Рабочая программа элективного курса по биологии (9 класс)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа №1»



«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

протокол №_1_от

«_____»_____августа____ 2015 г.

Руководитель ШМО учителей естественного цикла _______________/Е.М. Карпенко/


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

МКОУ «Михайловская СОШ №1»

_____________________/Е.В. Карпенко/


«_____»___августа___2015 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МКОУ «Михайловская СОШ №1»

_____________________/А.Ю.Кузнецов/

Приказ № _____ от

«______»___августа___2015 г.






Рабочая программа элективного курса

по биологии «Основы генетики. Решение задач»

для _9_ класса (основного общего образования)





Составитель: Карпенко Елена Михайловна,

Квалификационная категория: высшая




Сроки реализации программы: 1 год

с. Михайловское - 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса биологии «Основы генетики, решение задач» для 9 класса средней общеобразовательной школы (далее - рабочая программа), составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», зарегистрированный Министерством России 07.06.2012, рег.№ 24480

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. (учебник: Биология. 9 кл. Введение в общую биологию и экологию. : Учебник для общеобразовательных учреждений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник - 11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 303, [1] с. : ил.)

  7. Примерные программы основного общего образования по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

  8. Программа основного общего образо­вания по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой (Сборник. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт. сост. Г. М. Пальдяева. - 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011. - 92, [4] с.).

Программа предназначена для элективных занятий по биологии в 9 классе, рассчитана на 35 часов (1 час в неделю из компонента образовательного учреждения), предполагает расширение курса биологии (базового уровня) и привитие интереса к предмету, компенсирует достаточно ограниченные возможности базовых курсов.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Для поддержки основного образовательного процесса обучения по предмету «Биология» используется система дистанционного обучения (СДО) «MOODLE МСШ №1» курс «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс». Курс публикуется в информационно-образовательной среде школы, на сайте МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа № 1» Михайловского района Алтайского края, и доступен ученикам для просмотра или скачивания материалов, а также публикации выполненных заданий или выполнения их непосредственно в курсе, в том числе тестирования. Нормативно-правовой основой реализации курса СДО MOODLE «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс» в МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа № 1» Михайловского района Алтайского края являются:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 года № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

  • Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края № 2461 от 21.04.2014 года «О развитии дистанционных образовательных технологий в Алтайском крае в 2014 году».

  • Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края № 3313 от 04.06.2014 года «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

  • Приказ директора образовательного учреждения о реализации ДОТ и ЭО в школе.

  • Положение об использовании системы дистанционного обучения MOODLE в МКОУ «Михайловская СОШ №1» (определяет основные положения использования MOODLE, как системы дистанционного обучения (СДО) и ее цели, организационную структуру и функциональные особенности.)

  • Программа внедрения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в систему работы МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа № 1» Михайловского района Алтайского края.

  • План внедрения ДОТ и ЭО с указанием направлений, мероприятий, ответственных, сроков реализации мероприятий.

  • Устав МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа №1», в который внесены необходимые изменения, касающиеся применения ДОТ и ЭО в образовательном процессе.

  • Образовательная программа, в которую внесены необходимые изменения, касающиеся применения ДОТ и ЭО в преподавании предметов учебного плана.

  • Рабочая программа по биологии, 9 класс (элективный курс) на 2015-2016 учебный год, содержит указания на применение ДОТ и ЭО для обучения.

Одним из приоритетных направлений современной биологической является генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение. Поэтому, весьма актуальным, является углубление содержания этого раздела в рамках средней школы. Это актуально и с позиций концепции профильного обучения, и с позиций формирования естественнонаучного и гуманистического мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической культуры молодого поколения. Программа предполагает более подробное изучение отдельных тем курса «Общая биология», таких как «Закономерности наследственности и изменчивости», «Генетика и здоровье человека». Занятия желательно проводить параллельно с уроками общей биологии. Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.

Целью данного курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики.

Цель использования курса «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс» СДО «MOODLE МСШ №1»: создание оптимальных условий изучения элективного курса «Основы генетики. Решение задач» в 9 классе.

Достижение цели планируется через решение следующих задач:

  • усвоение основных понятий, терминов и законов генетики;

  • применение теоретических знаний на практике;

  • развитие интереса к предмету;

  • ознакомление с практической значимостью общей биологии для различных отраслей производства, селекции и медицины.

Задачи использования курса «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс» СДО «MOODLE МСШ №1»:

  • Повышение качества образования за счет внедрения современных форм, технологий и средств обучения и сети Интернет.

