• Преподавателю
  • Биология
  • Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем средствами музейной педагогики

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем средствами музейной педагогики

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем средствами музейной педагогики. Тема: «Путешествие чайки». Конспект  предназначен  для проведения занятия с детьми старшего дошкольного возраста с целью познакомить их с родным краем средствами музейной педагогики, обогатить их знания и представления о родной земле;Учить получать знания, работая с картой и символами, обозначающими месторождения полезных ископаемых;Обогащать словарь детей новыми терминами и поняти...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем средствами музейной педагогики.


Тема: «Путешествие чайки».

Цели:

  1. Познакомить детей с родным краем средствами музейной педагогики;

  2. Учить получать знания, работая с картой и символами, обозначающими месторождения полезных ископаемых;

  3. Обогащение словаря детей новыми терминами и понятиями (Кольский полуостров, названия полезных ископаемых, месторождение, птичий базар и т.д.);

  4. Работа над связной речью (продолжать учить отвечать полным предложением);

  5. Учить составлять описательный рассказ, опираясь на схему;

  6. Упражнение в употреблении предлога НАД;

  7. Упражнение в образовании сложных прилагательных;

  8. Развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

  9. Развитие общей моторики;

  10. Создавать мотивацию к изучению родного края;

  11. Воспитывать бережное отношение к окружающему их миру.

Оборудование: мини-музей, схема месторождений, карта Кольского полуострова с городами, камни: апатит, гранит, железная руда, аметист; символы месторождений, чайка, птичий базар, инструменты исследования: бинокль, лупа, компас, фотоаппарат; схема описания минералов, фонограмма криков чаек и шума моря, картинки: нож, пушка, терка, нож, сковорода; карта-маршрут, подарок чайки: мини-камни Кольского полуострова.

Ход занятия

Организационный момент

- Ребята, встаем в круг. У меня для вас новость!!! В детский сад пришло распоряжение о том, что необходимо направить группу юных учёных на Кольский полуостров, с целью изучить «полезные ископаемые». Кто знает, что такое полезные ископаемые?

- (Полезные ископаемые - это камни, вода, соль, уголь, золото).

- Теперь, мы сформируем экспедицию. Тот, кто ответит на мои вопросы, становится её участником и берет инструмент исследования, который ему пригодится в нашем путешествии. Будьте внимательны!!!

1. Где мы живём?

- (Мы живём в Мурманске, на Кольском полуострове, на Севере).

2. Как называется часть суши, на которой мы живём?

- (Называется Кольский полуостров).

3. Какие моря омывают Кольский полуостров?

- (Кольский полуостров омывают Баренцево и Белое моря).

- Молодцы! Вы справились с заданием!!!

- Ребята, а теперь, нам нужен проводник, то есть тот, кто хорошо знает наш маршрут. Как вы думаете, кто может быть проводником?

- (Проводником может быть человек, животное, сказочный персонаж).

- Ребята, вы многих назвали, но я хочу предложить вам «чайку», потому что она везде летает и много знает… Но где её нам найти? Где же живут чайки?

- (Чайки живут на берегу моря).

- Правильно! А на нашем полуострове чайки живут в заповеднике. Что такое заповедник?

- ( Заповедник - это место, где охраняются редкие животные, птицы, растения).

- Ребята, мы начнем наше путешествие с Терского берега, который находится на юге Кольского полуострова, потому что там, в Лапландском заповеднике, живут чайки. Но чтобы попасть в туда, нужно произнести волшебные слова:

В заповедник попадём,

Но при одном условии…

Если дружно вместе мы

Прыгнем каждый раза три.

- Вот мы с вами и на месте. Посмотрите какая красота кругом… Какой свежий воздух… Давайте подышим носиком…

(Звучит фонограмма крики чаек) Кажется нам сюда…

- (Дети садятся на места).

- Вот и наша чайка!!! Ребята, посмотрите, сколько их много на скале. Скажите, почему чайки живут на скалах?

- (Чайки живут на скалах, потому что они вьют там свои гнезда).

- Ребята, а кто-нибудь знает, как называется большое скопление птиц?

- (Большое скопление птиц называется Птичий базар).

- Чайка: Добрый день, ребята, отправляемся с вами в путь!!! Начальника экспедиции прошу объявить маршрут. Как мы будем двигаться?

- (Мы будем двигаться с юга на север).

- Чайка: Прежде, чем тронемся, я хочу вас спросить. Вы знаете, как называется большое скопление полезных ископаемых? Послушайте внимательно: место рождения.

- (Большое скопление полезных ископаемых называется - месторождение).

- Чайка: Какие молодцы!!! Ну, что начинаем наше исследование!!!!!!

- И начнем его прямо с Терского берега. Давайте найдем и узнаем, что же за минерал можно обнаружить здесь.

- (Это Аметист).

- А, теперь используя схему подсказку, опишите его.

- (Это Аметист. Он фиолетового цвета. На ощупь он крепкий. У него твердое
основание, на которое налеплены кристаллы, с одной стороны, он гладкий, а с другой,
шершавый).

- Что же делают из Аметиста? На мне есть подсказка,.,

- (Из Аметиста делают украшения: кольца, серьги, бусы. браслеты).

- Молодцы! Следующее место наших исследований это Кандалакшский район. Найдем скорее, что же за полезное ископаемое находится здесь....

