- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа элективного курса по биологии (9 класс)
Рабочая программа элективного курса по биологии (9 класс)
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карпенко Е.М. |
Дата | 19.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа №1»
«РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО
протокол №_1_от
«_____»_____августа____ 2015 г.
Руководитель ШМО учителей естественного цикла _______________/Е.М. Карпенко/
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
МКОУ «Михайловская СОШ №1»
_____________________/Е.В. Карпенко/
«_____»___августа___2015 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МКОУ «Михайловская СОШ №1»
_____________________/А.Ю.Кузнецов/
Приказ № _____ от
«______»___августа___2015 г.
Рабочая программа элективного курса
по биологии «Основы генетики. Решение задач»
для _9_ класса (основного общего образования)
Составитель: Карпенко Елена Михайловна,
Квалификационная категория: высшая
Сроки реализации программы: 1 год
с. Михайловское - 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса биологии «Основы генетики, решение задач» для 9 класса средней общеобразовательной школы (далее - рабочая программа), составлена в соответствии с нормативными документами:
-
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
-
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
-
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
-
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», зарегистрированный Министерством России 07.06.2012, рег.№ 24480
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом № 253 Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. (учебник: Биология. 9 кл. Введение в общую биологию и экологию. : Учебник для общеобразовательных учреждений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник - 11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 303, [1] с. : ил.)
-
Примерные программы основного общего образования по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
-
Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой (Сборник. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт. сост. Г. М. Пальдяева. - 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011. - 92, [4] с.).
Программа предназначена для элективных занятий по биологии в 9 классе, рассчитана на 35 часов (1 час в неделю из компонента образовательного учреждения), предполагает расширение курса биологии (базового уровня) и привитие интереса к предмету, компенсирует достаточно ограниченные возможности базовых курсов.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Для поддержки основного образовательного процесса обучения по предмету «Биология» используется система дистанционного обучения (СДО) «MOODLE МСШ №1» курс «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс». Курс публикуется в информационно-образовательной среде школы, на сайте МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа № 1» Михайловского района Алтайского края, и доступен ученикам для просмотра или скачивания материалов, а также публикации выполненных заданий или выполнения их непосредственно в курсе, в том числе тестирования. Нормативно-правовой основой реализации курса СДО MOODLE «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс» в МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа № 1» Михайловского района Алтайского края являются:
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 года № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
-
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края № 2461 от 21.04.2014 года «О развитии дистанционных образовательных технологий в Алтайском крае в 2014 году».
-
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края № 3313 от 04.06.2014 года «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
-
Приказ директора образовательного учреждения о реализации ДОТ и ЭО в школе.
-
Положение об использовании системы дистанционного обучения MOODLE в МКОУ «Михайловская СОШ №1» (определяет основные положения использования MOODLE, как системы дистанционного обучения (СДО) и ее цели, организационную структуру и функциональные особенности.)
-
Программа внедрения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в систему работы МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа № 1» Михайловского района Алтайского края.
-
План внедрения ДОТ и ЭО с указанием направлений, мероприятий, ответственных, сроков реализации мероприятий.
-
Устав МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа №1», в который внесены необходимые изменения, касающиеся применения ДОТ и ЭО в образовательном процессе.
-
Образовательная программа, в которую внесены необходимые изменения, касающиеся применения ДОТ и ЭО в преподавании предметов учебного плана.
-
Рабочая программа по биологии, 9 класс (элективный курс) на 2015-2016 учебный год, содержит указания на применение ДОТ и ЭО для обучения.
Одним из приоритетных направлений современной биологической является генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение. Поэтому, весьма актуальным, является углубление содержания этого раздела в рамках средней школы. Это актуально и с позиций концепции профильного обучения, и с позиций формирования естественнонаучного и гуманистического мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической культуры молодого поколения. Программа предполагает более подробное изучение отдельных тем курса «Общая биология», таких как «Закономерности наследственности и изменчивости», «Генетика и здоровье человека». Занятия желательно проводить параллельно с уроками общей биологии. Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.
Целью данного курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики.
Цель использования курса «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс» СДО «MOODLE МСШ №1»: создание оптимальных условий изучения элективного курса «Основы генетики. Решение задач» в 9 классе.
Достижение цели планируется через решение следующих задач:
-
усвоение основных понятий, терминов и законов генетики;
-
применение теоретических знаний на практике;
-
развитие интереса к предмету;
-
ознакомление с практической значимостью общей биологии для различных отраслей производства, селекции и медицины.
