- Преподавателю
- Биология
- Контрольная работа по биологии за первое полугодие
Контрольная работа по биологии за первое полугодие
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колосова А.Л. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Административная контрольная работа по биологии за первое полугодие. 8 класс.
1 вариант
1.Какие кости относят к мозговому отделу черепа?
-
1)теменные
-
2)носовые
-
3)скуловые
-
4)челюстные
2.Какой орган системы дыхания состоит из хрящевых полуколец?
-
1)лёгкое
-
2)глотка
-
3)гортань
-
4)трахея
3.Ферменты слюнных желез расщепляют
-
1)белки
-
2)жиры
-
3)углеводы
-
4)нуклеиновые кислоты
4.Пассивный искусственный иммунитет у человека
-
1)является наследственным
-
2)вырабатывается после перенесённого инфекционного заболевания
-
3)возникает как результат действия лечебной сыворотки
-
4)формируется после введения вакцины
5.Какие кости в скелете человека соединены между собой неподвижно?
-
1)плечевая и локтевая
-
2)позвонки позвоночника
-
3)мозгового отдела черепа
-
4)бедра и голени
6.При обморожении нижних конечностей необходимо
-
1)наложить согревающую повязку-компресс, дать горячее питьё
-
2)растереть обмороженный участок кожи пострадавшего снегом
-
3)обработать повреждённый участок кожи спиртом
-
4)втереть масло, жир в кожу поражённого участка
7.Какие элементы крови придают ей красный цвет?
-
1)лейкоциты
-
2)тромбоциты
-
3)эритроциты
-
4)белки плазмы
8.Какие питательные вещества начинают активно расщепляться в желудке человека?
-
1)углеводы
-
2)жиры
-
3)клетчатка
-
4)Белки
9.В каком органе тела человека происходит фильтрация крови?
-
1)матка
-
2)сердце
-
3)легкое
-
4)Почка
10.К людям с какой группой крови применим термин «универсальный донор»?
-
1)I
-
2)II
-
3)III
-
4)IV
11.Какова основная функция толстого кишечника у человека?
-
1)всасывание основной массы воды в кровь
-
2)синтез аминокислот и жиров
-
3)удаление конечных продуктов обмена
-
4)выделение кишечного сока, богатого ферментами
12.Какой отдел позвоночника образован наименьшим числом позвонков?
-
1)шейный
-
2)грудной
-
3)поясничный
-
4)копчиковый
13.Верны ли суждения о внутренней среде организма человека?
А. Внутреннюю среду организма образуют кровь, тканевая жидкость и лимфа.
Б. Внутренняя среда имеет постоянный состав, что обеспечивает нормальный обмен веществ в организме человека.
-
1)верно только А
-
2)верно только Б
-
3)верны оба суждения
-
4)оба суждения неверны
14.Какой фактор обеспечивает движение крови в венах?
-
1)работа створчатых клапанов сердца
-
2)большая разветвлённость сосудов
-
3)сокращение близлежащих скелетных мышц
-
4)разная скорость движения крови по сосудам
15. В момент сокращения левого желудочка сердца
-
1)открывается двухстворчатый клапан
-
2)закрываются полулунные клапаны
-
3)закрывается двухстворчатый клапан
-
4)положение двухстворчатого и полулунных клапанов не меняется
ЧАСТЬ «В»
1.Какие структуры организма человека участвуют в терморегуляции? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
-
1)потовые железы
-
2)сальные железы
-
3)кровеносные сосуды кожи
-
4)вены малого круга кровообращения
-
5)мышцы стенок кишечника
-
6)подкожная жировая клетчатка
2.Установите правильную последовательность продвижения по организму питательных веществ, входящих в состав банана. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
-
1)желудок
-
2)ротовая полость
-
3)кровеносные сосуды
-
4)клетки и ткани организма
-
5)тонкий кишечник
3.Какие кости входят в состав поясов конечностей человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
-
1)рёбра
-
2)лопатки
-
3)плечевые
-
4)тазовые
-
5)ключицы
-
6)грудина
4.Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
А)в зрелом состоянии отсутствует ядро
Б)поглощают и переваривают чужеродные частицы
В)принимает участие в выработке антител
Г)имеют форму двояковогнутого диска
Д)повышенное содержание свидетельствует о воспалительном процессе
ТИП КЛЕТОК КРОВИ
1)эритроциты
2)лейкоциты
5.К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
-
1)искривлению позвоночника
-
2)нарушению строения суставов верхних конечностей
-
3)смещению внутренних органов
-
4)нарушению функций костного мозга
-
5)изменению химического состава костей
-
6)нарушению кровоснабжения органов
ЧАСТЬ «С»
1.Объясните, почему необходимо есть в одно и то же время и не ранее 3 ч и не позже 4,5 ч после предыдущего приёма пищи, а его продолжительность не должна быть 20-25 минут.