  • Обеспечение доступности и качество обучения для учащихся, не посещающих школу по уважительной причине, по причине болезни, находящихся на надомном обучении. Ученику, пропустившему занятие, дать возможность изучить материал в той форме, в какой она давалась на уроке учителем и проверить свои знания.

  • Расширение форм и методов работы с учащимися как с низкой мотивацией к обучению, так и с высокой мотивацией к обучению. Учащиеся могут получить дополнительные знания по изучаемой теме, повысить оценку по изучаемому материалу (получить дополнительную оценку или исправить имеющуюся оценку на более высокую).

  • Формирование ИКТ компетентности (продолжить овладение компьютерной грамотностью).

  • Интеграция ДОТ с классическими формами обучения для повышения их эффективности.

Курс позволяет учащимся подготовиться к сдаче ОГЭ. В 9 классе мы изучаем предмет « Основы общей биологии» и я считаю целесообразным ведение данного курса.

Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита рефератов, практикумы по решению задач, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная форма работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирования у них творческих умений. Таким образом, изучение элективного курса «Основы генетики» не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.

Чтобы помочь учащимся раскрыть собственный потенциал, в программе реализуются принципы, составляющие следующие педагогические концепции:

  • добровольность;

  • активная позиция;

  • научность;

  • развивающий характер;

  • экологическая направленность;

  • профессиональная направленность.

При обучении с использованием СДО «MOODLE МСШ №1» каждому обучающемуся обеспечивается возможность доступа к информационному и программному обеспечению системы СДО «MOODLE» через сеть Интернет в объеме, необходимом для освоения соответствующей образовательной программы. Для реализации обозначенных в рабочей программе целей использования курса «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс» СДО «MOODLE МСШ №1», используется учебно-методическое обеспечение:

  • Программное обеспечение Adobe Reader - это бесплатный проверенный стандарт для надежного просмотра, печати и внесения аннотаций в документы PDF. Это единственное средство просмотра файлов PDF, которое позволяет открывать и взаимодействовать со всеми типами контента PDF-файлов, в том числе с формами и мультимедийными объектами.

  • LibreOffice - мощный офисный пакет, полностью совместимый с 32/64-битными системами. Переведён более чем на 30 языков мира. Поддерживает большинство популярных операционных систем, включая GNU/Linux,Microsoft Windows и Mac OS X.

Предлагаемое ПО кросплатформенное и распространяется свободно.

Назначение программы:

  • для обучающихся 9 класса образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МКОУ «Михайловская СОШ №1» программа определяет приоритеты в содержании биологии для обучающихся 9 класса и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации МКОУ «Михайловская СОШ №1» программа является основанием для определения качества реализации учебного курса биология для обучающихся 9 класса.

Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу элективного курса биологии 9 класса, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.

Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Введение в общую биологию». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития.

Принцип системности в изучении элективного курса биологии 9 класса сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных биологическим объектам внутренних взаимодействиях.

Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком и организмами.

Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения биологических знаний и умений в личностный опыт ученика.

Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой - внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи.

Межпредметные связи:

  • химия,

  • история,

  • география,

  • изобразительное искусство,

  • информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа предполагает осуществление текущего и итогового тестового контроля на отдельных уроках, что позволяет выяснить сразу у всех учеников степень усвоения определен­ного элемента теоретического содержания курса биологии и проверить сформированность умений и навыков, характерных для данной возрастной категории. Тематический контроль знаний осуществляется на уроках обобщения и систематизации знаний.

В ходе устного ответа на традиционные вопросы учащимся предоставляется полная свобода, без каких либо ограничений и подсказок. Традиционные задания используются для контроля любых дидактических целей: знания и понимания материала, применения его в сходных и новых условиях, умения анализировать и оценивать текст и т.д. С помощью традиционных заданий выявляется отношение ученика к изучаемому материалу, выясняется глубина его понимания, системность, систематичность, прочность полученных знаний. Возникающая при их использовании проблема объективной оценки решается путем использования наряду с традиционными - тестовых форм контроля, в том числе в форме ЕГЭ. При этом в ходе подготовки к проверке знаний и умений учитываются различные уровни усвоения материала учащимися - репродуктивный, продуктивный и творческий.