Задачи использования курса «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс» СДО «MOODLE МСШ №1»:
-
Повышение качества образования за счет внедрения современных форм, технологий и средств обучения и сети Интернет.
-
Обеспечение доступности и качество обучения для учащихся, не посещающих школу по уважительной причине, по причине болезни, находящихся на надомном обучении. Ученику, пропустившему занятие, дать возможность изучить материал в той форме, в какой она давалась на уроке учителем и проверить свои знания.
-
Расширение форм и методов работы с учащимися как с низкой мотивацией к обучению, так и с высокой мотивацией к обучению. Учащиеся могут получить дополнительные знания по изучаемой теме, повысить оценку по изучаемому материалу (получить дополнительную оценку или исправить имеющуюся оценку на более высокую).
-
Формирование ИКТ компетентности (продолжить овладение компьютерной грамотностью).
-
Интеграция ДОТ с классическими формами обучения для повышения их эффективности.
Курс позволяет учащимся подготовиться к сдаче ОГЭ. В 9 классе мы изучаем предмет « Основы общей биологии» и я считаю целесообразным ведение данного курса.
Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита рефератов, практикумы по решению задач, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная форма работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирования у них творческих умений. Таким образом, изучение элективного курса «Основы генетики» не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.
Чтобы помочь учащимся раскрыть собственный потенциал, в программе реализуются принципы, составляющие следующие педагогические концепции:
-
добровольность;
-
активная позиция;
-
научность;
-
развивающий характер;
-
экологическая направленность;
-
профессиональная направленность.
При обучении с использованием СДО «MOODLE МСШ №1» каждому обучающемуся обеспечивается возможность доступа к информационному и программному обеспечению системы СДО «MOODLE» через сеть Интернет в объеме, необходимом для освоения соответствующей образовательной программы. Для реализации обозначенных в рабочей программе целей использования курса «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс» СДО «MOODLE МСШ №1», используется учебно-методическое обеспечение:
-
Программное обеспечение Adobe Reader - это бесплатный проверенный стандарт для надежного просмотра, печати и внесения аннотаций в документы PDF. Это единственное средство просмотра файлов PDF, которое позволяет открывать и взаимодействовать со всеми типами контента PDF-файлов, в том числе с формами и мультимедийными объектами.
-
LibreOffice - мощный офисный пакет, полностью совместимый с 32/64-битными системами. Переведён более чем на 30 языков мира. Поддерживает большинство популярных операционных систем, включая GNU/Linux,Microsoft Windows и Mac OS X.
Предлагаемое ПО кросплатформенное и распространяется свободно.
Назначение программы:
-
для обучающихся 9 класса образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
-
для педагогических работников МКОУ «Михайловская СОШ №1» программа определяет приоритеты в содержании биологии для обучающихся 9 класса и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
-
для администрации МКОУ «Михайловская СОШ №1» программа является основанием для определения качества реализации учебного курса биология для обучающихся 9 класса.
Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу элективного курса биологии 9 класса, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.
Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Введение в общую биологию». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития.
Принцип системности в изучении элективного курса биологии 9 класса сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных биологическим объектам внутренних взаимодействиях.
Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком и организмами.
Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения биологических знаний и умений в личностный опыт ученика.
Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой - внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи.
Межпредметные связи:
-
химия,
-
история,
-
география,
-
изобразительное искусство,
-
информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа предполагает осуществление текущего и итогового тестового контроля на отдельных уроках, что позволяет выяснить сразу у всех учеников степень усвоения определенного элемента теоретического содержания курса биологии и проверить сформированность умений и навыков, характерных для данной возрастной категории. Тематический контроль знаний осуществляется на уроках обобщения и систематизации знаний.
В ходе устного ответа на традиционные вопросы учащимся предоставляется полная свобода, без каких либо ограничений и подсказок. Традиционные задания используются для контроля любых дидактических целей: знания и понимания материала, применения его в сходных и новых условиях, умения анализировать и оценивать текст и т.д. С помощью традиционных заданий выявляется отношение ученика к изучаемому материалу, выясняется глубина его понимания, системность, систематичность, прочность полученных знаний. Возникающая при их использовании проблема объективной оценки решается путем использования наряду с традиционными - тестовых форм контроля, в том числе в форме ЕГЭ. При этом в ходе подготовки к проверке знаний и умений учитываются различные уровни усвоения материала учащимися - репродуктивный, продуктивный и творческий.
