Урок «Вирусы» в 10 классе

lСело Глухово, на территории которого находится наша школа, имеет выгодное природно-географическое положение: в его окрестностях протекают две крупные реки (Ветлуга и Уста), много озер и болот, часть которых является уникальными по своему происхождению. Многие являются охраняемыми памятниками природы: озеро Моховое (памятник природы областного значения), болото Большое, озеро Голубое и др.lЭкологическое воспитание является одним из приоритетных направлений в развитии нашей школы.lТворческая рабо... "lЦерковь Космы и Дамиана "lУсадьба помещиков Шуртыгиных lНаименование организации: муниципальное образовательное учреждение Глуховская средняя общеобразовательная школа Воскресенского района Нижегородской области. "lСроки проведения эксперимента: 2009-2014 год. "lИсполнитель эксперимента: педагогический и ученический коллектив МОУ Глуховской СОШ. Директор школы : Малышева Галина Николаевна. "lШкола расположена по адресу : 606740, Нижегородская область, Воскресенский район, с.Глухово, улица Школьная , дом 7
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Дидактическая

структура

урока

Методическая подструктура урока

Методы

обучения

Форма

деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

2.Мотивация к деятельности. Актуализация знаний.

а)Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы





б)Формулирование темы, целей и задач урока.





в) Завершение создания проблемной ситуации - введение противоречивых мнений






Проблемный











Подводящий

диалог






Беседа



Подводящий

диалог

Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.


1. Начало создания проблемной ситуации - введение первого факта.

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней.

Согласно статистическим данным на 1 июня 2013 года из 7,1 млрд. человек, живущих на Земле примерно 34 млн. заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. человек больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. человек. В России, по данным Роспотребнадзора, в период с 1.01.1987 по 1.01.2013г. выявлено 720014 случаев ВИЧ, из них уже умерли около 30000 чел.

О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О вирусах)

Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?

Какой проблемный вопрос можно поставить?
Почему с вирусами - возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке?

Цель: знать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов.

Читает стихотворение:

Когда-то, миллионы лет назад,

На нашей замечательной планете

Возникла жизнь, и начался парад

Невиданных существ на этом свете.

Бактерии, простейшие, грибы,

Не счесть червей, и так от века к веку

Жизнь становилась гуще и сложней

И, наконец, дошла до человека.

Все хорошо! Но, видимо, Природа

Иль просчиталась где, иль что недоучла,

Но в этой распрекрасной бочке меда

И ложку дегтя нам преподнесла!

То ль существа, а может, вещества-

Об этом долгий спор не утихает,

Но вирусы - и все об этом знают -

Среди других живут и процветают -

Печальная реальность такова!

Грозит нам СПИД - себя как уберечь?!

И птичий грипп откуда - то вдруг взялся!

Как сделать, чтобы затупился меч,

А щит непробиваемым остался!?

Задает вопросы


  1. О какой «ложке дегтя» идет речь?

  2. Вирусы это «существа или вещества»? Как вы думаете? Заполните вторую часть таблицы.

Готовятся к уроку



Знакомятся в 1-м фактом









Отвечают на вопросы

Формулируют цель урока


Слушают стихотворение




Знакомятся со 2-м фактом



Рассуждают и отвечают на вопросы

г) Осознание противоречия и установка на формулирование проблемы

Проблемный

Задание 1. Определите правильность суждения о вирусах (если согласны, ставьте - (+), если нет - (-)



Суждения (вопросы)

До изучения темы

После изучения темы

1. Вирусы - это одноклеточные организмы

2. Вирус в переводе с латинского означает «эпидемия»

3. Заболевание герпес можно вылечить с помощью антибиотиков

4. Вирусы - это внутриклеточные паразиты

5. ВИЧ-инфицированная мать рождает ВИЧ-инфицированного ребёнка

6. К группе ретровирусов относятся вирусы, содержащие РНК

7. Вирусы возникли на Земле раньше бактерий


Осознают противоречие между: необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать при имеющимся уровне знаний и умений.















д)Выдвижение версий и составление плана решения проблемы

Исследовательский

Итак, в ходе заполнения таблицы появились вопросы, поэтому я предлагаю поработать так, чтобы к концу урока найти ответы на все вопросы.