2.Прочитайте текст и выполните задание
ВИТАМИНЫ ГРУППЫ А И D
Витамины - биологически активные органические соединения разной химической природы, жизненно необходимые для нормальной жизнедеятельности организма.
Жирорастворимый витамин D содержится в животном масле, желтке яиц, молоке, печени; особенно им богат рыбий жир. Витамин может образовываться в коже при ультрафиолетовом облучении. Он участвует в регуляции обмена кальция и фосфора. Детям витамин D крайне необходим, при его недостатке развивается рахит. Вначале нарушаются функции нервной системы - дети становятся беспокойными, напряженными и пугливыми. На следующей стадии поражается костная система - задерживается прорезывание зубов, размягчаются и деформируются кости черепа, конечностей, слабеют мышцы. Суточная потребность в витамине D составляет 0,02 мг. Избыток витамина способствует развитию атеросклероза.
Витамин А входит в состав зрительного пигмента палочек сетчатки глаза. Его много в томатах, моркови, тыкве, хурме, животных продуктах, особенно в печени морских млекопитающих и рыб. Витамин А растворяется только в жирах, поэтому овощи, содержащие витамин А, следует употреблять с маслом. Суточная потребность в витамине 1,5-2 мг. При избытке витамина происходит отложение солей в суставах, тогда как при недостатке - нарушается темновая адаптация - нормальное зрение днём и плохое в сумерках («куриная слепота»), снижается иммунитет, возникает сухость кожи и помутнение роговицы. У взрослых витамин А способен накапливаться в печени в количествах, обеспечивающих потребности организма в течение 2 лет.
Используя содержание текста «Витамины A и D», ответьте на следующие вопросы.
1) Каково биологическое значение витаминов?
2) Какие продукты питания в своём составе содержат наибольшее количество витамина А?
3) Почему зимой концентрация витамина D меньше, чем летом?
Административная контрольная работа по биологии за первое полугодие. 8 класс.
2 вариант
ЧАСТЬ «А»
1.Какую функцию выполняет кровь в организме человека?
-
1)рефлекторную
-
2)защитную
-
3)строительную
-
4)опорную
2.Лимфатическая система служит для
-
1)переноса веществ из крови в тканевую жидкость
-
2)возврата веществ из тканевой жидкости в кровь
-
3)снабжения органов кислородом
-
4)обеспечения иммунного ответа на заражение
3.Какой из перечисленных органов расположен в грудной полости тела человека?
-
1)сердце
-
2)селезёнка
-
3)двенадцатиперстная кишка
-
4)поджелудочная железа
4.Какая часть кости является кроветворным органом?
-
1)надкостница
-
2)красный костный мозг
-
3)жёлтый костный мозг
-
4)компактное вещество
5.В момент сокращения сердца максимальное давление крови наблюдается в
-
1)левом желудочке
-
2)верхней полой вене
-
3)правом желудочке
-
4)легочной артерии
6.Увеличение числа лейкоцитов в крови свидетельствует о
-
1)повышении скорости свертывания крови
-
2)понижении давления крови
-
3)наличии воспалительного процесса
-
4)развивающемся малокровии
7.В какой камере сердца условно начинается малый круг кровообращения?
-
1)в правом желудочке
-
2)в левом предсердии
-
3)в левом желудочке
-
4)в правом предсердии
8.Активное усвоение какого витамина происходит только в том случае, если он поступает с жирами?