В соответствии с этим, все типы заданий, входящие в тестированный контроль распределяются по видам деятельности:
-
задания, требующие знания и воспроизведения фактов, явлений, правил, определений (воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации);
-
задания, требующие применения усвоенных знаний по образцу или с небольшой степенью вариативности (применение знаний и умений в измененной ситуации);
-
задания, требующие творческого применения знаний (применение знаний и умений в новой, нестандартной ситуации).
В структуре единого государственного экзамена уровням усвоения знаний и умений учащихся - репродуктивному, продуктивному и творческому - соответствуют базовый, повышенный и высокий уровни сложности.
Для контроля усвоения материала на первом уровне образцы контрольных работ содержат задания с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных, с альтернативным выбором ответа. На втором - задания с множественным выбором правильных ответов и задания на установление соответствия и последовательности. На третьем - заданий свободного изложения и анализа текста, рисунка, схемы, графика, решения задач и т. д.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-
фронтальная;
-
групповая;
-
парная;
-
индивидуальная (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс»).
Методы и приемы обучения:
-
объяснительно-иллюстративный метод обучения (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс»);
-
самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
-
самостоятельная работа в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс»;
-
поисковый метод (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс»);
-
игровой метод (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс»);
-
метод проблемного обучения (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс»);
-
метод эвристической беседы;
-
анализ (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс»);
-
проектный метод;
-
дискуссия;
-
диалогический метод;
-
практическая деятельность.
Формы контроля:
-
тестирование (включая работу в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс», в качестве проверки уровня усвоения материала);
-
устный контроль;
-
выполненные задания в рабочей тетради;
-
результаты лабораторных работ.
-
тематические сообщения,
-
проверочные работы.
Виды взаимодействия участников образовательного процесса в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс»:
-
индивидуальное консультирование учащихся по темам, изучаемым на уроках в школе (электронная почта или личные сообщения);
-
групповые обсуждения в форуме;
-
видеоконференции.
Ресурсы в курсе СДО «MOODLE МСШ №1» «Биология. Элективный курс. Основы генетики. Решение задач. 9 класс»:
-
файлы, содержащие информационные, методические и дидактические материалы по предмету в соответствие с рабочей программой (презентации, текстовые документы, содержащие комментарии к соответствующим презентациям);
-
глоссарий;
-
ссылки на файлы или сайты, опубликованные на других Интернет-ресурсах;
-
задания для выполнения в виде файлов, пояснений или другой форме;
-
тесты.
Содержание контроля:
-
знание понятия, термины;
-
умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность животных, высказывать свои суждения, строить умозаключения;
-
умение использовать полученные знания на практике.
Критерии и нормы оценивания работ учащихся
Оценить уровень и качество знаний обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.
Оценка - информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.
Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат - отметка.
Отметка - числовой аналог оценки.
Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.
Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.
Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка 1 («единица»): ответ не дан.
Оценивание тестовых заданий:
«5»- правильно выполнено 100-83% заданий;
«4» - 82-67%;
«3» - 66 - 50%;
«2» - менее 50%.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ по биологии
Отметка "5" ставится, если ученик:
-
Выполнил работу без ошибок и недочетов.
-
Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
-
Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
-
Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
-
Не более двух грубых ошибок.
-
Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
-
Или не более двух-трех негрубых ошибок.
-
Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
-
Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
-
Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
-
Или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
-
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
-
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
-
Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
-
Знание всего изученного программного материала.
-
Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
-
Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
-
Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
-
Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
-
Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
-
Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
-
Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
-
Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения предмета учащиеся должны:
Знать:
-
основные понятия, термины и законы генетики;
-
генетическую символику.
Уметь:
-
правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;
-
решать типичные задачи;
-
логически рассуждать и обосновывать выводы;
-
работать с учебной и научно-популярной литературой;
-
делать презентации;
-
владеть языком предмета.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Задание на дом
Сроки проведения
Виды деятельности в СДО MOODLE
(поддержка основного курса)
Реализуемый режим взаимодействия
Применяемое оборудование
Примечание
теорет.
практт.
Планируемые
Скорректированные
1
Вводный инструктаж по ТБ.
Г. Мендель. Основные понятия генетики.
1
материалы конспекта
01.09-05.09
Просмотр опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
2
Моногибридное скрещивание, 1, 2 законы Г.Менделя.
1
материалы конспекта
07.09-12.09
Просмотр опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
3-5
Решение задач на моногибридное скрещивание.