Определяют каких знаний не хватает и как их добыть?

Составляют план действий по изучению темы. Формулируют задачи: изучить состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов

3.Изучение нового материала.

Исследовательский

Самостоятельная

работа с информацией

Задание2: Посмотреть видефрагменты в электронном приложении к учебнику: 1.История вирусологии. 2.Строение вируса. 3.Бактериофаги.

Работа с ЭОР:

1.fcior.edu.ru/card/7680/virusy-nekletochnye-formy-zhizni.html,

2.fcior.edu.ru/card/10164/virusnye-bolezni-cheloveka-i-ih-profilaktika.html

Работают с электронным приложением и ЭОРами.

Проблемный

исследовательский

Работа с информацией


Задание3: Обратиться к таблице верных и неверных суждений. Какие суждения вы можете объективно оценить после просмотра видеофрагментов? Какие вопросы остаются нерешёнными?

Ученые до сих пор спорят: вирусы - это существа или вещества? А как считаете вы? В чем сходны вирусы с живыми организмами? Строение вирусов и их биологические особенности, а также репродукция вирусов разбираются учащимися в ходе самостоятельной работы в группах. Каждая группа получает задание в виде алгоритма действий, выполняет его.

Работают с таблицей и другими источниками информации.


Выполняют задания в группах.


Выступления учащихся можно сопровождать компьютерной презентацией учителя. После завершения работы группы готовятся к выступлению. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся.

Задание 4.Можем ли мы оценить верность суждений о вирусах в конце урока? Хватает ли у нас знаний? (Окончательное заполнение третьей графы таблицы).

Задание 5. Как вы думаете, мы нашли с вами ответ на поставленный вопрос? Почему с вирусами - возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Задание 6. Прослушайте сообщение учащегося и попробуйте ответить на вопросы:

Что такое СПИД, и какой вирус его вызывает?

Каковы пути передачи данного вируса?

Что из ниже предложенного списка является опасным, а что безопасным:

1. Укус комара

  1. Пользование общественным туалетом

  2. Поцелуй в щеку

  3. Уход за больным СПИДом

  4. Пользование чужой зубной щеткой

  5. Нанесение татуировки

  6. Прокалывание ушей

  7. Множественные половые связи

  8. Переливание крови

  9. Укус постельного клопа

  10. Плавание в бассейне

  11. Объятия с больным СПИДом


Заслушивается выступающий от каждой группы.

Выводы фиксируют в тетрадях.

Заполняют третью колонку таблицы.

Отвечают на вопросы, формулируют выводы.

Заслушивают сообщение и отвечают на вопросы.

4.Закрепление

Работа с информацией

Предлагает ответить на вопросы теста в электронном приложении к учебнику.

Организует работу с ЭОР:

1.fcior.edu.ru/card/1380/virusy-nekletochnaya-forma-zhizni.html,

2. fcior.edu.ru/card/758/virusnye-bolezni-cheloveka-i-ih-profilaktika.html

Проверяет правильность выполнения.

Отвечают на вопросы теста в электронном приложении к учебнику. Работают с ЭОРами.

5.Рефлексия


Беседа

1. Выделите не менее 4-х видов (форм) деятельности, в которых вы принимали участие на уроке. Оцените свою работу и работу товарищей.

2. Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со слова «Оказывается …»

И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

- Сегодня я узнал …

- Я удивился …

- Теперь я умею …

- Я хотел бы …


Высказываются по цепочке о своей работе и о работе товарищей, выполняют самооценку и взаимооценку.

6.Домашнее задание

Комментирует домашнее задание:

  1. Параграф 2.11, ответить на вопросы после параграфа

  2. Выбрать одно из заданий:

А) написать памятки учащимся о профилактике одного из вирусных заболеваний.

Б) провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?

В) Собрать материал о вирусном заболевании и оформить информацию в виде презентации.


  1. Написать синквейн на тему «Вирус»

1. Тема

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. Краткая фраза, отражающая суть тем

5. Ключевое слово темы


Записывают задание

Задают вопросы по заданию

12


© 2010-2022