В соответствии с этим, все типы заданий, входящие в тестированный контроль распределяются по видам деятельности:

  • задания, требующие знания и воспроизведения фактов, явлений, правил, определений (воспроизведение знаний, при­менение знаний и умений в знакомой ситуации);

  • задания, требующие применения усвоенных знаний по образцу или с небольшой степенью вариативности (применение знаний и умений в измененной ситуации);

  • задания, требующие творческого применения знаний (применение знаний и умений в новой, нестандартной ситу­ации).

В структуре единого государственного экзамена уровням усвоения знаний и умений учащихся - репродуктивному, продуктивному и творческому - соответствуют базовый, по­вышенный и высокий уровни сложности.

Для контроля усвоения материала на первом уровне образцы контрольных работ содержат задания с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных, с альтерна­тивным выбором ответа. На втором - задания с множественным выбором правильных ответов и задания на установление со­ответствия и последовательности. На третьем - заданий свобод­ного изложения и анализа текста, рисунка, схемы, графика, решения задач и т. д.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная;

  • групповая;

  • парная;

  • индивидуальная (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс»).

Методы и приемы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод обучения (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс»);

  • самостоятельная работа с электронным учебным пособием;

  • самостоятельная работа в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс»;

  • поисковый метод (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс»);

  • игровой метод (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс»);

  • метод проблемного обучения (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс»);

  • метод эвристической беседы;

  • анализ (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс»);

  • проектный метод;

  • дискуссия;

  • диалогический метод;

  • практическая деятельность.

Формы контроля:

  • тестирование (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс», в качестве проверки уровня усвоения материала);

  • устный контроль;

  • выполненные задания в рабочей тетради;

  • результаты лабораторных работ.

  • тематические сообщения,

  • проверочные работы.

Виды взаимодействия участников образовательного процесса в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс»:

  • индивидуальное консультирование учащихся по темам, изучаемым на уроках в школе (электронная почта или личные сообщения);

  • групповые обсуждения в форуме;

  • видеоконференции.

Ресурсы в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс»:

  • файлы, содержащие информационные, методические и дидактические материалы по предмету в соответствие с рабочей программой (презентации, текстовые документы, содержащие комментарии к соответствующим презентациям);

  • глоссарий;

  • ссылки на файлы или сайты, опубликованные на других Интернет-ресурсах;

  • задания для выполнения в виде файлов, пояснений или другой форме;

  • тесты.

Содержание контроля:

  • знание понятия, термины;

  • умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность животных, высказывать свои суждения, строить умозаключения;

  • умение использовать полученные знания на практике.

Критерии и нормы оценивания работ учащихся

Оценить уровень и качество знаний обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Оценка - информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.

Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат - отметка.

Отметка - числовой аналог оценки.

Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.

Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Отметка 1 («единица»): ответ не дан.

Оценивание тестовых заданий:

«5»- правильно выполнено 100-83% заданий;

«4» - 82-67%;

«3» - 66 - 50%;

«2» - менее 50%.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ по биологии

Отметка "5" ставится, если ученик:

  • Выполнил работу без ошибок и недочетов.

  • Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

  • Или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

  • Не более двух грубых ошибок.

  • Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

  • Или не более двух-трех негрубых ошибок.

  • Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

  • Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  • Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

  • Или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

  • Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

  • Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

  • Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

  • Знание всего изученного программного материала.

  • Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

  • Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

  • Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

  • Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

  • Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

  • Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

  • Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

  • Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В результате изучения предмета учащиеся должны:

Знать:

  • основные понятия, термины и законы генетики;

  • генетическую символику.

Уметь:

  • правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;

  • решать типичные задачи;

  • логически рассуждать и обосновывать выводы;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой;

  • делать презентации;

  • владеть языком предмета.





















Календарно-тематическое планирование





№ п/п




Наименование разделов и тем

Кол-во

часов




Задание на дом

Сроки проведения

Виды деятельности в СДО MOODLE

(поддержка основного курса)


Реализуемый режим взаимодействия


Применяемое оборудование




Примечание

теорет.

практт.


Планируемые

Скорректированные

1

Вводный инструктаж по ТБ.

Г. Мендель. Основные понятия генетики.

1


материалы конспекта

01.09-05.09


Просмотр опорного конспекта.

Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


2

Моногибридное скрещивание, 1, 2 законы Г.Менделя.

1


материалы конспекта

07.09-12.09


Просмотр опорного конспекта.

Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


3-5

Решение задач на моногибридное скрещивание.


3

материалы конспекта

14.09-19.09

21.09-26.09

28.09-03.10


Просмотр опорного конспекта.

Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


6

Гипотеза чистоты гамет.

1


материалы конспекта

05.10-10.10


Просмотр опорного конспекта.

Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


7

Дигибридное скрещивание, 3 закон Г. Менделя.

1


материалы конспекта

12.10-17.10


Просмотр опорного конспекта.

Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


8

Решение задач на дигибридное скрещивание.


1

материалы конспекта

19.10-24.10


Просмотр опорного конспекта.

Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


9-11

Решение задач на дигибридное скрещивание, промежуточное наследование.


3

материалы конспекта

26.10-31.10

09.11-14.11

16.11-21.11


Просмотр опорного конспекта.

Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


12

Самостоятельная работа.


1


23.11-28.11


Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


13

Анализ самостоятельной работы

1


материалы конспекта

30.11-05.12


Просмотр опорного конспекта.

Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


14

Анализирующее скрещивание

1


материалы конспекта

07.12-12.12


Просмотр опорного конспекта.

Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


15-17

Повторный инструктаж по ТБ.

Решение задач на анализирующее скрещивание


3

материалы конспекта

14.12-19.12

21.12-26.12

11.01-16.01


Просмотр опорного конспекта.

Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


18-22

Закон Т.Моргана. Решение задач

1

4

материалы конспекта

18.01-23.01

25.01-30.01

01.02-06.02

08.02-13.02

15.02-20.02


Просмотр опорного конспекта.

Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


23

Генетика пола.

1


материалы конспекта

22.02-27.02


Просмотр опорного конспекта.

Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


24

Наследование, сцепленное с полом.

1


материалы конспекта

29.02-05.03


Просмотр опорного конспекта.

Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


25-26

Решение задач на наследование, сцепленное с полом.


2

материалы конспекта

07.03-12.03

14.03-19.03


Просмотр опорного конспекта.

Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


27

Самостоятельная работа.


1


28.03-02.04


Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


28

Анализ самостоятельной работы

1


материалы конспекта

04.04-09.04


Просмотр опорного конспекта.

Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


29

Генетика человека.

1


материалы конспекта

11.04-16.04


Просмотр опорного конспекта.

Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


30-32

Решение задач на наследование, сцепленное с полом.


3

материалы конспекта

18.04-23.04

25.04-30.04

02.05-07.08


Просмотр опорного конспекта.

Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


33

Самостоятельная работа.

1



09.05-14.05


Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


34

Решение задач по генетике.


1

материалы конспекта, задачи

16.05-21.05


Просмотр опорного конспекта.

Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ


35

Решение задач по генетике.

1



16.05-21.05


Офф-лайн

Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ































Учебно-методические средства обучения

Литература

  • Тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 классов и поступающих в вузы: тренировочные задачи / сост. М.В.Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2006. - 148 с.

  • Подготовка к олимпиадам по биологии. 8-11 классы / Т.А. Ловкова. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 128 с. - (Школьные олимпиады).

  • Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2013. - 128 стр.

  • Пименова И.Н., Пименов А.В. Биология: Подготовка к государственному централизованному тестированию. - Саратов: «Лицей», 2006. - 112 с.

  • ЕГЭ 2008. Биология. Типовые тестовые задания. / Н.И.Деркачева, А.Г.Соловьев. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 127, [1] с.

  • ЕГЭ-2008: Биология. Репетитор. Г.И.Лернер. - М.: Эксмо, 2008. - 320 с.

  • ГИА - 2010: Экзамен в новой форме: Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / Авт.-сост. В.С.Рохлов, А.В.Теремов, С.Б.Трофимов, Я.О.Алексеева, Г.И.Лернер. - М.:АСТ: Астрель, 2010 - 69, [11] с., ил. - (Федеральный институт педагогических измерений).

Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ (по материалам сайта fipi.ru) Пособия, разработанные в 2008- 2009 гг.

1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов- М.: Эксмо, 2008.

2. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.

3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2009/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - М.: Интеллект-Центр, 2009.

Пособия, разработанные в 2009- 2010 гг.

1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов- М.: Эксмо, 2009.

2. ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.

3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - М.: Интеллект-Центр, 2009.

Пособия, разработанные в 2011 г.

1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов - М.: Эксмо, 2010.

2. ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: - М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2010.

3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2011/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - М.: Интеллект-Центр, 2010.

ИНТЕРНЕТ-ресурсы

  • mon.gov.ru Министерство образования и науки

  • fipi.ru/ Сайт «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

  • ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

  • probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

  • edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

  • infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

  • pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет

  • gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

  • charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

  • l-micro.ru/ Информация о школьном оборудовании.

  • ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

  • school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  • biolog188.narod.ru/ В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология - конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи, методические разработки.

  • biology.ru/ раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.

  • skeletos.zharko.ru/ "Опорно-двигательная система человека". Образовательный сайт по предмету Биология, курс Человек. Строение скелета. Мышечная система. Как это работает. Приложения: 2 скелетных энциклопедии; для учителя - уроки, лабораторные, 6 тестов с ответами.

  • biodan.narod.ru/ "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.

  • bio.1september.ru/urok/ - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.

  • bio.1september.ru/ - газета "Биология" (между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал)

  • websib.ru - раздел "Биология" Новосибирской образовательной сети. Подборка материалов и ссылок (программы, проекты, материалы у уроку, абитуриенту).

  • nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции. (Переход по ссылке внизу "Далее...".)

  • floranimal.ru/ - "FLORANIMAL - растения и животные" Как энциклопедия. (Объем информации впечатляет.) Выбрать букву, откроется страница с двумя большими колонками названий: Растения и Животные. Выбираем по названию - открывается описание и фото.

  • trizminsk.org/ В помощь учителю биологии" позволит учителю биологии использовать на уроках 200 подобных примеров. перечень сокращений. Б.Э. - биологические эффекты.

  • tana.ucoz.ru/ В помощь учителю. Сссылки на различные биологические сайты!

Материально-техническое обеспечение, используемое при реализации рабочей программы с применением ДОТ:

  • АРМ учителя-предметника, оборудованное принтером, сканером, веб-камерой, звуковыми колонками, интерактивной доской и имеющее выход в ИНТЕРНЕТ.

  • Мобильный класс с выходом в ИНТЕРНЕТ или свободный доступ к оборудованию БИЦ для реализации ДОТ.


Оборудование и приборы


Лабораторное оборудование

Приборы

  • Лупа (7-10*)

  • Лупа препаровальная

Приборы (демонстрационные)

  • Микроскоп учебный УМ-301, световой микроскоп

  • Микроскоп биологический МИКРОМЕД С-11

  • Микроскоп цифровой Digital Blue QX7 (10X~200X) - 13 шт.

  • Цифровой USB-микроскоп Miview Microscope (10X~200X)

  • Видеоокуляр ORBITOR 0.3 Mpix

Оборудование для опытов

  • Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80

  • Зажим пробирочный ЗП

  • Колба коническая Кн-1-500-34

  • Колпак стеклянный с кнопкой и рантом

  • Ложка для сжигания веществ ЛСЖ

  • Мензурка 500 мл

  • Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП

  • Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2

  • Цилиндр измерительный 250 мл

  • Чаша выпарительная

  • Чаша коническая с обручем 190 мм

  • Шпатель фарфоровый

  • Штатив лабораторный Шлб

  • Препаровальные инструменты

  • Пинцет анатомический с насечкой

  • Скальпель брюшистый

Оборудование для проведения демонстрационных опытов и исследовательских работ с использованием компьютера

  • Преобразователь сигнала USB - 1 шт.

  • Датчик температуры - 1 шт.

  • Кабель расширения к преобразователю сигнала USB - 1 шт.

  • Барометрический датчик - 1 шт.

  • Датчик кислорода - 1 шт.

  • Датчик углекислого газа 1 шт.

  • Датчик рН -1 шт.

  • Коиплект из 3-х быстрых датчиков температуры 1 шт.

  • Метаболический реактор - 1 шт.

  • Набор веществ для приготовления буферных растворов - 1 шт.

  • Комплект приборов, посуды и расходных материалов для демонстрационного практикума - 1 шт.

  • Комплект цифровых USB-датчиков для проектной деятельности по биологии

Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий

  • Биологическая микролаборатория - 15 шт.

  • Весы электронные до 2000 г. - 1 шт.

  • Весы учебные с гирями до 200 г. - 15 шт.

  • Термометр лабораторный - 15 шт.

  • Термометр электронный - 1 шт.

  • Цифровой микроскоп - 1 шт.