3
материалы конспекта
14.09-19.09
21.09-26.09
28.09-03.10
Просмотр опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
6
Гипотеза чистоты гамет.
1
материалы конспекта
05.10-10.10
Просмотр опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
7
Дигибридное скрещивание, 3 закон Г. Менделя.
1
материалы конспекта
12.10-17.10
Просмотр опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
8
Решение задач на дигибридное скрещивание.
1
материалы конспекта
19.10-24.10
Просмотр опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
9-11
Решение задач на дигибридное скрещивание, промежуточное наследование.
3
материалы конспекта
26.10-31.10
09.11-14.11
16.11-21.11
Просмотр опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
12
Самостоятельная работа.
1
23.11-28.11
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
13
Анализ самостоятельной работы
1
материалы конспекта
30.11-05.12
Просмотр опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
14
Анализирующее скрещивание
1
материалы конспекта
07.12-12.12
Просмотр опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
15-17
Повторный инструктаж по ТБ.
Решение задач на анализирующее скрещивание
3
материалы конспекта
14.12-19.12
21.12-26.12
11.01-16.01
Просмотр опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
18-22
Закон Т.Моргана. Решение задач
1
4
материалы конспекта
18.01-23.01
25.01-30.01
01.02-06.02
08.02-13.02
15.02-20.02
Просмотр опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
23
Генетика пола.
1
материалы конспекта
22.02-27.02
Просмотр опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
24
Наследование, сцепленное с полом.
1
материалы конспекта
29.02-05.03
Просмотр опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
25-26
Решение задач на наследование, сцепленное с полом.
2
материалы конспекта
07.03-12.03
14.03-19.03
Просмотр опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
27
Самостоятельная работа.
1
28.03-02.04
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
28
Анализ самостоятельной работы
1
материалы конспекта
04.04-09.04
Просмотр опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
29
Генетика человека.
1
материалы конспекта
11.04-16.04
Просмотр опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
30-32
Решение задач на наследование, сцепленное с полом.
3
материалы конспекта
18.04-23.04
25.04-30.04
02.05-07.08
Просмотр опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
33
Самостоятельная работа.
1
09.05-14.05
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
34
Решение задач по генетике.
1
материалы конспекта, задачи
16.05-21.05
Просмотр опорного конспекта.
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
35
Решение задач по генетике.
1
16.05-21.05
Офф-лайн
Компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ
Учебно-методические средства обучения
Литература
-
Тренажер по общей биологии для учащихся 10-11 классов и поступающих в вузы: тренировочные задачи / сост. М.В.Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2006. - 148 с.
-
Подготовка к олимпиадам по биологии. 8-11 классы / Т.А. Ловкова. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 128 с. - (Школьные олимпиады).
-
Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2013. - 128 стр.
-
Пименова И.Н., Пименов А.В. Биология: Подготовка к государственному централизованному тестированию. - Саратов: «Лицей», 2006. - 112 с.
-
ЕГЭ 2008. Биология. Типовые тестовые задания. / Н.И.Деркачева, А.Г.Соловьев. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 127, [1] с.
-
ЕГЭ-2008: Биология. Репетитор. Г.И.Лернер. - М.: Эксмо, 2008. - 320 с.
-
ГИА - 2010: Экзамен в новой форме: Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. / Авт.-сост. В.С.Рохлов, А.В.Теремов, С.Б.Трофимов, Я.О.Алексеева, Г.И.Лернер. - М.:АСТ: Астрель, 2010 - 69, [11] с., ил. - (Федеральный институт педагогических измерений).
Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ (по материалам сайта fipi.ru) Пособия, разработанные в 2008- 2009 гг.
1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов- М.: Эксмо, 2008.
2. ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.
3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2009/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - М.: Интеллект-Центр, 2009.
Пособия, разработанные в 2009- 2010 гг.
1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов- М.: Эксмо, 2009.
2. ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.
3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - М.: Интеллект-Центр, 2009.
Пособия, разработанные в 2011 г.
1. Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов - М.: Эксмо, 2010.
2. ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: - М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2010.
3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2011/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - М.: Интеллект-Центр, 2010.
ИНТЕРНЕТ-ресурсы
-
mon.gov.ru Министерство образования и науки
-
fipi.ru/ Сайт «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
-
ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
-
probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
-
edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
-
infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
-
pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет
-
gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
-
charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
-
l-micro.ru/ Информация о школьном оборудовании.
