.

  10. Яковлев Г.П. , Аверьянов Л. В. Ботаника для учителя в двух частях. Москва «Просвещение» 1996 г.


Приложение 1


Темы проектов


  1. Красная книга нашего поселения.

  2. В царстве лекарственных трав. (На примере лекарственных растений нашего поселения).

  3. Банк ядовитых растений нашего края.

  4. Часы - цветы.

  5. Удивительное о растениях.

  6. Растения-хищники в природе и на подоконнике.

  7. Природная парфюмерия.







© 2010-2022