Наглядный материал

Комплект таблиц по биологии «Общая биология»

Таблицы демонстрационные

  • «Растение и окружающая среда»

  • «Растение - живой организм»

Наглядные пособия

  • Типы эволюционного процесса (Агофонова)

  • Пути видообразования (Агофонова)

  • Мутации (Сивоглазов)

  • Основные методы генетики человека (Сивоглазов)

  • Основные методы селекции (Сивоглазов)

  • Эволюция кровеносной системы (Свешникова)

  • Эволюция нервной системы (Свешникова)

Таблицы

  • Уровни организации живой природы

  • Развитие зародыша

  • Ароморфоз. Ход эволюции

  • Австралийская область - заповедник реликт. форм

  • Некоторые органоиды клеток (митохондрии)

  • Ископаемые люди

  • Предшественники человека (австралопитеки)

  • Энергообеспечение клетки

  • Деление клеток (митоз)

  • Мейоз (сперматогенез, овогенез)

  • Индивидуальное развитие хордовых

  • Модификационная изменчивость

  • Сообщество тундры, смешанного леса

  • Сообщество степи, водное сообщество

  • Охраняемые территории. Охрана почв от эрозии

  • Влияние человека на обитателей поля пшеницы. Влияние ядохимикатов на сообщество почвы

  • Центры происхождения культурных растений

  • Строение клетки

  • Сцепленное наследование. Генетическая рекомбинация при сцеплении

  • Дигибридное скрещивание. Строение ДНК

  • Мутационная изменчивость растений

  • Мутационная изменчивость животных

  • Моногибридное наследование

  • Генетический код. Гаметогенез

  • Полиплоидия у растений

  • Взаимодействие генов. Множественные аллели

  • Доминантное и рецессивное наследование у человека. Генный баланс пола

  • Типы хромосом. Генетические и цитологические карты хромосом

  • Множественные аллели. Наследственность, сцепленная с полом гемофилия

  • Мутации дрезофиллы. Доминирование

  • Дигибридное скрещивание

  • Полиплоидия. Митоз

  • Генотип и среда. Полиплоидия

  • Нерасхождение х - хромосом. Мутации

  • Хромосомное определение пола

Таблицы на ткани

  • Строение животной клетки

  • Схема строения клеток прокариота

  • Вирусы

  • Редупликация ДНК

  • Генетический код

  • Энергообеспечение клетки

  • Фотосинтез

  • Биосинтез белка

  • Двойное оплодотворение

  • Взаимодействие частей зародыша

  • Моногибридное скрещивание

  • Хромосомный механизм определения пола

  • Мутации

  • Центры многообразия видов

  • Полиплоидия

  • Методы работы Мичурина

  • Биоценоз пресного водоема

  • Биоценоз (растительные ярусы и животные населяющие биоценоз)

  • Зарастание водоема

  • Биосфера

  • Энергетический обмен углеводов

  • Индивидуальное развитие хордовых

Объекты натуральные

  • гербарий к курсу основ общей биологии,

  • виды защитных окрасок у животных (коллекция раздаточная),

  • форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция раздаточная),

  • набор микропрепаратов по общей биологии,

  • таблица «Развитие растительного и растительного мира»,

  • таблица «Современная система органического мира»,

  • видеофильм «Возникновение жизни на Земле».

Комплект гербариев с электронным пособием

  • Сельскохозяйственные растения

  • Деревьев и кустарников

  • Ядовитых растений (20 видов)

  • Культурных растений

  • Дикорастущих растений

  • Лекарственных растений

Комплект морфологических и систематических гербариев

  1. Морфология листа

  2. Морфология побега и корня

  3. Архегониальные растения

  4. Яснотковые, губоцветные, зонтичные

  5. Бобовые и виноградные

  6. Маревые и капустные

  7. Злаковые и лилейные

  8. Тыквенные и паслёновые

  9. Горные растения

  10. Лекарственные растения

Набор муляжей

  • Фруктов

  • Овощей

  • «Тропические фрукты»

Комплект муляжей «Результат искусственного отбора на примере культурных растений»:

  • «Дикая форма и культурные сорта яблони»

  • «Дикая форма томата обыкновенного и культурные сорта томатов»


Планируемые результаты изучения элективного курса по биологии для 9 класса

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются:

  • ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

  • планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», приводятся к каждому разделу учебной программы.

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

  • характеризовать основные понятия, термины и законы генетики;

  • применять теоретические знания на практике;

  • правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;

  • решать типичные задачи;

  • логически рассуждать и обосновывать выводы;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой;

  • владеть языком предмета.









Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

№ п\п

№ урока /тема по рабочей учебной программе

Тема с учетом корректировки


Сроки корректировки


Примечание

1


2


3


4


5




© 2010-2022