- Преподавателю
- Биология
- Технологическая карта урока по ФГОС Строение клеток животных и грибов. Вирусы. 5 класс
Технологическая карта урока по ФГОС Строение клеток животных и грибов. Вирусы. 5 класс
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Завгородняя С.Ю. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
-
Ф.И.О. учителя - Завгородняя Светлана Юрьевна
-
О.У. - МБОУ «ЧСШ «№1»
-
Предмет - Биология
-
Класс - 5
-
Тема урока - «Строение клеток животных и грибов. Вирусы»
-
Цель: узнать об общих чертах строения ядерных клеток, об отличиях клеток растений, животных, грибов.
-
Задачи:
-
Образовательные:
-
познакомить обучающихся со строением клеток животных, грибов; с особенностями строения и жизнедеятельности вирусов;
-
выявить общие черты в строении растительной, животной и грибной клетках, а также отличия между ними.
-
Развивающие:
-
развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли;
-
развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;
-
развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
-
Воспитательные:
-
формировать у учащихся интерес к изучению биологии;
-
развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира;
-
продолжить работу по воспитанию у учащихся научного мировоззрения.
-
Планируемые образовательные результаты:
-
предметные - формирование целостных представлений о клетках; формирование систематизированных понятий о строении и жизнедеятельности клеток; сформировать умение понимать смысл биологических терминов: эукариоты, ядро, мембрана, клеточная стенка, органоиды, пластиды, фотосинтез, хлорофилл; анализировать полученную информацию о растительной клетке;
-
метапредметные - развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее; развитие навыков самостоятельного приобретения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение создавать презентации своих учебных и исследовательских работ;
-
личностные - развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательной и учебно-исследовательской деятельности; осознание важности и необходимости для природы всех видов живых организмов; осознание необходимости сохранения многообразия и природных местообитания живых организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
-
УУД:
-
Личностные - смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
-
Регулятивные - целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
-
Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
-
Коммуникативные - учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.
-
Основные понятия: эукариоты, мембрана, клеточная стенка, ядро, органоиды, пластиды, хлоропласты, фотосинтез, хлорофилл, вакуоли, карства живой природы, вирусы.
-
Тип урока: комбинированный урок.
-
План изучения нового материала:
-
Организационный этап.
-
Актуализация знаний.
-
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-
Изучение нового материала.
-
Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.
-
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
-
Рефлексия (подведение итогов урока).
-
Подготовка к уроку: компьютер, проектор, интерактивная доска, базовый учебник «Биология. Живой организм 5-6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова Москва, «Просвещение», 2014, электронное приложение к учебнику, раздаточный материал, инструкция по выполнению лабораторной работы.
Этап урока и цель
Содержание (деятельность учителя)
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Организационный момент
Цель: организация самооценки учащимися готовности к предстоящей деятельности на уроке; эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Проверка подготовленности классного помещения. Организация внимания школьников.
А сейчас проверь, дружок
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!
Выполняют самооценку готовности: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, учебник, ручки, карандаши, линейка), самостоятельность подготовки.
Поднимают руки, кто готов отвечать на «5»
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Познавательные: слушают учителя.
Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель: сформулировать тему, цели и задачи урока
Уже на протяжении 2 уроков мы с вами совершаем путешествие в удивительную страну под названием КЛЕТКА.
Так клетка, кажется мала!
Но в микроскоп взгляните:
Ведь это целая страна…
Страна, полная загадок. Часть загадок нами уже отгаданы, а другую часть нам ещё предстоит отгадать. Давайте вспомним, что мы уже знаем о клетке и создадим её «портрет».
-
С какой клеткой мы познакомились на прошлом уроке?
-
А с клетками каких организмов ещё не знакомились?
Сформулируйте тему урока: Строение клеток животных и грибов.
Сформулируем цели и задачи урока: узнать об общих чертах строения ядерных клеток, об отличиях клеток растений, животных, грибов.
Внимательно слушают.
Дают ответы на вопросы.
Формулируют тему, цели и задачи урока.
Регулятивные: целеполагание.
Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Личностные: смыслообразование, мотивация и интерес к уроку.
Актуализация знаний
Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы
А поможет нам узнать больше о клетке багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие.
А. Индивидуальная работа.
-
Распределите вещества по группам:
Органические вещества -
Неорганические вещества -
а) крахмал, б) вода; в) жиры, г) минеральные соли, д) белок.
