Программа элективного курса Биологические системы и процессы

Тема курса, является актуальной на сегодняшний день в связи с необходимостью создания системы качественной подготовки к ЕГЭ, так как обобщает и систематизирует знания  биологии основной школы, включает темы, вызывающие  затруднения учащихся при подготовке к ЕГЭ.     Теоретический материал программы базируется на обязательном минимуме содержания биологического образования и на имеющихся у учащихся сведениях о строении живого организма, его взаимосвязях с природой (растения, животные, бактерии, г...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Департамент образования Администрации мо г. Салехард


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»


«Рассмотрено»

протокол № 1 от 28.08.2014 г.

заседания НМС

«Согласовано»

29.08.2014 г.

«Утверждено»

приказ № 303-о от 29 августа 2014 г.

Председатель НМС

Зам.директора по УВР

Директор школы

Алдакаева Н.Г.

______________Костюкевич Е.Ф.

Ямполец Н.И.

_______________

_______________

Рабочая программа по курсу

Биологические системы и процессы

Учитель: Чернецкая Ирина Георгиевна

Ступень: III

Класс: 11

Срок реализации: 1 год

Разработана на основе: Биология. Биологические системы и процессы: 11 кл. А.В. Теремов, Р.А. Петросова.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012



Салехард 2014


Пояснительная записка


1.Нормативные документы. Документы, обеспечивающие реализацию программы.



  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 г. № 273-ФЗ

  • Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 (ред. от 01.02.2012 г.) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования»

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.200г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени образования

  • Письмо МО РФ об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования от 13.11.2003г. № 14-51-277/13

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012)"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»

  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.06.2013г. № 55-ЗАО

  • Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа № 500 от 11.05.2006 г. " Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями)

  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»

2.Цели изучения курса

Цель изучения курса -

овладение учащимися системой общих естественнонаучных и специальных биологических знаний, обеспечивающих формирование рационального мировоззрения личности и нравственно-этического отношения к живой природе.

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах экологии);

  • строении, многообразии и особенностях биосистем (популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

  • формирование целостной картины мира с учетом общебиологических закономерностей в рамках подготовки к ЕГЭ

3. Особенности в содержании и структуре предмета

Главная идея Тема курса, является актуальной на сегодняшний день в связи с необходимостью создания системы качественной подготовки к ЕГЭ, так как обобщает и систематизирует знания биологии основной школы, включает темы, вызывающие затруднения учащихся при подготовке к ЕГЭ.

Теоретический материал программы базируется на обязательном минимуме содержания биологического образования и на имеющихся у учащихся сведениях о строении живого организма, его взаимосвязях с природой (растения, животные, бактерии, грибы, человек) и закономерностях развития и функционирования.

К изучению сложнейших вопросов учащиеся подходят вооруженные знаниями общей теории развития живой природы. Основная движущая сила процесса обучения элективного курса «Биологические системы ипроцессы» - систематизация и обобщение знаний о биологических системах и их функционировании.

В курсе прослеживается внутрипредметная интеграция, то есть рассматривается применимость фундаментальных законов природы к объяснению различных физических, химических и биологических явлений во всех биологических системах.

Данный курс содержит материал, который вызывает интерес учащихся, формирует представление о единой естественнонаучной картине мира, взаимосвязи всех естественных дисциплин, их значимости для человека. Создает возможность лучшего усвоения фундаментальных общебиологических понятий необходимых для подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

4. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой.

Рабочая программа составлена на основе учебного пособия Биология. Биологические системы и процессы: 11 кл. А.В. Теремов, Р.А. Петросова. Тема курса является актуальной на сегодняшний день в связи с необходимостью создания системы качественной подготовки к ЕГЭ, так как обобщает и систематизирует знания биологии основной школы, включает темы, вызывающие затруднения учащихся при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал программы базируется на обязательном минимуме содержания биологического образования и на имеющихся у учащихся сведениях о строении живого организма, его взаимосвязях с природой (растения, животные, бактерии, грибы, человек) и закономерностях развития и функционирования.

5. Используемые технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования.

Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания - это лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества, и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя продвигается к поставленной цели. Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно-деятельных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала, составление выступлений с использованием ИКТ), коммуникативных технологий (организации совместной работы с учащимися, самостоятельной работы с информацией), индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволит стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.

Программа позволяет учитывать различный уровень подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу. С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций.

6. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.