-
ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
-
school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
-
biolog188.narod.ru/ В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология - конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи, методические разработки.
-
biology.ru/ раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.
-
skeletos.zharko.ru/ "Опорно-двигательная система человека". Образовательный сайт по предмету Биология, курс Человек. Строение скелета. Мышечная система. Как это работает. Приложения: 2 скелетных энциклопедии; для учителя - уроки, лабораторные, 6 тестов с ответами.
-
biodan.narod.ru/ "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.
-
bio.1september.ru/urok/ - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.
-
bio.1september.ru/ - газета "Биология" (между выходом очередного номера газеты и появлением полнотекстовой версии номера на сайте установлен годовой интервал)
-
websib.ru - раздел "Биология" Новосибирской образовательной сети. Подборка материалов и ссылок (программы, проекты, материалы у уроку, абитуриенту).
-
nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции. (Переход по ссылке внизу "Далее...".)
-
floranimal.ru/ - "FLORANIMAL - растения и животные" Как энциклопедия. (Объем информации впечатляет.) Выбрать букву, откроется страница с двумя большими колонками названий: Растения и Животные. Выбираем по названию - открывается описание и фото.
-
trizminsk.org/ В помощь учителю биологии" позволит учителю биологии использовать на уроках 200 подобных примеров. перечень сокращений. Б.Э. - биологические эффекты.
-
tana.ucoz.ru/ В помощь учителю. Сссылки на различные биологические сайты!
Материально-техническое обеспечение, используемое при реализации рабочей программы с применением ДОТ:
-
АРМ учителя-предметника, оборудованное принтером, сканером, веб-камерой, звуковыми колонками, интерактивной доской и имеющее выход в ИНТЕРНЕТ.
-
Мобильный класс с выходом в ИНТЕРНЕТ или свободный доступ к оборудованию БИЦ для реализации ДОТ.
Оборудование и приборы
Лабораторное оборудование
Приборы
-
Лупа (7-10*)
-
Лупа препаровальная
Приборы (демонстрационные)
-
Микроскоп учебный УМ-301, световой микроскоп
-
Микроскоп биологический МИКРОМЕД С-11
-
Микроскоп цифровой Digital Blue QX7 (10X~200X) - 13 шт.
-
Цифровой USB-микроскоп Miview Microscope (10X~200X)
-
Видеоокуляр ORBITOR 0.3 Mpix
Оборудование для опытов
-
Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
-
Зажим пробирочный ЗП
-
Колба коническая Кн-1-500-34
-
Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
-
Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
-
Мензурка 500 мл
-
Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
-
Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
-
Цилиндр измерительный 250 мл
-
Чаша выпарительная
-
Чаша коническая с обручем 190 мм
-
Шпатель фарфоровый
-
Штатив лабораторный Шлб
-
Препаровальные инструменты
-
Пинцет анатомический с насечкой
-
Скальпель брюшистый
Оборудование для проведения демонстрационных опытов и исследовательских работ с использованием компьютера
-
Преобразователь сигнала USB - 1 шт.
-
Датчик температуры - 1 шт.
-
Кабель расширения к преобразователю сигнала USB - 1 шт.
-
Барометрический датчик - 1 шт.
-
Датчик кислорода - 1 шт.
-
Датчик углекислого газа 1 шт.
-
Датчик рН -1 шт.
-
Коиплект из 3-х быстрых датчиков температуры 1 шт.
-
Метаболический реактор - 1 шт.
-
Набор веществ для приготовления буферных растворов - 1 шт.
-
Комплект приборов, посуды и расходных материалов для демонстрационного практикума - 1 шт.
-
Комплект цифровых USB-датчиков для проектной деятельности по биологии
Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий
-
Биологическая микролаборатория - 15 шт.
-
Весы электронные до 2000 г. - 1 шт.
-
Весы учебные с гирями до 200 г. - 15 шт.
-
Термометр лабораторный - 15 шт.
-
Термометр электронный - 1 шт.
-
Цифровой микроскоп - 1 шт.
