- Преподавателю
- Биология
- Программа элективного курса Биологические системы и процессы
Программа элективного курса Биологические системы и процессы
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чернецкая И.Г. |
Дата | 07.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Департамент образования Администрации мо г. Салехард
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрено»
протокол № 1 от 28.08.2014 г.
заседания НМС
«Согласовано»
29.08.2014 г.
«Утверждено»
приказ № 303-о от 29 августа 2014 г.
Председатель НМС
Зам.директора по УВР
Директор школы
Алдакаева Н.Г.
______________Костюкевич Е.Ф.
Ямполец Н.И.
_______________
_______________
Рабочая программа по курсу
Биологические системы и процессы
Учитель: Чернецкая Ирина Георгиевна
Ступень: III
Класс: 11
Срок реализации: 1 год
Разработана на основе: Биология. Биологические системы и процессы: 11 кл. А.В. Теремов, Р.А. Петросова.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012
Салехард 2014
Пояснительная записка
1.Нормативные документы. Документы, обеспечивающие реализацию программы.
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 г. № 273-ФЗ
-
Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 (ред. от 01.02.2012 г.) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования»
-
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.200г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени образования
-
Письмо МО РФ об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования от 13.11.2003г. № 14-51-277/13
-
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012)"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
-
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»
-
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
-
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.06.2013г. № 55-ЗАО
-
Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа № 500 от 11.05.2006 г. " Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями)
-
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»
2.Цели изучения курса
Цель изучения курса -
овладение учащимися системой общих естественнонаучных и специальных биологических знаний, обеспечивающих формирование рационального мировоззрения личности и нравственно-этического отношения к живой природе.
-
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах экологии);
-
строении, многообразии и особенностях биосистем (популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
-
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
-
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
-
формирование целостной картины мира с учетом общебиологических закономерностей в рамках подготовки к ЕГЭ
3. Особенности в содержании и структуре предмета
Главная идея Тема курса, является актуальной на сегодняшний день в связи с необходимостью создания системы качественной подготовки к ЕГЭ, так как обобщает и систематизирует знания биологии основной школы, включает темы, вызывающие затруднения учащихся при подготовке к ЕГЭ.
Теоретический материал программы базируется на обязательном минимуме содержания биологического образования и на имеющихся у учащихся сведениях о строении живого организма, его взаимосвязях с природой (растения, животные, бактерии, грибы, человек) и закономерностях развития и функционирования.
К изучению сложнейших вопросов учащиеся подходят вооруженные знаниями общей теории развития живой природы. Основная движущая сила процесса обучения элективного курса «Биологические системы ипроцессы» - систематизация и обобщение знаний о биологических системах и их функционировании.
В курсе прослеживается внутрипредметная интеграция, то есть рассматривается применимость фундаментальных законов природы к объяснению различных физических, химических и биологических явлений во всех биологических системах.
Данный курс содержит материал, который вызывает интерес учащихся, формирует представление о единой естественнонаучной картине мира, взаимосвязи всех естественных дисциплин, их значимости для человека. Создает возможность лучшего усвоения фундаментальных общебиологических понятий необходимых для подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
4. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой.
Рабочая программа составлена на основе учебного пособия Биология. Биологические системы и процессы: 11 кл. А.В. Теремов, Р.А. Петросова. Тема курса является актуальной на сегодняшний день в связи с необходимостью создания системы качественной подготовки к ЕГЭ, так как обобщает и систематизирует знания биологии основной школы, включает темы, вызывающие затруднения учащихся при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал программы базируется на обязательном минимуме содержания биологического образования и на имеющихся у учащихся сведениях о строении живого организма, его взаимосвязях с природой (растения, животные, бактерии, грибы, человек) и закономерностях развития и функционирования.
5. Используемые технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования.
Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания - это лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества, и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя продвигается к поставленной цели. Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно-деятельных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала, составление выступлений с использованием ИКТ), коммуникативных технологий (организации совместной работы с учащимися, самостоятельной работы с информацией), индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволит стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
Программа позволяет учитывать различный уровень подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу. С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций.
6. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.
Весьма скромное положение, которое занимают микроорганизмы в образовательных программах и учебных пособиях по биологии для средней школы, не соответствует современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление учащихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Вышеизложенное обусловливает актуальность включения элективного курса «Микробиология» в программу биологического образования. В УМК приведены современные сведения о систематике прокариот, их строении, регуляции метаболизма, освещены вопросы наследственности, изменчивости, экологии микроорганизмов, определения их численности и изучения активности в природе. Представлены методы отбора проб почвы, воды, воздуха, биологических образцов, затронуты проблемы загрязнения природных экосистем и возможности самоочищения, рассмотрена роль микроорганизмов в эволюции биосферы, даны рекомендации по их практическому применению. Элективный курс включает практические работы по микробиологии и предназначен для учащихся 11 классов, увлекающихся биологией и химией. Помимо общей биологии микроорганизмов, значительная часть работ посвящена прикладным областям, таким как медицинская микробиология и применение микроорганизмов в практической деятельности человека. Практикум поможет учащимся сориентироваться в многообразии микроорганизмов и определиться с выбором будущей профессии.