-
Вставьте пропущенные слова в тексте:
Текст
«Снаружи клетка покрыта плазматической ___________. Главная роль мембраны - ________ клетки от внешних воздействий. Внутри клетки находится ___________, которая постоянно движется. Важнейший и самый крупный компонент клетки - это _______. Организмы, которые имеют ядро в клетке, называются __________».
-
Организация взаимопроверки.
Б. Тестирование (диктант).
-
Этот органоид защищает содержимое клетки от воздействий внешней среды. ( Мембрана)
-
Самое распространенное вещество клетки. (Вода)
-
Самый простой увеличительный прибор. (Лупа)
-
Оптический прибор, позволяющий увидеть увеличенное изображение мелких предметов. (Микроскоп)
-
Органоид клетки, где хранится наследственная информация. (Ядро)
-
Организмы, в клетке которых отсутствует оформленное ядро. (Доядерные)
-
Вязкое полужидкое вещество. (Цитоплазма)
-
Организация самопроверки.
Подчеркните буквы в словах: 1-1, 2-2, 3-1, 4-5, 5-2, 6-5, 7-1.
Получается слово: «МОЛОДЕЦ».
Выполняют индивидуальные задания по карточкам.
Осуществляют взаимооценивание.
Выполняют тестовые задания под диктовку учителя.
Осуществляют самооценивание.
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Регулятивные: ориентируются в карточке; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
Изучение нового материала
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.
Каждая пара учащихся для работы на уроке получает раздаточный материал с определениями основных понятий урока, фотографиями, рисунками и иллюстрациями по данной теме (Приложение)
-
Организация работы с Приложением.
-
Одновременное заполнение таблицы «Сравнение клеток растений, животных, грибов».
Демонстрация: Интерактивная схема «Царства ядерных организмов (эукариот)» - систематика.
-
Вирусы.
Учитель: Сообщение о вирусах «Существо или вещество». (Приложение)
-
Бывает так: человек «внезапно» заболевает. Усталость, слабость сковывают организм. Это результат действия невидимых интервентов в клетках человеческого организма - вирусов гриппа. Более чем половина всех инфекционных болезней человека провоцируется вирусами: корь, паротит (свинка), ветряная оспа, трахома, гепатит… в настоящее время в организме человека выявлено более 500 разных видов вирусов. Но вирусы поражают не только человека. Всё живое на свете - от бактерий до млекопитающих - подвержено их нападению. Вирусы - самостоятельное царство, объединяющее свыше 3000 видов, которые распадаются на три основные группы - вирусы растений, вирусы бактерий (бактериофаги), вирусы животных, в том числе и человека. Лишь змеи и моллюски невосприимчивы к вирусам. Вирусы также не обнаружены пока у мхов и лишайников. Насколько известно, свободны от вирусов дрожжи, грибы и хвойные растения.
Демонстрация: Интерактивная схема «Примеры вирусов» (приложение), рисунок 2.14 (учебник, стр. 47), рисунок 2 «Строение бактериофага» (раздаточный материал).
Учитель: Сообщения об использовании вирусов в сельском хозяйстве и о вирусах - помощниках человека. (Приложение)
-
Все знают, какой ущерб наносят гусеницы и жуки пилильщики. Первые поедают листья полезных растений, вторые поражают деревья в садах и лесах. Для борьбы с ними используют специальные вирусы. На небольших участках их распыляют пульверизаторами, а для обработки больших площадей применяют самолёты. Так поступали в США (в штате Калифорния) при борьбе с гусеницами, которые поражали поля люцерны, и в Канаде при уничтожении соснового пилильщика. Перспективно такое использование вирусов также для борьбы с гусеницами, поражающими капусту и свёклу, а также для уничтожения домашней моли.
-
Иногда на помощь человеку приходят вирусы, поражающие животных и насекомых. В конце 20-го века в Австралии остро встала проблема борьбы с дикими кроликами. Эти милые «пушистики» расплодились и быстрее саранчи уничтожали посевы сельскохозяйственных культур и дикорастущих растений. Обычные методы борьбы с ними не дали положительных результатов. И тогда учёные в борьбе с кроликами использовали специальный вирус. Но возник вопрос о том, как им заразить таких пугливых и осторожных животных. Выход нашёлся. В качестве «летающих игл», разносящих вирус от кролика к кролику, были использованы комары, которые при этом оставались совершенно здоровыми.
Постановка познавательной задачи (работа в парах): подумайте, какое значение имеют вирусы в жизни человека?
Постановка познавательной задачи (работа в парах): сформулируйте определение о вирусах.
