- Преподавателю
- Биология
- Факультативное занятие по теме Красная книга РБ
Факультативное занятие по теме Красная книга РБ
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ревако Н.В. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Факультативное занятие 7 класс
Тема «Красная книга», ее роль в сохранении биологического
разнообразия природы Беларуси
Цель: познакомить учащихся с Международной Красной книгой и Красной книгой Республики Беларусь
Задачи:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению истории создания, структуре и значению Красных книг.
Способствовать закреплению знаний учащихся о значении природоохранных мероприятий.
Развивающие: обеспечить условия для развития умений и навыков работы с литературными источниками и интернет - ресурсами.
Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе, развитию экологической культуры учащихся.
Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерный класс, Красная книга РБ, презентация «История создания Красной книги», презентация «Красная книга РБ».
Ход занятия
Экое разрушительное жестокое существо -
человек, сколько уничтожил существ,
растений для поддержания своей жизни.
Л. Толстой
I. Организационный момент
Приветствие. Эмоциональный настрой на занятие.
II. Актуализация знаний
Учитель предлагает учащимся посмотреть на слайд в течение 5сек. и запомнить в правильной последовательности животных, изображённых на картинках. Далее их необходимо записать правильно.
? Как вы думаете, что объединяет этих животных? (ответы детей - они занесены в Красную книгу)
Объявляется тема урока, учащиеся формируют цели урока.
- Ребята, а что известно вам о Красной книге?
- Что бы вы хотели узнать? (Подумайте и запишите свои вопросы на цветных листах, которые лежат на парте). Листочки с вопросами крепятся на доску.
Проблемная ситуация.
Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок, который ему дал старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были кучи комаров. « Эх, нашёлся бы учёный, который истребил бы всю эту «нечисть»! - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова,взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен ….. комарами.
- Ребята, что своим поступком хотел показать старый эвен?
III. Изучение новой темы
Вступительное слово учителя
Природа - это наша среда обитания, мы часть природы и должны беречь и оберегать наш общий дом. К сожалению не всегда человек ведет себя гуманно по отношению к братьям нашим меньшим. Существование многих видов животных оказалось под угрозой. Чтобы не лишиться биоразнообразия, не потерять многие виды животных и существуют Красные книги. Как же создавалась Красная книга и что собой представляет, нам расскажет Войшнарович Алина (сообщение и презентация уч-ся).
В каждой стране существует своя Красная книга, она есть и у нас - Красная книга РБ.
Задание 1.
Прочитайте дополнительную информацию о Красной книге РБ.
Обсудите её друг с другом. Читая текст, поставьте на полях следующий знак: *- это я уже знаю; ?- это для меня новая информация; !- это меня удивило; /- этой информацией поделюсь с другими.
( обсуждение результатов)
Красный цвет означает - запрещающий цвет: не губи, остановись! Это сигнал опасности и тревоги, это сигнал SOS, который подают нам животные. То есть книгу назвали так, чтобы привлечь внимание человечества и попробовать остановить уничтожение окружающей природы. Статистика здесь подавляющая: в начале века за год исчезал только один вид животных, а сегодня ежедневно исчезает целый вид. В Красную книгу занесены те виды животных и растений, которые формировались многие тысячелетия, а теперь оказываются перед полным исчезновением по вине человека.
Задание2. Работа в группах
Я хочу предложить вам поработать с Красной книгой РБ и выполнить задание из учебного пособия стр.237. (Работают с Красной книгой, заполняют таблички).
Более подробно с растениями и животными, которые занесены в Красную Книгу и встречаются на Островетчине нам расскажет…(сообщение уч-ся)
Презентация «Охраняемые животные и растения Островецкого района»
IV. Физкультминутка (видеоролик)
- Вашему вниманию я хочу показать мультфильм, который называется «Красная книга». Посмотрите его внимательно и подумайте, что может сделать человек для сохранения животного и растительного мира планеты Земля. ( Обсуждают результаты)
Работа в группах
Сегодня мы с вами говорили о животных, растения, численность которых резко сокращается и происходит это в основном по вине человека. А если бы братья наши меньшие могли бы говорить, что бы они сказали нам - людям? Давайте напишем письма - обращения от имени животных, растений находящихся под угрозой исчезновения.
Первая группа пишет письмо-обращение к нынешнему поколению;
Вторая группа пишет письмо-обращение, адресованное к будущим поколениям. Время 5мин. Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.
Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.
В начале занятия, я попросила вас написать вопросы, которые возникли у вас по теме урока. Давайте посмотрим, сумели ли мы с вами дать на них ответы? ( Обращаются к цветным листочкам с вопросами, которые крепились к доске)
? Ребята, а как вы думаете, что может сделать человек для того,чтобы сохранить и защитить животный и растительный мир планеты Земля. (составление кластера)
VI. Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Я хочу, чтобы вы просмотрели небольшой видеофильм-притчу «Все в твоих руках» и подумали, что мы с вами можем сделать, чтобы в Красной книге стало меньше страниц.
Закончить наше занятие я хочу стихотворением М. Дудина
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
Спасибо, за занятие. До свидания!