Рабочая программа по биологии 6-9 классы

 Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы курса биологии для общеобразовательных учреждений авторов Н.И.Сонин, В.Б.Захаров.  Цель программы: формирование у учащихся представлений о структурно-функциональной организации, систематическом многообразии и эволюции живой природы на Земле.  Задачи программы: Ø              развитие экологического сознания; Ø       формирование представлений об особенно...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по биологии 6-9 классы

Рабочая программа по биологии 6-9 классы

Рабочая программа по биологии 6-9 классы

Муниципальное казенное учреждение

«Солонецкая средняя общеобразовательная школа»






Рассмотрено: Утверждено:

на заседании методического совета приказом директора МКУ Солонецкая СОШ

Протокол № 1 от .08. 2014г № от 08.2014г.

.


Рабочая программа

по предмету «Биология»

для 6 класса


Составлена на основе авторской программы Н.И. Сонина. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011.







Составитель:

М.И.Мартынова

учитель химии и биологии

первая категория





2014-2015 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2011. - не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Учебник Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. - М.: Дрофа, 2011. - 174 с.

По ШУП на предмет выделяется 70 часов в году по 2 часа в неделю. На теорию отводится 66 часов, на практические работы 17 часов и на контрольные работы 4 часа.

Цели и задачи:

  • освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.


Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:

Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Формы организации учебного процесса:





Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.

Технологии обучения:

личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах, работа в группах, исследовательская деятельность.

Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.





















Учебно-тематический план

1.Строение и свойства живых организмов - 24 часа

2.Жизнедеятельность организмов - 32 часа

3.Организм и среда. Природные сообщества - 7 часов

4.Повторение - 7 часов



Содержание разделов и тем

№ раздела

Название темы (раздела)

Содержание темы (раздела)

Количество часов

1

Строение и свойства живых организмов

Основные свойства живых организмов, химический состав клеток, строение растительной и животной клеток, ткани растений и животных, органы и системы органов, растения и животные как целостные организмы. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

■ Лабораторные работы: Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.Различия в строении растительной и животной клеток.

■ Лабораторные и практические работы: Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

■Лабораторная работа:Ткани живых организмов

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

■ Лабораторная работа: Распознавание органов у растений и животных


24

2

Жизнедеятельность организмов

Питание и пищеварение

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

■ Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Дыхание Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

■ Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Передвижение веществ в организме Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

■ Практическая работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю*.

■ Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Выделение Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Опорные системы Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

■ Лабораторная работа

Разнообразие опорных систем животных.

■ Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Движение Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

■ Лабораторные и практические работы
Движение инфузории туфельки.
Перемещение дождевого червя.

Регуляция процессов жизнедеятельности Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

■ Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Размножение Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

■ Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных растений*.

■ Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Рост и развитие Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)*.

■ Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.



32

3

Организм и среда. Природные сообщества

Среда обитания. Факторы среды Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

■ Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и пищевые сети.

Природные сообщества Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

■ Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических цепей.


7

4

Повторение

Строение и состав клетки, ткани растений и животных, органы цветкового растения, системы органов животных, организм -единое целое, организм и окружающая среда

7













Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучение биологии в 6 классе учащиеся должны:

знать/ понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;

уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.







Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5» :

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4» ;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З» :

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.


2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» :

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.


3. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- работа не выполнена.

4. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок - оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки - оценка «З»;

• три ошибки - оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25-З0 правильных ответов - оценка «5»;

• 19-24 правильных ответов - оценка «4»;

• 13-18 правильных ответов - оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов - оценка «2».























Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Дата

Примечание




1.Строение и свойства живых организмов 24 часа

1

Многообразие живых организмов

Называть царства живой природы. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о живых организмах.

05.09



2

Основные свойства живых организмов

Называть признаки живых организмов, их значение. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов.

08.09



3

Химический состав клетки. Неорганические вещества

Различать неорганические вещества клетки. Называть:

неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки;

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о химическом составе клетки.

12.09


Л.р.№1 Химический состав семян.

4

Органические вещества клетки

Различать органические вещества клетки. Называть:органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о химическом составе клетки.

15.09


Л.р.№2 Исследование свойств некоторых органических веществ.

5

Химический состав клетки. Закрепление и обобщение изученного материала.

