Рабочая программа внеурочной деятельности Юный эколог2-4 кл

Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СИМФРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОНСКАЯ ШКОЛА»

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(МБОУ «ДОНСКАЯ ШКОЛА»)

297523, ул. Комсомольская, д. 87, с. Донское, Симферопольский район, Республика Крым


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Для 2-а,3.а,3-б, 4 классов

Срок реализации программы2015 /2019 гг.

Количество часов по учебному плану:


всего - 34ч./год; 1ч./неделю для каждого класса


Рабочую программу составила Головащенко Л.И.

Рассмотрено Утверждено

на заседании ШМО учителей приказ №204-О от 31.08.15г

природно-научного цикла директор ______Н.В. Мельник

(протокол № 07 от 20.08.15г)

Согласовано

заместитель директора

по ВР _________Л.В.Новик

с.Донское

2015

Пояснительная записка


Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих - растений и животных - помогает ребёнку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников.

Цель программы «Юный эколог» - формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы:

- формировать интерес к изучению природы родного края;

- воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

-углублять уже имеющихся знаний о родном крае;

- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

-формировать представления о природных сообществах области;

- формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 2 - 4 классов. Количество часов в год: 2-4 класс - 34 учебных часа в год.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку - полностью или частично.

При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331с.

Требования к знаниям и умениям обучающихся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.

Показателив личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России, Ставропольского края;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

что такое наблюдение и опыт;

экология - наука об общем доме;

экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

составлять экологические модели, трофические цепи;

доказывать, уникальность и красоту каждого природногообъекта;

заботиться о здоровом образе жизни;

заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

предвидеть последствия деятельности людей в природе(конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

Список литературы

Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331 с.

Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2001

Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.

Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. - М. : Недра, 1991.

Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. - Волгоград: Учитель, 2007.

Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. - 1992. - № 11-12. - С.19-22.

Ишутинова, Л. М. Грибы - это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. - 2000. - № 6.- С.68.

Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. - М.: Учпедгиз, 1961.

Моисеев, В. Наедине с природой Текст /В. Моисеев. - Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.

Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник - тетрадь №3 Текст / М. Ю. Новицкая. -М.: Дрофа, 1997.

Моложавенко, В. С. Тайна красоты Текст/ В. С. Моложавенко. - М., 19

Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. -Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Текст/ Петров В.В. -М. Просвещение,1991

Трайдак Д.И Книга для чтения по ботанике -М.Просвещение,1978

Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. - М.: Просвещение, 1988.

Багров Н.В.,Боков В.А. Экология Крыма Симферополь, Крымучпедгиз,2003.

Коган Л.В. География родного края Симферополь «КИТ» «Крымкнига»,2002.

Крюкова И.В. Заповедные растения Крым С. «Таврия, 1980.

Сосновский, И. П. Уголок природы в школе Текст / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. - М.: Просвещение, 1986.

Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. - М.: Знание, 1986.

Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. - М.: Агропромиздат, 1991.

Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа Текст / Ч. Шиппард. - Ленинград: Гидрометиздат, 1987.

Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). - М.: Просвещение, 1989.

Энциклопедия. Неизвестное об известном. - М.: РОСМЕН, 1998.

Энциклопедия животных. - М.: ЭКСМО, 2007.

Энциклопедия. Что такое. Кто такой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Энциклопедия Чудеса животного мира Х. «Ранок», 2002

Учебный план«Юный эколог»2-а класс«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА»

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

В том числе

теория

практи-ческие

занятия

1

Введение

1

1

2

Мой дом за окном

10

6

4

3

Я и моё окружение

10

6

4

4

Солнце и свет в нашей жизни

6

3

3

5

Воздух и здоровье

2

1

1

6

Мой край

5

3

2

Итого:

34

20

14









Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Юный эколог»

2-а класс

№»

п/п

Срок

дата

Вып

факт

раздел

Кол

час

Название темы

практ

Оборудо

вание

1

Введение

1

1


Что такое экология?