Весьма скромное положение, которое занимают микроорганизмы в образовательных программах и учебных пособиях по биологии для средней школы, не соответствует современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление учащихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Вышеизложенное обусловливает актуальность включения элективного курса «Микробиология» в программу биологического образования. В УМК приведены современные сведения о систематике прокариот, их строении, регуляции метаболизма, освещены вопросы наследственности, изменчивости, экологии микроорганизмов, определения их численности и изучения активности в природе. Представлены методы отбора проб почвы, воды, воздуха, биологических образцов, затронуты проблемы загрязнения природных экосистем и возможности самоочищения, рассмотрена роль микроорганизмов в эволюции биосферы, даны рекомендации по их практическому применению. Элективный курс включает практические работы по микробиологии и предназначен для учащихся 11 классов, увлекающихся биологией и химией. Помимо общей биологии микроорганизмов, значительная часть работ посвящена прикладным областям, таким как медицинская микробиология и применение микроорганизмов в практической деятельности человека. Практикум поможет учащимся сориентироваться в многообразии микроорганизмов и определиться с выбором будущей профессии.

7. Межпредметные связи.

В курсе прослеживается внутрипредметная интеграция, то есть рассматривается применимость фундаментальных законов природы к объяснению различных физических, химических и биологических явлений во всех биологических системах. Предусмотрена межпредметная связь: биология - литература - география - история - физика - химия.

8. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Элективный курс рассчитан на учащихся 11 класса биолого-географического профиля. Занятия проводятся по 1ч в неделю, в течение года (34 часа)

9. Содержание учебного предмета, курса.

Введение. Введение в биологические системы и процессы.

Эволюция и ее закономерности. Эволюция и методы ее изучения. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция и ее результаты. Направления и пути макроэволюции.

Эволюция органического мира на Земле. История Земли и методы ее изучения. Возникновение жизни на Земле и неорганическая эволюция. Начало органической (биологической) эволюции. Основные этапы эволюции органического мира. Основные этапы эволюции животного мира. Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Классификация организмов. Современная система. Проект «Геохронология ЯНАО» органического мира.

Человек - биосоциальная система. Антропология как наука. Развитие представлений о происхождении человека Сходства и различия человека и животных Движущие силы (факторы) антропогенеза Основные стадии эволюции человека Человеческие расы и природные адаптации человека.

Организм и окружающая среда. Экология как наука. Среды обитания и экологические факторы. Абиотические факторы. Биотические факторы. Экологическая характеристика вида и популяции.

Сообщества и экологические системы. Сообщества организмов. Экосистемы и закономерности их существования. Природные экосистемы. Антропогенные экосистемы.

Биосфера и человечество. Биосфера - глобальная экосистема Земли. Закономерности существования биосферы. Человечество в биосфере Земли. Существование природы и человечества.

3.Учебно-тематический план (БУП 2004)


Раздел (глава, модуль)

Примерное

кол-во часов

1

Введение.

1

2

Эволюция и ее закономерности.

4

3

Эволюция органического мира на Земле.

9

4

Человек - биосоциальная система.

6

5

Организм и окружающая среда

5

6

Сообщества и экологические системы

4

7

Биосфера и человечество

5

Общее количество часов:

34 часа



Количество часов, распределено исходя из расчёта 1 час в неделю в течение всего учебного года.



Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Основные положения биологических теорий (клеточная тория; хромосомная теория наследственности, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И.Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного закона Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • Строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

  • Сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  • Современную биологическую терминологию и символику;

Уметь:

  • Объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы; единства человеческих рас; наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена, световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • Решать задачи разной сложности по биологии;

  • Составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • Описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  • Выявлять приспособления у видов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • Исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

  • Сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • Осуществлять постоянный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • Обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • Определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Календарно-тематическое планирование

урока

№ урока в четверти


Тема раздела, количество часов


Тема урока

Содержание урока

Тип урока

Виды контроля


Дата

Корректировка


I четверть

1

1

Введение

Введение в биологические системы и процессы.

Урок систематизации знаний.

Фронтальный опрос



2

2

Эволюция и ее закономерности

Эволюция и методы ее изучения

Значение данных палеонтологии, сравнительной анатомии, биогеографии, эмбриологии, молекулярной биологии, геносистематики и др. наук для доказательства процесса эволюции.

Урок систематизации знаний.


Тест



3

3


Синтетическая теория эволюции

Основные этапы развития эволюционных идей. Теория Ч. Дарвина. Основные положения. Дальнейшее развитие эволюционных идей. Синтез генетики и теории эволюции, формирование СТЭ. Основные положения синтетической теории эволюции. Микроэволюция. Популяция - элементарная единица эволюции. Исследование С.С. Четвериковым генетической структуры популяции. Изменчивость особей - основа генетического разнообразия популяции. Элементарный эволюционный материал. Поток генов и комбинативная изменчивость. Мутации, их распространение в популяции. Рецессивные мутации.

Урок систематизации знаний.