Различать неорганические и органические вещества клетки. Называть:

•неорганические и органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки;


19.09



6

Клетка - элементарная частица живого.

Называть признак живых организмов - клеточное строение. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выделять особенности строения ядра.

22.09



7

Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток.

Называть признак живых организмов - клеточное строение. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов. Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения

26.09


Л.р. №3 Строение клеток живых организмов.

8

Вирусы. Обобщение знаний по строению и химическому составу клетки

Знать строение вирусов, правила профилактики вирусных заболеваний

29.09



9

Деление клетки. Митоз

Называть структуры клетки, участвующих в делении, роль хромосом.

Распознавать и описывать стадии деления клетки

03.10



10

Мейоз и его биологическое значение

Называть структуры клетки, участвующих в делении, роль хромосом.

Распознавать и описывать стадии деления клетки

Сравнивать два типа деления клеток - митоз и мейоз между собой

06.10



11

Ткани растений.

Давать определение понятию ткань. Называть:

•типы тканей растений;

•функции тканей растений. Различать типы тканей растений Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений.

10.10


Л.р. №4 Растительные ткани.

12

Ткани животных.

Называть:

•типы тканей животных;

•функции тканей животных. Различать типы тканей животных. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов Сравнивать ткани растений и ткани животных и делать выводы на основе сравнения Находить в тексте учебника и другие источниках информацию о строении и функциях тканей растений.

13.10


Л.р. №5 Ткани животных организмов.

13

Органы цветковых растений

Давать определение понятиям ткань, орган.

Называть органы цветкового растения; Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения

Изучать биологические объекты - органы цветковых растений

17.10



14

Строение корня.

Называть:

•органы цветкового растения, их роль в жизни растения; •типы корневых систем. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - корень и корневые системы.

20.10


Л.р. №6 Строение корневых систем.

15

Строение и значение побега.

Давать определение понятиям побег, вегетативные органы. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - побег и его части

24.10


Л.р. №7 Строение почек и расположение их на стебле.

16

Стебель как осевой орган побега

Называть:

Типы стеблей

Распознавать и описывать на таблицах части стебля

27.10


Л.р. №8 Строение стебля.

17

Строение и функции листа

Распознавать и описывать типы листьев, работать с раздаточным материалом, таблицами, рисунками

31.10


Л.р. №9 Простые и сложные листья.

18

Цветок, его значение и строение. Соцветия.

Знать строение цветка, распознавать части цветка на таблицах и натуральных объектах, уметь различать соцветия

10.11


Л.р. №10 Строение цветка.

19

Плоды, их разнообразие и значение.

Приводить примеры многообразия плодов. Распознавать и описывать на таблицах плоды растения

14.11


Л.р. №11 Разнообразие плодов.

20

Строение семян двудольного и однодольного растения.

Давать определение понятиям двудольные и однодольные растения. Кожура, зародыш. Эндосперм, семядоля.

17.11


Л.р. №12 Строение семян.

21

Системы органов животного.

Называть:

•органы и системы органов животных; функции органов и систем органов животных. Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных.

21.11



22

Организм как единое целое.

Доказывать что организм -единое целое Характеризовать причины нарушения целостности организма.

24.11



23

Что мы узнали об организме?

Давать определение понятиям ткань, орган, система органов. Называть особенности строения и функции многоклеточного организма

28.11



24

Контрольная работа №1 по теме: Строение и свойства живых организмов.

Знать: признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов.

01.12



2. Жизнедеятельность организмов 32 часа

1(25)

Особенности питания растительного организма.

Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез. Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания. Объяснять значение почвенного питания в жизни растения. Называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах. Характеризовать роль корня в почвенном питании растения.

05.12



2(26)

Фотосинтез, его значение в жизни растения.

Давать определение фотосинтез. Описывать сущность воздушного питания растений - фотосинтеза. Объяснять значение воздушного питания в жизни растений; значение фотосинтеза для жизни на Земле.

Характеризовать роль листа в процессе фотосинтеза.

08.12



3(27)

Особенности питания животных.

Давать определение понятию питание. Описывать сущность биологических процессов: питания животных. Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов; симбионтов, паразитов.

12.12



4(28)

Пищеварение и его значение.