7. Межпредметные связи.
В курсе прослеживается внутрипредметная интеграция, то есть рассматривается применимость фундаментальных законов природы к объяснению различных физических, химических и биологических явлений во всех биологических системах. Предусмотрена межпредметная связь: биология - литература - география - история - физика - химия.
8. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Элективный курс рассчитан на учащихся 11 класса биолого-географического профиля. Занятия проводятся по 1ч в неделю, в течение года (34 часа)
9. Содержание учебного предмета, курса.
Введение. Введение в биологические системы и процессы.
Эволюция и ее закономерности. Эволюция и методы ее изучения. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция и ее результаты. Направления и пути макроэволюции.
Эволюция органического мира на Земле. История Земли и методы ее изучения. Возникновение жизни на Земле и неорганическая эволюция. Начало органической (биологической) эволюции. Основные этапы эволюции органического мира. Основные этапы эволюции животного мира. Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Классификация организмов. Современная система. Проект «Геохронология ЯНАО» органического мира.
Человек - биосоциальная система. Антропология как наука. Развитие представлений о происхождении человека Сходства и различия человека и животных Движущие силы (факторы) антропогенеза Основные стадии эволюции человека Человеческие расы и природные адаптации человека.
Организм и окружающая среда. Экология как наука. Среды обитания и экологические факторы. Абиотические факторы. Биотические факторы. Экологическая характеристика вида и популяции.
Сообщества и экологические системы. Сообщества организмов. Экосистемы и закономерности их существования. Природные экосистемы. Антропогенные экосистемы.
Биосфера и человечество. Биосфера - глобальная экосистема Земли. Закономерности существования биосферы. Человечество в биосфере Земли. Существование природы и человечества.
3.Учебно-тематический план (БУП 2004)
№
Раздел (глава, модуль)
Примерное
кол-во часов
1
Введение.
1
2
Эволюция и ее закономерности.
4
3
Эволюция органического мира на Земле.
9
4
Человек - биосоциальная система.
6
5
Организм и окружающая среда
5
6
Сообщества и экологические системы
4
7
Биосфера и человечество
5
Общее количество часов:
34 часа
Количество часов, распределено исходя из расчёта 1 час в неделю в течение всего учебного года.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать:
-
Основные положения биологических теорий (клеточная тория; хромосомная теория наследственности, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И.Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного закона Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
-
Строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
-
Сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
-
Современную биологическую терминологию и символику;
Уметь:
-
Объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы; единства человеческих рас; наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
-
Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена, световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
-
Решать задачи разной сложности по биологии;
-
Составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
-
Описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
-
Выявлять приспособления у видов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
-
Исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
-
Сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
-
Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
-
Осуществлять постоянный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Грамотного оформления результатов биологических исследований;
-
Обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
-
Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
-
Определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
-
Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Календарно-тематическое планирование
№
урока
№ урока в четверти
Тема раздела, количество часов
Тема урока
Содержание урока
Тип урока
Виды контроля
Дата
Корректировка
I четверть
1
1
Введение
Введение в биологические системы и процессы.
Урок систематизации знаний.
Фронтальный опрос
2
2
Эволюция и ее закономерности
Эволюция и методы ее изучения
Значение данных палеонтологии, сравнительной анатомии, биогеографии, эмбриологии, молекулярной биологии, геносистематики и др. наук для доказательства процесса эволюции.
Урок систематизации знаний.
Тест
3
3
Синтетическая теория эволюции
Основные этапы развития эволюционных идей. Теория Ч. Дарвина. Основные положения. Дальнейшее развитие эволюционных идей. Синтез генетики и теории эволюции, формирование СТЭ. Основные положения синтетической теории эволюции. Микроэволюция. Популяция - элементарная единица эволюции. Исследование С.С. Четвериковым генетической структуры популяции. Изменчивость особей - основа генетического разнообразия популяции. Элементарный эволюционный материал. Поток генов и комбинативная изменчивость. Мутации, их распространение в популяции. Рецессивные мутации.
Урок систематизации знаний.