Тест



4

4


Микроэволюция и ее результаты

Элементарные эволюционные факторы. Мутационный процесс, «волны жизни», свойства, роль в эволюции. Изоляция, типы изоляции (дозиготная, постзиготная), роль в эволюции. Дрейф генов, его значение. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Предпосылки естественного отбора: интенсивность размножения особей, нехватка ресурсов среды. Эффективность и скорость действия естественного отбора. Формы отбора, его творческая роль.

Урок формирования новых знаний.

Мозговой штурм



5

5


Направления и пути макроэволюции

Учение А.Н. Северцова об основных направлениях макроэволюции. Биологические прогресс и регресс. Пути осуществления биологического прогресса и регресса. Биологическая стабилизация. Основные правила филогенеза. Современные теории эволюции.

Проблемная дискуссия.

Проект



6

6

Эволюция органического мира на Земле

История Земли и методы ее изучения

Основные этапы неорганической эволюции. Планетарная (геологическая) эволюция. Химическая эволюция. Абиогенный синтез органических веществ из неорганических. Опыт С. Миллера, Г. Юри. Образование полимеров из мономеров. Коацерватные капли и микросферы. Протеноиды. Рибозимы. Формирование мембран и возникновение пробионтов.

Практикум.

Проект



7

7


Возникновение жизни на Земле и неорганическая эволюция.

История Земли и методы ее изучения.

Развитие жизни на Земле по эрам и периодам: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой.

Урок формирования новых знаний.

тест



8

8


Начало органической (биологической) эволюции

Начало органической эволюции. Появление первых клеток. Эволюция метаболизма. Эволюция первых клеток. Прокариоты и эукариоты. Гипотезы происхождения эукариот (мембраногенеза, симбиогенеза).


Урок формирования новых знаний.

Проблемно-практическая дискуссия.

тест



9

9


Основные этапы эволюции органического мира

Возникновение основных царств эукариот. Формирование неклеточных организмов и их эволюционное значение.

Урок формирования новых знаний.

тест



II четверть


Л/р

10

1


Основные этапы эволюции животного мира

Основные ароморфозы и идиоадаптации. Усложнение организмов.

Урок формирования новых знаний.

дискуссия



11

2


Развитие жизни на Земле по эрам и периодам

Главные эволюционные события: возникновение фотосинтеза; появление полового процесса и многоклеточности.

Проблемно -практическая дискуссия.

Л/Р



12

3


Классификация организмов

Деление организмов на царства, отделы, типы, классы, семейства, рода, виды.

Проблемно -практическая дискуссия.

тест



13


4


Современная система органического мира

Основные систематические группы организмов. Общая характеристика царств и подцарств. Современное состояние изучения видов.

Практикум

тест



14

5


Проект «Геохронология ЯНАО»

Составление геохронологической шкалы ЯНАО


Проект



15

6

Человек - биосоциальная система

Антропология как наука

Антропология - наука о человеке. Разделы и задачи антропологии. Методы антропологии.

Урок систематизации знаний, их обобщения и повторения.

Тест



16

7

Развитие представлений о происхождении человека

Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Становление представлений о происхождении человека. Религиозные воззрения. Научные теории: антропогенная гипотеза Ж. Б. Ламарка, симиальная теория Ч. Дарвина, трудовая теория Ф. Энгельса.

Практикум

Л/Р



III четверть


Проверочная работа

17

1


Сходства и различия человека и животных

Признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие. Сравнение человека и человекообразных обезьян.

Урок контроля и коррекции знаний.

тест



18

2


Движущие силы (факторы) антропогенеза

Наследственная изменчивость и естественный отбор. Групповое сотрудничество и общение. Орудийная деятельность и постоянные жилища. Соотношение биологических и социальных факторов.

Урок формирование новых знаний и умений.




19

3


Основные стадии эволюции человека

Основные стадии антропогенеза: дриопитеки, протоантроп, архантроп, палеантроп, неантроп.

Урок систематизации знаний




20

4


Человеческие расы и природные адаптации человека.

Человеческие расы. Понятие о расе. Основные человеческие расы. Время и место возникновения рас.


Урок систематизации знаний.

Тест



21

5

4. Организм и окружающая среда

Экология как наука

Зарождение и развитие экологии в трудах ученых. Разделы и задачи экологии. Связь экологии с другими науками.

Урок формирование новых знаний и умений.

Тест



22

6


Среды обитания и экологические факторы

Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Особенности сред обитания организмов. Прямые и косвенные воздействия организмов друг на друга. Приспособления организмов к жизни в разных средах обитания. Гидробионты, аэробионты, педобионты, эдафобионты, эндобионты.


Урок формирование новых знаний и умений.