Пищеварительные ферменты.

Давать определение понятиям питание, пищеварение. Описывать сущность биологических процессов: питание животных - пищеварение. Называть особенности строения пищеварительных систем животных.

15.12



5(29)


Дыхание растений и растений

Давать определение понятию дыхание. Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Характеризовать: «особенности дыхания растений; •роль органов растений в процессе дыхания.

Давать определение понятию дыхание. Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Называть органы дыхания у разных животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Характеризовать:

•особенности дыхания животных;

•роль дыхания в жизни животных.

19.12



Л.р. №13 Дыхание корней

6(30)

Обобщающий урок по теме «Дыхание»

Давать определение понятию дыхание. Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Называть органы дыхания у растений и животных, узнавать их на рисунках, таблицах. Характеризовать:

•особенности дыхания растений и животных;

•роль дыхания в жизни растений и животных.

22.12



7(31)

Контрольная работа за I полугодие

Использовать имеющиеся знания, делать выводы. Выполнять тест

26.12



8(32)

Передвижение веществ в растении

Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение.

Характеризовать особенности переноса органических веществ в растениях.

Использовать приобретённые знания и умения для выращивания комнатных растений, ухода за ними

12.01


Л.р. №14 Транспорт веществ в растении.

9(33)

Строение кровеносной системы у позвоночных животных

Называть:

•органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках, таблицах;

•функции органов кровеносной системы;

•состав крови, ее функции; •типы кровеносных систем

16.01


Л.р. №15. Состав крови человека.

10(34)

Передвижение веществ в животном организме.

Описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение. Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем. Характеризовать особенности транспорта веществ у животных

19.01



11(35)

Обобщающий урок по теме «Передвижение веществ в организме

Описывать сущность процесса переноса веществ у растений и животных, его значение. Характеризовать особенности переноса веществ в растениях и у животных.


23.01



12(36)

Выделение в организме животных.

Описывать сущность процесса выделения у животных организмов, его значение. Называть:

органы выделения у различных животных и узнавать их

на рисунках, таблицах.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у животных

26.01



13(37)

Выделение у растений и грибов

Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение. Характеризовать: «особенности процесса выделения у растений;

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и грибов.

30.01



14(38)

Обмен веществ и превращение энергии у растений

Давать определение понятию обмен веществ. Описывать сущность процесса обмена веществ у растений, его значение. Называть:

•органы, участвующие в обмене веществ у растений;

02.02



15(39)

Обмен веществ и превращение энергии в организме животных

Характеризовать: «особенности обмена веществ у растений;

•особенности обмена веществ у разных животных. Сравнивать обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения

06.02



16(40)

Опорные системы , их значение в жизни организма.

Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках, таблицах. Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни

09.02



17(41)

Опорные системы растений и позвоночных животных.

Называть:

•значение опорных систем в жизни растений и животных; •типы скелетов у животных. Приводить примеры животных с разными типами скелетов Распознавать и описывать на таблицах (рисунках) части внутреннего скелета.

13.02



18(42-43)

Движение

Называть:

•роль движения в жизни растений и животных; •способы передвижения животных. Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных. Приводить примеры животных с разными способами передвижения.

16.02

20.02


Л.р. №16 Движения различных животных.

19(44)

Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость.

Давать определение понятиям раздражимость, рефлекс. Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы. Называть:

•системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; •значение нервной системы; •принцип работы нервной системы;

•типы нервных систем у животных. Приводить примеры животных с разными типами нервной системы

24.02



20(45)

Регуляция процессов жизнедеятельности позвоночных животных, их взаимосвязи с окружающей средой.

Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы Приводить примеры животных с разными типами нервной системы

27.02



21(46)

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных.

Называть:

•органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; •роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности позвоночных.

02.03



22(47)

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.

Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений. Называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений. Наблюдать за ростом и развитием растений.

06.03



23(48)

Размножение, его виды. Бесполое размножение.

Давать определение понятиям размножение, вегетативные органы. Называть:

-•значение размножения; •виды размножения; •формы бесполого размножения у растений и животных; •органы вегетативного размножения растений. Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение Описывать сущность бесполого размножения растений.