-
1)С
-
2)В1
-
3)В12
-
4)А
9.Какое из утверждений правильно описывает движение крови по малому кругу кровообращения?
-
1)начинается в правом желудочке и заканчивается в правом предсердии
-
2)начинается в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии
-
3)начинается в правом желудочке и заканчивается в левом предсердии
-
4)начинается в левом желудочке и заканчивается в левом предсердии
10.В какую камеру сердца поступает кровь из вен большого круга кровообращения?
-
1)левое предсердие
-
2)левый желудочек
-
3)правое предсердие
-
4)правый желудочек
11.В каком кровеносном сосуде у человека достигается максимальное давление?
-
1)легочная артерия
-
2)легочная вена
-
3)аорта
-
4)нижняя полая вена
12.Твёрдость кости придают
-
1)белки и жиры
-
2)нуклеиновые кислоты
-
3)глюкоза и гликоген
-
4)минеральные соли
13.Какой иммунитет возникает после перенесения инфекционного заболевания?
-
1)естественный врожденный
-
2)искусственный активный
-
3)естественный приобретенный
-
4)искусственный пассивный
14.Поджелудочный сок, вырабатываемый одноимённой железой, по протокам оттекает в полость
-
1)печени
-
2)мочеточника
-
3)желудка
-
4)двенадцатиперстной кишки
15.Какие(-ое) из перечисленных веществ расщепляются(-ется) в желудке?
-
1)растительные жиры
-
2)крахмал
-
3)жиры молока
-
4)гликоген
ЧАСТЬ «В»
1.По каким признакам человека относят к классу Млекопитающие? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
-
1)нервная система трубчатого типа
-
2)жаберные щели на глотке зародыша
-
3)четырёхкамерное сердце
-
4)ушные раковины
-
5)скелет верхних и нижних конечностей
-
6)борозды и извилины в коре больших полушарий
2.Установите последовательность событий, происходящих в организме человека при усвоении белков, полученных с пищей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
-
1)всасывание аминокислот в кровь и транспорт аминокислот к тканям
-
2)поступление пищи через пищевод в желудок
-
3)попадание пищи в ротовую полость
-
4)окончательное расщепление пептидов до аминокислот в двенадцатиперстной кишке
-
5)расщепление белков до пептидов ферментами желудочного сока
-
6)синтез собственных белков в тканях
3.Что следует делать для сохранения в овощах витамина С? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
-
1)чистить и резать их за несколько часов до варки
-
2)чистить и резать их непосредственно перед варкой
-
3)варить их в кастрюле с закрытой крышкой
-
4)варить их в кастрюле с открытой крышкой
-
5)опускать их в холодную воду
-
6)заливать их в кастрюле кипящей водой
4.Установите соответствие между признаком и слоем кожи, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
А)расположены рецепторы
Б)расположены сальные и потовые железы
В)при ультрафиолетовом облучении в клетках синтезируется меланин
Г)клетки постоянно слущиваются и обновляются
Д)слой пронизан многочисленными кровеносными и лимфатическими сосудами
СЛОЙ КОЖИ
1)эпидермис
2)дерма
5.Установите соответствие между признаком и типом кровеносных сосудов, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
А)кровь движется к сердцу
Б)кровь движется от сердца
В)стенки образованы одним слоем плоских клеток
Г)через стенки осуществляется газообмен
Д)кровь в сосудах движется под самым высоким давлением
ТИП КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ
1)артерия
2)вена
3)капилляр
ЧАСТЬ «С»
1.Что следует знать человеку, оказывающему первую доврачебную помощь пострадавшему при вывихе плечевого сустава?
2.Прочитайте текст и выполните задание
СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ
С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё
в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.
В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация.
В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки.
В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.
Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин - необходимость повторно вводить относительно большие дозы
с определённой периодичностью.
Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.
Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.
Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.
Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки», ответьте на вопросы.
1) Какой иммунитет вызывает иммунизация с помощью сыворотки?
2) Какова заслуга в борьбе с эпидемиями английского врача 18 века Э. Дженнера?
3) Где образуются антитела при вакцинации?