Презент

таблицы

2

Мой дом за окном

10

3


Мой дом

Презент

Таблицы

рисунки

3


Дом, где мы живём

Презент

таблицы

4


Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

Перчатки

пакеты

5


Откуда берётся и куда девается мусор?

Презент

таблицы

6


Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени»

1

инструкц

7


Деревья твоего двора

рисунки

8


Экскурсия по территории школы

1

План

школы

9


Птицы нашего двора

Презент

таблицы

10


Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

1

Презент

таблицы

11


Дорога из дома в школу

план

3

Я и моё окружение

10

12


Моя квартира

план

13


Моя семья

1

фото

14


Соседи-жильцы

рисунки

15


Мой класс

рисунки

16


Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»

1

Презент

17


Дом моей мечты

Презент

18


Комнатные растения в квартире, классе

Презент

таблицы

19


Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

1

Салфетки

поливал

20


Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

1

Стаканчик

Семена

почва

21


Животные в доме

фото

4

Солнце и свет в нашей жизни

6

22


Солнце, Луна, звёзды - источники света

1

Презент

таблицы

23


Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

Презент

таблицы

24


Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света

1

Комнат

растен

25


Отношение к свету и теплу различных животных

Презент

Таблицы

26


Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»

1

Фонарь

мяч

27


Электрический свет и тепло в моём доме

Презент

таблицы

5

Воздух и здоровье

2

28


Воздух и здоровье человека

Презент

таблицы

29


Практическое занятие «Уборка в классе»

1

Салфетки

6

Мой край

5

30


Растительный мир Крыма

Презент

таблицы

31


Животный мир Крыма

Презент

таблицы

32


Красная книга Крыма

1

Презент

таблицы

33


Исчезающие растения родного Крыма

Гербарий

стенд

34


Исчезающие растения родного Крыма

1

Презент

таблицы

итого

34

14





Учебный план«Юный эколог»3а,3б классы

«НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» -

№ п/п

Наименованиеразделов и дисциплин

Всего,

час.

В томчисле

теория

практи-ческие

занятия

1

Введение

2

2

2

Человек и природа

5

2

3

3

Неживое в природе

12

6

6

4

Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой

9

4

5

5

Царство грибов.Значение грибов в природе и жизни человека

3

3

6

Сельскохозяйственный труд

3

1

2

Итого:

34

18

16









Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Юный эколог»3-а,3-б классы

№»

п/п

Срок

дата

Вып

факт

раздел

Кол

час

Название темы

практ

Оборудо

вание

1

Введение -

2

1


Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

Презент

таблицы

2


Мир вокруг нас

Презент

таблицы

2

Человек и природа

5

3


Экология и мы.

Презент

таблицы

4


Осенние работы в поле

1

инструк

5


Практическое занятие «Пришкольный участок»

1

инструк

6


Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи

Презент

таблицы

7


Осень в лесу

зкскур

Инстр

фотоапр

3

Неживое в природе

12

8


Неживая природа

Презент

таблицы

9


Неживая природа

1

Инструкц

10


Солнце - источник тепла и света

Презент

таблицы

11


Вода, её признаки и свойства

1

Инструк

Вода, соль, крахмал, почва и др.

12


Берегите воду!

Презент

таблицы

13


Почва - святыня наша.

Презент

таблицы

14


Состав и свойства почвы

1

Почва, вода, растения

15


Погода. Климат.

Презент

таблицы

16


Погода. Климат.

1

Термометр,

барометр

17


Предсказание погоды по народным приметам

1

презентац

18


Почему нельзя..?