Вирусы - это неклеточные формы жизни, способные проникать в клетки и размножаться только внутри клеток.
Вывод: Характерные черты вирусов - …
Работа с таблицей «Характерные черты вирусов». (Приложение)
Читают текст учебника. Находят в тексте признаки сходства клеток организмов разных царств и различия между ними. Оформляют основные тезисы по данной теме в виде таблицы «Сравнение клеток растений, животных, грибов».
Составляют схему «Систематика царств эукариотов».
Внимательно слушают.
Работа со схемой, обсуждают рисунки.
Внимательно слушают.
Работа в парах - обсуждают поставленную учителем задачу. Отвечают, слушают ответы других учащихся, комментируют их.
Записывают определение: Вирусы - это неклеточные формы жизни, способные проникать в клетки и размножаться только внутри клеток».
Заполняют таблицу «Характерные черты вирусов».
Общеучебные: смысловое чтение; умение работать с информацией: текстовой (самостоятельный поиск информации) и иллюстративной (работа с фотографиями, рисунками); умение структурировать знания в устной письменной форме.
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; анализ и синтез информации.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументация своей точки зрения; учёт различных мнений; сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Личностные: формирование адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы сотрудничества и их выполнение.
Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия.
Первичное усвоение, закрепление и контроль усвоения знаний
Цель: установить правильность и осознанность изученного; выявить пробелы изученного материала; провести коррекцию выявленных пробелов; обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, необходимых для самостоятельной работы по данному материалу; обеспечить повышение уровня осмысления данного материала, глубины его понимания.
-
Индивидуальная работа с карточками. (Приложение)
-
Организация взаимопомощи между учащимися.
-
Организация взаимопроверки между учащимися.
-
Составление синквейна о клетке.
Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила составления синквейна.
1 строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка - одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Выполняют индивидуальные задания по карточкам.
Осуществляют взаимооценивание и взаимную помощь в выполнении заданий учащихся, которые имеют затруднения.
Составляют синквейн:
Клетка
Растительная, животная
Питается, дышит, размножается
Клетка - восьмое чудо света
Микромир
Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что ещё нужно усвоить; волевая саморегуляция.
Логические: анализ и синтез информации.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
-
§17 - читать, стр. 46-47.
-
Записи в тетради - выучить.
-
Подготовить сообщения о роли животных, грибов, вирусов в природе и жизни человека.
Читают текст параграфа. Анализируют полученную информацию. Работают над проблемными задачами, используя знания, полученные на уроке, учебник, Интернет, справочную литературу, знания из собственного жизненного опыта
Общеучебные: самостоятельная работа с учебником; смысловое чтение; умение структурировать знания в письменной форме.
Логические: анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей.
Личностные: ориентация на творчество; умение сотрудничать.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества (работа в группах).
Рефлексия (подведение итогов урока)
Цель: обеспечить рефлексию учащихся относительно своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
Мобилизация учащихся на рефлексию своего эмоционального состояния и поведения, мотивации своей деятельности.
-
Заполнение листов самооценки.
-
«Барометр настроения».
Личностные: осмысление своих действий; самооценка.
Регулятивные: прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Приложение
СТРОЕНИЕ КЛЕТОК ЖИВОТНЫХ И ГРИБОВ. ВИРУСЫ
А. Проверка домашнего задания.
-
Распределите вещества по группам:
Органические вещества -
Неорганические вещества -
а) крахмал, б) вода; в) жиры, г) минеральные соли, д) белок.
-
Вставьте пропущенные слова в тексте:
Текст
«Снаружи клетка покрыта плазматической ___________. Главная роль мембраны - ________ клетки от внешних воздействий. Внутри клетки находится ___________, которая постоянно движется. Важнейший и самый крупный компонент клетки - это _______. Организмы, которые имеют ядро в клетке, называются __________».
Б. Работа на уроке.
С помощью текста §17 (стр. 46-47) и рисунка 2.13 (стр. 47) установите сходство и различия строения клеток растений, животных и грибов.
-
Прочтите текст на стр. 46-47, рассмотрите рисунок 2.13 на стр. 47.
-
Заполните таблицу:
-
Растения
Животные
Грибы
Общие черты
Отличия
Признаки для сравнения
Оболочка
Пластиды
Вакуоль
Включения
Рисунок 1. Царства живой природы
Рисунок 2. Строение бактериофага («пожирателя» бактерий)
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ
Карточка 1
Карточка 2
Карточка 3
Карточка 4