- (Это Гранит).

- Опишите его, опираясь на схему.

- (Это Гранит. Он серо-черного цвета, с розовыми и желтыми прожилками. На ощупь он твердый. С одной стороны, он гладкий, с другой, шершавый).

- Что делают из гранита?

- (Из гранита делают памятники, отделывают метро, набережные, дома).

- Двигаемся дальше, Чайка приземлилась в Ковдоре. Узнаем, месторождение, какого полезного ископаемого находится здесь?

- (Это Железная руда).

- Возьмите лупу и опишите его с опорой на схему.

- (Это Железная руда. Камень темно-коричневого цвета, можно сказать даже черного. На ощупь он твердый, крепкий и шершавый).

- Ребята, сейчас каждый из вас выберет среди картинок те, но которых изображены предметы, сделанные из железа.

- (Предметы, сделанные из железа - это ножницы, пушка, тёрка, нож, сковорода).

- Чайка приглашает вас полететь ещё дальше. Это Апатиты. Ну, что узнаем, что за минерал «живет» здесь???

- (Это Апатит).

- Молодцы! Теперь опишите его, используя подсказку.

- (Это Апатит. Он серо-зеленого цвета. На ощупь твердый, а также рассыпчатый).

- Чем же полезен Апатит?

- (Из Апатита делают удобрения, чтобы растения быстро росли).

- Ребята, как много полезных ископаемых мы с вами нашли! Собрали целую коллекцию камней, теперь положим их в специальную коробку, чтобы можно было довести до нашего музея.

- Ребята, а Чайка, предлагает продолжить наше путешествие и полететь на побережье, немного отдохнуть. Давайте полетаем вместе с Чайкой. Не отставай!!!!

- (Включается фонограмма крики чаек, шум моря. Дети машут крыльями, имитируя полёт чайки).

- Молодцы!!! А теперь можно и передохнуть, давайте посидим, полюбуемся красотой окружающей природы, поговорим с Чайкой... Может, вы что-нибудь хотите спросить у нее??? Вот, чтобы вы хотели узнать??? Не стесняйтесь! Смелее!!!

- (Чайка, а расскажи нам, как добывают полезные ископаемые?).

- Из недр Земли люди добывают многие полезные ископаемые. Предприятия, в которых осуществляется эта добыча, называются рудниками. Различают карьеры, где добыча ведется открытым способом с помощью экскаваторов, землечерпалок, бульдозеров и другой техники, и шахты, в которых добыча ведется под землей. Шахта - сложное сооружение, Чтобы достичь глубоких залежей, копают два или несколько вертикальных стволов, от которых отходит целая сеть ходов-выработок.

Когда речь идет о добыче жидких или газообразных веществ, например, нефти или газа, говорят не о рудниках, а о скважинах и промыслах. Ребята, нефть образуется глубоко под землёй из остатков древних растений. На крупных нефтяных промыслах вышек столько, что они стоят рядом друг с другом. А ещё нефть могут добывать прямо из морского дна. Там нефтедобывающие вышки установлены в море на специальных плавающих платформах.

- Есть ещё вопросы?

- (Да! Дорогая Чайка, у нас в музее я нашла фотографии одного камня, которого в пока нашей коллекции ещё нет, и сегодня мы этот минерал не нашли. Могла бы ты рассказать, что это за минерал?

- (Ребята, его называют Эвдиалит, а в простонародье «Лопарская кровь». А знаете почему?

- (Нет).

- Тогда сейчас я вам расскажу одну легенду об этом камне:

С тех давних пор века прошли,

Но старожилы сберегли

Преданье чудное для нас.

А было так.

В недобрый час

На землю эту враг напал,

Быков и важенок угнал

И занял рыбные места...

Да только, видно, неспроста

Саамы слушались отцов,


Ценили мудрость стариков.

И так решили старики:

Мы безоружны, но крепки

Своей смекалкой да умом;

Врага мы хитростью возьмём.

И, в скалы «шветов» заманив,

Со всех сторон их окружив,

На камне распластали их.

Да потеряли и своих

Немало в битве той людей.

И капли крови лопарей Н

а камешки упали тут.

Эвдиалитом их зовут.

- (Спасибо Чайка за твой интересный рассказ!!! Нам очень понравилось!!!)

- Ребята, и Вам спасибо, за то, что совершили со мной это увлекательное путешествие. Но это ещё не всё, Я оставила для Вас подарок, который вам нужно будет найти самостоятельно, пройдя по маршруту. Я думаю, начальник экспедиции должен постараться пройти этот маршрут и найти подарок.

- (Начальник экспедиции находит карта с помощью бинокля и идет по маршруту, остальные дети за ним).

- Молодцы! Вы нашли его, давайте посмотрим, что там такое!

- (Это же камни! Какие они красивые! Я думаю, для нашего музея они очень подойдут).

- Найдете - ли среди них те, которые мы нашли?

- (Аметист, Железная руда, Апатит).

Итог занятия.

- Правильно! Но здесь еще много камней, которые нам предстоит ещё отыскать. Ну вот, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте прыгнем три раза и очутимся в саду сразу. Понравилось вам наша экспедиция? Чем же богат Кольский полуостров? Что у нас получилось?

- (Да, очень понравилась! Кольский край богат полезными ископаемыми. И мы собрали коллекцию минералов для музея.)

© 2010-2022