Тест
4
4
Микроэволюция и ее результаты
Элементарные эволюционные факторы. Мутационный процесс, «волны жизни», свойства, роль в эволюции. Изоляция, типы изоляции (дозиготная, постзиготная), роль в эволюции. Дрейф генов, его значение. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Предпосылки естественного отбора: интенсивность размножения особей, нехватка ресурсов среды. Эффективность и скорость действия естественного отбора. Формы отбора, его творческая роль.
Урок формирования новых знаний.
Мозговой штурм
5
5
Направления и пути макроэволюции
Учение А.Н. Северцова об основных направлениях макроэволюции. Биологические прогресс и регресс. Пути осуществления биологического прогресса и регресса. Биологическая стабилизация. Основные правила филогенеза. Современные теории эволюции.
Проблемная дискуссия.
Проект
6
6
Эволюция органического мира на Земле
История Земли и методы ее изучения
Основные этапы неорганической эволюции. Планетарная (геологическая) эволюция. Химическая эволюция. Абиогенный синтез органических веществ из неорганических. Опыт С. Миллера, Г. Юри. Образование полимеров из мономеров. Коацерватные капли и микросферы. Протеноиды. Рибозимы. Формирование мембран и возникновение пробионтов.
Практикум.
Проект
7
7
Возникновение жизни на Земле и неорганическая эволюция.
История Земли и методы ее изучения.
Развитие жизни на Земле по эрам и периодам: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.
Урок формирования новых знаний.
тест
8
8
Начало органической (биологической) эволюции
Начало органической эволюции. Появление первых клеток. Эволюция метаболизма. Эволюция первых клеток. Прокариоты и эукариоты. Гипотезы происхождения эукариот (мембраногенеза, симбиогенеза).
Урок формирования новых знаний.
Проблемно-практическая дискуссия.
тест
9
9
Основные этапы эволюции органического мира
Возникновение основных царств эукариот. Формирование неклеточных организмов и их эволюционное значение.
Урок формирования новых знаний.
тест
II четверть
Л/р
10
1
Основные этапы эволюции животного мира
Основные ароморфозы и идиоадаптации. Усложнение организмов.
Урок формирования новых знаний.
дискуссия
11
2
Развитие жизни на Земле по эрам и периодам
Главные эволюционные события: возникновение фотосинтеза; появление полового процесса и многоклеточности.
Проблемно -практическая дискуссия.
Л/Р
12
3
Классификация организмов
Деление организмов на царства, отделы, типы, классы, семейства, рода, виды.
Проблемно -практическая дискуссия.
тест
13
4
Современная система органического мира
Основные систематические группы организмов. Общая характеристика царств и подцарств. Современное состояние изучения видов.
Практикум
тест
14
5
Проект «Геохронология ЯНАО»
Составление геохронологической шкалы ЯНАО
Проект
15
6
Человек - биосоциальная система
Антропология как наука
Антропология - наука о человеке. Разделы и задачи антропологии. Методы антропологии.
Урок систематизации знаний, их обобщения и повторения.
Тест
16
7
Развитие представлений о происхождении человека
Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Становление представлений о происхождении человека. Религиозные воззрения. Научные теории: антропогенная гипотеза Ж. Б. Ламарка, симиальная теория Ч. Дарвина, трудовая теория Ф. Энгельса.
Практикум
Л/Р
III четверть
Проверочная работа
17
1
Сходства и различия человека и животных
Признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие. Сравнение человека и человекообразных обезьян.
Урок контроля и коррекции знаний.
тест
18
2
Движущие силы (факторы) антропогенеза
Наследственная изменчивость и естественный отбор. Групповое сотрудничество и общение. Орудийная деятельность и постоянные жилища. Соотношение биологических и социальных факторов.
Урок формирование новых знаний и умений.
19
3
Основные стадии эволюции человека
Основные стадии антропогенеза: дриопитеки, протоантроп, архантроп, палеантроп, неантроп.
Урок систематизации знаний
20
4
Человеческие расы и природные адаптации человека.
Человеческие расы. Понятие о расе. Основные человеческие расы. Время и место возникновения рас.
Урок систематизации знаний.
Тест
21
5
4. Организм и окружающая среда
Экология как наука
Зарождение и развитие экологии в трудах ученых. Разделы и задачи экологии. Связь экологии с другими науками.
Урок формирование новых знаний и умений.
Тест
22
6
Среды обитания и экологические факторы
Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Особенности сред обитания организмов. Прямые и косвенные воздействия организмов друг на друга. Приспособления организмов к жизни в разных средах обитания. Гидробионты, аэробионты, педобионты, эдафобионты, эндобионты.
Урок формирование новых знаний и умений.