Наглядный материал
Комплект таблиц по биологии «Общая биология»
Таблицы демонстрационные
-
«Растение и окружающая среда»
-
«Растение - живой организм»
Наглядные пособия
-
Типы эволюционного процесса (Агофонова)
-
Пути видообразования (Агофонова)
-
Мутации (Сивоглазов)
-
Основные методы генетики человека (Сивоглазов)
-
Основные методы селекции (Сивоглазов)
-
Эволюция кровеносной системы (Свешникова)
-
Эволюция нервной системы (Свешникова)
Таблицы
-
Уровни организации живой природы
-
Развитие зародыша
-
Ароморфоз. Ход эволюции
-
Австралийская область - заповедник реликт. форм
-
Некоторые органоиды клеток (митохондрии)
-
Ископаемые люди
-
Предшественники человека (австралопитеки)
-
Энергообеспечение клетки
-
Деление клеток (митоз)
-
Мейоз (сперматогенез, овогенез)
-
Индивидуальное развитие хордовых
-
Модификационная изменчивость
-
Сообщество тундры, смешанного леса
-
Сообщество степи, водное сообщество
-
Охраняемые территории. Охрана почв от эрозии
-
Влияние человека на обитателей поля пшеницы. Влияние ядохимикатов на сообщество почвы
-
Центры происхождения культурных растений
-
Строение клетки
-
Сцепленное наследование. Генетическая рекомбинация при сцеплении
-
Дигибридное скрещивание. Строение ДНК
-
Мутационная изменчивость растений
-
Мутационная изменчивость животных
-
Моногибридное наследование
-
Генетический код. Гаметогенез
-
Полиплоидия у растений
-
Взаимодействие генов. Множественные аллели
-
Доминантное и рецессивное наследование у человека. Генный баланс пола
-
Типы хромосом. Генетические и цитологические карты хромосом
-
Множественные аллели. Наследственность, сцепленная с полом гемофилия
-
Мутации дрезофиллы. Доминирование
-
Дигибридное скрещивание
-
Полиплоидия. Митоз
-
Генотип и среда. Полиплоидия
-
Нерасхождение х - хромосом. Мутации
-
Хромосомное определение пола
Таблицы на ткани
-
Строение животной клетки
-
Схема строения клеток прокариота
-
Вирусы
-
Редупликация ДНК
-
Генетический код
-
Энергообеспечение клетки
-
Фотосинтез
-
Биосинтез белка
-
Двойное оплодотворение
-
Взаимодействие частей зародыша
-
Моногибридное скрещивание
-
Хромосомный механизм определения пола
-
Мутации
-
Центры многообразия видов
-
Полиплоидия
-
Методы работы Мичурина
-
Биоценоз пресного водоема
-
Биоценоз (растительные ярусы и животные населяющие биоценоз)
-
Зарастание водоема
-
Биосфера
-
Энергетический обмен углеводов
-
Индивидуальное развитие хордовых
Объекты натуральные
-
гербарий к курсу основ общей биологии,
-
виды защитных окрасок у животных (коллекция раздаточная),
-
форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция раздаточная),
-
набор микропрепаратов по общей биологии,
-
таблица «Развитие растительного и растительного мира»,
-
таблица «Современная система органического мира»,
-
видеофильм «Возникновение жизни на Земле».
Комплект гербариев с электронным пособием
-
Сельскохозяйственные растения
-
Деревьев и кустарников
-
Ядовитых растений (20 видов)
-
Культурных растений
-
Дикорастущих растений
-
Лекарственных растений
Комплект морфологических и систематических гербариев
-
Морфология листа
-
Морфология побега и корня
-
Архегониальные растения
-
Яснотковые, губоцветные, зонтичные
-
Бобовые и виноградные
-
Маревые и капустные
-
Злаковые и лилейные
-
Тыквенные и паслёновые
-
Горные растения
-
Лекарственные растения
Набор муляжей
-
Фруктов
-
Овощей
-
«Тропические фрукты»
Комплект муляжей «Результат искусственного отбора на примере культурных растений»:
-
«Дикая форма и культурные сорта яблони»
-
«Дикая форма томата обыкновенного и культурные сорта томатов»
Планируемые результаты изучения элективного курса по биологии для 9 класса
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
В структуре планируемых результатов выделяются:
-
ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;
-
планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», приводятся к каждому разделу учебной программы.
Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
-
характеризовать основные понятия, термины и законы генетики;
-
применять теоретические знания на практике;
-
правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;
-
решать типичные задачи;
-
логически рассуждать и обосновывать выводы;
-
работать с учебной и научно-популярной литературой;
-
владеть языком предмета.
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
№ п\п
№ урока /тема по рабочей учебной программе
Тема с учетом корректировки
Сроки корректировки
Примечание
1
2
3
4
5