Открытый урок по биологии Строение корневой системы

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по теме: « Строение корневой системы» для 6-го класса

Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием корней и типами корневых систем. Прививать практические навыки по их распознаванию и определению. Рассказать о клеточном строении корня: изучить зоны корня, их особенности строения в связи с выполняемой функцией. Продолжать развивать навыки работы с микроскопом.

Оборудование: Микроскопы, лупы, готовые микропрепараты «Корневые волоски и корневой чехлик». Черенки растений с корнями, луковица с корнями. Проростки фасоли.

Гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневой системой. Таблицы «Типы корневых систем. Клеточное строение корня». Ход урока

1 .Урок начинается с повторения пройденного материала. Ученик рисует на доске строение семени фасоли.

Далее задается вопрос: Каково строение семени? Какое строение имеет зародыш? Какой орган первым появляется из семени? (Учащиеся отвечают). Эти вопросы и ответы на них связывают предыдущий материал и новый. Учитель подводит итог повторению.

Новый материал

2. Учитель зачитывает отрывок из басни И.Крылова «Свинья под дубом»

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит...

Задается вопрос классу: Чем же навредила свинья дереву? Будет ли, дуб расти и развиваться? Отвечая на эти вопросы, учащиеся делают вывод о значение корня и его функции. Вывод записывают в тетрадях: - закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение;

- питает растение, всасывает воду и минеральные вещества.

Итак: Корень - один из важных вегетативных органов растения.

(Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Виды корней и типы корневых систем».)

Различают три вида корней: главный корень, придаточные, боковые корни, показывает их на таблице.

Далее учитель предлагает рассмотреть типы корней на живых экземплярах и найти главный корень, придаточные корни, боковые. Рассказывает, что придаточные корни развиваются от стебля, боковые корни от главного корня. Ученики рассматривают живые экземпляры растений: луковицу лука репчатого, черенки традесканции, а также выкопанные из горшочков молодые растения герани.

Вопрос классу: Чем отличаются корни друг от друга? Откуда отрастают придаточные и боковые корни? Из чего развивается главный корень? (это промежуточный контроль знаний).

Ребята! Подумайте! С какой целью проводят окучивание некоторых сельскохозяйственных культур? Например, таких как капуста, картофель. (Вопрос способствует развитию мышления)

Учитель продолжает вести урок, рассказывает о размерах корней, обращая внимание учащихся на гербарные экземпляры растений, рисунки в учебнике (верблюжья колючка, цикорий, овес).

Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем: стержневую и мочковатую. (Работа с таблицей на доске «Типы корневых систем»)

Стержневая корневая система: одуванчик, клевер, колокольчик.

Мочковатая корневая система: лук, пшеница, тюльпан.

С целью выработки практических умений закрепления и углубления знаний по теме «Виды корней и типы корневых систем» проводится лабораторная работа №1.

Лабораторная работа №1

«Изучение строения стержневой и мочковатой корневой системы»

Задание.

1. Рассмотреть предложенные гербарии корневых систем растений, найти: главный, придаточные, боковые корни.

2. Отобрать гербарии растений со стержневой, а затем с мочковатой корневой системой. Сравнить их, найти черты сходства и различия.

3. Зарисуйте растения, имеющие стержневую и мочковатую корневые системы. Подпишите названия типов корней и корневых систем. (Учащиеся зарисовывают увиденные на гербарии растения)

4. Приведите свои примеры растений имеющие стержневую и мочковатую корневую систему.

5. Сделайте вывод о видах корней и типах корневых систем.

Затем учитель вспоминает вместе с учащимися пройденный материал по теме «Строение семян». К своим выводам, о строение типов корневых систем, ребята с помощью учителя узнают, что растения класса двудольных имеют стержневую корневую систему, растения класса однодольных - мочковатую корневую систему.

Учитель продолжает урок и переходит к изучению внутреннего строения корня. Корень имеет сложное строение. (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Клеточное строение корня»). Показывает основные участки (зоны) корня. Называет их: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения. Говорит о том, что только в зоне всасывания находятся корневые волоски. Рассказывает об их значении. Знакомит учащихся с особенностями строения клеток каждой зоны в связи с выполняемой функцией.

Далее учащиеся открывают учебники и рассматривают рисунок 63. «Строение и зоны молодого корня» на странице 92

§ 20.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что каждая зона корня состоит из множества групп клеток, которые похожи друг на друга и выполняют определенную функцию. Эта группа клеток получила название-ткань. Ребята записывают определение в тетради.

Затем учитель показывает и называет по таблице (Клеточное строение корня) основные зоны корня и соответствующие им ткани. Ребята с помощью текста учебника называют функции, которые соответствуют данному типу ткани.

С целью закрепления пройденного материала на уроке проводится лабораторная работа №2

Лабораторная работа №2

«Корневой чехлик и корневые волоски»

Задание.

1. Рассмотреть корешок фасоли невооруженным глазом, а затем с помощью лупы. Найти корневой чехлик.

2. Найдите на корне выросты в виде пушка - корневые волоски. Рассмотрите их. Прочитайте в тексте учебника, какое они имеют значение и строение.

3. Положите корешок фасоли в каплю воды, на предметное стекло. Препарат подкрасьте чернилами. Рассмотрите под микроскопом. Рассмотрите готовый микропрепарат корневого чехлика растения.

4. Сравните то, что вы увидели под микроскопом с рисунками в учебнике. Зарисуйте увиденное, сделайте надписи к рисунку.

5. Сравните строение корневых волосков с клетками кожицы лука.

6. Сделайте вывод.

Заключение.

3. В качестве закрепления пройденного материала на уроке учащимся предлагается задание в виде теста.

(Приложение 1).

Правильность выполнения теста, а также лабораторных работ№1, №2 оцениваются.

Задачи, поставленные на уроке достигнуты. Учащиеся получают две, три оценки за урок.

Тетради с лабораторными работами и тесты сдаются учителю на проверку.

Домашнее задание §19, §20.

Приложение 1.

Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня.

Вариант 1

1. Главный корень образуется:

а - из зародышевого корешка

б - на придаточных корнях

в - из нижней части стебля

г - на боковых корнях

2. Корневая система образована:

а - только главным корнем

б - только придаточными корнями

в - только боковыми корнями

г - корнями растения

3. Корневой волосок:

а - боковой корень

б - придаточный корень

в - вытянутая клетка кожицы, участвующая в поглощении воды и минеральных веществ

г - группа клеток, участвующих в поглощении воды и минеральных веществ

4. В поглощении воды из почвы участвует зона

а - деления

б - растяжения

в - всасывания

г - проведения

5. Рост корня происходит за счет клеток

а - образовательной ткани

б - покровной ткани

в - механической ткани

г - проводящей ткани

Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня.

Вариант 2

1.Придаточные корни образуются:

а - на боковых корнях

б - на главном корне

в - из зародышевого корешка

г - от нижней части стебля

2. Стержневую корневую систему имеет:

а - лук

б - одуванчик

в - горох

г - пшеница

3. В мочковатой корневой системе в отличие от стержневой

а - нет придаточных корней

б - нет боковых корней

в - не заметен главный корень

г - все корни одинаковой длины

4. Защиту корня обеспечивают клетки

а - покровной ткани

б - проводящей ткани

в - образовательной ткани

г - корневых волосков

5. Клетки корневого чехлика обеспечивают

а - рост корня

б - поглощение воды

в - защиту корня от повреждений

г - передвижение воды и питательных веществ

© 2010-2022