Презент

таблицы

19


Диалоги с неживой природой

1

рисунки

4

Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой

9

20


Практикум «Хлебные крошки»

1

21


Кто улетает, а кто остаётся

Презент

таблицы

22


Экологические связи неживой и живой природы

Презент

таблицы

23


Вода и жизнь

Презент

таблицы

24


Растения рядом

Презент

таблицы

25


Комнатные растения

1

Экскурсия

в музей ком. раст

26


Размножение комнатных растений

1

Стаканчики,

Почва,

растения

27


Дикорастущие растения луга, водоема и леса

1

Презент

Таблицы

гербарий

28


Практическое занятие «Растения луга и леса»

1

рассказ

5

Царство грибов -

3

29


Съедобные грибы

Презент

таблицы

30


Несъедобные грибы

муляжи

31


Микроскопические грибы. Значение грибов в природе и в жизни человека.

Презент

Таблицы

Микроскоп

микропреп

6

Сельско

хозяйственный труд

3

32


Сельскохозяйственные машины и орудия

Презент

таблицы

33


Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке

1

перчатки

34


Опыты с растениями - размножение разными способами

1

Стаканчики, почва, семена

расада

итого

34ч

16

Учебный план«Юный эколог»4класс«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» -

№ п/п

Наименованиеразделов и дисциплин

Всего,

час.

В томчисле

теория

практи-ческие

занятия

1

Введение

1

1

2

Среда обитания

6

4

2

3

Жизнь животных

4

2

2

4

Реки и озера

8

5

3

5

Человек и животные

8

5

3

6

Сельскохозяйственный труд

7

4

4

Итого:

34

21

14










Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Юный эколог»

4класс

п/п

сроки

Дата

выпол

Кор.

Раздел

Кол-во

час

Содержание урока

Л.р.

П.р.

оборуд

1

Введение

1

Презент

таблицы

1


Вводное занятие. Жизнь на Земле

2

Среда обитания

6

2


Времена года на Земле

Презент

таблицы

3


Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

1

Презент

Таблицы

инструк

4


Изменения окружающей среды

Презент

таблицы

5


Практическое занятие «Осень в лесу»

1

экскурс

6


Условия жизни растений

Презент

таблицы

7


Разнообразие животных, условия их жизни

Презент

таблицы

3

Жизнь животных

4

8


Растения - живые организмы.Животные, чем отличаются от растений

Презент

Таблицы

Комнрастен

9


Динозавры - вымерший вид животных Просмотр видеофильма о жизни динозавров

Презент

Таблицы

видиофил

10


Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

1

проект

11


Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений

1

Презент

Красная

книга

4

Реки и озера

8

12


Реки и озера

Презент

таблицы

13


Получение кислорода под водой

Презент

таблицы

14


Пресноводные животные и растения

Презент

таблицы

15


Жизнь у рек и озер

Презент

16


Экологический проект « Человек и его деятельность - причина загрязнения водоемов»

1

прект

17


Околоводные птицы

Презент

таблицы

18


Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

1

Презент

материал

19


Акция « Сохраним первоцвет!»

1

Конкурс

Рисунков, стихотвор

5

Человек и животные

8

20


Жизнь среди людей

Презент

таблицы

21


Ролевая игра «Это все кошки»

1

Материал

о своей кошке

22


Домашние животные

Презент

таблицы

23


Викторина «Собаки - наши друзья»

1

Фотогр

собак

24


Уход за домашними животными

Презент

правила

25


Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

1

проект

26


Люди и паразиты

Презент

таблицы

27


Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

Презент

таблицы

6

Сельскоз труд

7

28


Почва

Презент

Таблицы

Набор почв

29


Семена овощных и декоративных культур

Презент

Таблицы

Набор сем

30


Заботы хлебороба весной

Проращивание семян

1

Презент

Таблицы

Семена, стакан

31


Практическое занятие «Пересадка и перевалка комнатных растений»

1

Презент

Таблицы

Комн. раст

32


Уход за комнатными растениями

1

Поливалк

салфетки

33


Высадка рассады на участке. Составление графика полива

1

Рассада

34


Декоративные растения- значение в жизни человека

Презент

Таблицы

рисунки

итого

34

14





© 2010-2022