Фронтальный опрос
23
7
Абиотические факторы
Экологические группы растений и животных по отношению к свету. Сигнальная роль света. Фотопериодизм. Температурные приспособления организмов. Погодные и климатические факторы.
Урок формирование новых знаний и умений.
Тест
24
8
Биотические факторы
Биотические факторы. Формы взаимоотношений между организмами: нейтрализм, аменсализм, комменсализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. Симбиоз. Протокооперация. Мутуализм.
Формы взаимовыгодного взаимодействия: протокооперация, мутуализм, обязательный или временный симбиоз. Особенности и эволюционное значение симбиоза. Мутуализм и переработка органики.
Проблемно-лабораторный урок.
Л/Р
25
9
Экологическая характеристика вида и популяции
Основные показатели популяции. Популяция. Репродуктивная активность. Стая. Стадо. Семья. Прайд. Труппа. Поды.
Популяция как целостная система. Свойства популяции как системы. Местные популяции и популяционная система. возрастная структура. Функциональная структура.
Урок формирование новых знаний и умений.
Тест
26
10
5. Сообщества и экологические системы
Сообщества организмов
Структура биоценоза. Связи между организмами в биоценозе. Сообщества. Экосистемы.
Причины различий животного и растительного мира: геологическая история материков, изоляция, различие климатических условий в широтном направлении.
Урок формирование новых знаний и умений.
Тест
IV четверть
27
1
Экосистемы и закономерности их существования.
Компоненты экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Сообщества организмов: структуры и связи. Биоценоз - сообщество организмов. Структуры биоценоза. Связи между организмами в биоценозе.
Урок систематизации знаний, их обобщения и повторения.
Тест
28
2
Природные экосистемы.
Экосистема озера. Экосистема смешанного леса. Структурные компоненты и трофическая сеть природных экосистем.
Урок систематизации знаний, их обобщения и повторения.
Тест
29
3
Антропогенные экосистемы
Отличия агроэкосистем от биогеоценозов.. Урбоэкосистемы. Основные компоненты урбоэкосистем. Городская флора и фауна. Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем.
Урок формирование новых знаний и умений.
Фронтальный опрос
30
4
6. Биосфера и человечество
Биосфера - глобальная экосистема Земли
Биосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество. Границы биосферы и её черты.
Урок формирование новых знаний и умений.
Фронтальный опрос
31
5
Закономерности существования биосферы
Биомасса. Живое вещество.
Косное вещество и биогенное вещество биосферы. Функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая. Распределение веществ на планете.
Урок систематизации знаний, их обобщения и повторения.
Тест
32
6
Человечество в биосфере Земли
Влияние на окружающую среду деятельности человека. Ноосфера - высший тип управляющей целостности. Взаимосвязь законов природы с законами общества. Развитие учения о ноосфере В.И. Вернадским. Агроэкосистемы. Понятие ноосферы.
Урок формирование новых знаний и умений.
тест
33
7
Существование природы и человечества
Законы Б. Коммонера. Концепция устойчивого развития. Глобалистика. Модели управления. Модели управляемого мира.
Урок систематизации знаний, их обобщения и повторения.
Проект
34
8
Итоговая контрольная работа
тестовая к/р по материалам ЕГЭ
Урок контроля и коррекции знаний.
тест
Циклограмма тематического контроля
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
контрольных
работ
1
зачетов
самостоятельных работ
лабораторных работ
практических работ
сочинений
Материально-техническое, учебно-методическое, информационное обеспечение
Литература для учащихся.
-
Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология. Биологические системы и процессы - М.: «Мнемозина», 2010
-
Готовимся к Единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2005.
-
Готовимся к Единому государственному экзамену. Биология. Животные / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2004.
-
Готовимся к Единому государственному экзамену. Биология. Человек / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2004.
-
Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Зачёты по биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Лист-Нью, 1999.
-
Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Зачёты по биологии. Животные: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Лист-Нью, 1999.
-
Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Зачёты по биологии. Человек и его здоровье: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Лист-Нью, 1999.
Литература для учителя
-
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х томах: Перевод с английского/Под ред Р. Сопера. - М.: Мир, 1993.
-
Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. М.: Дрофа, 2008.
-
Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. М.: Дрофа, 2007.
-
Лернер Г.И. Биология животных. Тесты и задания. 8 класс - М.: Аквариум, 1997.
-
Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. 9 класс - М.: Аквариум, 1998.
-
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс - М.: Аквариум, 1998.
-
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Биология / Авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. - М.: Астрель, 2009.
Единый государственный экзамен: биология: контрольно-измерительные материалы: 2010 / Авт.-сост. Г.Н. Панина, Г.А. Павлова. - М.: Просвещение; СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2010