09.03



24(49)

Половое размножение животных.

Давать определение понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота. Описывать сущность полового размножения. Называть:

•значение полового размножения;

•органы полового размножения животных (и узнавать их на рисунках, таблицах); •женские и мужские половые клетки. Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым.

13.03



25(50)

Половое размножение растений.

Давать определение понятиям: размножение, опыление, самоопыление, оплодотворение. Называть:

•значение полового размножения;

•органы полового размножения растений и узнавать их

на рисунках (таблицах). Описывать:

•строение цветка как органа полового размножения; •сущность полового размножения у растений (двойного оплодотворения).

16.03



26(51)

Обобщающий урок по теме «Размножение организмов»

Использовать имеющиеся знания, работать в группе, анализировать, сотрудничать. Применять знания.

20.03



27(52)

Рост и развитие растений.

Давать определение понятию индивидуальное развитие Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов. Называть:

•роль семян и плодов в жизни растения;

•условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; •способы распространения семян.

23.03



28(53)

Рост и развитие животных.

Называть:

•этапы развития животных; Описывать сущность эмбрионального развития животных. Наблюдать за ростом и развитием животных

03.04



29(54)

Постэмбриональное развитие животных.

Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. Называть:

•типы постэмбрионального развития животных. Описывать сущность постэмбрионального развития животных. Наблюдать за ростом и развитием животных

06.04


Л.р. №17 Прямое и непрямое развитие.

30(55)

Обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов»

Использовать имеющиеся знания, делать выводы. Выполнять тест

10.04



31(56)

Контрольная работа №2: Жизнедеятельность организмов

знать/ понимать:

сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;


13.04



3.Организм и среда. Природные сообщества 7 часов

1(57)

Среда обитания организмов. Факторы среды.

Давать определение понятиям среда обитания, экология, экологические факторы. Называть:

•виды экологических факторов;

•приспособлений организмов к действию экологических факторов.

17.04



2(58)

Влияние факторов неживой природы

Давать определение понятиям экологические факторы. Называть:

•виды экологических факторов;

Приводить примеры:

•факторов неживой природы, их влияния на живые организмы;


20.04



3(59)

Факторы живой природы

Давать определение понятиям экологические факторы. Называть:

•типы взаимоотношений организмов. Приводить примеры:

•взаимосвязей живых организмов;

•приспособлений организмов к действию экологических факторов.

24.04



4(60)

Природные сообщества.

Давать определение понятиям природное сообщество, экосистема,. Называть три группы организмов в экосистеме. Приводить примеры

27.04



5(61)

Цепи и сети питания

Давать определение понятиям природное, цепи питания. Называть три группы организмов в экосистеме. Приводить примеры

02.05



6(62)

Обобщающий урок по теме «Организм и среда. Природные сообщества»

Использовать имеющиеся знания, делать выводы. Выполнять тест

04.05



7(63)

Контрольная работа №3: Организм и среда. Природные сообщества.

знать/ понимать:

роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы;

08.05



4.Повторение 7 часов

1(64)

Строение и свойства живых организмов

Знать: признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов.

11.05


2(65)

Жизнедеятельность организмов

знать/ понимать:

сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;


15.05


3(66)

Организм и среда. Природные сообщества

знать/ понимать:

роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы;

18.05


4(67)

Итоговая контрольная работа

Использовать имеющиеся знания, делать выводы. Выполнять работу.

22.05


5(68)

Повторение.

Давать определение понятиям: рост, развитие, размножение, раздражимость, обмен веществ, движение, саморегуляция, открытая система

25.05


6(69)

Повторение.

Давать определение понятиям: среда обитания, факторы среды, взаимосвязи живых организмов.

27.05


7(70)

Повторение.


29.05






























Литература

1.Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2011. - 176с;

2.Е.Т.Бровкина, Н.И Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2005- 06 гг.;

Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. - 138 с;

Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.:Дрофа,2006;

1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М.: Дрофа, 2006 -218с.;

2) И.А.Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». -М.: Дрофа, 2006;

3) В.Н.Семенцова «Биология. Технологические карты уроков. 6 класс» - Санкт-Петербург: Паритет - 2001.

Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2006, -40с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.





© 2010-2022