Фронтальный опрос



23

7


Абиотические факторы

Экологические группы растений и животных по отношению к свету. Сигнальная роль света. Фотопериодизм. Температурные приспособления организмов. Погодные и климатические факторы.

Урок формирование новых знаний и умений.

Тест



24

8


Биотические факторы

Биотические факторы. Формы взаимоотношений между организмами: нейтрализм, аменсализм, комменсализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. Симбиоз. Протокооперация. Мутуализм.

Формы взаимовыгодного взаимодействия: протокооперация, мутуализм, обязательный или временный симбиоз. Особенности и эволюционное значение симбиоза. Мутуализм и переработка органики.


Проблемно-лабораторный урок.


Л/Р



25

9


Экологическая характеристика вида и популяции

Основные показатели популяции. Популяция. Репродуктивная активность. Стая. Стадо. Семья. Прайд. Труппа. Поды.

Популяция как целостная система. Свойства популяции как системы. Местные популяции и популяционная система. возрастная структура. Функциональная структура.

Урок формирование новых знаний и умений.

Тест



26

10

5. Сообщества и экологические системы

Сообщества организмов

Структура биоценоза. Связи между организмами в биоценозе. Сообщества. Экосистемы.

Причины различий животного и растительного мира: геологическая история материков, изоляция, различие климатических условий в широтном направлении.

Урок формирование новых знаний и умений.

Тест



IV четверть

27

1


Экосистемы и закономерности их существования.

Компоненты экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Сообщества организмов: структуры и связи. Биоценоз - сообщество организмов. Структуры биоценоза. Связи между организмами в биоценозе.


Урок систематизации знаний, их обобщения и повторения.

Тест



28

2


Природные экосистемы.

Экосистема озера. Экосистема смешанного леса. Структурные компоненты и трофическая сеть природных экосистем.

Урок систематизации знаний, их обобщения и повторения.

Тест



29

3


Антропогенные экосистемы

Отличия агроэкосистем от биогеоценозов.. Урбоэкосистемы. Основные компоненты урбоэкосистем. Городская флора и фауна. Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем.

Урок формирование новых знаний и умений.

Фронтальный опрос



30

4

6. Биосфера и человечество

Биосфера - глобальная экосистема Земли

Биосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество. Границы биосферы и её черты.

Урок формирование новых знаний и умений.

Фронтальный опрос



31

5


Закономерности существования биосферы

Биомасса. Живое вещество.

Косное вещество и биогенное вещество биосферы. Функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, биохимическая. Распределение веществ на планете.

Урок систематизации знаний, их обобщения и повторения.

Тест



32

6


Человечество в биосфере Земли

Влияние на окружающую среду деятельности человека. Ноосфера - высший тип управляющей целостности. Взаимосвязь законов природы с законами общества. Развитие учения о ноосфере В.И. Вернадским. Агроэкосистемы. Понятие ноосферы.

Урок формирование новых знаний и умений.

тест



33

7


Существование природы и человечества

Законы Б. Коммонера. Концепция устойчивого развития. Глобалистика. Модели управления. Модели управляемого мира.

Урок систематизации знаний, их обобщения и повторения.

Проект



34

8


Итоговая контрольная работа

тестовая к/р по материалам ЕГЭ

Урок контроля и коррекции знаний.

тест





Циклограмма тематического контроля



сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

контрольных

работ








1

зачетов









самостоятельных работ









лабораторных работ









практических работ









сочинений












Материально-техническое, учебно-методическое, информационное обеспечение


Литература для учащихся.

  1. Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология. Биологические системы и процессы - М.: «Мнемозина», 2010

  2. Готовимся к Единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2005.

  3. Готовимся к Единому государственному экзамену. Биология. Животные / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2004.

  4. Готовимся к Единому государственному экзамену. Биология. Человек / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. - М.: Дрофа, 2004.

  5. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Зачёты по биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Лист-Нью, 1999.

  6. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Зачёты по биологии. Животные: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Лист-Нью, 1999.

  7. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Зачёты по биологии. Человек и его здоровье: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Лист-Нью, 1999.

Литература для учителя

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х томах: Перевод с английского/Под ред Р. Сопера. - М.: Мир, 1993.

  2. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. М.: Дрофа, 2008.

  3. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. М.: Дрофа, 2007.

  4. Лернер Г.И. Биология животных. Тесты и задания. 8 класс - М.: Аквариум, 1997.

  5. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. 9 класс - М.: Аквариум, 1998.

  6. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс - М.: Аквариум, 1998.

  7. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Биология / Авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. - М.: Астрель, 2009.

Единый государственный экзамен: биология: контрольно-измерительные материалы: 2010 / Авт.-сост. Г.Н. Панина, Г.А. Павлова. - М.: Просвещение; СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2010

© 2010-2022